|
|
Решение коллегии Министерства общего и профессионального образования РФ от 19 мая 1998г №7/2 Решение коллегии Министерства Заслушав и обсудив сообщение начальника Управления реабилитационной работы и специального образования Д.С.Шилова, коллегия констатирует, что за последние годы в Российской Федерации отмечается увеличение количества безнадзорных детей, нуждающихся в помощи государства. По данным МВД России, в 1997 г. сотрудниками органов внутренних дел выявлено 63,6 тысячи безнадзорных несовершеннолетних, что на 9% больше, чем в 1996 году. Одной из причин роста количества безнадзорных детей является семейное неблагополучие. Обостряется проблема социального сиротства. Число лиц, лишенных родительских прав, возросло за последние 5 лет в три раза (с 11 до 35 тысяч). На учете в органах внутренних дел состоит свыше 183 тысяч родителей и лиц, их заменяющих, не выполняющих обязанности по воспитанию детей. В настоящее время сохраняется практика отчисления обучающихся, воспитанников и самовольного оставления ими по разным причинам образовательных учреждений, что также ведет к увеличению количества безнадзорных детей и совершению ими правонарушений. Безнадзорность является одной из форм социальной дезадаптации несовершеннолетних и тесно связана с такими ее проявлениями, как уклонение от учебы, бродяжничество, ранняя алкоголизация и наркотизация, девиантное и криминальное поведение. Все большее значение в работе по профилактике безнадзорности и преодолению сложившейся ситуации, наряду с традиционными образовательными учреждениями, приобретает в настоящее время новый тип образовательного учреждения - центры психолого-педагогической и медико-социальной помощи детям (далее - ППМС-центры). Создание нового типа образовательного учреждения вызвано увеличением числа семей и детей группы риска и связано с формированием гуманного отношения общества и школы к детям, переходом от авторитарной, запретительной педагогики к педагогике сотрудничества, становлением системы комплексного индивидуального сопровождения развития личности ребенка. Основой деятельности ППМС-центров является профилактика и предупреждение психолого-педагогических и медико-социальных проблем, связанных со становлением подрастающего человека. В системе образования Российской Федерации создано свыше 400 центров психолого-педагогической и медико-социальной помощи детям и подросткам. Позитивные результаты их деятельности стали возможны благодаря созданию реабилитационно-воспитательной системы, в основу которой положены принципы гуманистической педагогики. Ориентация на лучшие качества ребенка - главный отличительный признак гуманистической педагогики. Знать ребенка, уважать его достоинство, верить в его собственные силы и возможности, создавать условия для его самосовершенствования - эти основные идеи гуманистической педагогики К.Д.Ушинского остаются актуальными и сегодня. Принципы гуманистической педагогики реализуют в своей работе с безнадзорными детьми ППМС-центры г.Москвы, Московской области, г.Санкт-Петербурга, г.Губкина Белгородской области, г.Екатеринбурга, Архангельской, Курганской, Орловской, Ростовской, Псковской, Тюменской, Ярославской областей. Хабаровского края, других регионов России. В работе с детьми группы риска по предупреждению их безнадзорности основными направлениями деятельности центров являются психолого-медико-педагогическое диагностирование и консультирование, экстренная психологическая помощь, социально-трудовая адаптация подростков, работа с семьями группы риска, психолого-педагогическая коррекция, содействие полноценному психическому развитию личности, предупреждение возможных личных и межличностных проблем и социально-психологических конфликтов, защита законных прав и интересов несовершеннолетних. Одним из важных направлений деятельности ППМС-центров является оказание своевременной помощи детям, оказавшимся в кризисной ситуации, работа с неорганизованными детьми индивидуально и в группах краткосрочного пребывания. При этом обеспечивается равнопартнерская, субъект-субъектная схема педагогического взаимодействия, происходит учет и формирование (коррекция) индивидуально-психологических особенностей, способствующих школьной и социальной адаптации детей и подростков, повышению их обучаемости. Особое место в системе работы с детьми группы риска занимают те ППМС-центры, в которых имеются приюты (стационары). ППМС-центры тесно взаимодействуют по оказанию индивидуально ориентированной педагогической, психологической, социальной, правовой и медицинской помощи безнадзорным детям с образовательными учреждениями, семьей, учреждениями социальной защиты, органами здравоохранения, правоохранительными органами и другими службами. Значительную роль в деятельности ППМС-центров играют психологические службы, которые внедряют в работу центров новейшие достижения детской, возрастной, педагогической психологии. Именно компетенция психологов позволяет своевременно фиксировать качественные изменения в развитии детей, изучать их индивидуальные особенности и помогать социальным педагогам, родителям, опекунам и попечителям максимально эффективно использовать средства и методы воспитательной работы. Такая совместная согласованная деятельность специалистов центров и родителей формирует у детей положительную учебную мотивацию, развивает коммуникативные качества, восстанавливает эмоциональную сферу. Многие ППМС-центры непосредственно организуют обучение несовершеннолетних, обеспечивая получение ими основного общего образования. В таких случаях эффективно используются различные формы и методы коррекционно-развивающего обучения. Большую роль в социально-педагогической реабилитации детей с девиантным поведением, профилактике их безнадзорности играет трудовое обучение. При многих ППМС-центрах функционируют учебно-производственные мастерские, где созданы рабочие места для осуществления допрофессиональной и начальной профессиональной подготовки. Решение задач, стоящих перед коллективами ППМС-центров, особенно по предупреждению школьной и социальной дезадаптации, детской безнадзорности, требует соответствующей профессиональной подготовки кадров. Многие ППМС-центры включают своих работников в непрерывную курсовую и межкурсовую подготовку, способствуя их поэтапному профессиональному продвижению. Таким образом, в настоящее время ППМС-.центры решают проблемы десятков тысяч детей, который по разным причинам оказались вне школы или могут "оставить ее, если им не будет оказана своевременная профессиональная психолого-педагогическая и медико-социальная помощь и поддержка. Вместе с тем, наряду с положительными тенденциями развития и ощутимыми результатами работы ППМС-центров, имеют место проблемы, требующие своего решения. Особо актуальной в настоящее время являете разработка и утверждение нормативно-правовой базы деятельности ППМС-центров. В номенклатуру образовательных учреждений ППМС-центры не включены из-за отсутствия типового положения. Статус специалистов центров требует более четкого юридического определения. Острой является потребность в совершенствовании системы подготовки кадров для ППМС-центров. В ряде случаев ППМС-центры не имеют договоров с образовательными учреждениями для проведения совместной работы с детьми и подростками по профилактике их школьной дезадаптации, безнадзорности и правонарушений, недостаточно взаимодействуют с другими составляющими реаби-литационной службы в образовании. Профилактическая деятельность образовательных учреждений не получает необходимой научно-методической поддержки. Недостаточно используется опыт работы ППМС-центров при организации педагогической практики студентов, повышения квалификации психологов, социальных и коррекционных педагогов, других специалистов. Нуждается в качественном улучшении и система информационного обеспечения ППМС-центров. Требуемая информация чаще всего оказывается недоступное для тех, кто в ней более всего нуждается - для родителей детей и педагогов. Особую тревогу вызывает рассогласованность действий в этом направлении различных ведомств, обеспечивающих поддержку детей группы риска. Необходима разработка и утверждение образцов отчетной документации, критериев оценки деятельности ППМС-центров. Действующие нормативы труда для многих категорий работников ППМС-центров, вследствие давности сроков их принятия, не всегда соответствуют сложности работы сотрудников в новом типе учреждения с учетом специфики контингента дезадаптированных детей и подростков. Во многих ППМС-центрах остро стоит проблема оснащенности материально-технической базы, укомплектования кадрами, особенно социальных педагогов и юристов. Коллегия решила: 1. Одобрить работу центров психолого-педагогической и медико-социальной помощи с безнадзорными детьми и их деятельность по профилактике школьной и социальной дезадаптации. 2. Отметить, что содержание и результативность работы ППМС-центров по психолого-педагогической реабилитации несовершеннолетних, профилактике их безнадзорности подтверждает необходимость развития сети учреждений указанного типа в действующей системе образования. 3. Управлению реабилитационной работы и специального образования (Д.С.Шилову): 3.1. Направить справку о работе ППМС-центров с безнадзорными детьми в органы управления образованием субъектов российской Федерации для ознакомления и использования на практике. 3.2. С целью обобщения и распространения опыта работы с безнадзорными детьми Хабаровского городского экспериментального Центра педагогической реабилитации провести в октябре 1998 г. на базе указанного Центра Всероссийское совещание-семинар директоров центров психолого-педагогической и медико-социальной помощи детям и подросткам. 3.3. Совместно с Управлением образовательных стандартов и программ (Г.К. Шестаковым), Отделом повышения квалификации и переподготовки специалистов (В.В.Безлепкиным) подготовить предложения по совершенствованию содержания подготовки и профессиональной переподготовки педагогических кадров в вопросах психолого-педагогического и медико-социального сопровождения развития личности ребенка. 3.4. Совместно с органами управления образованием субъектов Российской Федерации до 01.12.98 разработать критерии эффективности деятельности ППМС-центров. 4. Органам управления образованием субъектов Российской Федерации: 4.1. Определить меры по развитию сети ППМС-центров, укреплению их материально-технической базы и укомплектованию кадрами, совершенствованию деятельности на основе договоров о сотрудничестве с образовательными учреждениями и межведомственного взаимодействия. 4.2. Рекомендовать центрам психолого-педагогической и медико-социальной помощи детям считать сферой особого внимания решение проблем по предупреждению дезадаптации детей в образовательных учреждениях и их безнадзорности; поддержку семьи и ребенка в проблемных ситуациях; комплексное индивидуальное психолого-педагогическое и медико-социальное сопровождение развития личности ребенка, направленное на его адаптацию в социуме. 4.3. С целью создания системы мер по профилактике школьной и социальной дезадаптации повысить ответственность руководителей образовательных учреждений за сохранность контингента обучающихся, воспитанников, не оставлять без внимания каждый случай самовольного оставления детьми образовательных учреждений, организацию их занятости в летний период. 4.4. Обратить предметное внимание на работу с семьями группы риска, установить их постоянное патронирование, на межведомственной основе разработать и приступить к реализации комплексной программы "Семья". 4.5. Организовать работу по повышению квалификации и переподготовке кадров специалистов ППМС-центров на базе институтов повышения квалификации работников образования по вопросам предупреждения школьной и социальной дезадаптации обучающихся, оказания им профессиональной психолого-педагогической и медико-социальной помощи. 4.6. При наличии достаточной сети ППМС-центров использовать опыт органов управления образованием гг. Москвы и Санкт-Петербурга по созданию в регионах советов директора ППМС-центров для координации их деятельности и обмена опытом работы. 5. Контроль за выполнением настоящего решения возложить на заместителя министра Е.Е.Чепурных. Первый заместитель министра В.М.Жураковский Вестник образования. 1998. № 11-12. С.67-72.Другие интересные материалы:
|
|