|
|
Читатель, поверь, чтение-усвоение этой книги может изменить твою жизнь и непременно к лучшему. Почему? Потому, что изменит твое мировидение-миропонимание, поможет четко ориентироваться в тривиальных и баснословных жизненных обстоятельствах. Dixi… В. Пригодич Любезный читатель, тебе приготовлен такой книжный «гостинец», чье название может тебя озадачить: А.В. Поляков. Общая теория права: Проблемы интерпретации в контексте коммуникативного подхода. Курс лекций. Санкт-Петербург 2004. Издательский дом Санкт-Петербургского государственного университета. Редактор С.С. Гречишкин. Тираж 2000 экземпляров. 864 С. Нет, я не рехнулся, это не рутинный «учебник», имя которым – легион, это замечательный труд, о котором нужно и должно обстоятельно поговорить. Отринув принудительно насаждавшуюся маркистско-ленинскую догму (все помнят бессмертное: «Учение Маркса всесильно, ибо вводят его насильно»), гуманитарные науки, в частности, отечественное правоведение, начинают потихоньку-полегоньку «приходить в себя», очухиваться, подверстываться к реалиям новой |России, догонять Запад, заявлять о себе не как о «служанке» тоталитарного режима, а как друге-советчике новой власти. Вспомним великую формулу В.А.Жуковского «Певцы – советники вождям». Да-с. Книга, о которой я веду речь, – совершенно блестящая, тараном вываливающаяся из общего ряда, принесет автору, конечно, и славу, и неприятности, ибо ученое сообщество (как и любое другое) все прощает, кроме демонстрации выдающихся достижений. Мир грустен, и не нами создан-придуман. Два слова об авторе. Андрей Васильевич Поляков (1955 г. рожд.) – доцент кафедры теории и истории государства и права юридического (великого, «президентского») факультета Санкт-Петербургского государственного – так и хочется написать «Императорского» – университета, в 1987 г. защитил кандидатскую диссертацию «Возрожденное “естественное право” в России. Критический анализ основных концепций», автор многих работ по теории, истории и философии права, знаток отечественной правовой и философской мысли начала прошлого века. Это его первая «большая» монография. Книга скромно названа «курсом лекций». Не верь, читатель, это не курс лекций, не стандартный учебник (с какого боку-припеку стал бы я писать об «учебнике»), это – яркий, пламенный, пристрастный трактат, «интеллектуальный роман», как говаривал Томас Манн, в котором всесторонне исследован феномен «права»… Э, все куда сложнее. Книга, как и всякое «порядочное сочинение» на Руси – обо всем: о жизни и смерти, о любви и ненависти, о духе и плоти, о тебе и обо мне. Мы окружены правом, мы дышим им, пользуемся им, творим его, но и оно жестко и жестоко формирует нас. Все в нашей юдоли скорби и плача есть право, правоотношение, правопонимание, правовая культура, правонарушение, к примеру, от коллизии «Ромео и Джульетты» до тривиальной покупки билета в метро и кражи пепельницы в ресторане. Автор вопрошает: «Что есть право?.. Является ли оно установлением государства, природным свойством человека, индивидуальным психическим явлением или интерсубъективным актом социального взаимодействия? Где искать право? В какой мере на него можно уповать? Эти вопросы значимы не только для ученого-теоретика, законодателя, судьи адвоката, истца и потерпевшего, но, в конце концов, для каждого из нас, так как жизненный мир человека, мир социальной повседневности – это и есть подлинное царство права, тот воздух, которым дышит человечество». На все эти (и многие другие) «вопросы вопросов» в книге даны оригинальные, обстоятельнейшие ответы. Фолиант написан мастерской, щегольски выделанной орнаментированной прозой, чьи истоки восходят не только к философской, историософской, но и художественной традиции русского «Серебряного века». В книге глубоко выражена авторская личность, поражает лирическая исповедальность текста, что, как правило, на прочь «выжигается» в научной прозе. Автор «учебника» обладает несомненным беллетристическим даром. Изощренный «цветущий стиль» помогает читателю лучше усвоить и запомнить прихотливые, причудливые извивы мысли А.В.Полякова. Том снабжен тоталитарно избыточным научным аппаратом. Почти на каждой странице автор дает высказаться своим оппонентам: предшественникам и современникам. Собеседниками, едва ли не “собутыльниками” доцента, являются: Платон, Аристотель, апостол Павел, Фома Аквинский, Гоббс, Кант, Гегель, О.Конт, Ницше, Э.Гуссерль, Р.Барт, В.Соловьев, Н.Бердяев, Н.Лосский, И.Ильин, М.Бахтин и другие (это я пролистал первые 60 страниц). А.В.Поляков пристрастно полемизирует с “собратьями по цеху”, вступает в горячечный спор, весьма напоминающий салонные дискуссии начала прошлого века, продолженные в лагерях, в эмиграции, а позднее – на питерских и московских интеллигентских кухнях. Архитектоника «учебника» никак не воспроизводит императивно-нормативный авторский монолог, а напоминает скорее прославленные платоновские «Диалоги». Исследователь неимоверно культурен, что само по себе является преступлением в советской и постсоветской научной среде, редкостно умен, задирист, для него нет непререкаемых авторитетов; в запальчивости он выхватывает «сено» из кормушек у ученых «священных коров», всегда честен с собой и читателем. Долго крепился, но осмелюсь сказать, как Блок о романе Андрея Белого «Петербург»: в книге есть проблески гениальности. Занятный «учебник»… Россия, как известно, принадлежит к ареалу романо-германской системы права. Однако автор постоянно проецирует русское право на англосаксонскую модель, что чрезвычайно полезно и нужно. А.В.Поляков не просто знает право Запада, но подробно знакомит читателя с правовыми концепциями зарубежных исследователей-теоретиков. Не в первый раз я пишу о книгах, жанр которых можно определить как «учебник жизни». Читатель, поверь, чтение-усвоение этой книги может изменить твою жизнь и непременно к лучшему. Почему? Потому, что изменит твое мировидение-миропонимание, поможет четко ориентироваться в тривиальных и баснословных жизненных обстоятельствах. Dixi… Перечислю важнейшие главы (лекции): «Проблема правопонимания в истории теоретико-правовой мысли», «Российский правовой дискурс: основные идейные доминанты», «Право и ценности», «Правосознание: онтологический и социокультурный ракурсы», «Право и закон», «Право в государстве: структурно-функциональный аспект», «Действие права (пространство правовой коммуникации)», «Нормы права», «Правовые отношения», «Применение права», «Интерпретация (толкование) правовых текстов», «Правонарушение и правовая ответственность», «Законность и правопорядок». К каждой «лекции» прилагается практически исчерпывающий список литературы. Книга – сокровищница-«тезаурус» тем диссертационных исследований, которые можно и нужно писать-защищать на разных языках в разных странах. Э, скажет проницательный читатель, изучал я право (дома или за границей), заголовки глав почти рутинные, едал я такие пирожки. Нет, с виду пирожок, как пирожок, но тесто и начинка небывало новые, не как в «Макдоналдсе», где все одно и то же, что в Москве, что в Лондоне, что в Питере, что в Сан-Франциско. Это кушанье «смастрячено» по новейшим технологиям, правда, рецепт и специи – из горячей русской печи Серебряного века. Читатель, надеюсь я сумел привлечь твое благосклонное внимание к этому замечательному тому, образчику высокой научной прозы. Везде: по телевидению, по радио, в газетах стон стоит смертный, мол, наука погибает, Россия превращается в Верхнюю Вольту, дайте-дайте-дайте денег на фундаментальные исследования, а то мы, гении, будем демонстрировать нашу ученую неуемность за конвертируемую валюту в Корейской Народно-демократической республике или в Исламской республике Иран. Воля ваша, господа-товарищи-братва, можно рыдать, бия себя в утлую грудь и источая соленые слезы, работать-то не очень и хочется, ибо митинговать-протестовать легче и приятственней. Однако есть высокоодаренные, почтенные труженики-трудники, не афиширующие, не рекламирующие свои проблемы, которые занимаются беззаветно долгими ночными штудиями, не ноют, а дело делают. Честь им и хвала! Забыл добавить: книга А.В.Полякова является первой попыткой обоснования и истолкования «православной» общей теории права. Вот такие «учебники»… Другие интересные материалы:
|
|