|
|
"Профилактика наркозависимости в Санкт-Петербурге" на 1999-2001 годы "Профилактика наркозависимости в
Санкт-Петербурге”
|
Наименование Программы | Целевая программа “Профилактика наркозависимости в Санкт-Петербурге” на 1999 - 2001 годы - (далее Программа) |
Основание для разработки Программы | Федеральный закон "О наркотических средствах и психотропных веществах"; приказ Министерства здравоохранения Российской Федерации от 18.03.97 № 76 "О наркологических реабилитационных центрах". |
Государственный заказчик Программы | Управление административных органов Канцелярии губернатора Санкт-Петербурга. |
Основные разработчики Программы | Комитет по здравоохранению. Комитет по делам семьи, детства и молодежи. Комитет по образованию. Комитет по труду и социальной защите населения, Комитет по физкультуре и спорту. Комитет по печати и связям с общественностью. Комитет по науке и высшей школе, Комитет по культуре; Главное управление внутренних дел Санкт-Петербурга и Ленинградской области. |
Цель и задачи Программы | - предупреждение немедицинского употребления
наркотических средств; - создание, поддержка и развитие системы государственной и негосударственной деятельности в области профилактики наркозависимости, лечения и реабилитации больных наркоманией; - активизация научно-исследовательской работы; - создание общегородской информационно-аналитической базы данных по проблемам наркозависимости; - проведение учебно-образовательной деятельности среди специалистов и населения; - издание методической и научно-популярной литературы по проблеме наркомании; - социальная защита лиц, прошедших реабилитацию. |
Сроки реализации Программы | 1999-2001 годы. |
Исполнители основных мероприятий Программы | Комитет по здравоохранению. Комитет по делам семьи, детства и молодежи. Комитет по образованию, Комитет по труду и социальной защите населения, Комитет по физкультуре и спорту. Комитет по печати и связям с общественностью. Комитет по науке и высшей школе. Комитет по культуре. Главное управление внутренних дел Санкт-Петербурга и Ленинградской области. |
Ожидаемые конечные результаты реализации Программы | - снижение уровня вовлечения населения
Санкт-Петербурга, особенно подростков и
молодежи, в среду наркозависимых; - повышение уровня информированности специалистов о наркозависимости, принципах и методах ведения профилактики среди населения; - создание единого городского информационно-методического центра профилактики наркозависимости; - активизация наркологической помощи населению, создание и развитие социореабилитационных и постреабилитационных программ. |
Объемы и источники финансирования Программы | Источниками финансирования Программ являются
средства бюджета Санкт-Петербурга на
соответствующий финансовый год, а также
внебюджетные средства. Объем финансирования из
средств бюджета составляет 83 284 тысячи рублей: 1999 г. - в пределах выделенного финансирования; 2000 г.-56 050 тыс. руб.; 2001 г.-27 234 тыс. руб. |
1. Обоснование Программы
В настоящее время в Санкт-Петербурге отсутствует единая система профилактики наркозависимости. Ведомственная разобщенность не позволяет должным образом обеспечить комплексный подход и взаимодействие в решении этой социальной проблемы. Средства массовой информации нередко публикуют материалы, которые усиливают любопытство и увеличивают желание молодежи попробовать наркотики, ставшие легкодоступными. В результате резкого увеличения численности наркоманов образовался острый дефицит таких специалистов, как социальные работники, социальные педагоги, социальные психологи и т.д. Единичность научных и социологических исследований не отражает реального положения в области наркозависимости среди населения Санкт-Петербурга.
По состоянию на 01.01.99 на учете в наркологических учреждения Санкт-Петербурга состоит 4907 больных наркоманией, в том числе 1797 подростков и 1128 женщин. По сравнению с 1988 годом, учтенная заболеваемость наркоманией увеличилась в 4,5 раза, число больных, пролеченных в стационаре, возросло в 4,7 раза.
Уровень преступности, особенно среди подростков и молодежи, остается высоким. По данным 1998 года, совершено 10995 преступлений по линии незаконного оборота наркотиков. За последние 5 лет количество наркопреступлений возросло почти в 10 раз. Среди негативных тенденций на первый план выдвигается стремительный рост контрабанды наркотиков. Сегодня нелегальный ввоз в Санкт-Петербург наркотиков составляет 82% от всего количества наркотиков, изымаемых из незаконного оборота. Кроме растительных, изымается все большее количество синтетических наркотиков, в производстве которых участвуют зачастую квалифицированные специалисты - химики, фармацевты.
Рост наркомании ведет к увеличению числа венерических заболеваний, заболеваний гепатитом, СПИДом. По данным ООН, в 80% случаев причиной заражения ВИЧ-инфекцией в России являлось употребление наркотиков. В 1997 году в Санкт-Петербурге зарегистрировано 300 ВИЧ-инфицированных.
Среднестатистический петербургский наркоман становится все моложе. Исследования также показывают, что каждый наркоман втягивает в наркотический кругооборот от 5 до 7 человек, что придает процессу распространения наркомании характер эпидемии.
Данные широкомасштабного социологического исследования, проведенного Комитетом по делам семьи, детства и молодежи совместно с Научно-исследовательским институтом комплексных социальных исследований при Санкт-Петербургском государственном университете, территориальными управлениями административных районов Санкт-Петербурга и другими заинтересованными организациями и ведомствами на предмет изучения уровня наркотизации среди молодежи Санкт-Петербурга показывают следующие результаты: 40% респондентов имеют опыт употребления наркотиков, из них половина продолжает употребление наркотических средств; 10% подростков постоянно прибегает к наркотикам в случае сложных жизненных обстоятельств, 32% - к алкоголю. Основной возраст первого знакомства с наркотиками приходится на 11 - 14 лет (41%) и 15 - 17 лет (51%).
Большинство респондентов (57%) указывают на устойчивые конфликты с родителями, причем 24% отметили, что в семье есть члены семьи, злоупотребляющие алкоголем и 6% - наркотиками. 90% из тех, кто регулярно употребляет наркотические средства (5 - 7% от общей выборки) живут в неполных семьях.
Различно отношение к наркотикам в среде молодежи. Так, например, 34% опрошенных считают, что наркотики бывают "всерьез" и "не всерьез", 21% респондентов согласны с тем, что "наркотик делает человека свободным" и 42% респондентов уверены, что от увлечения наркотиками всегда можно отказаться. Также наблюдается некоторая романтизация среды потребителей наркотиков, высокая лояльность по отношению к наркоманам на фоне самого низкого доверия к педагогам, врачам и психологам.
Опрос на дискотеках показывает высокую потребность посещающей их молодежи в стимуляторах "для поднятия настроения" (54%), из них наркотические стимуляторы составляют 20% и алкогольные - 70% , причем 21% опрошенных сознательно не хотят отказываться от использования этих веществ.
Данные исследований показывают крайне низкую продолжительность жизни наркомана - 4 года после начала употребления наркотических средств при среднем возрасте 21 год. При этом наблюдается крайне пренебрежительное отношение наркоманов к своему здоровью и быстрая нравственная деградация. Так, например, данные опроса выявили следующий стереотип поведения наркоманов в случае предполагаемого обнаружения у них ВИЧ-ннфекции: 14,4% - скроют от всех свое заболевание, 63,5% - не будут использовать (если и раньше не использовали) презервативы, 29% - не сообщат о наличии у них инфекции своим половым партнерам, 57% - не уменьшат число половых партнеров, 59% - не откажутся от наркотиков внутривенно (и это на фоне того, что 56% опрошенных занимаются сексом с людьми не употребляющими наркотики, а 35% используют общий шприц).
Сложившаяся неблагоприятная ситуация требует неотложного принятия комплекса профилактических мер, направленных на предотвращение дальнейшего распространения наркозависимости и эффективную лечебную и реабилитационную помощь больным наркоманией.
2. Основные цели и задачи реализации Программы
Программа направлена на предупреждение злоупотребления наркотическими средствами среди населения Санкт-Петербурга и ставит целью создание системы комплексных профилактических мер, которые сократят масштабы распространения наркомании, обеспечат информационно-аналитическое освещение данной проблемы на всех уровнях, привлекут широкое участие населения и специалистов к профилактике наркозависимости. Реализация Программы будет способствовать формированию у различных групп населения отрицательного отношения к наркотикам и наркомании.
Программа включает весь спектр социальных и лечебно-профилактических мер, которые условно можно разделить на три этапа:
первый этап - предупреждение развития наркозависимости;
второй этап - раннее и полное лечение наркомании, предотвращение перехода болезни в хронические формы;
третий этап - реабилитация больных наркоманией.
Программа направлена на решение следующих задач:
1. Развитие научно-исследовательской деятельности в области проблем наркозависимости.
2. Упорядочение потока печатной и видеопродукции по вопросам наркомании в средствах массовой информации.
3. Периодическое издание материалов по вопросам наркозависимости для различных категорий населения и специалистов.
4. Проведение системы образовательных мероприятий для различных категорий детей, подростков и молодежи, а также их родителей.
5. Организация учебно-образовательной деятельности для различных категорий специалистов (педагогов, социальных работников, врачей, работников отделов внутренних дел, журналистов и т.д.), соприкасающихся с проблемами профилактики наркозависимости.
6. Снижение сопутствующих наркомании проблем - преступности, вирусных заболеваний.
7. Широкое привлечение общественности к участию в профилактике нар-козлвисимости.
8. Поддержка и развитие инфраструктуры социально-психологической помощи населению и людям, прошедшим реабилитацию (постреабилитационная помощь).
9. Создание единого городского информационно-методического и консультативного центра профилактики наркозависимости.
10. Проведение ежегодных конкурсов городских программ в сфере профилактики наркозависимости.
11. Организация досуга среди подростков и молодежи.
12. Активизация профилактической деятельности в каждом административном районе Санкт-Петербурга, особенно в школах, училищах, подростковых клубах, вузах.
13. Привлечение зарубежного опыта разрешения подобных проблем.
3. Основные мероприятия Программы
Программа предусматривает осуществление организационно-методических, научно-исследовательских, информационно-аналитических, образовательно-просветительских, лечебных и социореабилитационных и организационно-правовых мероприятий.
4. Механизм реализации Программы
Реализация мероприятий Программы будет проводиться исполнителями, привлеченными государственным заказчиком в порядке, установленном Законом Санкт-Петербурга “О целевых программах Санкт-Петербурга”.
В рамках реализации Программы предусматривается в установленном порядке предоставление льгот по кредитам, налогам, выделение целевых дотаций или субсидий предприятиям и организациям, участвующим в реализации Программы.
5. Ожидаемые результаты реализации Программы
Реализация Программы позволит предотвратить в Санкт-Петербурге существенный рост наркозависимости. среди населения, особенно в среде подростков и молодежи, повысить качество информирования населения и специалистов о наркозависимости, создать единые городские информационно-справочные и учебно-методические службы профилактики наркозависимости, активизировать наркологическую помощь населению, создать и поддержать государственные и негосударственные социореабилитационные и постреабилитационные программы.
6. Материальное и финансовое обеспечение Программы
Источниками финансирования Программы являются средства бюджета Санкт-Петербурга на соответствующий финансовый год, а также внебюджетные средства. Объем финансирования из средств бюджета составляет 83 284 тысячи рублей:
1999 г. - в пределах выделенного финансирования;
2000 г. - 56 050 тыс. руб.;
2001 г.- 27 234 тыс. руб.
ОСНОВНЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ И ОБЪЕМЫ ФИНАНСИРОВАНИЯ
№ п/п | Перечень мероприятий | Ответственные Исполнители | Ориентировочные финансовые затраты на реализацию из средств бюджета Санкт-Петербурга в тыс. руб. | |||
на период реализации | 1999 | 2000 | 2001 | |||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
83164 | В пределах выделен. финанси- рования |
56190 | 26974 | |||
1. | Организационно-методические мероприятие | 68900 | 47140 | 21760 | ||
1.1 | Создание и развитие городского центра профилактики наркозависимости (далее Центр) | Канцелярия губернатора
Санкт-Петербурга, Комитет по здравоохранению |
5400 | 3000 | 2400 | |
1.2 | Создание химико-токсикологической лаборатории наркологической экспертизы и открытие на ее базе регионального учебно-методического центра | Канцелярия губернатора
Санкт-Петербурга, Комитет по здравоохранению |
34500 | 22500 | 12000 | |
1.3 | Создание передвижных лабораторий наркологической экспертизы | Канцелярия губернатора
Санкт-Петербурга, Комитет по здравоохранению |
10800 | 5400 | 5400 | |
1.4 | Развитие службы профилактики наркозависимости среди молодежи | Комитет по делам семьи, детства и молодежи | 1400 | 700 | 700 |
1.5 | Организация трехзначных круглосуточных телефонов экстренной медико-психологической помощи | Комитет по здравоохранению, Комитет по делам семьи, детства и молодежи |
1040 | 520 | 520 | |
1.6 | Организация телевизионной передачи посвяшенной проблемам профилактики наркозависимости | Комитет по делам семьи, детства и
молодежи, Комитет по печати и связям с общественностью |
160 | 160 | ||
1.7 | Проведение заседаний круглого стола детских и молодежных общественных организаций об организации профилактики наркозависимости среди населения | Комитет по делам семьи, детства и
молодежи, Комитет по здравоохранению |
120 | 60 | 60 | |
1.8 | Проведение координационных и методических совещаний с руководителями молодежных и подростковых клубов об организации профилактики потребления наркотических средств среди молодежи и подростков | Комитет по делам семьи, детства и
молодежи, Комитет по здравоохранению |
40 | 20 | 20 | |
1.9 | Проведение спортивных мероприятий под лозунгом “Спорт без наркотиков” | Комитет по физкультуре и спорту | 300 | 150 | 150 | |
1.10 | Проведение финала городского конкурса художественно-прикладных работ “Мир без наркотиков” | Комитет по образованию, Комитет
по печати и связям с общественностью, Комитет по делам семьи, детства и молодежи |
40 | 20 | 20 |
1.11 | Организация и проведение конкурса на лучший видео - клип по профилактике наркозависимости. Размещение клипа-победителя на телевизионных каналах 5,6,11, 40, 51 | Комитет по печати и связи с общественностью | 500 | 250 | 250 | |
1.12 | Проведение городского смотра-конкурса методических разработок по профилактике наркозависимости | Канцелярия губернатора Санкт-Петербурга | 400 | 200 | 200 | |
1.13 | Издание методического пособия для специалистов школ по профилактике наркозависимости среди школьников | Канцелярия губернатора
Санкт-Петербурга, Комитет по образованию. Комитет по здравоохранению |
14000 | 14000 | ||
1.14 | Проведение студенческих конференций “СПИД и наркотики” | Комитет по делам семьи, детства и
молодежи, Комитет по науке и высшей школе |
||||
1.15 | Разработка и внедрение моделей комплексной профилактической работы на базе средних и высших учебных заведений, подростковых клубов, летних оздоровительных лагерей | Комитет по науке и высшей школе, Комитет по делам семьи, детства и молодежи, образования, Комитет по здравоохранению |
150 | 110 | 40 | |
2. | Научно-исследовательские мероприятия | 1880 | 1090 | 790 |
2.1 | Подготовка и проведение социологических исследований по проблемам наркозависимости | Канцелярия губернатора
Санкт-Петербурга, Комитет по делам семьи, детства и молодежи |
140 | 70 | 70 | |
2.2 | Разработка адресных методических рекомендаций по профилактике наркозависимости среди различных социальных групп | Канцелярия губернатора
Санкт-Петербурга, Комитет по делам семьи, детства и молодежи |
40 | 20 | 20 | |
2.3 | Организация и проведение мониторинга распространенности потребления наркотических и других психоактивных веществ среди населения, выявление групп риска | Канцелярия Губернатора
Санкт-Петербурга, Комитет по здравоохранению |
500 | 250 | 250 | |
2.4 | Разработка и внедрение методов объективной диагностики и лечения нарушений центральной нервной системы при формировании наркозависимости | Канцелярия Губернатора
Санкт-Петербурга, Комитет по здравоохранению |
650 | 300 | 350 | |
2.5 | Разработка методов и организация медицинского страхования детей от формирования наркозависимости | Канцелярия Губернатора
Санкт-Петербурга, Комитет по здравоохранению |
150 | 150 | ||
2.6 | Внедрение проекта "Принципы создания лекарственных препаратов для лечения наркозависимости | Комитет по науке и высшей школе | 400 | 300 | 100 | |
3. | Информационно-аналитические мероприятия | 720 | 360 | 360 |
3.1 | Создание и техническая поддержка информационно- аналитической справочной базы данных по вопросам наркозависимости | Канцелярия губернатора
Санкт-Петербурга, Комитет по делам семьи, детства и молодежи |
300 | 150 | 150 | |
3.2 | Создание и поддержка Web-странипы по проблемам злоупотребления наркотическими средствами | Канцелярия губернатора Санкт-Петербурга, Комитет по печати и связям с общественностью, Комитет по делам семьи, детства и молодежи, Комитет по здравоохра- нению |
100 | 50 | 50 | |
3.3 | Издание дайджеста публикаций периодической печати по вопросам наркомании | Комитет по делам семьи, детства и молодежи, Комитет по печати и связям с обществен- ностью |
120 | |||
4. | Образовательно-просветительские мероприятия | 1780 | 880 | |||
4.1 | Организация и проведение учебно-методических циклов первичной подготовки и усовершенствования для специалистов, участвующих в профилактике наркозависимости | Канцелярия губернатора
Санкт-Петербурга, Комитет по делам семьи, детства и молодежи |
440 | 220 | 220 |
4.2 | Проведение фестивалей, концертов, выставок, и др. массовых мероприятий под лозунгом "Мир без наркотиков" | Комитет по культуре, Канцелярия губернатора Санкт-Петербурга | 800 | 400 | 400 | |
4.3 | Организация антинаркотической пропаганды в сфере массового досуга молодежи на базе Дворца спорта "Юбилейный" | Комитет по делам семьи, детства и молодежи | 220 | 120 | 100 | |
4.4 | Организация тренинговых занятий для социальных работников по методам и навыкам ведения профилактической антинаркотической деятельности среди беспризорных и безнадзорных детей и подростков | Комитет по делам семьи, детства и
молодежи, Комитет по образованию, Комитет по здравоохранению. Комитет по труду и социальной защите населения |
320 | 160 | 160 | |
5. | Лечебно-профилактические и социореабилитационныс мероприятия | 10204 | 6660 | 3544 | ||
5.1 | Организация блока неотложной наркологической помощи в городском наркологическом диспансере (далее ГНД) | Комитет по здравоохранению | 2500 | 1100 | 1400 | |
5.2 | Открытие рсабилятационного отделения | Комитет по здравоохранению | 1800 | 1800 | ||
5.3 | Открытие детско-подросткового наркологического отделения | Комитет по здравоохранению | 1800 | 1800 | ||
5.4 | Организация системы неотложной наркологической помощи на дому | Комитет по здравоохранению | 1200 | 1200 |
5.5 | Открытие районных детско-подростковых наркологических кабинетов | Комитет по здравоохранению | 560 | 560 | ||
5.6 | Организация системы медико-социальной службы в наркологии | Комитет по здравоохранению | 144 | 144 | ||
5.7 | Создание загородных социально-реабилитационных центров для наркозависимых | Комитет по здравоохранению | 2200 | 200 | 2000 | |
6. | Организационно-правовые мероприятия | 40 | 40 | |||
6.1 | Подготовка проекта Закона Санкт-Петербурга о квотировании рабочих мест для лиц прошедших лечение от наркозависимости | Комитет по занятости Комитет по труду и социальной защите населения |
20 | 20 | ||
6.2 | Формирование нормативно-правовой базы по профилактике наркомании | Канцелярия губернатора Санкт-Петербурга | 20 | 20 |
Пояснительная записка
к проекту Закона Санкт-Петербурга о целевой
программе “Профилактика наркозавненмостн
в Санкт-Петербурге на 1999 - 2001 годы”.
В последнее десятилетие стремительный рост заболевания наркоманией в России стал очевидной проблемой, а в настоящее время приобретает угрожающий характер. Масштабы и темпы распространения наркомании, вовлечение в круг потребителей наркотиков подростков и детей, свидетельствуют о надвигающейся национальной катастрофе.
Не является исключением и современная наркоситуация в Санкт-Петербурге. Условия се развития ставят перед всеми органами государственной власти актуальную задачу по совершенствованию системы мер, направленных на практическое решение ключевых проблем по противодействию злоупотреблению наркотическими средствами и распространению наркозависимости.
С одной стороны, на наше общество воздействует хорошо организованная система наркопреступности, стремительно вовлекающая в круг потребителей наркотиков подрастающее поколение. По данным социологических исследований около 40% детей, подростков и молодежи уже имеют опыт употребления наркотиков. С другой стороны, в Санкт-Петербурге отсутствует единая система профилактики наркозависимости. Ведомственная разобщенность не позволяет должным образом обеспечить комплексный подход и взаимодействие в решении этой социально опасной проблемы. Следует особо отметить крайне низкую, не превышающую 5%, эффективность лечебных мероприятий. Вместе с тем Санкт-Петербург располагает уникальным научно-методическим потенциалом, способным внести реальный вклад в общую систему антинаркотической работы.
Предлагаемая целевая программа "Профилактика наркозависимости в Санкт-Петербурге на 1999 - 2001 годы" предусматривает создание целостного комплексного подхода, включающего реализацию мероприятий по важнейшим стратегическим направлениям: организация механизма контроля за потреблением наркотических средств, совершенствование системы лечебно-реабилитационной помощи наркозависимым, широкомасштабная просветительская работа с подрастающим поколением, создание единой системы сбора и анализа информации, научно-исследовательская деятельность.
Стержневым моментом решения всего круга поставленных задач должен стать Городской центр профилактики и экспертизы наркозависимости. Его финансирование должно быть прописано отдельной строкой бюджета. Только подобное решение обеспечит максимальную интеграцию усилий, направленных на борьбу с распространением наркозависимости, а концентрация финансовых средств из бюджета и внебюджетных источников позволит не только максимально эффективно их использовать, не распылять на другие виды деятельности структурах заинтересованных Комитетов, но и обеспечит жесткий контроль за их расходованием.
Часть 5 От: Артур 4emberlen@mail.ru Можно... |
От передозировки у него остановится дыхание Остановка дыхания может наступить в... |
Организация мониторинга наркоситуации. Методическое пособие Анализ наркоситуации и ее динамики на... Введение Первоочередной задачей... |
Многоосевая диагностика склонности к зависимому поведению Проанализирована проблема комплексной... В мае 2013 года Госдума приняла в третьем... |
Алкоголь, друг мой... задумчивое повествование “Вы не думали, почему производство и... “А теперь поговорим о Душе, именно так...”... |
|