Новости
 О сервере
 Структура
 Адреса и ссылки
 Книга посетителей
 Форум
 Чат

Поиск по сайту
На главную Карта сайта Написать письмо
 

 Кабинет нарколога _
 Химия и жизнь _
 Родительский уголок _
 Закон сур-р-ов! _
 Сверхценные идеи _
 Самопомощь _


Лечение и реабилитация наркозависимых - Нарком рекомендует Клинику

Лечение и реабилитация больных алкоголизмом - Нарком рекомендует Клинику
Решись стать разумным, начни!



Профилактика, социальная сеть нарком.ру




В каком порядке читать "Ведьмак" www.chitai-gorod.ru . Купить книгу Письма с любовью https://www.chitai-gorod.ru/

Шаг девятый

 
> Самопомощь > Виртуальная группа > Шаг девятый
"Мы напрямую возместили ущерб тем людям, кому это было возможно, за исключением тех случаев, когда это могло навредить им или другим людям”

Снова и снова в АН мы слышим, что шаги написаны в определенном порядке по следующей причине: каждый шаг дает нам духовный опыт, необходимый для того, чтобы приступить к следующему шагу. Для Девятого Шага это актуально более, чем для какого-то другого. Нам бы и миллиона лет не хватило, чтобы лично искупить свою вину перед теми, кому мы причинили зло, если бы не та духовный опыт, который мы получили от предыдущего шага. Если бы мы не проделали работу по признанию своих собственных возможностей, то у нас бы сейчас не было фундамента, стоя на котором, мы можем искупать свою вину. Если бы мы не установили взаимоотношений с Богом, как мы его понимаем, то у нас бы сейчас не было веры и доверия, которые необходимы в работе над Девятым Шагом. Если бы мы не прошли свои Четвертый и Пятый Шаги, то мы бы, наверное, все еще мучались сомнениями относительно своей личной ответственности и даже, наверное, нам бы было невдомек, для чего нам надо искупать свою вину. Если бы в Шестом и Седьмом Шагах мы не развили бы свое смирение, то мы бы, наверное, увеличили чувство вины, ощущая собственную праведность или гнев, и тем самым принося еще больше вреда. Готовность, которая пришла к нам с принятием личной ответственности, позволила нам составить наш список Восьмого Шага. Этот список был нашей практической подготовкой к работе над Девятым Шагом.

Последним штрихом в нашей подготовке, предстоящей нам в этом шаге, прежде чем мы приступим к собственно искуплению своей вины, будет еще большее укрепление того, что уже является частью нас самих. Уровень наших способностей к применению принципа прощения, глубина нашей проницательности и наша способность к осознанию того, что именно мы сохраняем в процессе искупления вины, зависит от того, какой опыт мы приобрели в наших предыдущих шагах, и от того, как далеко мы готовы пойти ради нашего выздоровления.

  • Как моя работа над предыдущими восьмью шагами подготовила меня к Девятому Шагу?
  • Каким образом честность помогает мне в работе над этим шагом?
  • Каким образом смирение помогает мне в работе над этим шагом?

Возмещение ущерба

Девятый Шаг не может быть четко ограничен определенными временными рамками. Мы не можем, закончив составлять список Восьмого Шага, решительно начать возмещать ущерб, ставя галочки, как в перечне с покупками. Кроме того, во многих случаях мы никогда не сможем “завершить” искупление вины; наши достижения будут расти на протяжении всего нашего выздоровления. Например, если у нас есть вина перед нашими семьями, то мы всю оставшуюся жизнь будем применять духовные принципы, которые реально позволят нам изменить свое общение с этими людьми. Однажды мы соберем свою семью и возьмём обязательство обращаться с ними иначе, чем мы это делали в прошлом, но это не будет означать, что мы искупили свою вину. Каждый день, когда мы предпринимаем усилия к тому, чтобы сдержать себя и не причинить вреда своей семье, попытаться своим поведением проявить свою любовь к ней, будет днем продолжения искупления нашей вины перед семьей.

Даже такое относительно конкретное искупление вины, как возврат давнего долга, не может быть забыто раз и навсегда сразу после возврата долга. Жить по Девятому Шагу – это значит пытаться не влезать в новые долги, с которыми мы не сможем расплатиться. Другими словами, нам следует различать, в какие именно долги мы влезаем – например, обращаясь с неоднократными просьбами к друзьям и никогда не предлагая свою помощь, или злоупотребляя терпением людей, с которыми мы разделяем ответственность, не принимая должного участия в общих делах. Избежание таких обязательств в будущем и есть часть нашего процесса возмещения ущерба наравне с обычной отдачей старых долгов.

  • Что значит “загладить вину”, “возместить ущерб”?
  • Почему возместить ущерб – это больше, чем просто попросить прощение?
  • Каким образом возмещение ущерба обязывает меня продолжать процесс изменений?

Страхи и ожидания

Возмещать ущерб – это не всегда разрушающая нервы, безрадостная процедура. Зачастую мы ощущаем волнение от перспективы наладить отношения. Мы можем быть счастливы от того, что не позволили себе уклониться от возмещения ущерба. Однако большинство из нас будет испытывать страх, по крайней мере по поводу некоторых случаев возмещения ущерба. Мы можем опасаться, что в случае возмещения финансового ущерба у нас самих останется мало денег. Мы можем опасаться отказа, возмездия или чего-то еще.

Если мы никогда раньше не проходили Девятый Шаг, то он может показаться нам авантюрой. Мы не уверены, как будем себя чувствовать непосредственно перед искуплением вины, во время этой процедуры или после нее. В какой-то момент мы можем почувствовать себя жутко самоуверенными, в следующий момент мы чувствуем абсолютную неспособность продолжать Девятый Шаг. В этот момент очень важно понять, что то, что мы чувствуем, и то, как мы действуем, вовсе не одно и то же. Если мы ощущаем страх, то это не означает, что на самом деле есть причина для страха. С другой стороны, ощущение взволнованности и счастья не обязательно отражает реальность искупления вины. Самое лучшее – это не думать о том, как наша компенсация будет воспринята.

  • Какие у меня есть страхи относительно возмещения ущерба? Не боюсь ли я, что кто-нибудь попытается отомстить мне или отвергнет меня?
  • Каким образом Девятый Шаг требует от меня нового уровня работы по программе?
  • Как быть с финансовым ущербом? Убежден ли я, что Бог, как я его понимаю, даст мне все необходимое для возмещения ущерба, даже если я в этом случае чем-то пожертвую?

Не важно, как долго мы остаемся чистыми или сколько раз мы проходили шаги, но мы непременно ощущаем какой-то страх в ожидании начала нового шага. И это особенно явно, если у нас уже есть какой-то опыт с этим шагом. Девятый Шаг, в частности, может обусловить появление как бы полярно противоположных чувств. Например, многие из нас в этой связи начнут думать о своем прошлом опыте возмещения ущерба. У кого-то, наверное, он был очень положительным. Когда мы искупали вину перед своими возлюбленными, которые открыто воспринимали наш жест примирения, то у нас в результате оставалось чудесное чувство надежды и благодарности (признательности). И в нас жила надежда на то, что наши отношения сохранятся и улучшатся, и мы были благодарны за прощение и за то, что наши извинения были приняты.

Хотите верьте, хотите нет, но подобный опыт может сработать против нас в последующем искуплении вины. У нас может создаться впечатление, что любые наши извинения пройдут так же хорошо, но если нет – то это может потрясти нас. Или мы можем подумать, что удачные извинения – это исключение из правил, и мы будем испытывать благоговейный страх и откладывать наши извинения перед теми, кто, по нашему мнению, будет не очень добр к нам. Если мы сами видим, что откладываем процедуру возмещения ущерба из-за того, что не знаем, как она будет воспринята, то нам нужно снова обратиться к предназначению Девятого Шага.

Девятый Шаг предназначен для того, чтобы способствовать возмещению всего ущерба, какой мы причинили. Некоторые из нас помнят три основные концепции, ассоциирующиеся с возмещением ущерба: решительность (разрешение проблемы), восстановление и возврат (законному владельцу). Решительность предполагает, что будет найдено разрешение проблемы; мы должны отбросить все, что каким-то образом мучило нас раньше и выводило из состояния равновесия. Восстановление означает приведение в прежнее состояние того, что было разрушено. Это могут быть отношения или какая-то характерная черта, существовавшая в отношениях, например, доверие. Наверное мы сможем восстановить наши отношения, если они в прошлом были в достаточной степени хорошие. Возвращение очень похоже на восстановление, но применительно к Девятому Шагу мы можем его себе представить в виде акта возвращения чего-либо, материального либо вполне абстрактного, его законному владельцу. Наш спонсор может помочь нам разобраться с каждой из этих концепций, чтобы нам стала понятна суть искупления вины и мы смогли бы сконцентрироваться на том, что мы наметили сделать. Только действуя по намеченному плану, можно добиться успехов в Девятом Шаге. И в первую очередь мы ощущаем душевный покой, а стыд и вина уходят. Может пройти какое-то время, пока мы, возмещая ущерб, по-настоящему оценим духовное воздействие Девятого Шага: более осознанное понимание чувств других людей и того эффекта, который мы производим на окружающих своим поведением; чувство радости, которое приходит на смену давней обиде; способность любить окружающих и быть ими принятыми.

  • Какие еще страхи у меня связаны с предстоящим возмещением ущерба?
  • Почему не имеет значения то, как люди воспринимают мое возмещение ущерба? Как это связано с духовными целями Девятого Шага?
  • Как я могу использовать других выздоравливающих наркоманов, моего спонсора и мою Высшую Силу в качестве источника вдохновения в этом процессе?

Возмещение ущерба – прямое и косвенное

В АН принято считать, что прямое, лицом к лицу, возмещение ущерба более предпочтительно, и этот шаг действительно говорит, что нам следует поступать таким образом везде, где только это возможно. Но прямое возмещение ущерба – это не единственный путь, а в некоторых случаях оно может быть менее действенным.

Прежде чем привести какие-то примеры, очень важно подчеркнуть, что это всего лишь примеры. Это руководство не призвано заменить спонсора в каждом отдельном случае возмещения ущерба, где спонсор и подопечный могут вместе найти лучший выход из положения.

Некоторые ситуации более сложны, чем кажутся на первый взгляд. Нам может показаться, что решение очевидно, но, прежде чем что-то предпринять, всегда нужно взять паузу. Например, может оказаться, что человек или люди, кому мы нанесли ущерб, могут не подозревать об этом, а осознание того, что именно мы им причинили, может для них оказаться еще большим вредом. У нас могут быть друзья, родственники или наши начальники, которые могут и не знать о нашей болезни. Известие об этом может причинить им боль. Наш спонсор поможет нам разобраться в наших мотивах, касающихся желания рассказать людям о нашей болезни. Надо ли им знать об этом? Во имя каких добрых намерений нужно им рассказывать об этом? Может ли эта информация навредить им?

А что, если эта же ситуация еще осложнена тем, что мы украли какие-то деньги у наших друзей? А что, если в краже был обвинен кто-то другой? Следует ли нам в этом случае рассказывать о своей болезни, признаваясь в краже и возвращая деньги? Возможно, но может быть и нет. Каждую подобную ситуацию нужно рассматривать индивидуально. Повторяем еще раз: наш спонсор поможет нам решить, как лучше всего поступить в той или иной ситуации. В дискуссии со спонсором, если мы настроены непредубежденно, мы наверняка увидим эти конкретные ситуации с такой стороны, с какой на них еще ни разу не смотрели. То, что на первый взгляд нам казалось очевидным, в итоге может оказаться неправильным. Большую помощь в этой дискуссии нам окажет список всех тех сомнительных обстоятельств, при которых нами причинен ущерб, и этот список во время разговора со спонсором должен быть перед глазами.

  • Какие имена из моего списка Восьмого Шага относятся к таким вот сомнительным обстоятельствам? В чем специфика этих обстоятельств?

Проблема, представляющая трудность для многих из нас, состоит в том, что за нами есть такие грехи, из-за которых мы можем потерять работу, попасть в тюрьму или понести какую-то другую ответственность. Например, если мы сами сдадимся и признаемся в совершении какого-то преступления, то нам действительно придется отправиться в тюрьму. Как это повлияет на нашу жизнь? Мы потеряем работу? Скомпрометирует ли это кого-то еще кроме нас самих, скажем, нашу семью? С другой стороны, если мы нарушили закон, как может неожиданный арест повлиять на нашу жизнь и на нашу семью? Наверное, самое лучшее в такой ситуации – это обратиться к юристу и прояснить наше право выбора. Неважно, каким образом, но нам нужно как-то признать последствия свего поведения, хотя нам не следует забывать, что именно к нашей семье могут относиться слова “за исключением тех случаев, когда это могло повредить нам самим или кому-либо другому. Мы обязаны исследовать эти ситуации весьма тщательно. Под руководством нашего спонсора мы найдем способ, как именно возместить ущерб.

  • Есть ли за мной что-то такое, что может иметь серьезные последствия, если я начну возмещать ущерб? Что именно?

Другой случай, когда мы не в состоянии напрямую возместить ущерб, но не по причине последующей юридической ответственности: человека, которому мы должны, уже нет в живых. Это бывает очень часто в АН, настолько часто, что наши товарищи разработали ряд способов, как быть в таких случаях. Наши товарищи даже сумели убедиться, что возмещение ущерба в таких случаях имеет гораздо больший эффект, чем освобождение от собственного чувства стыда. Кто-то делал финансовые пожертвования от имени того человека, кому был должен. Кто-то принимал участие в деле, о котором тот человек беспокоился. Некоторые передавали причитающееся детям того человека, которые, впрочем, и так могли оказаться в нашем списке Восьмого Шага. Способы, какими мы можем уладить подобную ситуацию, зависят только лишь от нашего воображения и уровня нашей готовности. Мы можем быть удивлены, насколько эффективным может оказаться “косвенное” возмещение вреда в ситуациях, подобных этой. Многие из нас стремятся сделать это возмещение вреда максимально непосредственным, приходя на могилу этого человека или в какое-то другое памятное место и зачитывая там письмо или просто словесно обращаясь к памяти этого человека. К тому же наше реагирование в этих ситуациях может определяться природой причиненного нами ущерба, нашими представлениями о духовности и, конечно, наставлениями нашего спонсора.

  • Должен ли я возмещать ущерб кому-то, кого уже нет в живых? Какие особенности я должен принять во внимание в отношении этого человека, чтобы спланировать свое возмещение ущерба?

Мы пришли к выводу, что прежде, чем действовать, нам следует посоветоваться с нашим спонсором о каждом отдельном случае возмещения ущерба. Важно также помнить, что нам нет нужды изображать из себя бездумных роботов, боящихся думать о себе или действовать, не посоветовавшись со спонсором. Многие из наших товарищей пробовали встать на место того человека из нашего прошлого, которого мы не внесли в наш список Восьмого Шага, но который должен быть там. Иногда способ возмещения ущерба оказывался таким простым, что мы чувствовали себя дураками, упустившими удачное стечение обстоятельств. Иногда мы можем, встав на место того человека, ощутить сильный дискомфорт, не понимая его причины. Если это так, то лучше обратиться к процедуре Четвертого и Пятого Шагов, чтобы все прояснить. В любом случае нам никогда не следует считать наш список Восьмого Шага “отработанным”. Не исключено, что мы на протяжении всей нашей жизни будем добавлять в него какие-то имена.

А как быть с людьми, которых мы не можем найти? Не следует ли нам, не останавливаясь, косвенно возместить им ущерб? Можно и так, хотя многие наши товарищи, отчаявшись найти таких людей, все же встречались с ними, причем в таких местах, в каких никогда не ожидали их встретить. Мы конечно же можем заключить, что такие совпадения происходят по воле Высшей Силы, но даже если это и так, нам не следует игнорировать вероятную возможность прямого возмещения ущерба.

Если мы не можем найти кого-то, кто есть в нашем списке на возмещение ущерба, мы просто можем подождать. Нам следует продолжать прилагать все усилия, чтобы найти этих людей, чтобы не причинить такой же ущерб кому-то другому и чтобы сохранить готовность к возмещению ущерба. Моральная сила готовности часто может способствовать успеху возмещения ущерба в тех случаях, когда мы не в состоянии возместить реальный ущерб.

После того, как мы рассмотрели все сложности, сопряженные с косвенным возмещением ущерба, может показаться, что прямое возмещение ущерба вроде как проще, по крайней мере, более честное. Мы совершили что-то, что причинило вред (боль) кому-то. Мы должны принести извинения и искупить вину. Не так ли?

Не всегда. Как уже было сказано, процесс возмещения ущерба не имеет четкого начала и завершения. Мы часто приступаем к возмещению ущерба, в каком-то смысле, сразу же, как только становимся чистыми. Чаще всего мы безотлагательно начинаем компенсировать недостатки в своем поведении. Эта часть процесса возмещения ущерба – та самая, где мы меняемся сами – продолжается и после того, как мы напрямую переговорим с теми людьми, кому мы причинили ущерб.

  • Что в своем поведении я должен изменить к лучшему?

Как быть с тем прямым возмещением ущерба, когда мы усаживаем кого-то перед собой, делаем признание и принимаем на себя ответственность за причиненное зло, а потом выслушиваем ответ, каким бы он ни был? Это как раз то возмещение ущерба, которое может наполнить страхом наши сердца. Мы представляем себе, как мы сидим перед тем человеком, который есть в нашем списке, покорно и искренне предлагаем ему исправить нашу ошибку, получая в ответ “Это невозможно исправить. То, что ты сделал, слишком ужасно” или “И не старайся, я никогда не прощу тебя”.

В действительности ситуация, описанная выше, это как раз то, чего мы боимся больше всего, поскольку нам страшно потерять веру в сам процесс. Мы невероятно рисковали, позволив себе поверить в Высшую Силу, в себя самих, в возможность выздоровления. Самое страшное для нас – это когда ущерб, нанесенный нами, нельзя компенсировать, когда мы оказываемся настолько ужасными существами, что не заслуживаем прощения. Нас может утешить лишь тот факт, что многие выздоравливающие наркоманы сталкивались с отрицательной реакцией кого-то, кому они пытались возместить ущерб, но это не только не лишило их присутствия духа, но и способствовало формированию такого же интеллектуального достижения, как если бы их возмещение ущерба было принято с любовью и прощением.

Иногда, когда наши попытки возмещения ущерба воспринимаются так негативно, мы понимаем, что нам нужно сделать какие-то дополнительные шаги, чтобы мы смогли почувствовать, что мы пришли к какому-то решению. Наш Базовый текст подсказывает нам, что “контакт с человеком, все еще страдающим от последствий наших злодеяний, может быть опасным”. Кроме того, он может быть непродуктивным, особенно в случае с членами семьи или близкими друзьями. Контакт с людьми, которым мы причинили зло, пока они еще не остыли, может сильно настроить их против нас, хотя спустя какое-то время они могут отреагировать на нас совершенно по-другому. И если мы обратились к такому человеку слишком рано, то лучше нам какое-то время выждать, а потом попытаться снова.

Правда иногда, независимо от того, насколько тщательно мы подготовились или насколько искренны мы были в своем предложении возмещения ущерба, человек просто не хочет принимать наших извинений. Если мы сталкиваемся с такой ситуацией, то здесь мы вынуждены признать, что существует какой-то предел, где наша ответственность заканчивается. Если кто-то сочтет нужным до конца своей жизни злиться на нас, то может быть лучше всего оставить этого человека в покое и считать, что извинения принесены. Если нам трудно справиться с чувствами, возникающими в процессе такого возмещения ущерба, то наш спонсор поможет нам уладить это дело. Хотя в каких-то ситуациях нам легче косвенно возмещать причиненный ущерб. Иногда нам может показаться, что наше возмещение ущерба будет более “завершенным”, если мы предпримем какое-то действие, которое поправит или исправит ситуацию. Например, мы попытались возместить ущерб бывшему начальнику, у которого мы украли деньги. Он/она и слышать не хочет о наших извинениях и не хочет брать наших денег. Мы можем найти выход в том, чтобы вернуть деньги законному владельцу через его сотрудников или, если это возможно, анонимно.

Нам следует помнить, что возмещение ущерба – это часть нашей личной программы выздоровления. Это верно, что мы возмещаем ущерб потому, что мы обязаны это сделать, но нам также нужно признать то развитие духовности, которое имеет место в процессе возмещения ущерба. Во-первых, мы осознаем и признаем то зло, которое мы причинили. Как сказано в книге “Это Работает: Как и Почему”, это “вырывает нас из самонаваждения”. Поскольку самонаваждение и эгоцентричный страх – это часть нашей болезни, которая наиболее сильно влияет на нашу духовность, то смягчение и ослабление этой части нашей болезни наверняка будет способствовать расцвету нашего выздоровления. Во-вторых, обращение к человеку, которому мы причинили прямой ущерб, и признание причиненного ущерба – это громадный шаг в нашей духовной работе, независимо от того, как будет воспринято возмещение ущерба. Сам факт, что мы прошли через что-то, что требует такого смирения, уже свидетельствует о том, что в какой-то степени мы этого смирения достигли. В конце концов после процедуры возмещения ущерба мы обретаем душевный покой. Нас больше не отягощает груз незаконченных дел и чувство стыда за причиненное нами зло. Все позади. Наша душа ликует.

  • Готов ли я морально к возмещению ущерба в каких-то сложных ситуациях, а главное к результатам?
  • Что я сделал, чтобы подготовиться к этому?

Прощение

Духовное развитие, которого мы достигаем в результате прямого возмещения ущерба, часто зависит от того, как мы к этому морально подготавливаемся. Мы начинаем с того, что освобождаемся от любых домыслов, которые могут смутить нас или лишить способности обратиться с возмещением ущерба, сохраняя при этом смирение, согласие и веру.

Многие из нас могут повстречаться с проблемой, когда мы должны тем людям, которые причинили ущерб нам самим. Это может быть кто-то из родителей или родственников, обидевших нас, унизивший нас друг, начальник, который некорректно обошелся с нами, и т.д. В предыдущих шагах мы много занимались тем, что отделяли содеянное нами от того, что было причинено нам. Мы точно знаем свою долю в этих ситуациях и мы знаем, почему мы возмещаем ущерб. Если мы готовимся напрямую возмещать ущерб, лицом к лицу, то нам следует очень четко уяснить, что мы возмещаем ущерб только за то, что было содеяно нами в том конфликте. Мы возмещаем ущерб не для того, чтобы манипулировать человеком или принудить его к аналогичному возмещению ущерба. Мы не в ответе за то, что содеяно не нами. Помня об этом в момент возмещения ущерба, мы сможем лучше сконцентрироваться на нашей цели, независимо от того, как принимается наше возмещение или возмещают ли ущерб нам в ответ.

Иногда, правда, причиненное нам зло настолько велико, что лучше отложить на время наше возмещение ущерба. Например, многие из нас, будучи детьми, пострадали от старших родственников в эмоциональном, физическом или сексуальном плане. И хотя в той конкретной ситуации мы не виноваты, но позже мы могли, например, украсть у них деньги или причинить им физический ущерб, а может мы посягнули на их имущество. Тогда мы должны возместить ущерб, причиненный в результате кражи, физического увечья или вандализма. В этой ситуации речь не идет о том, возмещать ущерб или нет, а лишь о том, когда и как. Может пройти много времени, прежде чем мы будем готовы возместить тот ущерб хоть как-то, но и то хорошо. А пока будем ждать и работать с нашим спонсором.

Нам нужно попытаться простить тех людей, которые обидели нас, прежде чем мы начнем возмещать им ущерб. Мы не хотим оказаться в ситуации, когда человек, которому мы пытаемся возместить ущерб, все еще может привести нас в ярость. Наше отношение к нему будет слишком очевидным, сколько бы мы себя ни сдерживали. Возмещение ущерба – это не тот случай, когда успех достигается, если ты действуешь по принципу “как будто”.

Существует большая разница между ситуациями, в которых нам причинили зло против нашего желания, и теми, в которых причиненное нам зло было обусловлено нашим поведением. Во многих случаях возмещения ущерба, если мы злы на кого-то, кто обидел нас, нам следует спросить себя, а не мы ли виноваты в том, как с нами обошлись. Например, нас взбесило недоверие родителей к нам по поводу отсутствия в выходные дни – а мы были на танцевальной вечеринке АН! – но если мы вспомним, сколько раз мы им лгали, уходя куда-то и возвращаясь под кайфом, то мы увидим, что хоть наши родители и не помогут нам своим недоверием, но пройдет еще немало времени, пока мы завоюем их доверие. Или, например, изо дня в день, из недели в неделю мы были эгоистичны и потребительски относились к своим друзьям. И вот, когда они нам снова понадобились и мы не смогли их найти, мы рассердились и обиделись. Напоминание себе самим о том, что многие свои несчастья мы себе организовали сами, поможет нам простить тех, кто причинил боль нам.

Как еще по-другому мы можем найти прощение для тех, кто причинил боль нам – мы можем отвлечься от себя и посмотреть, а как же живут другие люди. Может быть те, кто обидел нас, поступили именно так потому, что у них были какие-то проблемы, из-за которых они стали менее чувствительными к нуждам других. Может быть, наш спонсор не звонил нам всю неделю потому, что его младший ребенок болел. Может быть, наш лучший друг сказал нам, что наши отношения носят нездоровый характер и мы должны прекратить их, но все из-за того, что он сам только что с кем-то расстался. Может быть, наш начальник не оценил нашу работу, потому что ему самому на этой неделе грозило увольнение. Обычно мы чувствуем себя мелкими и незначительными, когда обнаруживаем, что у человека, на которого мы обижены, у самого серьезные проблемы. Может быть, нам легче будет прощать и любить, если мы с самого начала уясним для себя, что большинство людей настроены к нам хорошо, но если кто-то и не очень обходителен с нами, то это может быть из-за того, что у него или у нее есть собственная боль, которая сводит с ума.

Прежде всего во время моральной подготовки к возмещению ущерба нам необходимо обратиться к нашей Высшей Силе за поддержкой и любовью. Видя прощение любящего Бога в те времена, когда мы причиняли боль другим, нам легче будет относиться к людям с позиции любви и прощения. Прибегая к нашей Высшей Силе как к какой-то защите, мы будем уверены, что негативная реакция на наши предложения о возмещении ущерба не лишит нас надежды. Перед каждым возмещением ущерба мы можем настраивать себя с помощью молитвы и размышлений.

  • Есть ли у меня долги перед людьми, которые тоже причинили мне зло?
  • Простил ли я их всех? Кого я все еще не простил? Всё ли из перечисленного выше я испробовал, чтобы генерировать в себе дух прощения? Что говорит об этом мой спонсор?

Возмещение ущерба

Итак, мы готовы возмещать ущерб. Мы обсудили с нашим спонсором каждого человека и каждое учреждение, внесенные в наш список Восьмого Шага, и наметили план, как нам себя вести в каждом отдельном случае возмещения ущерба. Мы обратились к Богу, как мы его понимаем, помолились о готовности, спокойствии, мужестве и мудрости, необходимых нам для процедуры возмещения ущерба.

А теперь нам нужно следовать своему плану. Нам нужно продолжать исправлять свое поведение и выполнять все обязательства, взятые на себя во время подготовки.

Вот здесь могут возникнуть трудности. Когда мы впервые возмещаем ущерб, то нас обычно охватывает чувство, как будто мы плывем на облаке безмятежности. Мы ощущаем возвышенное чувство самоуважения и какой-то эйфории, которая появляется вместо неуклюжих угрызений совести. Мы чувствуем себя как нормальные люди, как равные среди равных. Это чувство очень сильное и если мы его ощущаем впервые, то нам кажется, что нам с ним не справиться.

Но не стоит бояться. Чувства не могут долгое время оставаться такими интенсивными, хотя какие-то перманентные изменения в них мы наблюдаем. После того, как утихнет пыл первого возмещения ущерба, мы столкнемся с вызывающей сомнения стороной этого процесса: доведением дела до конца. Например, год спустя мы обращаемся в кредитное учреждение с просьбой одолжить нам денег и обещаем ежемесячно выплачивать определенную сумму, и тут мы начинаем понимать, что нас уже “не вдохновляет” расставание с нашими заработанными денежками, особенно, если нам это предстоит на протяжении нескольких лет. Мы можем задать себе один простой вопрос, который поможет нам продолжать возмещение ущерба: Насколько свободными мы хотим оставаться? Продолжение нашего выздоровления во всех аспектах, включая возмещение ущерба, способствует росту нашего душевного покоя день ото дня.

  • Есть ли у меня долги, возместить которые полностью мне будет трудно? Что я делаю для того, чтобы заставить себя повторно вернуться к этим долгам?

Совсем необязательно, что процесс возмещения ущерба будет спокойным и достаточно приличным. Шаги не предусматривают для нас счастья и комфорта без духовного развития. Страх, риск, чувство незащищенности, возникающие во время возмещения ущерба, могут оказаться для нас настолько дискомфортными, что наша память потом сработает и мы воздержимся от того поведения, которое обусловит причинение аналогичного ущерба. Мы часто слышим в АН: “дела идут лучше”. Это значит - нам становится лучше.

Мы становимся лучше. Нам больше не хочется позволять себе деструктивное поведение, потому что мы теперь точно знаем цену человеческому страданию, и нашему собственному, и окружающих. На место нашего эгоцентризма приходит осознание того, что есть на свете и другие люди и что они тоже живые. Если раньше нам это было все равно, то теперь нас это волнует. Если раньше мы были эгоистичны, то теперь мы становимся бескорыстными. Если раньше мы были раздражительны, то теперь мы учимся прощать.

Наша любовь и терпимость теперь распространяются и на нас самих. Мы ощутили некоторые результаты от возмещения ущерба самим себе в Восьмом Шаге; теперь самое время разобраться, как же это у нас получилось – возместить ущерб самим себе, а может и запланировать продолжение, или взяться за что-нибудь новенькое. Мы начали возмещать себе ущерб за нашу зависимость уже тем, что перестали употреблять наркотики и приступили к работе по шагам. Но только эти два поступка сами по себе долго не смогут лечить нашу израненную душу. Что-то нам еще придется делать, чтобы подлечить наше тело и наш разум. Есть много путей начать заботиться о своем физическом здоровье, от диет и утренней зарядки до медикаментозного лечения. Что бы мы ни выбирали, мы должны считаться со своими нуждами и желаниями. Вред, причиненный нашему рассудку, в какой-то мере может быть компенсирован за счет стремления к знаниям в будущем. Возвращение в школу или просто изучение чего-нибудь нового поможет нам восстановиться после стольких лет умственного безделья.

  • Каковы мои ближайшие планы возмещения ущерба себе самому? Есть ли у меня какие-то перспективные цели, которые можно считать возмещением собственного ущерба? Какие именно? Что мне нужно сделать, чтобы достичь их?

Духовные принципы

В Девятом Шаге мы сосредоточимся на смирении, любви и прощении.

Смирение, которое мы приобрели в этом шаге, можно рассматривать как результат серьезного взгляда на тот ущерб, который мы причинили людям, и взятия на себя ответственности за него. Мы признаём: “Да, я много чего натворил. Я в ответе за то зло, которое причинил, и за то, чтобы все исправить”. Может быть, мы осознали это в тот момент, когда кто-то со слезами рассказывал нам, как сильно мы его обидели. Увидев своими глазами, что кто-то наконец-то перестал страдать из-за нас, мы были так потрясены этим открытием, что сумели по-новому взглянуть на страдания людей. И снова, благодаря работе над предыдущими шагами и тому опыту, который был получен нами в процессе возмещения ущерба, мы ощутили возросшее чувство смирения.

  • Ощутил ли я ответственность за то зло, которое я причинил, и за то, что привело меня к этому?
  • Что помогло мне более отчетливо увидеть, какое именно зло я причинил? Как это повлияло на укрепление моего чувства смирения?

В Девятом Шаге стало гораздо проще придерживаться духовного принципа любви к людям, несмотря на то, что мы, наверное, работали над ним на протяжении всего процесса выздоровления. К этому времени мы избавились от многих деструктивных представлений и чувств, разрешая любви прийти в нашу жизнь. Когда нас переполняет любовь, нас непреодолимо тянет поделиться ею и наладить наши отношения с людьми или завязать новые отношения и бескорыстно поделиться своим опытом выздоровления, уделить кому-то личное время, помочь, и вообще посвятить себя тем, кому мы нужны.

  • Как я отдаю себя или помогаю другим?

Когда мы получаем прощение, то мы замечаем, что мы переносим его на других людей. Это стимулирует нас обращаться к духовному принципу прощения как можно чаще. Осознание собственной гуманности дает нам силы прощать других, не осуждая, как это бывало в прошлом. Принимать на веру чьи-либо слова становится нашей второй натурой. Мы больше не ожидаем подлостей и трусостей, имеющих место в каждой ситуации, неподвластной нашему контролю. Мы знаем, что обычно у нас хорошие намерения, и нам кажется, что и другие люди так же настроены. Если кто-то нас обижает (а мы знаем, что затаить обиду – это значит лишить себя покоя и смирения), то сейчас мы стремимся поскорее простить этого человека.

  • Что есть для меня полезного в соблюдении принципа прощения? В каких конкретных ситуациях мне удалось действовать согласно этому принципу?
  • За что я сам себя простил?

Идем дальше

Многие из нас считают полезным поразмышлять над тем, как мы возмещали ущерб. Кто-то делает это письменно, разъясняя, что для них означало возмещение ущерба и чему они при этом научились.

  • Что для меня значило возмещать ущерб? Чему я при этом научился?

“Освобождение” – это, пожалуй, наиболее подходящее слово, описывающее сущность Девятого Шага. Оно охватывает освобождение от вины и стыда, уменьшение навязчивой идеи по отношению к себе и увеличение способности обращать внимание на то, что происходит вокруг нас. Мы меньше зацикливаемся на себе и становимся активными участниками в наших отношениях с другими. Мы научились просто находиться в одном помещении с другими людьми, не пытаясь контролировать его или быть центром внимания в любом разговоре. Мы начинаем думать о своем прошлом, особенно о своей зависимости, не как о периоде страшной тьмы, который мы хотим поскорее забыть, а как об источнике опыта, которым мы делимся с теми, кому помогаем выздоравливать. Мы перестаем думать о своей жизни, как о чем-то не существующем, и начинаем ценить подарки, которые нам преподносит каждый новый день. Мы знаем: чтобы сохранить это чувство свободы, нам нужно продолжать усердно работать над тем, чему мы научились в предыдущих шагах. Десятый Шаг покажет нам, как это осуществить.

Перейти к обсуждению в форуме


Другие интересные материалы:
Социальный контроль алкоголизации


Борьба с пьянством, как указывает...
Краткий комментарий к письму Менделевича В.Д. в РОП
Реакция главного нарколога России...

Не так давно на имя Председателя...
ЗАКЛЮЧЕНИЕ


Итак, что же это такое - дорога к...
Психоделическая терапия аддиктивных расстройств (второе пришествие)
Доклад на конференции «Современная...

Рекомендации для программ первичной профилактики подростковых девиаций
Представленные выводы сделаны на...

Результаты анализа, выполненного по всем...
 

 
   наверх 
Copyright © "НарКом" 1998-2024 E-mail: webmaster@narcom.ru Дизайн и поддержка сайта Петербургский сайт