|
|
Правосудие в отношении несовершеннолетних — модель развития уголовного права. Надо признать, что пока никто не знает, как справиться с преступностью. Поэтому начинать перемены в области политики противодействия ей надо с того, что понятно. Государству следует посмотреть на себя. Единственное, что оно действительно может, это значительно очеловечить уголовную юстицию. Отсюда девиз: «от бессмысленного возмездия — к вынужденному сосуществованию на цивилизованной основе». На место принципа неотвратимости наказания всегда, когда это только возможно, должно прийти разрешение конфликта. Д. Шестаков Правосудие в отношении несовершеннолетних — модель развития уголовного права. Надо признать, что пока никто не знает, как справиться с преступностью. Поэтому начинать перемены в области политики противодействия ей надо с того, что понятно. Государству следует посмотреть на себя. Единственное, что оно действительно может, это значительно очеловечить уголовную юстицию. Отсюда девиз: «от бессмысленного возмездия — к вынужденному сосуществованию на цивилизованной основе». На место принципа неотвратимости наказания всегда, когда это только возможно, должно прийти разрешение конфликта. Представляется, что уголовному закону в условиях сегодняшнего и завтрашнего дня должны быть присущи функции удержания лица, совершившего преступление, от новых преступлений (функция защиты человека), реституция (восстановление положения потерпевшего), ресоциализация осужденного. Желательно законодательное закрепление этих функций. [1] Новаторское нормотворчество о правосудии в отношении несовершеннолетних, на котором без сопротивления со стороны общества апробируются человечные нововведения, рассматривается нами в качестве модели реформы уголовного законодательства в целом. [2] Ниже мы остановимся на некоторых из развивающихся в современном мире идей, касающихся правосудия в отношении несовершеннолетних. Значительная часть этих идей уже нашла отражение в принципах и нормах международного права, а также во внутреннем законодательстве ряда стран. Основополагающие идеи реформы правосудия в отношении несовершеннолетних. В качестве целей нового уголовного правосудия в отношении несовершеннолетних декларируются признание за всеми членами человеческого общества, особенно за детьми, чувства собственного достоинства, а также признание равенства и неотчуждаемости их прав, основанных на свободе и справедливости. Поощряется смягчение норм закона на основании несовершеннолетия правонарушителя. Наказание в виде лишения свободы рассматривается как исключительная мера, применение которой допускается только за совершение тяжкого преступления, причем оно должно быть ограничено минимальным пределом, установленным в законе для данного вида наказания. Предусматривается значительное число мер, альтернативных лишению свободы и вообще наказанию. Кроме того, предусматривается широкий спектр оснований для отказа от возбуждения уголовного дела, а также для прекращения его как на стадии предварительного расследования, так и судебного слушания. Система семейных судов. Суды, рассматривающие уголовные дела по обвинению несовершеннолетних, отделяются от общих судов и образуют самостоятельную судебную подсистему. Появляется идея семейного суда. Предусматриваются различия в составе суда в зависимости от тяжести совершенного правонарушения: судья семейного суда рассматривает единолично дела о преступлениях небольшой тяжести, дела о более тяжких преступлениях рассматриваются судом в составе председательствующего члена семейного суда и двух народных заседателей. Дела о тяжких преступлениях относятся к юрисдикции выездной сессии, осуществляющей правосудие в составе председателя и двух заместителей — все трое являются членами семейного суда,— а также присяжных заседателей. Судья семейного суда наделяется правом осуществления предварительного расследования в отношении несовершеннолетних (полицейский судья). Очень важным положением, направленным на понимание судом проблем, с которыми сталкивается правонарушитель, является положение о поле судьи — судья должен быть одного пола с подсудимым или обвиняемым. Специальные участники процесса. Наряду со сторонами (защитой и обвинением) правами участника процесса наделяются привлекаемые к нему судом сотрудники органов образования, социальной помощи населению, и в частности молодежи, специалисты в области здравоохранения, в том числе касающегося психического здоровья, специалисты психологической помощи, представители служб, осуществляющих надзор за поведением лиц, к которым применены меры, альтернативные наказанию или наказанию в виде лишения свободы, а также которым наказание отсрочено; представители органов, исполняющих наказание в виде лишения свободы. Эти лица принимают участие в исследовании материалов дела, высказывают свое мнение о целесообразной мере реакции на совершенное подростком правонарушение. Ограничение гласности. Для судебного процесса в отношении несовершеннолетних устанавливается ограничение гласности. К материалам дела не допускаются представители СМИ, им запрещается присутствовать на судебном слушании. Имена подсудимых не подлежат разглашению. Устанавливается ответственность журналиста за разглашения данных о личности совершившего правонарушение. Эти меры, основанные на теории клеймения, призваны смягчить отрицательные последствия наказания, связанные с усвоением осужденным роли преступника. Вместе с тем представляется целесообразным наряду с ответственностью журналиста установить также ответственность юридических лиц — средств массовой информации. Суд приобретает право рассматривать некоторые обстоятельства дела в отсутствие несовершеннолетнего подсудимого, в связи с чем его удаляют из зала заседания. Такая мера предусмотрена на тот случай, когда воспроизведение в заседании некоторых обстоятельств дела может отрицательно сказаться на психике и дальнейшем поведении подсудимого. После возвращения его в зал заседания председательствующий по делу в общих чертах сообщает ему содержание прошедшей без его участия части заседания. Судебно-криминологическая экспертиза. Суд глубоко исследует личность несовершеннолетнего подсудимого, а также с учетом конкретной ситуации, в которой он находится (материальное положение, обстановка в семье, протекание образования, наличие положительных и отрицательных влияний со стороны непосредственного окружения), прогнозирует последующее его поведение. С этой целью судом привлекаются компетентные специалисты в области психологии и воспитания. По существу, речь идет о судебно-криминологической экспертизе личности, заключение которой принимается во внимании при вынесении решения по делу. Примирение с потерпевшим. При решении вопроса о возбуждении дела, на предварительном его расследовании, а также перед началом слушания дела в суде и в процессе слушания суд обязан порекомендовать сторонам примириться и заключить примирительный договор, в котором указывается, каким образом виновный должен загладить причиненный потерпевшему вред. Процесс приостанавливается на время осуществления примирительных процедур. Особую роль в примирении играет институт специалистов по примирению (медиаторов), которые обычно являются штатными сотрудниками Министерства юстиции РФ. Образовательные программы для правонарушителей и их родителей. Решение о приостановлении исполнения наказания или производства по делу, а также о назначении видов наказания, не связанных с лишением свободы, или об освобождении от ответственности может включать в себя возложение на правонарушителя или его родителя обязанности пройти обучение (тренинг) по специальной профилактической программе. Взаимопроникновение идей юстиции: молодежной и по внутрисемейным преступлениям. В настоящий период в странах СНГ определенные усилия направляются на создание как молодежной юстиции, так и юстиции в отношении внутрисемейных преступлений («семейного насилия»). Представляется целесообразным эти усилия объединить и добиваться организации подлинно семейной юстиции, охватывающей правонарушения несовершеннолетних и в отношении несовершеннолетних, все внутрисемейные преступления, независимо от возраста виновных и потерпевших, а также гражданско-правовые споры, затрагивающие интересы семьи и несовершеннолетних. Объединенные усилия могли бы быстрее привести к желаемому результату, взаимообогатить концепции семейной и ювенальной криминологии, сгладить присущие каждой из них недостатки, например нарушение баланса представляемых интересов в пользу одного пола, характерное для феминистического течения в рамках семейной криминологии. Требования, предъявляемые к подготовке должностных лиц. На должность семейного судьи могут быть зачислены только лица, обладающие степенью магистра в области детской и юношеской преступности с хорошими знаниями в области психологии и социальной работы. Для стран СНГ в связи с этим возникают задачи в области развития юридического образования в направлении подготовки по специальным магистерским стандартам юристов-криминологов с углубленным изучением семейной криминологии [3] и ряда смежных дисциплин. Источники международно-правовых норм об уголовном законодательстве в отношении несовершеннолетних. Развивающиеся международно-правовые стандарты, касающиеся реформы правосудия по делам несовершеннолетних, находят отражение в ряде последовательно принятых международно-правовых актов. Перечислим основные из них: Минимальные стандартные правила ООН, касающиеся отправления правосудия в отношении несовершеннолетних ("Пекинские правила", 1985); Руководящие принципы предупреждения преступления среди несовершеннолетних (Эр-Рияде -кие руководящие принципы, 1990); Правила ООН, касающиеся защиты несовершеннолетних, лишенных свободы (1990); Модельный закон о судопроизводстве по делам несовершеннолетних, разработанный Венским отделом ООН по предупреждению преступности и уголовной юстиции (1997). 1. Шестаков Д. А. Преступность среди социальных подсистем // Преступность среди социальных подсистем / под ред. Д. А. Шестакова. СПб., 2003 С. 13. 2. Шестаков Д. А. Семейные суды — перспектива правосудия в отношении несовершеннолетних // Предупреждение преступности. Казахстанская криминологическая ассоциация. Юридический журнал. 2004. № 1(7). С. 28—30. 3. Шестаков Д. А. Семейная криминология. Криминофамилистика. 2-е изд. СПб., 2003. Другие интересные материалы: |
|