Новости
 О сервере
 Структура
 Адреса и ссылки
 Книга посетителей
 Форум
 Чат

Поиск по сайту
На главную Карта сайта Написать письмо
 

 Кабинет нарколога _
 Химия и жизнь _
 Родительский уголок _
 Закон сур-р-ов! _
 Сверхценные идеи _
 Самопомощь _


Лечение и реабилитация наркозависимых - Нарком рекомендует Клинику

Лечение и реабилитация больных алкоголизмом - Нарком рекомендует Клинику
Решись стать разумным, начни!



Профилактика, социальная сеть нарком.ру





Тема алкоголя в психологии корейцев

 
> Сверхценные идеи > Глас народа > Тема алкоголя в психологии корейцев

Какая нация самая пьющая? Уверен, что большинство жителей планеты Земля не особо задумываясь скажет: "Русские". Есть стереотип и о корейцах. А ну, кто у нас "трескает" собачек? А-а-а, ну, как же... они, родимые. Стереотипы - штука очень живучая. Собак, кстати, не меньше едят и в Китае и в Юго-Восточной Азии, но вот прижилось-то только относительно корейцев. Почему? Сия тайна велика есть. Так уж повелось. С алкоголем вообще несправедливо выходит. Я не могу говорить за всех, но за корейцев скажу точно: пьют они очень много. Причём, как и всё в Корее, делают это на зависть организованно. Об этом и статья.

Ан Ма Тэ

 

Ну вот, наконец, дошли руки и до этой темы. Темы неоднозначной, что ни говори. Я не буду вести речь о том, что алкоголь - это плохо. Мы уже все большие мальчики и девочки, так что эти слова будут явно лишними. Я хочу поговорить о роли и месте алкоголя в сознании корейцев, как этноса, и как всегда хочу рассмотреть это по порядку, то есть, педантично разбить по пунктам и внимательно рассмотреть каждый из них. Возможно покажется, что данная тема имеет мало общего с психологией, но это не так. Так как мы с вами рассматриваем психологию целого народа в некоем общем ключе, то обойти эту тему просто нельзя. Очень уж она интересна, как в общежизненном плане, так и в своём психологическом аспекте.
В Корее идёт война. Вы в курсе этого? Нет? Нигде не взрываются бомбы и не горят дома? А трупы наверное регулярно убирают, да? Так может показаться на первый взгляд. Если мы говорим про войну с пушками, вертолётами и другими мальчиковыми игрушками... Но я говорю о войне несколько другой. Информационной. Воронок от снарядов и разрушенных строений нет, это правда, но зато в остальном всё то же самое - разбитые семьи, дети-сироты и, конечно же, трупы (ну куда же без них на войне-то), которых, увы, немало. Какая нация самая пьющая? Уверен, что большинство жителей планеты Земля не особо задумываясь скажет: "Русские". Есть стереотип и о корейцах. А ну, кто у нас "трескает" собачек? А-а-а, ну, как же... они, родимые. Стереотипы - штука очень живучая. Собак, кстати, не меньше едят и в Китае и в Юго-Восточной Азии, но вот прижилось-то только относительно корейцев. Почему? Сия тайна велика есть. Так уж повелось. С алкоголем вообще несправедливо выходит. Я не могу говорить за всех, но за корейцев скажу точно: пьют они очень много. Причём, как и всё в Корее, делают это на зависть организованно. Об этом и статья.

Итак война. Как нас учат разнообразные толковые словари, это есть "вооружённое противостояние двух и более сторон". И ей присущи следующие признаки.
1) На войне всегда есть стороны конфликта. У нас они имеются: две такие нехилые корпорации "Джинро" и "Дусан".
2) На войне всегда есть предмет конфликта. В нашем случае это не захват территорий, а рынок сбыта продукции, то есть, соджу.Такой вот интересный алкогольный напиток, которым корейцы, кстати, очень гордятся. Возможно вы вздохнёте: "Эх, нашли чем гордиться..." Но, извините, так уж человек устроен, ему обязательно надо чем-то гордиться. Как у нас в своё время было модно испытывать своего рода гордость за "русскую мафию" в Америке. Ах, молодцы! Как они там этих янки и в хвост и в гриву! Эх, дают наши! Конечно, когда гордиться больше нечем, поневоле начнёшь гордиться хотя бы бандитами. Совершенно не учитывая, что они там не на передовой за Родину бьются, а грабят, убивают, насилуют и так далее. Причём им всё равно, кто перед ними - русский или американец. Но они же якобы "наши" (без намёков на политику, ребята), поэтому вроде как за нас. Такой вот акцентик, понимаешь...
Как в анекдоте про чукчей, когда их спрашивают:
- Какая нация самая глупая?
А они, подумав, отвечают:
- Зато мы танцуем хорошо.
Вот и с мафией нашей: "Зато наши бандюги - самые бандючные".
То же самое и с соджу. Ах, да наше соджу во всём мире ценится! Да оно вообще во всём мире такое дорогое! Да ва-а-аще, вы ничего в нём не смыслите, вот мы, корейцы, толк в этом знаем!
То есть, как и в любой войне, есть некая идеологическая база. Некое условное деление на "наших" и "ненаших". Пить соджу очень патриотично. Это правильно (см. статью "ирокхе хэяджи" - http://www.koreavupor.ru/kakvse.html ). Взрослые накручивают молодняк, что мы, мол, корейцы, а посему - даёшь соджу. Наш национальный напиток. Эх, слеза Тангуна!
4) На войне всегда есть объект конфликта - умы покупателей. Тут всё ясно: покупай нашу "каку", а на "ихнюю" сделай "тьфу". Потому что наша "кака" лучше.
5) Стратегия и тактика полководцев противоборствующих сторон и, конечно же, оружие. В информационной войне это, разумеется, - информация. А проще говоря, реклама. И вот об этом надо поговорить подробнее. Я вообще-то не собирался поднимать эту тему именно в таком ракурсе, но то, что происходит последний год-полтора, ясно показывает, что идёт именно война. И счёт жертвам давно уже идёт не на десятки...

Ладно, от общих стонов к конкретным фактам. Спуститесь в метро и постойте на перроне минут пять... Делать нечего, можно попялить глаза в заботливо развешанные экраны. А что там идёт? А реклама соджу. Ещё раз оговорюсь, я прекрасно понимаю, что человечество пило и вероятно будет пить всегда. Но... Уже полтора года в Корее идёт такая агрессивная рекламная компания соджу, что это перехлёстывает всяческое воображение.
- Ну, реклама и реклама, - молвите вы. - Что ж тут особенного?
Не скажите... Реклама рекламе - очень даже рознь. Как говорится: "Все равны, но мы ровнее". Так вот, что ужасает лично меня.
А) Это, во-первых, объём этой самой рекламы. Вернёмся с вами на перрон и засечём время. В час пик поезда ходят примерно через 5-7 минут. За это время вы успеете посмотреть этот ролик три раза. И везде - молодёжь, молодёжь и ещё раз молодёжь. "Новое поколение выбирает соджу!" А рекламщики тешат взор зрителя приятным разнообразием. Вот служащие фирмы собрались после работы в ресторанчике, появляется соджу и... веселье фонтаном. Стеснительный сотрудник выпил соджу, и ему "открылся портал" к сердцу симпатичной коллеги. На утро в офисе она заговорщически подмигивает ему. Ах, соджу, соджу... ты даришь людям любовь! Вот вам ещё: милая девочка встречается с парнем после работы и начинает ему расписывать, какое же чудо - это соджу. Пьёт с ним на брудершафт и лукаво косит глазом в вашу сторону. Ну и так далее. Всё это можно было бы назвать забавным, если бы не чудовищные объёмы. Я живу в Корее уже семь лет и такого уровня рекламного бума не видел никогда.
Б) Это места, где эта реклама, с позволения сказать, провозглашается. Это, во-первых, метро, которым пользуются все слои населения. Во вторых, это улицы, которые забиты плакатами, на которых всевозможные актёры и актрисы рекламируют этот напиток. И опять таки поражает количество. Я ещё раз обращаю на это внимание - объём рекламной продукции просто подавляет.

Я всё понимаю, реклама на то и существует, чтобы товар покупали. Но когда мы говорим о рекламе алкогольной продукции, надо вспомнить, что эту сферу, как никакую другую, регламентирует множество правил и законов. И насчёт объёма, и на счёт масштаба, и на счёт возрастного охвата потенциального потребителя. Но на каждый яд найдётся свой лом. Нашёлся он и в нашем случае. На градус слабее. Даже на пол... То есть, соджу теперь 19.5 градусов. Уверен, что не ошибусь, предположив, что таким образом был обойдён некий закон, и напиток стал считаться "не очень алкогольным". И попёрло.... Со всех экранов, сайтов и щелей.
*****
Чуть больше года назад довелось мне посмотреть по телевизору одну очень любопытную передачку. Что интересно, шла она в прайм-тайм. То есть, когда вся Корея после дневных забот примкнула к голубым экранам... По ним же показывали большую студию, множество зрителей и гостей программы, среди которых были очень популярные люди: телеведущие, актёры, журналисты, и все они с живейшим интересом обсуждали одну животрепещущую проблему. Звучала она так: "Что вреднее - пить или курить?" Да-да, дословно, именно таким образом и ставился вопрос. Все соображения на тему, что вред идёт разным органам, и то, что сравнивать подобные явления некорректно с научной точки зрения, абсолютно не принимались в расчёт. Все приглашённые смеялись, шутили, высказывали свои предположения, рассказывали смешные истории на эти темы, а параллельно шёл интерактивный опрос населения: как вы, мол, думаете, что вреднее... Население участвовало активно, на экране мелькали цифры, шоу шло "на ура". Среди приглашённых сидел врач - профессор из какого-то там университета, светило медицины, который и должен был вынести окончательный вердикт, что же вреднее. Огласить, так сказать, "истину в последней инстанции". Он сидел и с видом познавшего основы бытия буддийского монаха-отшельника загадочно улыбался всю передачу, слушая доводы каждой из сторон. Когда же наконец пробил час "икс", и организаторы шоу попросили его объявить свой вердикт, он, не моргнув глазом, заявил: "Курить вреднее, чем пить!"
Студия зашумела, отовсюду послышались просветлённые возгласы: "О-о-о-о", явилась правдочка во всей красе, понимаешь. И акцент сместился тут же: на все лады начали говорить, что пить-то, оказывается, ПОЛЕЗНЕЕ, чем курить. Вот где бутылка зарыта! Я не сомневаюсь, что это сомнительное утверждение и было целью всего представления. Ваш покорный слуга участвовал в разного рода корейских передачах, и то, что все они до запятой расписаны по сценарию, знает не по наслышке. Интересный момент, правда? Ну, да ладно, от времён самых свежих обратимся к "времени вообще" (ага, есть такое время в лингвистике... немного не научное определение, но уж простите великодушно).
*****
Рассказывая про "вообще", начну с того, что бухать в Корее - правильно. В буквальном смысле: это не есть плохо, а это есть хорошо. И вот тут имеется очень чёткий упор именно в психологию. Какой? Минутку, я постараюсь вас к этому подвести. Начнём с того, что корейцы - это люди с очень сильно развитым общественным самосознанием. То есть индивиду комфортно только при осознании себя, как части коллектива. И коллектив - это многоступенчатое понятие: место работы (учёбы, службы) - общественное объединение, куда входит его фирма, и, наконец, государство (семья, кстати, находится несколько в стороне от этой лесенки). Идём дальше... В Корее любой коллектив претендует на монополизацию времени его членов. То есть, это не только рабочее время, но насколько это возможно и личное. Тут возможно играет роль перенаселённость и высокая конкуренция в Корее, в свете которой постоянный "мониторинг" своих членов является своего рода гарантией выживаемости для каждого коллектива, будь то фирма, будь то учебное заведение, будь то кружок кройки и шитья. Коллектив - это то место, где проявлению индивидуализма сразу "дают по шапке", чтоб не умничал и делал как все. Проявление индивидуализма - это некий знак, что "я - не такой как вы", то есть, я не ваш. Эти "некие знаки" можно условно разделить на "отрицательные" и "положительные". Плохо, когда кто-то выделяется отрицательно, но тогда некомфортно только ему. Совсем плохо, если кто-то выделился положительно, вот тогда некомфортно всем. Поэтому в Корее в большинстве ситуаций господствует своеобразное "коллективное поведение", где девизом служат слова: "чега чаль мот хэё" (у меня плохо получается). То есть, каждый член коллектива сознательно принижает себя, чтобы не вызвать у другого чувства неполноценности. Линия рассуждения понятна? В Корее коллектив и понятие "мы" - это всё, личность - ничего (почему так сложилось мы с вами говорим во вступлении). В коллективе действуют свои законы, и быть плохим в коллективе плохо, но гораздо хуже быть хорошим. Если вы немного недотёпистый, неловкий и неумелый, то этим самым вы как бы поднимаете рейтинг других "соколлективников". Это - фактор номер раз, а фактор номер два у нас то, что в Корее все жалуются, что им трудно, и это тоже - правило хорошего тона. Да-да - чтобы не возбуждать чувства неловкости или зависти у собеседника. Бесконечно сетовать на проблемы и трудности бытия - хорошо и правильно. "Ноблесс оближ", как выражаются у нас в деревеньке.

А где же алкоголь? - спросите вы, - мы ведь о нём говорим. А он тут, недалече. До него один шажок остался. Итак прежде всего вы неумеха, и ещё вам невыносимо тяжко живётся на планете Земля, что вы и должны продемонстрировать окружающим. Как же вы это сделаете? Ну, догадались? Верно - напиваясь под завязку! А если в коллективе вы отказываетесь пить, это - однозначно предательство, сопоставимое с предательством Родины. (Ага мы, значит, плохие, а ты один такой хорошенький? Нет, обязан быть как все).
Тут очень важно понять эту логическую связь: если человек пьёт, значит ему очень тяжело живётся. Если ему тяжело живётся, значит, он усердно и много трудится, преодолевает (или не может преодолеть) множество проблем. Что в свою очередь означает, что он очень хороший и ответственный человек, достойный всяческого сочувствия, а не порицания. Вот, примерно так.
Поэтому пить в Корее - хорошо, правильно и социально одобряемо.
Впервые я с этим столкнулся в магистратуре в самом начале учёбы, когда заслуженный профессор вдруг не явился на лекцию. Студенты его подождали минут сорок, потом потихоньку начали расползаться. А кому спешить было некуда (потом ещё были занятия), просто сидели в аудитории и занимались своими делами. Под конец заявился профессор, сел на своё кресло, с печалью во взоре оглядел всех присутствующих и грустным голосом поведал нам, что вчера он так много выпил, что не смог встать. Всё это вызвало полный сострадания вздох у присутствовавших студентов. А профессор продолжил, что у него и тут болит, и здесь болит, и он опять-де вчера почти до четырёх утра пил... То есть, то, что он нажрался, являлось обстоятельством, безусловно, оправдывающим. Я дико поразился тогда, но, как оказалось, это был просто первый такой случай на моей практике. Потом это случилось ещё раз, и ещё, и ещё... с разными преподавателями. Меня также удивило, что прогул работы, оказывается, и в Корее очень возможен. А то, что прогул имел место быть по причине банальной пьянки... Я думал, что такое бывает только у нас. Ан нет - ничто человеческое, как говорится... Не только прогуливают из-за пьянки, но и в качестве оправдания приводят саму пьянку.
Второй момент, который меня несказанно удивил, - (паталогическая, по другому и не скажешь) тяга многих преподавателей таскать с собой студентов в различные питейные заведения. Что ни день, так тащит бухать. Я, мол, как старший хочу угостить выпивкой подрастающую смену. Великая честь, отказываться нельзя. Это же глава коллектива, к которому я принадлежу. К счастью у меня белое лицо, которое позволяло мне спокойно отказываться от подобной радости. (Ну, вегугин носатый, что с него возьмёшь?)
*****
Другой, казалось бы, совсем не имеющий отношения к данной теме, момент - телесериалы. Этого добра в Корее много. По каждому каналу с утра до вечера. Сюжет у всех примерно один: первые пятьдесят серий он любит её, следующие полсотни серий она начинает любить его, потом выясняется, что они (оказывается!) брат и сестра, разлучённые в детстве, и быть вместе им нельзя. Ещё в течение ста серий показывают страдания двух любящих сердец, холодное отношение общества, и попутно выясняется то, что они (всё-таки!) не муж и же... тьфу ты!... не брат и сестра. Но об этом знает только вредная бабка, которая (поди разбери, почему!) стойко держит рот на замке. Из врождённой вредности, надо полагать. Потом через много-много серий правда всё-таки всплывает на свет, и влюблённые готовы соединиться законным браком, но... И тут два варианта! Либо кто-то срочно заболевает чем-нибудь неизлечимым, либо попадает в аварию. Итак финальные пятьдесят серий кто-то из двоих (как правило она - девчонок "жальчее") очень трогательно и красиво умирает в госпитале. Хрустальные слезинки на ресницах, милое лицо крупным планом и печальная музыка...
Так о чём это мы? Ах, ну да - об алкоголе. Он присутствует от начала до конца в каждой серии. Каждый момент любовных терзаний сопровождается батареей бутылок соджу. Всё та же печальная музыка, слезинка крупным планом (шлёп стопарик!), ещё слезинка (ещё хрясь стопарик!). Причём показывают и мальчика и девочку, как они "страдают" в разных концах города, но непременно с соджу. Без соджу страдать нельзя! Вот это правило железное. Что ещё интересно - отрицательные герои не бухают, бухают только положительные. А плохим-то что бухать? Они же не страдают. Это наоборот из-за них всем плохо... Ну, вот в таком плане. Основная мысль понятна? Если ты пьёшь, то ты - очень чуткий и добрый человек с непростой судьбой и возвышенными страданиями. Ты правильный. А по этикеткам соджу можно узнать, какая из двух корпораций-производителей соджу спонсирует этот сериал.

Да, времена меняются и мы меняемся вместе с ними. Меняется и Корея, и если уж философски вздыхать, не выходя из темы алкоголя в сознании корейцев, то для сравнения можно сказать, что вечером пьяную молодёжь на улице встретить было практически невозможно ещё каких-то пять лет назад. Сегодня же... Да что говорить - просто вечерком выйдите на улицу. Пьяные школьники - это уже норма. Меня категорически удивляет один момент: Корея - страна, где наивысшим из благ считаются так называемые "американские ценности", старается подражать Америке во всём. Но, когда во всём мире (и в первую очередь в Америке) идёт такая мощная антиалкогольная компания, почему именно в Корее, стране молящейся на Штаты, набирает обороты алкогольный бум?

6) Ну, и напоследок снова поговорим об атрибутах, присущих войне. Об одном атрибуте. Это потери среди населения. Я не буду утомлять вас цифрами и статистикой (честно говоря, неохота возиться, да и речь ведь не о них). Процитирую-ка я вам кусочек из одного примечательного разговора с человеком в белом халате.
- Много ли людей умирают в Корее от соджу? - спросил я врача в одной из Сеульских больниц.
Врач рассмеялся.
- Ну, что вы. От соджу в нашей стране не умирают. У нас многие умирают от проблем с сердцем и печенью, а от соджу нет... От соджу ещё никто не умирал.
 
anmate@koreavupor.ru

Другие интересные материалы:
О роли семьи в профилактике подростковой наркомании
Авторы предлагают в вопросах семейной...

Семья, как институт социализации,...
Социальный контроль над девиантным поведением в современной России: теория, история, перспективы
Первое более или менее системное...

В последние годы возник серьезный...
Глобальная программа УНП ООН по оценке масштабов злоупотребления наркотиками
Программы, направленные на снижение...

Применение ст. 6.13 КоАП России как административный инструмент профилактики незаконного оборота наркотических средств
Выступление на конференции «Реализация...

Панов Андрей Михайлович – начальник...
Контрольный тест на профилактику рецидива
Пройди этот тест максимально честно....

Да Нет 1. Не...
 

 
   наверх 
Copyright © "НарКом" 1998-2024 E-mail: webmaster@narcom.ru Дизайн и поддержка сайта Петербургский сайт