|
|
Проект Федерального Закона О внесении изменений в УК РФ в целях усиления уголовной ответственности за незаконный оборот наркотических средств и психотропных веществ
|
|
> Закон сур-р-ов!
> Даешь систему!
> Проект Федерального Закона О внесении изменений в УК РФ в целях усиления уголовной ответственности за незаконный оборот наркотических средств и психотропных веществ
Проект нового Федерального Закона по наркотикам и пояснительная записка к нему с грустными комментариями от www.narcom.ru Вносится депутатами Государственной Думы Морозовым О.В., Мизулиной Е.Б., Герасимовой Н.В., Исаевым А.К., Ивлиевым Г.П., Васильевым В.А., Плигиным В.Н., Борзовой О.Г., Крашенинниковым П.В. Внести в Уголовный кодекс Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, № 25, ст. 2954;1998, № 22, ст. 2332; № 26, ст. 3012; 1999, № 7, ст. 871; ст. 873; № 11, ст. 1255; № 12, ст. 1407; № 28, ст. 3489; ст. 3490; ст. 3491; 2001, № 11, ст. 1002; № 13, ст. 1140; № 26, ст. 2587; ст. 2588; № 33, ст. 3424; № 47, ст. 4404; ст. 4405; № 53, ст. 5028; 2002, № 10, ст. 966; № 11, ст. 1021; № 19, ст. 1793; ст. 1795; № 26, ст. 2518; № 30, ст. 3020; ст. 3029; № 44, ст. 4298; 2003, № 11, ст. 954; № 15, ст. 1304; № 27, ст. 2708; ст. 2712; № 28, ст. 2880; № 50, ст. 4848; ст. 4855; 2005, № 1, ст. 1; ст. 13; № 30, ст.3104; № 52, ст. 5574; 2006, № 2, ст. 176; № 31, ст. 3452; № 50, ст. 5279; 2007, № 1, ст. 46; 2007, № 1, ст. 46; № 16, ст. 1822; ст. 1826; № 21, ст. 2456; № 31, ст. 4000; ст. 4008; ст. 4011; № 45, ст. 5429; № 49, ст. 6079; № 50, ст. 6226; ст. 6248; 2008, № 7, ст. 551; № 15, ст. 1444; Российская газета, № 105, 17.05.2008) следующие изменения:
Президент Российской Федерации
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
к проекту федерального закона "О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации в целях усиления уголовной ответственности за незаконный оборот наркотических средств и психотропных веществ"
- 1. Предлагаемый проект федерального закона "О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации в целях усиления уголовной ответственности за незаконный оборот наркотических средств и психотропных веществ" является составной частью пакета законопроектов, подготовленных в рамках "Концепции государственной политики в области духовно-нравственного воспитания детей в Российской Федерации и защиты их нравственности".
- 2. Принятие данного законопроекта обусловлено необходимостью усиления уголовной ответственности за незаконный оборот наркотических средств и психотропных веществ. (Эта необходимость не очевидна. Интересно, чем, по мнению законодателя, она обусловлена.)
Принятый Федеральный закон от 8 декабря 2003 года № 162-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Уголовный кодекс Российской Федерации» наряду с фактической декриминализацией преступных деяний по незаконному приобретению и хранению наркотических средств в целях сбыта способствовал реальному усилению уголовного наказания за незаконный сбыт наркотических средств (по части 3 статьи 228.1 Уголовного кодекса Российской Федерации максимальное наказание увеличено до 20 лет лишения свободы).
Число лиц, осужденных за незаконные действия с наркотическими средствами, связанные с их производством, пересылкой и сбытом (статья 228.1 Уголовного кодекса Российской Федерации) возросло с 18,3 тысячи в 2003 году до 26,4 тысячи в 2007 году, или более чем на 40 процентов. Число осужденных по части 3 указанной статьи Уголовного кодекса Российской Федерации в 2005-2007 годах увеличилось: в 2007 году к лишению свободы на срок от 10 до 15 лет и от 15 до 20 лет приговорено в два раза больше лиц, чем в 2005 году; значительно возросло число осужденных по данной статье к лишению свободы на срок от 5 до 10 лет: с 1491 в 2005 году до 3353 в 2007 году.
Однако принятые меры оказались недостаточными. (Т.е. видим, что увеличение сроков наказания ничего не дает, но принимаем решение еще больше ужесточить наказание? Странная логика.) Об этом свидетельствуют данные о смертности от передозировок наркотических средств в 2004 - 2006 годах. Ежегодно их количество возрастает на 30-35 процентов. В 2006 году чуть более чем в двух третях субъектов Российской Федерации от передозировки наркотических средств погибли 9,5 тысячи человек, из чего можно сделать вывод о числе погибших от наркотических средств в 2007 году – их число значительно превысило 15 тысяч. (Смертность в результате передозировки, может, и была бы неплохим показателем, вот только по причине сложности химико-токсикологического анализа, недостаточной и неравномерной оснащенности экспертно-криминалистических лабораторий в регионах, не ясно, действительно ли идет рост смертей от наркотических передозировок или же их просто стали в некоторых регионах более достоверно диагносцировать, но до реального мониторирования здесь еще очень и очень далеко, что можно видеть и из данного абзаца пояснительной записки – ее авторы так и пишут: «чуть более чем в двух третях субъектов РФ»)
- 3. Комплекс правовых мер, предлагаемых законопроектом, предусматривает внесение изменений и дополнений в Уголовный кодекс Российской Федерации и включает в себя:
- 1) распространение установленного частью 1 статьи 57 Уголовного кодекса Российской Федерации правила о возможности назначения пожизненного лишения свободы за совершение особо тяжких преступлений на преступления, связанные с незаконным сбытом наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов, повлекшим по неосторожности смерть человека (пункт 1 законопроекта);
- 2) устранение необоснованного различия в уголовно-правовой оценке таких сходных деяний, как незаконные перевозка (часть 1 статьи 228 Уголовного кодекса Российской Федерации) и пересылка (часть 1 статьи 228.1 Уголовного кодекса Российской Федерации) наркотических средств, психотропных веществ и их аналогов (пункт 2 законопроекта);
- 3) введение такого квалифицирующего признака как «использование служебного положения» при совершении незаконного приобретения, хранения, перевозки, изготовления, переработки в целях сбыта наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов, а равно их пересылки (пункт 2 законопроекта); (Конечно же, очень хочется, чтобы милиция и спецслужбы не крышевали наркоторговцев. Однако представляется сомнительным, что введение нового квалифицирующего признака снизит латентность этих преступлений и повысит их раскрываемость. Скорее, наоборот.)
- 4) ужесточение уголовного наказания за производство или сбыт наркотических средств, в размере, двадцатикратно и более превышающем минимальный особо крупный размер наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов, при условии наличия одного из дополнительных квалифицирующих признаков: совершение предусмотренных частью 1 статьи 228.1 Уголовного кодекса Российской Федерации деяний организованной группой либо лицом с использованием своего служебного положения (подпункт «в» пункта 3 законопроета);
- 5) пожизненное лишение свободы за сбыт наркотических средств, повлекших по неосторожности смерть человека (подпункт «в» пункта 3 законопроекта). (На практике это будет выглядеть примерно так: 2-3 наркопотребителя совместно «вмазались» (вариант – накушались «грибочков»), один из них в силу индивидуальных особенностей получил передозировку и умер (вариант – под действием галлюцинаций выпрыгнул в окно с 10-го этажа и разбился насмерть). Оставшимся в живых будет инкриминироваться новая статья, грозящая пожизненным сроком, от которого родители будут откупать свое непутевое дитя, продавая последнее. При этом крупные наркодилеры остаются в стороне – за сбыт хоть тонны героина, кстати, действующим УК предусмотрено наказание в 12 лет лишения свободы, за умышленное убийство - от 6 до 15 лет, а за неосторожное причинение смерти (ст. 109 УК РФ) - до 2 лет лишения свободы и только при наличии отягчающих обстоятельств – до 5 лет. Вызывает сомнение, что предлагаемая статья проходила экспертизу на предмет коррупциогенности и что она вообще согласовывалась с юристами, в т.ч. в части требований УК РФ о справедливости и о соразмерности назначения наказания, и, кстати, с учетом формы вины).
Таким образом, предлагаемые изменения в данной части направлены на комплексное восполнение существующих в уголовном праве пробелов и установление ответственности за деяния в области незаконного оборота наркотических средств в соответствии с тяжестью совершаемого преступления. (Создается впечатление, что в целом данный закон направлен не на снижение уровня наркопотребления в российском обществе, а на пополнение мест заключения наркопотребителями и на «зарабатывание» денег правоохранителями. Грустно видеть фамилии уважаемых людей под столь сырым проектом закона. Не хотелось бы, чтобы об авторах этого закона говорили (как, например, об одном из депутатов ГД, чье очень известное имя связывают с дальневосточными ворами в законе), что они лоббируют чьи-то криминальные интересы. Хотелось бы знать, как оценивают данный законопроект криминологи, криминалисты, судьи, адвокаты. Все-таки есть надежда, что действующий Президент РФ, квалифицированный юрист, преподававший на одном из лучших юридических факультетов страны, не поставит свою подпись под текстом этого законопроекта).
Другие интересные материалы:
|