Новости
 О сервере
 Структура
 Адреса и ссылки
 Книга посетителей
 Форум
 Чат

Поиск по сайту
На главную Карта сайта Написать письмо
 

 Кабинет нарколога _
 Химия и жизнь _
 Родительский уголок _
 Закон сур-р-ов! _
 Сверхценные идеи _
 Самопомощь _


Лечение и реабилитация наркозависимых - Нарком рекомендует Клинику

Лечение и реабилитация больных алкоголизмом - Нарком рекомендует Клинику
Решись стать разумным, начни!



Профилактика, социальная сеть нарком.ру





Пояснительная записка к проекту федерального закона "О внесении изменений в статью 228 Уголовного кодекса Российской Федерации и о признании утратившим силу абзаца второго статьи 3 Федерального закона "О внесении изменений и дополнений в Уголовный кодекс Российской Федерации"

 
> Закон сур-р-ов! > Даешь систему! > Пояснительная записка к проекту федерального закона "О внесении изменений в статью 228 Уголовного кодекса Российской Федерации и о признании утратившим силу абзаца второго статьи 3 Федерального закона "О внесении изменений и дополнений в Уголовный кодекс Российской Федерации"

Суета вокруг внесения изменений в статью 228 УК РФ…

Проект федерального закона "О внесении изменений в статью 228 Уголовного кодекса Российской Федерации и о признании утратившим силу абзаца второго статьи 3 Федерального закона "О внесении изменений и дополнений в Уголовный кодекс Российской Федерации" предполагает приведение характеристики признаков объективной стороны преступлений (в виде крупного и особо крупного размеров наркотических средств и психотропных веществ), предусмотренных статьями 228, 2281 и 229 Уголовного кодекса Российской Федерации (далее - УК) в соответствие с терминологией, используемой при конструировании уголовно-правовой нормы. Таким образом, из действующей редакции примечания 2 к статье 228 УК исключается понятие "средняя разовая доза потребления" наркотического средства, психотропного вещества.

Подготовленный проект федерального закона определяет, что крупный и особо крупный размеры наркотических средств и психотропных веществ утверждаются постановлением Правительства Российской Федерации (по аналогии с примечанием к статье 231 УК). При этом проектом также предлагается в статью 228 Уголовного кодекса Российской Федерации включить норму, определяющую, что крупный и особо крупный размеры аналогов наркотических средств и психотропных веществ соответствуют крупному и особо крупному размерам наркотических средств и психотропных веществ, аналогами которых они являются.

Такой переход обусловлен тем, что при введении в законодательство Российской Федерации понятия "средняя разовая доза" не в полной мере было принято во внимание, что определить (вычислить) размер такой "дозы" для каждого конкретного вида наркотического средства или психотропного вещества окажется весьма затруднительно, поскольку такая величина должна одновременно удовлетворять нескольким критериям: медицинскому, социальному и юридическому.

Более того, само по себе понятие "средняя разовая доза" является медицинским термином и используется в большей степени в соответствующей отраслевой сфере. Так, понятия "доза" и "дозирование" применяются только в отношении разрешенных лекарственных средств, тогда как большинство наркотиков, являющихся предметом злоупотребления, не относятся к лекарственным средствам, вследствие чего практически невозможно определить, каковы должны быть критерии их "средних разовых доз потребления".
Также при определении крупных и особо крупных размеров наркотических средств, психотропных веществ и их аналогов в кратном выражении к одинаковому числу средних разовых доз, невозможно учесть критерий сопоставимости воздействия на человека разных видов наркотиков, определяющий степень опасности нахождения их в нелегальном обороте.

Таким образом, принятие федерального закона "О внесении изменений в статью 228 Уголовного кодекса Российской Федерации и о признании утратившим силу абзаца второго статьи 3 Федерального закона "О внесении изменений и дополнений в Уголовный кодекс Российской Федерации" направлено на устранение противоречий, возникших в правоприменительной практике.

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН

О внесении изменений в статью 228 Уголовного кодекса
Российской Федерации и о признании утратившим силу абзаца второго статьи 3 Федерального закона "О внесении изменений и дополнений в Уголовный кодекс Российской Федерации"

Статья 1

Внести в статью 228 Уголовного кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, № 25, ст.2954; 2003, № 50, ст.4848) следующие изменения:
а) примечание 2 изложить в следующей редакции:

"2. Крупный и особо крупный размеры наркотических средств и психотропных веществ для целей настоящей статьи, а также статей 2281 и 229 настоящего Кодекса утверждаются Правительством Российской Федерации.";


б) дополнить статью примечанием 3 следующего содержания:

"3. Крупный и особо крупный размеры аналогов наркотических средств и психотропных веществ соответствуют крупному и особо крупному размерам наркотических средств и психотропных веществ, аналогами которых они являются.".

Статья 2

Признать утратившим силу абзац второй статьи 3 Федерального закона от 8 декабря 2003 года № 162-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Уголовный кодекс Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2003, № 50, ст.4848).

Статья 3

Правительство Российской Федерации в 30-дневный срок со дня официального опубликования настоящего Федерального закона утверждает крупный и особо крупный размеры наркотических средств и психотропных веществ для целей статей 228, 2281 и 229 Уголовного кодекса Российской Федерации.

Статья 4

Настоящий Федеральный закон вступает в силу по истечении 30 дней со дня его официального опубликования.


Президент
Российской Федерации

О предложениях Правительства РФ в части изменения уголовно-правовых норм, устанавливающих ответственность за деяния, связанные с наркотиками

21 апреля с. г. Правительством был одобрен проект федерального закона «О внесении изменений в статью 228 Уголовного кодекса Российской Федерации и о признании утратившим силу абзаца второго статьи 3 Федерального закона "О внесении изменений и дополнений в Уголовный кодекс Российской Федерации"». Законопроект предусматривает изъятие из уголовного законодательства понятия «средней разовой дозы» наркотических средств и психотропных веществ как основы для исчисления крупного и особо крупного размера наркотиков и соответствующей дифференциации наказаний.

Это понятие было введено в УК Федеральным законом от 8 декабря 2003 года, которым определено, что крупным размером в статье 228, а также в статьях 2281 и 229 УК «признается количество наркотического средства, психотропного вещества или их аналога, превышающее размеры средней разовой дозы потребления в десять и более раз, а особо крупным размером – в пятьдесят и более раз. Размеры средних разовых доз наркотических средств и психотропных веществ для целей настоящей статьи, а также статей 2281 и 229 настоящего Кодекса утверждаются Правительством Российской Федерации». Эти размеры утверждены Постановлением Правительства РФ от 6 мая 2004 года № 231.

Изменение антинаркотических статей УК, предусматривающее введение количественного порога уголовной ответственности за действия, не связанные со сбытом, привело к гуманизации и рационализации российской политики в области наркотиков, установило, насколько это возможно, водораздел между потребителями и сбытчиками наркотиков. Примененный подход, еще на стадии подготовки новой редакции УК, был высоко оценен международными экспертами, в частности Управлением ООН по наркотикам и преступности (UNODCCP). В письме UNODCCP в Комитет Государственной Думы по законодательству от 22 октября 2002 года отмечалось, что «весьма удачным представляется предложенное определение минимальных размеров обнаруженных в незаконном обороте наркотических средств и психотропных веществ для определения малых, крупных и особо крупных размеров наркотиков».

Согласно законопроекту, одобренному Правительством, предлагается вернуться к ранее существовавшему порядку, при котором крупный и особо крупный размер определялись в абсолютных цифрах.

При этом инициаторами отказа от действующей сегодня конструкции выдвигается три аргумента.

Во-первых, утверждается, что, в силу различного воздействия наркотиков на организм человека, нельзя уравнивать, например, 10 разовых доз марихуаны и 10 разовых доз героина. Но такое действительно необходимое разграничение достигается и при использовании понятия средней разовой дозы, что, в основном, удалось осуществить в действующем правительственном Постановлении от 6 мая 2004 года. Для определения дозы героина использовалось низкопороговое количество 0,1 г (тогда как доза «системного» героиномана, как правило, намного выше), при расчете же дозы марихуаны брался средний для потребителей показатель 2 г.

Во-вторых, указывается на рост передозировок, последовавший после вступления в силу новых норм УК. Такой рост, действительно, наблюдался во второй половине 2004 года. По мнению наркологов, это было связано, прежде всего, с одновременным освобождением из мест лишения свободы примерно 35 тысяч наркозависимых, чьи приговоры были изменены в связи с принятием закона, смягчающего наказание. Вследствие продолжительной вынужденной ремиссии освободившиеся наркоманы зачастую не воспринимают ранее привычное для них количество наркотика, что приводит к тяжелым последствиям. Очевидно, что данный фактор свидетельствует, скорее, о необоснованности лишения свободы людей, нуждающихся в лечении. По имеющейся информации, с начала 2005 года ситуация с передозировками стабилизировалась.

Наконец, заявляется, что введение в УК понятия «средняя разовая доза» воспринимается населением чуть ли ни как легализация наркотиков. По мнению критиков новой редакции УК, официальное определение дозы того, что полностью запрещено к употреблению, является недопустимым. Этот прием оппонентов представляется демагогическим. Наркотики не легализованы: их потребление и хранение в любом количестве влечет административную ответственность, а наказание за сбыт ужесточено. Что касается установления средних разовых доз, то Правительство определяет, конечно, не рекомендуемое наркоманам количество, а величину, исопльзуемую исключительно для целей Уголовного кодекса.

Пересмотр уголовного законодательства о наркотиках был инициирован Президентом России. Президент неоднократно публично отстаивал необходимость такой реформы, направленной на противодействие реальной наркопреступности, наркобизнесу. Благодаря внесенным изменениям удалось уйти от фиксации наркоманов посредством Уголовного кодекса, существенно сократить тюремное население.

По сути, Правительство, поддавшись давлению ведомств, заинтересованных в более высоких показателях «борьбы с наркотиками», дезавуирует реформу УК, проведенную главой государства.

В то же время нельзя исключать необходимости внесения изменений в Постановление Правительства РФ от 6 мая 2004 года в целях исправления имеющихся в нем ошибок, неточностей, а также корректировки некоторых количественных значений, при сохранении его концепции.

http://www.regnum.ru/news/446861.htmlhttp://www.regnum.ru/news/446861.html

Исчезнет ли из Уголовного кодекса понятие средней разовой дозы наркотиков?

Российское Правительство намерено ревизовать президентскую концепцию, положенную в основу принятого в 2003 году нового Уголовного кодекса. Об этом заявил заявил руководитель программы "Новая наркополитика", сотрудник Института прав Лев Левинсон, выступая на пресс-конференции в Москве 27 апреля.

Как сообщил Л.Левинсон, на заседании Правительства 21 апреля был одобрен проект федерального закона "О внесении изменений в статью 228 Уголовного кодекса Российской Федерации и о признании утратившим силу абзаца второго статьи 3 Федерального закона "О внесении изменений и дополнений в Уголовный кодекс Российской Федерации", предусматривающий изъятие из уголовного законодательства введенного туда в 2003 г. года назад понятия "средней разовой дозы" наркотических средств и психотропных веществ как основы для исчисления крупного и особо крупного размера наркотиков и соответствующей дифференциации наказаний. Данный законопроект разработан Минюстом РФ, МВД РФ, Федеральной службой по контролю за оборотом наркотиков и Министерством здравоохранения и социального развития.

Напомним, что действующая в настоящее время редакция ст. 228 УК РФ, в частности, гласит: "Крупным размером в настоящей статье, а также в статьях 228.1 и 229 настоящего Кодекса признается количество наркотического средства, психотропного вещества или их аналога, превышающее размеры средней разовой дозы потребления в десять и более раз, а особо крупным размером - в пятьдесят и более раз. Размеры средних разовых доз наркотических средств и психотропных веществ для целей настоящей статьи, а также статей 228.1 и 229 настоящего Кодекса утверждаются Правительством Российской Федерации". Согласно законопроекту предлагается отказаться от понятия "средней разовой дозы потребления" и вернуться к ранее существовавшему порядку, при котором понятия крупного и особо крупного размера определялись Правительством РФ в абсолютных цифрах.

В настоящее время ведется разработка и проекта Постановления Правительства, которое должно заменить действующее сейчас Постановление, определяющее размеры средних разовых доз различных наркотиков. По оценке Л.Левинсона оно носит промежуточный характер между ранее действовавшей так называемой "таблицей Бабаяна" и действующей таблицей средних разовых доз. В целом подход к потребителям наркотиков ужесточается примерно вдвое, соответственно граждане будут подлежать уголовной ответственности в случае обнаружения у них в среднем вдвое меньших количеств наркотических и психотропных веществ, чем сейчас.

Законопроект, ликвидирующий систему средних разовых доз, подготовлен представителями силовых ведомств, которые неустанно доказывали, что реформа создала условия для безнаказанности наркоторговцев и поощрения наркомании. Между тем эксперты не разделяют такую точку зрения. "Средняя разовая доза это не доза, рекомендуемая Правительством к потреблению наркоманам. Она существует именно для целей определения ответственности при применении Уголовного кодекса", - подчеркнул Л.Левинсон.

Отказ от произвольно установленных пороговых величин, существовавших ранее, и переход к исчислению в физиологически обоснованных средних разовых дозах Л.Левинсон назвал историческим решением, а отказ от него расценил как существенный откат назад от разумных и гуманистических принципов, заложенных в Уголовный кодекс в 2003 г. По его словам, прямым следствием вступления в силу новой редакции статьи 228 УК РФ стало значительное сокращение тюремного населения страны. С момента вступления ее в силу в мае 2003 г. и до конца 2004 г. были освобождены или получили облегчение наказания 32 тысячи человек - в основном потребители наркотиков, не уличенные в сбыте.

Как отметил участвовавший в пресс-конференции член Совета при Президенте РФ по содействию развитию институтов гражданского общества и правам человека директор Центра содействия реформе уголовного правосудия Валерий Абрамкин, сокращение числа наркоманов в местах лишения свободы влечет за собой значительное сокращение процента ВИЧ-инфицированных заключенных, которые представляют собой благоприятную среду для возможного возникновения эпидемии новых лекарственноустойчивых форм туберкулеза - самого опасного заболевания, очагом которого сейчас являются российские исправительные учреждения. Таким образом, пояснил он, уменьшение притока в тюрьмы потребителей наркотиков способствует, в частности, повышению санитарно-эпидемической безопасности страны.

В свое время проект новой редакции Уголовного кодекса, включая и ст. 228, был согласован всеми заинтересованными ведомствами, включая Минюст, Генеральную прокуратуру и МВД, подчеркнул Л.Левинсон. Мировая общественность также приняла его с одобрением. В частности, Комитет ООН по наркотикам и преступности, изучив дал на него положительное заключение. В то же время Государственная Дума, принявшая новую редакцию УК, практически в полном составе выступила резко против разовых доз и потребовала возвращения к старой системе. К депутатам присоединились представители силовых ведомств - МВД и Госнаркоконтроля. Впрочем, глава последнего Виктор Черкесов занимал неопределенную позицию, в разное время давая то положительные, то отрицательные отзывы о нововведении. Комментарии силовиков "мифологизируют ситуацию и искажают смысл реформы, - заметил Л.Левинсон. - Между тем злоумышленник здесь один - это Президент России. Он внес законопроект, предусматривавший систему разграничения ответственности на основе средних разовых доз".

В качестве подтверждения того, что Владимир Путин пошел по этому пути сознательно Л.Левинсон привел цитаты из высказываний Президента, подтверждающих, что он понимал бесперспективность чисто репрессивных методов борьбы с наркоманией и наркоторговлей, которые бьют в основном не по наркобаронам, а по потребителям наркотиков - больным, которые оказываются жертвами той ситуации, в которую попали. Оглашенное недавно ежегодное послание Президента также, по мнению Л.Левинсона, содержит подтверждение того, что В.Путин по-прежнему придерживается тех же подходов к борьбе с наркотиками. "Эту проблему невозможно решить методом запретов", - заявил Президент, коснувшись методов борьбы с алкоголизмом и наркоманией.

"То, что происходит сейчас в Правительстве, прямо противоречит тому, о чем говорит глава государства, и что соответствует интересам общества", - заявил он.

В настоящее время проект закона "О внесении изменений в статью 228 Уголовного кодекса Российской Федерации и о признании утратившим силу абзаца второго статьи 3 Федерального закона "О внесении изменений и дополнений в Уголовный кодекс Российской Федерации" готовится к внесению в Государственную думу. Учитывая изначально враждебное отношение депутатов к понятию средней разовой дозы, можно предполагать, что он может быть принят парламентом на ура, отметил Л.Левинсон. "Единственная наша надежда - Президент, который, мы уверены, не изменил своей позиции", - сказал он. В частности, Л.Левинсон возложил надежду на экспертизу Правового управления Президента, которую должен пройти законопроект, и которая должна отстоять позицию главы государства, недвусмысленно заявленную при принятии нового Уголовного кодекса. Кроме того, как сообщил Л.Левинсон, к борьбе за сохранение гуманистических положений Уголовного кодекса подключатся государственные правозащитники - Совет при Президенте РФ по содействию развитию институтов гражданского общества и правам человека и Уполномоченный по правам человека в РФ, которые в свое время много сделали для их принятия.


Другие интересные материалы:
Анализ правовой модели предупреждения наркотизма
"Тщательно взвесив все pro et contra...

Правовая модель профилактики наркотизма...
"Новые" запрещенные каннабиноиды. Нейрохимия и нейробиология
Рассмотрены нейрохимические и...

Введение Каннабиноидами называют...
Тяжесть депрессивного расстройства и соотношение фармако- и психотерапии: обоснование врачебного выбора
Цель работы — обзор литературы по...

Проект "Экономическая деятельность работников милиции: масштабы, причины и последствия"
"…милиционеры игнорируют запрет...

Основные результаты и выводы 1....
Значение личностных особенностей пациентов, страдающих наркотической зависимостью, для их психологической реабилитации
Подтверждение необходимости разработки...

И. Тазетдинов, В. Менделевич...
 

 
   наверх 
Copyright © "НарКом" 1998-2024 E-mail: webmaster@narcom.ru Дизайн и поддержка сайта Петербургский сайт