|
|
Антиалкогольная стратегия ЕС разработана с целью помочь национальным правительствам и заинтересованным субъектам антиалкогольной деятельности координировать свою работу по снижению вреда от злоупотребления алкоголя. Настоящий документ принят в 2006 г. и действует до конца 2012 г. В этой связи для различных специалистов будет полезным сравнение европейского и отечественного подходов в антиалкогольной политике. Предлагаем перевод этого документа. Комиссия Европейского сообщества
СООБЩЕНИЕ КОМИССИИ СОВЕТУ, ЕВРОПЕЙСКОМУ ПАРЛАМЕНТУ, ЕВРОПЕЙСКОМУ КОМИТЕТУ ПО ЭКОНОМИЧЕСКОМУ И СОЦИАЛЬНОМУ РАЗВИТИЯ И КОМИТЕТУ ПО РЕГИОНАМ СОДЕРЖАНИЕ
1. Введение
2. Мандат деятельности
3. Аргументация деятельности
4. Экспертиза и процесс оценки эффективности
5. Пять приоритетных задач и рекомендуемая практика
5.1. Защита внутриутробного развития, детей и молодежи
5.1.1. Обоснование деятельности
5.1.2. Рекомендуемая практика
5.2. Снижение травматизма и смертности в дорожно-транспортных происшествиях, связанных с потреблением алкоголя
5.2.1. Обоснование деятельности
5.2.2. Рекомендуемая практика
5.3. Профилактика вреда, обусловленного потреблением алкоголя среди взрослого населения, снижение негативного воздействия на рабочих местах
5.3.1. Обоснование деятельности
5.3.2. Рекомендуемая практика
5.4. Информирование, обучение и разъяснительная работа по вопросам потребления алкоголя с вредными последствиями и высоким риском вредных последствий, и соответствующим паттернам потребления алкоголя
5.4.1. Обоснование деятельности
5.4.2. Рекомендуемая практика
5.5. Создание, поддержка и обеспечение общеупотребительной базы данных
5.5.1. Обоснование деятельности
5.5.2. Что необходимо
6. Три уровня деятельности
6.1. Деятельность Европейской Комиссии
6.2. Субсидиарность: проектирование программ в государствах-членах
6.2.1. Деятельность на национальном уровне
6.2.2. Деятельность на локальном уровне
6.3. Координация деятельности на уровне ЕС
6.3.1. Форум по вопросам алкоголя и здоровья
6.3.2. Алкоголь и управление транспортом
6.3.3. Коммерческие отношения
7. Заключение
1. ВВЕДЕНИЕ
Настоящее Сообщение рассматривает проблему неблагоприятного воздействия на здоровье от потребления алкоголя с вредными последствиями и высоким риском вредных последствий*, как имеющую высокую общественную и экономическую значимость, и отвечает требованиям Совета последовательной реализации действий, оценки, мониторинга развития ситуации и мер, применяемых в этой сфере, а также с целью информирования о необходимых последующих действиях со стороны Комиссии.
Сообщение сосредоточивается на вопросах профилактики и значительного сокращения паттернов массивного и чрезмерного употребления алкоголя, как, например, потребление алкоголя среди несовершеннолетних, и некоторых их наиболее вредоносных последствиях, как дорожно-транспортные происшествия, связанные с употреблением алкоголя, и Алкогольный синдром плода.
В связи с этим в настоящем Сообщении рассматривается не употребление алкоголя как таковое, но только злоупотребление и его вредоносные последствия. Настоящим признается, что существуют разные культурные нормы потребления алкоголя в государствах-членах. Не ставится задача подменить национальную политику, которая имеет место в большинстве государств-членах и относится к национальной компетенции, действиями Сообщества в соответствии с принципом субсидиарности и ст. 152 Европейской Конвенции.
В частности, Комиссия не предполагает в качестве следствия данного Сообщения предложение развития и гармонизации законодательной базы в сфере профилактики вреда от алкоголя. Сообщение нацелено на планирование деятельности, которой Комиссией и государствами-участниками уже отведено свое место, и, с одной стороны, разрабатывает практические рекомендации, ведущие к положительным результатам, и, с другой стороны, определяет области социально-экономической значимости и актуальных вопросов Сообщества, в которых может быть осуществлено продвижение.
В Сообщении также поясняется, как в дальнейшем Комиссия может поддержать и дополнить национальные программы здравоохранения, осуществляемые в кооперации с заинтересованными субъектами деятельности, с учетом того, что культура и паттерны потребления алкоголя варьируются в разных странах ЕС.
Тем самым Комиссия обязуется неотступно следовать намеченному пути и развивать деятельность в рамках своей компетенции, учитывая положительный опыт, выработанный в разных государствах-членах, а также обязуется учредить Форум по вопросам алкоголя и здоровья, который будет способствовать распространению этого опыта, а также утвердит магистральное направление всеобъемлющей европейской стратегии снижения вреда от алкоголя.
2. МАНДАТ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Европейский Союз обладает ответственностью и компетенцией разрешать вопросы, связанные с такими проблемами в сфере здравоохранения, как потребление алкоголя с вредными последствиями и высоким риском вредных последствий, оперируя дополнительными возможностями национальных мероприятий, ведущихся в этом направлении, что зафиксировано в ст. 152 Европейской Конвенции.
Суд Европейского Союза повторно подтвердил, что противодействие вреду от потребления алкоголя является важной и общезначимой задачей в области здравоохранения.
В 2001 г. Совет принял Рекомендацию по вопросам потребления алкоголя в молодежной среде, в частности, детьми и подростками, в которой Комиссии предлагается действовать с целью последовательной реализации мероприятий, оценки, мониторинга развития ситуации и мер, применяемых в этой сфере, а также с целью информирования о необходимых последующих шагах.
В заключительной части Рекомендации от 5 июня 2001 г. Совет предлагает Комиссии внести перспективный проект многоуровневой стратегии Сообщества, имеющей целью усовершенствовать национальные программы в области снижения вреда, обусловленного потреблением алкоголя.
Большинство государств-членов предприняли усилия по снижению вреда от потребления алкоголя, и многие из них имеют широкомасштабные программы в этой сфере. Но, несмотря на реализацию программ в области здравоохранения, как в Сообществе, так и в национальных рамках, уровень вреда, особенно в молодежной среде, на дорогах и рабочих местах, все еще неприемлемо высок во всех государствах-членах. Более того, исследования, проведенные в масштабах государств и в целом в Сообществе, показывают, что в тех случаях, в которых отмечается фактор трансграничности, существует необходимость в лучшей координации и взаимодействии на уровне ЕС.
Примеры включают такие явления, как развитие трансграничных продаж алкоголя, которые могут быть привлекательными для молодых потребителей, или трансграничная реклама алкогольных напитков, которая может противоречить национальным ограничениям.
Обращает на себя внимание то, что некоторые проблемы (потребление алкоголя среди несовершеннолетних, дорожно-транспортные происшествия) существуют во всех государствах-членах, и что программы противодействия оказались не вполне результативными, поскольку указанные проблемы либо остаются на том же уровне, либо, как в некоторых отдельных случаях, даже ухудшились, а также то, что в связи с фактором трансграничности некоторые вопросы должны относиться к компетенции Сообщества. Тем самым обнаруживается необходимость дальнейшей деятельности и кооперации на национальном и европейском уровне. Настоящее Сообщение устанавливает подход Европейского Союза к поддержке и укреплению скоординированной стратегии по снижению вреда, обусловленного потреблением алкоголя, который опирается на обязательства Комиссии по продолжению намеченного курса и развитию деятельности в рамках своей компетенции и по распространению положительного опыта, апробированного в различных государствах-членах.
Меры по снижению вреда, обусловленного потреблением алкоголя, в деятельности ЕС будут также направлены на поддержку достижения целей других взаимосвязанных программ, уже утвержденных на уровне ЕС, таких, например, как Дорожная Безопасность, Здоровье и Безопасность на рабочих местах, Конвенция по правам детей.
3. АРГУМЕНТАЦИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Потребление алкоголя с вредными последствиями и риском вредных последствий представляет основную нагрузку для здравоохранения, но также генерирует издержки, связанные с медицинским уходом, медицинским страхованием, правоохранением, общественным порядком и деятельностью на рабочих местах, — и таким образом оказывает негативное воздействие на общественное благополучие и экономическое развитие в целом. Потребление алкоголя с вредными последствиями и риском вредных последствий — это ключевой фактор и одна из основных причин преждевременной смертности и предотвратимых заболеваний (avoidable disease). В конечном итоге потребление алкоголя является причиной в 7,4% случаев слабого здоровья и преждевременной смертности в ЕС и оказывает негативное воздействие на работоспособность и производительность труда. Программы, направленные на профилактику потребления алкоголя с вредными последствиями и риском вредных последствий, а также предназначенные для распространения информации о моделях ответственного поведения при потреблении алкоголя, оказывают благоприятное действие и на отдельных лиц, и на семьи, но также охватывают проблему социальных издержек, рынков труда, и содействуют развитию конкурентоспособности соответствии с духом Лиссабонских положений и целевыми индикаторами HLY (Healthy Life Years ). Из этого следует также, что инициативы, направленные на профилактику потребления на рабочих местах, должны поощряться. Заинтересованные субъекты деятельности (бизнес-структуры, профсоюзы) несут особую ответственность в этом отношении.
Молодые люди ЕС находятся в зоне особого риска, поскольку более 10% смертности среди женщин и более 25% смертности среди мужчин в возрастной группе 15—29 лет связано с потреблением алкоголя с высоким риском вредных последствий. Проблема потребления алкоголя с вредными последствиями и риском вредных последствий относится не только к потребляющим, но также затрагивает и их близких, и все общество в целом. Неблагоприятное воздействие имеет тенденцию к росту в социальных группах малообеспеченных, и, следовательно, является одним из факторов неравенства в состоянии здоровья. В то время как потребление алкоголя в ЕС в среднем снижалось, доля подростков и молодых людей с паттернами потребления алкоголя с вредными последствиями и риском вредных последствий за последние десять увеличилась во многих государствах-членах. Паттерны потребления, в частности, отмечаемые тенденции к повышению уровня "запойного пьянства" и частоты потребления среди несовершеннолетних, во многих европейских странах могут иметь долгосрочный эффект неблагоприятного воздействия на здоровье и повысить риск социального неблагополучия.
Дорожно-транспортные происшествия, связанные с потреблением алкоголя, также требуют повышенного внимания. Примерно одно происшествие из четырех можно связать с потреблением алкоголя, — около 10 тыс человек в Евросоюзе ежегодно гибнет в ДТП, связанных с потреблением алкоголя. ЕС ставит цель снизить вполовину число гибнущих в автоавариях — с 50 тыс в 2000 г. до 25 тыс в 2010 г. Кроме того, усилия по контролю над допустимыми нормами уровня алкоголя в крови при управлении автотранспортом могут внести существенный вклад в достижение поставленных целей.
Употребление алкоголя во время беременности может нанести ущерб развитию мозга плода, что приводит к нарушениям в интеллектуальном развитии, впоследствие заметным в период детства. Поскольку высокорисковое потребление среди молодых женщин увеличивается в большинстве стран Евросоюза, и в связи с тем, что ущерб для развития плода от потребления алкоголя определяется уже в самом начале беременности, просветительские мероприятия по данной проблематике имеют ключевое значение.
В порядке рассмотрения проблем, обозначенных выше, и в целях всесторонней оценки ущерба, основанной на достоверных данных, Комиссия определяет пять приоритетных задач, которые связаны с положением дел во всех государствах-членах, и решению которых деятельность Комиссии по усовершенствованию национальных программ и координации национального взаимодействия придает дополнительное значение.
· Защита детей, молодежи и внутриутробного развития
· Снижение травматизма и смертности в дорожно-транспортных происшествиях, связанных с потреблением алкоголя
· Профилактика вреда, обусловленного потреблением алкоголя среди взрослого населения, снижение негативного воздействия потребления алкоголя на рабочих местах
· Информирование, обучение и разъяснительная работа по вопросу употребления алкоголя с вредными последствиями и высоким риском вредных последствий, а также по теме оптимальных паттернов потребления алкоголя
· Создание, поддержка и обеспечение общеупотребительной базы данных
Эти задачи простираются на уровне ЕС, на уровне национальных государств и местных общин, и для их решения приглашаются к сотрудничеству различные заинтересованные субъекты деятельности в разных секторах деятельности. Представляемая стратегия выносит на рассмотрение уже имеющийся опыт работы Комиссии и государств-членов и предлагает дальнейшие меры Комиссии по развитию существующей деятельности. В стратегии также представлены положительные примеры из практики, осуществляемой в государствах-членах, что может побудить к реализации подобного опыта и успешному сотрудничеству на национальном уровне.
4. ЭКСПЕРТИЗА И ПРОЦЕСС ОЦЕНКИ ЭФФЕКТИВНОСТИ
С 2004 г. службы Комиссии поддерживают постоянные консультации с экспертами государств-членов, международными организациями, исследователями и заинтересованными субъектами деятельности. Кроме того, Комиссия принимала участие в обсуждениях проблемы с ключевыми субъектами деятельности на круглых столах, организованных под эгидой Центра Европейской Политики (European Policy Centre — EPC).
Комиссия по контракту через объявленный открытый тендер получила экспертное заключение по вопросам здравоохранения от Института исследований проблем алкоголя (Institute of Alcohol Studies).
С целью анализа проблем в области здоровья, социально-экономических вопросов и средовых факторов, имеющих отношение к алкоголю и различным аспектам антиалкогольной политики, Комиссия произвела оценку эффективности (RAND Report).
Более того, заинтересованные субъекты деятельности имели возможность высказаться на организованных Комиссией открытых обсуждениях вопросов маркировки продуктов питания и алкогольной продукции.
5. ПЯТЬ ПРИОРИТЕТНЫХ ЗАДАЧ И РЕКОМЕНДУЕМАЯ ПРАКТИКА
5.1. Защита внутриутробного развития, детей и молодежи
Цели
Цель 1: Поставить под контроль потребление алкоголя несовершеннолетними, снизить потребление алкоголя с вредными последствиями и риском вредных последствий среди молодежи в сотрудничестве с заинтересованными субъектами деятельности .
Цель 2: Снизить вред в отношении детей, находящихся в семьях с алкогольными проблемами.
Цель 3: Снизить потребление алкоголя в период беременности, с целью снижения числа детей, рождающихся с алкогольным синдромом плода.
5.1.1. Обоснование деятельности
Молодые люди чаще изображаются как виновники проблем, связанных с алкоголем, нежели как его жертвы. Подсчитано, что в 16% случаев алкоголь является причиной насилия над детьми и их безнадзорности.
Потребление алкоголя с вредными последствиями среди молодых людей, как показано, оказывает негативное воздействие не только на здоровье и социальное благополучие, но также и на их образовательные навыки. В разных частях ЕС наблюдается усиление тенденции к "запойному пьянству" среди молодежи. Эта ситуация отягощается еще и повышением доступности алкогольной продукции для несовершеннолетних потребителей. Таким образом, следует считать оправданными дальнейшие действия по контролю и ограничению потребления алкоголя несовершеннолетними и паттернами поведения при употреблении алкоголя с вредными последствиями среди молодежи.
Субъекты деятельности в области производства и продаж алкогольной продукции в большинстве стран-членов активным образом вовлекаются в процесс законодательного регулирования на национальных уровнях, и заявляют о своих намерениях стать более проактивными в мероприятиях по продвижению нормативно-правового регулирования и саморегулирования.
Некоторые из государств-членов подняли налог на продукцию, которая особенно привлекательна для молодых потребителей.
5.1.2. Рекомендуемая практика
Вызывающие озабоченность тенденции потребления алкоголя среди молодежи могут быть эффективно отработаны в ходе реализации публичной политики. Свой вклад в развитие такой политики и программ внесли Рекомендации Совета в 2001 г.
Примерами эффективных мер, реализуемых государствами-членами могут служить: усилия по ограничению продаж, контроль легкодоступности и маркетинговых действий, влияющих на молодых людей; широкий спектр действий, основанных на общественном согласии, в целях профилактики деструктивного и рискового поведения с включением в эту деятельность учителей, родителей, заинтересованных субъектов и самих молодых людей, а также поддержка этой деятельности со стороны СМИ и различных обучающих программ по безопасной жизнедеятельности. Производители и продавцы алкогольной продукции могут играть важную роль в деятельности по обеспечению ответственного оборота алкоголя.
5.2. Снижение травматизма и смертности в дорожно-транспортных происшествиях, связанных с потреблением алкоголя
Цели
Цель 4: Содействовать снижению травматизма и числа жертв в дорожно-транспортных происшествиях, связанных с потреблением алкоголя
5.2.1. Обоснование деятельности
Примерно одно происшествие из четырех связывается с потреблением алкоголя, и около 10 тыс человек в ЕС ежегодно погибают в дорожно-транспортных происшествиях по этой причине. Особой опасности, как участники инцидентов, подвержены молодые люди в возрасте от 18 до 24 лет. В такого рода ДТП от 35 до 45 процентов жертв составляют молодые люди в этом возрастном диапазоне. В целом, наиболее распространенной причиной смертности молодых людей (до 47% по некоторым данным) являются происшествия на дорогах. В происшествиях, связанных с вождением в состоянии опьянения, две трети фигурантов — это лица в возрасте от 15 до 34 лет и на 96% мужчины.
5.2.2. Рекомендуемая практика
Многочисленными исследованиями установлено, что риск дорожно-транспортных происшествий, связанных с приемом алкоголя, растет пропорционально концентрации алкоголя в крови (АК) водителя. Во всех государствах-членах приняты меры по введению ограничений на АК. В исследованиях обращается внимание на то, что целесообразной могла бы быть предельно допустимая концентрация до 0,5 мг/мл. Эффективные усилия в реализации мер по противодействию вождению в состоянии опьянения могли бы существенно снизить смертность на дорогах (до 25% среди мужчин и до 10% среди женщин), а также статистику увечий и повреждений. В качестве примера эффективных национальных программ можно привести порядок внедрения и осуществления частых и систематических выборочных проверок водителей на наличие паров алкоголя в выдыхаемом воздухе, при соответствующей поддержке кампании по образованию и просвещению с вовлечением всех заинтересованных субъектов антиалкогольной деятельности. Ключом к успеху здесь является сочетание жесткого контроля за соблюдением законодательства с активным просвещением. Участниками ДТП все чаще становятся молодые водители-новички. Другим примером эффективной политики является введение пониженного порога АК или нулевой уровень для таких водителей, а также из соображений безопасности и для управляющих общественным транспортом, и для водителей коммерческих транспортных средств, в частности, перевозящих опасные грузы.
5.3. Профилактика вреда, обусловленного потреблением алкоголя среди взрослого населения, снижение негативного воздействия на рабочих местах
Цели
Цель 5: Снизить уровень хронических физических и психических расстройств, связанных со злоупотреблением алкоголя
Цель 6: Снизить смертность, связанную с потреблением алкоголя
Цель 7: Обеспечить информирование потребителей для повышения осознанности выбора товаров
Цель 8: Содействовать снижению вреда от потребления алкоголя на рабочих местах и развивать деятельность в этом направлении
5.3.1. Обоснование деятельности
Несмотря на то, что 85% взрослого населения в большинстве случаев потребляет алкоголь умеренно и ответственно, потребление алкоголя с вредными последствиями и риском вредных последствий является одной из основных причин преждевременной смертности и предотвратимых заболеваний и, кроме того, оказывает негативное воздействие на работоспособность индивида. Алкогольный абсентеизм и пьянство во время работы оказывают негативное влияние на выполнение рабочих операций и, как результат, на конкурентоспособность и продуктивность. В то время как 226 млн взрослых потребляют до 20 г (женщины) или 40 г (мужчины) алкоголя в день, более 58 млн (15%) превышают этот уровень, в том числе 20 млн (6%) потребляют свыше 40 г (женщины) или 60 г (мужчины) ежедневно. Если же рассматривать такой показатель, как аддикция, что будет вернее чем оперировать показателем уровня потребления, то в этом случае каждый год насчитывают 23 млн европейцев (5% мужчин и 1% женщин), у которых формируется алкогольная зависимость.
5.3.2. Рекомендуемая практика
Опыт, приобретенный государствами-членами, обращает внимание на то, что усовершенствование в области применения существующих стандартов, регулирующих и нормативных актов является центральным направлением в деятельности по снижению негативного влияния потребления алкоголя с вредными последствиями и риском вредных последствий. Правоприменение в области лицензирования, подготовка обслуживающего персонала, программы вмешательства, разработанные в отношении местных сообществ и рабочих коллективов, ценовая политика (например, снижение предложений типа "две порции по цене одной"), взаимодействие в области общественного транспорта и в вопросах по времени, после которого прекращается подача алкогольных напитков, консультирование врачами и средним медперсоналом на первичном медицинском уровне лиц группы риска и их лечение, — являются теми мероприятиями, которые представляются эффективными для профилактики вреда, связанного с потреблением алкоголя, среди взрослого населения и снижения негативного влияния на рабочих местах. Деятельность по обучению, информированию, а также кампании агитации за умеренное потребление, или направленные на решение проблем вождения в состоянии опьянения, приема алкоголя во время беременности и пьянства среди несовершеннолетних, могут быть полезны для мобилизации общественной поддержки вмешательства.
5.4. Информирование, обучение и разъяснительная работа по вопросам потребления алкоголя с вредными последствиями и высоким риском вредных последствий, и соответствующим паттернам потребления алкоголя
Цели
Цель 9: Повысить уровень осведомленности граждан ЕС в вопросах влияния потребления алкоголя с вредными последствиями и риском вредных последствий на здоровье, особенно на развитие плода во время беременности, на несовершеннолетних, на качество трудовых операций и управление транспортными средствами.
5.4.1. Обоснование деятельности
Граждане имеют право получать информацию, относящуюся к вопросам влияния на здоровье, и в частности, по риску и последствиям злоупотребления алкоголем, а также получать детальную информацию о добавляемых ингредиентах, которые могут быть вредны для здоровья потребителей целевых групп. Умеренное же потребление алкоголя, как это представляется, обеспечивает некоторую защиту при коронарной сердечной недостаточности в зрелом возрасте (от 45 и старше в зависимости от гендерных отличий и индивидуальных особенностей).
5.4.2. Рекомендуемая практика
Усвоение навыков безопасной жизнедеятельности в молодом возрасте предопределяет качество здоровья в дальнейшем. В программах по обучению здоровому образу жизни и в просветительских мероприятиях данное обстоятельство позволяет рассматривать детей, молодых людей и их родителей в качестве целевой группы. Широкое и аккуратное осуществление обучающих программ по теме здоровья и жизненных навыков, начинаясь в раннем детстве и в идеале продолжаясь в подростковом возрасте, может повысить уровень осведомленности и повлиять на рисковое поведение. Такие программы должны быть направлены как на факторы риска — алкоголь в уязвимые возрастные периоды, как, например, подростковый возраст, — так и на протективные факторы, т.е. на способность изменения жизненных навыков и поведения.
Кампании в масс-медиа — как, например, организованная Сообществом кампания "Euro-Bob", направленная на профилактику управления транспортом в состоянии опьянения, — могут быть полезными для информирования и просвещения граждан и для поддержки различных программных мероприятий.
5.5. Создание, поддержка и обеспечение общеупотребительной базы данных
Цели
Цель 10: Получить сравнительную аналитическую информацию по вопросам потребления алкоголя, особенно в молодежной среде, по характеристикам злоупотребления и рискового потребления, о паттернах потребления, о влиянии алкоголя на общество и его воздействии на здоровье, а также информацию о действенности антиалкогольных мероприятий, о влиянии потребления алкоголя на производительность труда и экономическое развитие.
Цель 11: Оценить эффект от инициатив, имеющих в своей основе положения настоящего Сообщения.
5.5.1. Обоснование деятельности
Исследовательские и информационные системы имеют принципиально важное значение для развития и применения эффективных мер воздействия на уровне ЕС, на национальных и местных уровнях, и должны превентивно противодействовать рисковому потреблению и злоупотреблению, а также способствовать распространению паттерна умеренного потребления алкоголя. Существует также настоятельная потребность в общих характеристиках "запойного пьянства", рискового потребления и злоупотребления, в частности, для того чтобы отслеживать изменения обычаев потребления алкоголя в молодежной среде.
5.5.2. Что необходимо
В дополнение к используемым Индикаторам состояния здоровья в Европейском Сообществе, службы Комиссии определили потребность в разработке стандартизированных параметров для базы данных по потреблению алкоголя и вреда от него, и считают необходимым начать исследование по оценке стоимости работ и благоприобретений от выбранных вариантов программной деятельности, проводить регулярный и сравнительный анализ положения дел в Европе, а также восполнить пробелы в исследованиях по влиянию алкоголя на здоровье и общество, в исследованиях причин, обусловливающих потребление алкоголя с вредными последствиями и риском вредных последствий, и исследованиях роли алкоголя в увеличении различия в состоянии здоровья между разными социально-экономическими группами.
Более того, существует необходимость в исследованиях отличительных характеристик паттернов потребления по странам и половозрастным группам.
Сверх этого, имеется потребность в дальнейшем изучении эффективности деятельности и действенности программ, как и предлагается в настоящем Сообщении.
6. ТРИ УРОВНЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Ответственность за проведение национальной антиалкогольной политики лежит в основном на государствах-членах. В дополнение к этому Сообщество поощряет взаимодействие и координацию между государствами-членами и предоставляет поддержку их деятельности. В качестве дополнительных мер к этим инициативам Комиссия осуществляет проведение политики в сфере противодействия вреду, обусловленному потреблением алкоголя, в частности, через реализацию Public
Health Programme и Research Framework Programme. Таким образом определяются три уровня деятельности: национальный уровень, уровень координации национальных проектов в Сообществе и уровень деятельности Комиссии на основе ее прерогатив. В данном контексте основные функции Комиссии заключаются (1) в информировании и просвещении по основным вопросам здравоохранения на уровне государств-членов и ЕС, и в сотрудничестве с государствами-членами в этой области, (2) в инициации деятельности на уровне ЕС, в частности, через отраслевые программы, в случае если это соответствует сфере компетенции, и (3) в поддержке и помощи координации национальных проектов, в частности, через выявление и распространение позитивного опыта на территории ЕС.
6.1. Деятельность Европейской Комиссии
Функционирование Сообщества в области здравоохранения должно дополнять усилия, предпринимаемые государствами-членами, должно придавать значимости национальным проектам и, в частности, должно решать те проблемы, которые не могут быть эффективно отработаны силами самих государств-членов. Комиссия будет рассматривать в качестве приоритетных следующие направления:
· Поддержка проектов (через Public Health Programme), которые на уровне ЕС содействуют снижению вреда, обусловленного потреблением алкоголя, особенно в отношении детей и молодежи, а также программ мониторинга и оценки эффективности воздействия (в соответствии с целями 1-11 раздела 5).
· Поддержка (через Public Health Programme и другие действующие структуры) создания системы не строгих, но стандартизированных, параметров для базы данных по алкогольной проблематике, а также поддержка проведения повторных сравнительных экспертных исследований потребления алкоголя, осуществляемых, в частности, European Health Interview Survey и другими исследовательскими организациями (это должно быть организовано в рамках работы European Health Survey System и European Statistical System), и поддержка разработок индикаторов здоровья для мониторинга и оценки развития ситуации. Сравнительные данные по алкоголю должны быть доступны на европейском веб-сайте со ссылкой на Health Portal (цели 9-11).
· Поддержка программ мониторинга моделей потребления алкоголя в молодежной среде и вреда от потребления, в частности, поддержка тех проектов, которые отслеживают распространение потребления среди девочек и распространение феномена "запойного пьянства" (цели 1, 3, 4, 6, 7, 9).
· Развитие в сотрудничестве с государствами-членами и заинтересованными субъектами деятельности стратегий, направленных на жесткое ограничение потребления алкоголя среди несовершеннолетних. Это может осуществляться в форме обмена положительным опытом по таким вопросам, как продажа и обслуживание, ответственный маркетинг, создание негативного имиджа чрезмерного употребления алкоголя в средствах массовой информации и демонстрацию ролевых моделей, и, возможно, это могло бы в дальнейшем быть реализовано в рамках Alcohol and Health Forum в соответствии с разделом 6.3.1. и во исполнение Европейского Пакта о Молодежи (European Youth Pact) (цели 1, 2, 4, 5, 6, 7, 8).
· Поддержка государств-членов и заинтересованных субъектов деятельности в их усилиях по развитию информационных и обучающих программ по темам вреда от злоупотребления и моделям ответственного потребления алкоголя (цели 1, 9).
· Использование в сотрудничестве с государствами-членами и бизнес-структурами возможности развития специфических информационных и образовательных кампаний или аналогичных проектов, направленных на решение проблемы вреда от потребления алкоголя на рабочих местах. В этой связи обмен наилучшим специфическим опытом должен осуществляться последовательно и неуклонно, возможно, в сочетании с другими инициативами, осуществляемыми Комиссией, как, например, проект Корпоративной Социальной Ответственности (Corporate Social Responsibility) (цели 1-9).
· Поддержка привлечения к сотрудничеству организаций, компетентных в области здравоохранения трудовой деятельности. Например, Европейское агентство по безопасности труда и охране здоровья (European Agency for Safety and Health at Work ) предложило такую актуальную инициативу, как "Здоровое рабочее место" (The Healthy Workplace Initiative), предназначенную как для работников, так и для работодателей, с легкодоступной информацией о том, как улучшить качество бизнес-среды через повышение охраны здоровья и увеличение производительности (цели 1-9).
· Использование в сотрудничестве с государствами-членами и заинтересованными субъектами деятельности результатов развития эффективных комплексных подходов на территории ЕС с целью обеспечения адекватной информации, предназначенной потребителям. Это положение имеет особое значение для тех государств-членов, в которых планируется введение в использование этикеток с предостерегающей информацией (например, о влиянии алкоголя на беременность), и тем более важно в связи с продолжающейся дискуссией по вопросу об оптимальном информировании покупателей (цели 1, 3, 4, 6, 7, 9).
· Предоставление отчетов о мероприятиях, направленных на решение проблемы потребления с вредными последствиями и риском вредных последствий, как заявлено в настоящем Сообщении, но также с использованием информации от государств-членов и данных, полученных в ходе осуществления стратегии ЕС, установленной в настоящем Сообщении (цель 11).
Сверх этого, как было предложено в 7-й Research Framework Programme (2007-2013), в частности, в разделе по теме здоровья разработанной Специализированной Программы "Сотрудничество" (Specific Programme "Co-operation"), будет предоставлена возможность проверить, каким образом исследования на уровне ЕС соответствуют стратегии ЕС по поддержке государств-членов в их усилиях по снижению вреда от потребления алкоголя. В видах получения данных для реализации наиболее действенных мероприятий в области здравоохранения и в целях проведения интегративной политики, направленной на профилактику злоупотребления алкоголем, области исследований должны включать:
· модели потребления алкоголя в молодежной среде (тенденции, характеристики);
· связь между потреблением алкоголя с вредными последствиями/моделями потребления и вредом для здоровья и социально-экономического положения (в соответствии с целями 1-10 в разделе 5);
· другие факторы, оказывающие влияние на общество (в соответствии с целями 1-10 в разделе 5).
6.2. Субсидиарность*: проектирование программ в государствах-членах
6.2.1. Деятельность на национальном уровне
В большинстве государств-членов введены в действие законодательные акты и программы, направленные на противодействие потреблению алкогольной продукции с вредными последствиями и риском вредных последствий. Более того, пятнадцать государств-членов сообщили в 2005 г. о принятии национальных планов действий или о создании координирующих организаций по антиалкогольной политике на местах. Диапазон мер, применяемых в государствах-членах довольно широк и включает такие направления, как обучающие программы, информирование потребителей, введение контроля на дорогах, лицензирование в области продаж алкоголя и внедрение дифференцированной налоговой политики в обороте алкогольной продукции. Специализированные мероприятия, проводимые государствами-членами в целях снижения вреда от алкоголя и защиты социального здоровья, учитывают специфический национальный контекст. Представление конкретных программ в виде схематических алкгоритмов может облегчить распространение позитивного опыта в политике государств-членов. Каждая мера должна разрабатываться в отдельном порядке для конкретной ситуации, но любые ситуации должны быть изучены на доказательной основе в соотношении между собой и с одинаковой тщательностью. Примерами из текущего опыта государств-членов могут служить следующие мероприятия:
· Деятельность по улучшению информирования для потребителей: сведения о местах продажи или продукции, о влиянии алкоголя на здоровье и работоспособность. В рамках работы по информированию потребителей некоторые страны ввели или планируют ввести маркировку с целью защиты беременных и здоровья плода. Другие действия направлены на обеспечение легко понимаемой информации об алкоголе и его умеренном потреблении (цели 1-9).
· Деятельность по успешному внедрению возрастных ограничений при продажах и обслуживании в алкогольной торговле. Такие действия, как представляется, должны быть более эффективны, если в них вовлекаются все заинтересованные субъекты деятельности, родители и сами молодые люди. Поскольку в молодом возрасте метаболизм алкоголя замедлен, пересмотр возрастного минимума в торговом обороте алкогольной продукции при продажах и обслуживании, особенно в тех случаях когда порог в некоторых государствах-членах ниже 18 лет, может быть осуществлен в качестве дополнительных мер.
· Проектные мероприятия и образовательные программы должны быть усовершенствованы с тем, чтобы для молодых людей и родителей имелась возможность повысить способность противостоять алкоголю и сдерживать рисковое поведение. Эти программы в целях более действенной коррекции поведения детей и подростков должны учитывать как факторы риска, так и защитные факторы, и могли бы осуществляться в школах и на других подобных площадках. Для повышения эффективности к участию в этих процессах должны активно привлекаться молодые люди и различные заинтересованные субъекты деятельности (цели 1, 2, 4, 6-9).
· Внедрение и контроль за соблюдением правил, запрещающих продажу алкоголя лицам в состоянии опьянения, как и внедрение эффективных систем лицензирования ответственного обслуживания и продаж в обороте алкогольной продукции, должно осуществляться в соответствии со спецификой и особенностями национальных законодательств (цели 1-7, 9).
· Введение нулевого порога АК для молодых или неопытных водителей, а также для водителей общественного транспорта и управляющих коммерческим транспортом, в частности при перевозке опасных грузов (цели 4-6).
· Разработка проекта, позволяющего осуществлять неограниченные (выборочные) проверки дыхания любого водителя на предмет наличия паров этанола, неуклонное внедрение контрмер против пьяных за рулем и применение ограничительных санкций, в отношении тех, кого выявляют за управлением транспортным средством в состоянии опьянения с превышением порога АК, в частности в отношении повторных нарушителей (цели 4-7, 9).
· Специализированные мероприятия, направленные на решение проблем, связанных с потреблением алкоголя на рабочих местах (цели 2-6).
· Выделение ресурсов, необходимых для осуществления медицинской помощи на первичном уровне, для соответствующего консультирования и лечения потребления с вредными последствиями и риском вредных последствий, для обеспечения программ совершенствования квалификации медицинского персонала и для обеспечения приоритетности антиалкогольной профилактики на рабочих местах, для программ сопровождения развития детей из семей с алкогольными проблемами и для образовательно-просветительских проектов по защите внутриутробного развития (цели 2-9).
· Организация исследований по проблемам алкоголя и общества и программ мониторинга (цели 7-11).
6.2.2. Деятельность на локальном уровне
Национальные стратегии могут осуществляться более эффективно, если они поддерживаются действиями на уровне местных сообществ. Более того, разносторонняя активность заинтересованных субъектов деятельности на местах, как представляется, может наиболее существенным образом поддержать стратегию, провозглашаемую настоящим Сообщением. Например:
· Для предотвращения возникновения опыта потребления алкоголя с вредными последствиями среди подростков могут использоваться методы активного научения (цели 1, 6, 7, 9).
· Политика профилактики вреда от алкоголя, включающая информационные и/или образовательные кампании, а также программы помощи и специальных услуг для работников с алкогольными проблемами должна осуществляться в отношении всех возможных рабочих пространств (цели 5-9).
· Молодежные организации и учреждения гражданского общества должны продумать, какой вклад они могут внести в антиалкогольную деятельность (цели 1-9).
· Местные сообщества могут содействовать профилактическим и развивающим стратегиям, направленных на защиту граждан от вреда, обусловленного алкогольным злоупотреблением (цели 1-9).
6.3. Координация деятельности на уровне ЕС
Компетенция ЕС в здравоохранении не сводится к осуществлению специализированной деятельности в этой области. Там, где это возможно, Комиссия будет искать возможности повышения согласованности и укрепления взаимосвязи между антиалкогольными программами. Существующие многочисленные механизмы гарантируют, что вопросы здоровья будут учитываться и в других областях политики Сообщества, в соответствии со ст. 152 (1) Европейской Конвенции.
6.3.1. Форум по вопросам алкоголя и здоровья
Используя в качестве модели европейскую "Платформу деятельности по вопросам рационального питания, физической активности и здоровья" (Platform for Action on Diet, Physical Activity and Health) Комиссия проведет в июне 2007 г. Форум по вопросам алкоголя и здоровья, на который будут созваны эксперты различных организаций, действующих в этой области, представителей от государств-участников и различных агенств и институтов ЕС. Главная цель этого Форума будет заключаться в поддержке, обеспечении ресурсов и мониторинга хода исполнения стратегии, намеченной в настоящем Сообщении. Форум по вопросам алкоголя и здоровья в надлежащее время создаст рабочие группы по таким специальным темам, как исследования, информация, создание базы данных, обучение (цели 1-11).
6.3.2. Алкоголь и управление транспортом
В порядке осуществления мер по улучшению координации деятельности по снижению дорожно-транспортных происшествий, связанных с потреблением алкоголя, и, в частности, уделяя особое внимание проблеме управления транспортом в состоянии опьянения, Комиссия будет содействовать повышению согласованности мероприятий в названных областях, включая и те, которые поддерживаются Public Health Programme и Планом Действий по безопасности на дорогах. Повышенное внимание будет уделяться работе в отношении молодых и неопытных водителей (цели 4, 6, 7).
6.3.3. Коммерческие отношения
Законодательство Сообщества уже регулирует связанные с проблематикой аспекты коммерческих отношений, и в настоящее время некоторые инструменты пересматриваются и совершенствуются. В дополнение к этому, во многом проясняется роль различных способов саморегулирования, успешно применяемых на практике, что может помочь выработке эффективных модусов поведения для рекламодателей, и таким образом практика размещения рекламы будет приведена к большему соответствию общественным ожиданиям.
Службы Комиссии в совместной работе с заинтересованными субъектами деятельности придадут устойчивый импульс сотрудничеству в области ответственной коммерческой практики, а также представят модели ответственного потребления алкоголя. Одной из главных задач является поддержка деятельности ЕС, национальных правительств и органов местного самоуправления по предупреждению безответственной рекламы алкогольной продукции, а также по регулярному изучению тенденций развития рекламного бизнеса и вопросов, относящихся к рекламированию, например, алкоголя.
Одним из результатов подобных совместных усилий будет считаться достижение соглашения с представителями различных коммерческих секторов (гостиничный бизнес, розничная продажа, продюссирование, реклама в СМИ) по вопросу этики коммерческих отношений на уровне ЕС и в национальных государствах. На национальном уровне должно быть достигнуто согласие и по критериям соответствия этическим принципам/стратегии.
В качестве составной части такого подхода должен осуществляться мониторинг соблюдения этики и эффект от применения принципов саморегулирования в отношениях с молодыми людьми, потребляющими алкоголь. Для проверки соблюдения и оценки результатов применения принципов саморегулирования и соответствия их принятым критериям будут приглашаться независимые эксперты, тем самым позволяя социально ответственным организациям корректировать деятельность в соответствии с принятыми обязательствами (цели 1-9).
7. ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Настоящим Сообщением Комиссия, в ответ на запрос Совета от 2001 г. представляет комплексную стратегию по снижению вреда от алкоголя в Европе на период до конца 2012 г. и поясняет, какие действия уже осуществлены, как на уровне государств-членов, так и на уровне Сообщества, а также то, какие приоритетные направления деятельности заслуживают дальнейшего развития, и каким образом Комиссия будет в дальнейшем содействовать рассмотрению важнейших задач в области охраны здоровья. Комиссия полагает, что государства-члены и заинтересованные субъекты деятельности примут в качестве основы для своей последующей работы положения настоящего Сообщения, по крайней мере, до того, пока не будет выработана концептуальная модель Форума по вопросам алкоголя и здоровья.
Комиссия считает, что для повышения эффективности ее содействие реализации стратегии должно опираться на существующие подходы комплексных национальных программ и проектов в этой области, и, следовательно, не ставит перед собой задачу использовать данную стратегию для продвижения новых специфических предложений в области законодательства. Комиссия будет регулярно отчитываться о проведении мероприятий по противодействию потреблению алкоголя с вредными последствиями и риском вредных последствий, как изложено в настоящем Сообщении, а также об эффективности воздействия стратегии ЕС, которая утверждена в настоящем Сообщении, — эти доклады будут опираться на периодические отчеты государств-участников о проведении ими соответствующих мероприятий.
Конкретные примеры из реальной деятельности государств-членов должны изучаться на предмет использования в качестве образцов для рекомендуемой практики, для чего необходимо иметь данные о доказанной эффективности. Для достижения целей настоящей стратегии, для удовлетворения требованиям соблюдения принципа субсидиарности, а также для более эффективного регулирования, эти мероприятия необходимо укреплять ресурсами. Комиссия будет наращивать свое участие в дополнении усилий, предпринимаемых государствами-членами, повышением значимости их действий, а также решая те проблемы, которые государства-члены будут неспособны эффективно контролировать своими собственными силами.
_______________________
* Harmful and hazardous alcohol consumption — потребление алкоголя с вредными последствиями и высоким риском вредных последствий. — прим. пер.
**Субсидиарность — принцип, согласно которому решение проблем должно осуществляться в первую очередь на местном уровне. — прим. пер.
Источник: http://eur-lex.europa.eu/LexUriServ/site/en/com/2006/com2006_0625en01.pdf
Перевод А. В. Сырцев, www.narcom.ru
Другие интересные материалы:
|
|