Новости
 О сервере
 Структура
 Адреса и ссылки
 Книга посетителей
 Форум
 Чат

Поиск по сайту
На главную Карта сайта Написать письмо
 

 Кабинет нарколога _
 Химия и жизнь _
 Родительский уголок _
 Закон сур-р-ов! _
 Сверхценные идеи _
 Самопомощь _


Лечение и реабилитация наркозависимых - Нарком рекомендует Клинику

Лечение и реабилитация больных алкоголизмом - Нарком рекомендует Клинику
Решись стать разумным, начни!



Профилактика, социальная сеть нарком.ру




Это сладкое слово – свобода… Судьбы либерализма в России

 


> Сверхценные идеи > Косые взгляды > Это сладкое слово – свобода… Судьбы либерализма в России

"…Можно предположить, что в обозримом будущем судьба российского либерализма печальна. …Либерально-демократическое политическое поле вполне "зачищено". Что же касается редких приверженцев либерализма, то им остается вполне привычное место – на кухне..."

Я. Гилинский

Liberté, égalité, fraternité!
«Свобода питает свободу».

Как всякое понятие, либерализм имеет множество значений и смыслов в зависимости от эпохи, политической ориентации исследователя, сферы знаний (для социологов либерализм связан с утверждением свободы личности, для юристов - с равенством прав, соблюдением прав личности, для экономистов – это, прежде всего, свобода предпринимательства – «laissez-faire», и т.д.).

Этимологически и исторически либерализм связан со свободой. Не будучи четко определен, он интуитивно понятен. Как утверждает авторитетнейшая «Энциклопедия Британника», «мы все, не сознавая этого, дышим воздухом либерализма вот уже четыре столетия». И этот воздух – «дух свободы». Но насколько британское «мы все» относится к России?

Для меня, прожившего большую часть жизни при советской власти, либеральные идеи, чувство свободы были сугубо книжными понятиями. Я читал русскую классику, завидовал Тургеневу и другим, так легко перемещавшимся из России в Париж, Берлин, Рим. Увлекался, как все, Хемингуэем и Ремарком, понимая, что никогда не бывать мне ни в Италии, ни в Америке, ни в Париже. И «Праздник, который всегда со мной» - не мой праздник, а «Триумфальная арка» - всего лишь название романа...

Более того, живя в Ленинграде и работая много лет адвокатом, а затем научным сотрудником и вузовским преподавателем, я - в первом случае - каждый раз, выступая в суде, должен был мучительно думать, как бы не сказать в защитительной речи что-нибудь такое, что может быть расценено судом как «оправдание преступления» (мои старые коллеги хорошо помнят какой это ужас, заслуживающий «частного определения» суда и разборок на президиуме коллегии адвокатов). А во втором случае – пытался эзоповым языком отразить результаты наших исследований преступности, пьянства, самоубийств так, чтобы не «очернить» советскую действительность. В начале и конце статьи необходимо было сослаться на Маркса-Энгельса-Ленина-Генсека (имя рек). Но и это не спасало. Так что в 1975 г. я был объявлен «неожиданно оказавшимся в плену некоторых идей, господствующих в буржуазной криминологии и психологии» и обвинен в «проникновении буржуазных идей, имеющих чуждую нам идеологическую окраску»…

И, тем не менее, совершенно необъяснимо для привычных условий тоталитарного государства, дух свободы пьянил меня. И моим девизом стало на всю жизнь: «Свободный человек в свободной стране». Может быть, действительно, стремление к свободе интуитивно, вопреки социальным реалиям, присуще человеку? И я начинал философствовать.

Ясно, что самое ценное для человека - его Жизнь. Единственная, неповторимая, не знающая черновиков. И «прожить ее надо так, чтобы не было мучительно больно за бесцельно прожитые годы». А это означает самоосуществление, самореализацию в творческой деятельности – трудовой, научной, технической, художественной. Неслучайно американский экономист Т.Веблен противопоставляет Власти, Насилию, Богатству, как способам самоутверждения, - Инстинкт мастерства, Творчество. «Инстинкт мастерства присутствует во всех людях и дает знать о себе даже в очень неблагоприятных условиях». Неудовлетворенная потребность в самоосуществлении, самореализации приводит к «самоутверждению» путем насилия над другими или к «уходу» в алкоголь, наркотики или – из жизни (самоубийство).

Но всякое Творчество, равно как иные высшие потребности человека – в любви, искусстве, познании, требуют Свободы. Только Свободный Человек в состоянии возможно более полно реализовать свои способности, дарования, талант, «осуществить себя». Жизнь неразрывно связана со Свободой. Вот почему первые же положения Всеобщей декларации прав человека (1948г.) гласят: «Все люди рождаются свободными и равными в своих достоинствах и правах» (ст.1 Декларации); «Каждый человек должен обладать всеми правами и свободами, провозглашенными настоящей Декларацией, без какого бы то ни было различия» (ст.2); «Каждый человек имеет право на жизнь, на свободу и на личную неприкосновенность» (ст.3).

Либерализм же выступает политическим, социальным, философским, правовым отражением, осознанием неразрывности Человека и Свободы, свободы как необходимой предпосылки человечности. Либерализм включает отстаивание свободы человека, его прав и политических, социальных, экономических свобод, равенства всех, толерантности (терпимости) по отношению к инакомыслящим и инакодействующим (пока и поскольку это не нарушает свободы и прав других).

Есть еще один оттенок понятия «либеральный»: терпимый, не строгий (начальник, коллега, закон). Так, можно говорить о «либеральном» помещике, который не избивает крепостных крестьян… Говорят о либерализации уголовного закона, о либеральной политике властей.

Неудивительно, что лучшее время моей жизни – горбачевская перестройка (с «Московскими Новостями» Е. Яковлева, «Огоньком» В. Коротича и т.п.). В 1990 г. меня первый раз в жизни (в 56 лет) выпустили в «капиталистическую» страну, Швецию. Я в это не мог поверить, пока самолет не поднялся в воздух, а когда оказался в Стокгольме, не было человека счастливее меня… С тех пор я побывал почти во всех европейских странах, в Японии и Корее, в Австралии и Новой Зеландии, в Бразилии и Чили, в США и Таиланде, но воспоминания о первом глотке свободы в свободной стране останутся навсегда. А поездки в Париж, равно как возможность публиковаться без цензуры (пока?), почти примирили меня с бесцельно прожитыми годами в тоталитарном СССР. Мне повезло. А как моей родине?

Трагедия современной России имеет давние корни. Россия никогда не была демократическим государством, никогда не была правовым государством. Менялись деспотические режимы – княжеский, царский, императорский, советский, но народ оставался бесправным, забитым, нищим, влача рабское существование. Это понимали лучшие представители российской интеллигенции – А.Радищев («Чудище обло, огромно, стозевно») и П.Чаадаев («По своему происхождению и по своим отличительным чертам русское рабство представляет собой единственный пример в истории: в современном состоянии человеческого общества она не знает подобного»), «невыездной» А.Пушкин («угораздило же меня с моим умом и талантом родиться в России») и М.Лермонтов («прощай, немытая Россия, страна рабов, страна господ»), А.Чехов (необходимо «каплю за каплей выдавливать из себя раба») и даже славянофил А.Хомяков, которого трудно заподозрить в «западничестве» и отсутствии патриотизма («Ничего доброго, ничего благородного, ничего достойного уважения или подражания не было в России. Везде и всегда были безграмотность, неправосудие, разбой, крамолы, угнетение, бедность, неустройство, непросвещение и разврат»). Кратковременные периоды «вольности» (реформы Александра II, хрущевская «оттепель», горбачевская «перестройка») сменяются реакцией, «заморозками», «застоем», возвратом к авторитарному или тоталитарному режиму.

И это неудивительно, ибо за тысячелетнюю историю российского рабства и нищеты выработался соответствующий национальный менталитет. Коллективизм, общинность вместо Индивидуальности; православная соборность вместо протестантской этики сильной личности, человека, «делающего себя сам» (во избежание недоразумений замечу, что автор – атеист, и вышесказанное не является «пропагандой» одной конфессии в ущерб другой; будучи либералом, автор терпим ко всем религиям и конфессиям); национальная ограниченность, «патриотизм» переходящий в национализм и ксенофобию вместо интернационализма и космополитизма; вера в «доброго царя» (барина, губернатора, президента) вместо отстаивания демократических, либеральных условий существования; ожидание «манны небесной» вместо упорного труда за достойное вознаграждение.

За годы тоталитарного правления произошли депрофессионализация, деквалификация, маргинализация, да и алкоголизация значительной части населения. Где уж тут до либерализма и демократии. И народ голосует за «начальство», за «патриотов», против «дерьмократов» (которые, честно говоря, многое сделали для собственного поражения). Извращение нормальных представлений о либерализме и демократизме наглядно проявилось в том, что созданная «спецслужбами» «управляемая» националистическая партия присвоила себе название «либерально-демократической» (ЛДПР)! И это принимается как должное!

Но менталитет – нечто невидимое. А вот подпитывается он экономически. Увы, но для реализации свободы, даже если она вполне гарантирована, требуются материальные средства. Если же в России 36 миллионов или четверть населения страны бедняков, чьи доходы ниже нищенского прожиточного минимума (по данным директора ИСЭПН РАН проф. Наталии Римашевской, «Новая газета» 16-19 октября 2003 г.), а полунищенское существование влачат еще как минимум две четверти населения; если официальный фондовый (децильный) коэффициент, т.е. соотношение доходов 10% самых бедных и 10% самых богатых - 1:15 (по данным экспертов, 1:25, а в Москве 1:60), то неудивительны проявления правого и левого экстремизма, взаимная озлобленность, зависть и всеобщая ненависть к «богатым». До чего же надо довести людей, чтобы 60% отозвавшихся на радиопередачу о трагедии в московском аквапарке выразили… удовлетворение и радость по поводу гибели отдыхающих там богатых! А власть все больше делает ставку на силу, единомыслие, поиск «козлов отпущения» за собственную импотенцию и «усиление борьбы» с ними.

Власти озабочены поиском «национальной идеи». Цивилизованному миру такие идеи хорошо известны. Это либеральные, демократические ценности. Из них особенно актуальны сегодня:

  • ненасилие (ибо без него – гибель, как индивидуальная, так и, в конечном итоге, человечества как рода);
  • терпимость – политическая, расовая, этническая, конфессиональная, идеологическая (ибо без нее невозможно «ненасилие»);
  • интернационализм или космополитизм (ибо без него – нетерпимость).

Увы, в России не эти ценности ныне в моде.

Заниматься прогнозами в сфере политики – дело неблагодарное. Существует слишком много факторов, от которых зависит развитие тех или иных процессов.

Однако можно предположить, что в обозримом будущем судьба российского либерализма печальна. Большинство населения влачит жалкое существование. Резко повысить благосостояние десятков миллионов людей нереально. Следовательно, велика социальная база экстремизма, национализма, ксенофобии, неофашизма. Иначе говоря – «антилиберализма». По меньшей мере, с 1999 г. явно наблюдается откат от либерально-демократических завоеваний периода Горбачева и «раннего» Ельцина. Уничтожаются независимые СМИ, резко сокращается информационное поле, фактически вводится цензура (если не официальная – типа печально знаменитого советского Горлита, то «внутренняя» цензура издательств и редакций), возобновляются бряцание оружием и игра мускулами… Либерально-демократическое политическое поле вполне «зачищено». Что же касается редких приверженцев либерализма, то им остается вполне привычное место – на кухне…


Другие интересные материалы:
Шаг четвертый


Организация профилактики и лечения больных наркоманиями по методике Р.Хаббарда
Нам довольно часто приходят письма с...

Нам довольно часто приходят письма с...
Терапевтические подходы при синдроме отмены алкоголя
"В настоящее время для логичного...

Л. Галанкин, Г. Ливанов Длительный...
Достижения современной терапии психических расстройств
Доклад на конференции «Современная...

Последствия потребления алкоголя для женщин, подростков, детей и семьи
Представленный материал свидетельствует...

“Представленный материал...
 

 
   наверх 
Copyright © "НарКом" 1998-2013 E-mail: webmaster@narcom.ru Дизайн и поддержка сайта Петербургский сайт
Rambler's Top100