|
|
В Новосибирске близится к завершению процесс, до боли напоминающий дело Егора Бычкова - борца с наркотиками (или наркоманами?) из Нижнего Тагила. И там, и здесь люди делали доброе вроде бы дело, однако попали под статью. В. Куликов Хороший повод вновь поднять извечный для страны вопрос: бить или не бить? Интересно, можно ли вколотить разумное, доброе, вечное в чужую голову кулаком? Пытка трезвостью Думаю, многие ответят однозначно: да, бить, и да, можно вбить. Мол, и даже нужно. Иначе откуда бы взялась такая общественая поддержка Егора Бычкова. Напомню, он держал взаперти наркоманов, пытаясь снять тем самым снять людей с иглы. В некоммерческой организации "Новосибирск против наркотиков", как уверяет следствие, работали по схожим технологиям. На этой неделе прошло одно из последних заседаний суда. По каким-то причинам дело не получило такого же всероссийского резонанса, как процесс Егора Бычкова. Хотя сочувствие в массах подсудимым, скорее всего, обеспечено. А если посмотреть интернет, можно найти десятки рассказов про подобные "курорты", куда привозят в наручниках, чтобы лишить дурных привычек. Бывало, что при доставке наркоманам ломали носы или что-то отбивали. Не со зла: "клиенты" слишком упирались, а значит напрашивались. Культурный код кулака Скажу честно, не знаю, с кем в данном случае правда, на прокурорской ли стороне, или она сидит на одной скамье с подсудимыми. Не могу и не хочу выносить оценок - ни моральных, ни юридических. Пусть каждый решает сам. Мне показалось примечательным другое: с каким пылом наше общество симпатизирует насилию, если оно "во благо". Будто справедливость, добытая без кулака, теряет свой вкус. По-моему, кулачное право (или право сильного) прочно вошло в наш культурный код, причем, много столетий назад. Наше коллективное бессознательное, похоже, даже представить себе не может, что проблемы можно решать иначе, без кнута или наручников. За справедливость надо бороться, а само слово борьба требует железной руки и крепких ударов, не правда ли? Поэтому даже условный приговор Егору Бычкову многими был воспринят, как вопиющая несправедливость. Мол, за это вообще судить не стоило. Вежливый оскал либерализма Не собираюсь никого убеждать, просто хочу обратить внимание: наш подход не единственный, и вряд ли его можно назвать единственно верным. В любом деле могут быть и другие решения. Без синяков и шишек. Взять ту же наркоманию - это ужасная вещь, зло в чистом виде. Поэтому во всем мире ищут способы борьбы с ним. Только не везде выбирают столь жесткие меры. Возьмем, например, Швейцарию. Думаю, тамошние методы могут показаться дикими нашей просвещенной публике: в Цюрихе открыты специальные аптеки, где зарегистрированные наркоманы могут получить бесплатный укол героина. Как ни странно, это тоже способ борьбы с наркоманией. Логику альпийцев пояснил мне швейцарский журналист, выходец из России. "Они рассуждают так, - сказал он, потягивая дивное швейцарское вино, - Какая самая большая проблема от наркомании? Правильно: наркоманам нужны деньги на дозу, они начинают тащить деньги из семьи, грабить на улице прохожих, убивать за мелочь. Поэтому для них открыли такие аптеки, пожалуйста, приходи, и в безопасных условиях делай себе укол". При этом никто не будет читать нотаций, не попытается перевоспитать конченого человека, в общем - впустую тратить время. К наркоману только одно требование: не портить жизнь приличным людям. Это вовсе не мягкость, как может показаться. Просто там считают, что у человека есть право губить свою собственную жизнь. Общество оплачивает наркоманам уколы и, грубо говоря, ждет, пока те мирно сдохнут. Такой подход не значит, что сидящему на игле готовы простить все грехи. Как только наркоман переступает черту - начинает грабить, воровать, убивать - с ним начинается другой разговор. Его закроют - в тюрьме ли, в спецклинике на принудительном лечении - подальше от нормальных людей. Ты можешь губить свою жизнь, но не чужую. В этом и есть бездушный смысл либерализма. Всепрощением здесь не пахнет. Больше всего от этого старадает наркомафия, теряющая клиентов. Именно этого, кстати, и добиваются в альпийской республике. С наркомафией спецслужбы не церемонятся. Вообще, трудно представить, чтобы какой-нибудь полицейский начальник из Швейцарии крышевал наркопритон. Но это - к слову. А если наркодилер подойдет к школе, сто раз пожалеет. Реакция альпийских правоохранителей приятно удивит наших любителей сильной руки. По малейшему сигналу человека заберут в местный околоток, и... Не буду говорить, что с ним сделают. Но больше он к школе не подойдет. Они умеют объяснять доходчиво, эти серьезные ребята из полиции Цюриха. Результат есть. В Цюрихе можно гулять всю ночь без опаски, а в местных дворах не найдешь валяющихся шприцов. Однако такие методы не стоит даже предлагать у нас: раскриктикуют в пух и прах. Мол, менталитет не тот. Нам нужно, чтоб обязательно был кнут. Пряник не обязателен. Невыносимая жесткость бытия Борьба с наркоманией только один пример из многих. Посмотрите вокруг, мы везде любим железную хватку. Смертная казнь? Народ только за. Вор? Должен сидеть в тюрьме. Наркоман? В наручники его, и пусть отвыкает. Так буквально во всем. Ничего не поделаешь: вековые традиции воспитания. Телесные наказания, к слову, в России были отменены только в самом начале 20-го века. А воспитание детей ремнем процветает до сих пор. Разве нет? Вот любопытное историческое свидетельство. Свежий номер журнала "Власть" рассказывает про общественного деятеля и управленца Александра Новикова, жившего в 19-м, начале 20-го века. После семи лет службы в родной глубинке он написал "Записки земского начальника". "В крестьянской семье более чем где-либо проявляется победа грубой физической силы; - пишет Новиков, - уже молодой муж начинает бить жену; подрастают дети: отец и мать берутся их пороть; старится мужик, вырастает сын, и он начинает бить старика. Впрочем, бить на крестьянском языке называется учить: муж учит жену, родители учат детей, да и сын учит старика-отца, потому что тот выжил из ума. Нигде вы не увидите такого царства насилия, как в крестьянской семье, и это некоторыми называется патриархальным бытом". Вот откуда у нас повелось, что правду надо вколачивать. Однако, по моим наблюдениям, в силовых расчетах есть небольшая погрешность. Хорошего человека еще можно улучшить с помощью ремня. Негодяя - нет. Конечно, ремень еще в силах удержать его от плохих поступков, что само по себе тоже важно. Но душа у человека все равно останется черной (или гнилой), и как только лечебное действие дубинки ослабнет, негодяй отыграется. Насилие не лучший способ сделать общество лучше. Хотя иногда добру приходится применять силу, от этого не уйдешь. Но в таком случае кулаками надо махать без энтузиазма. А наша проблема не в насилии, а в том уважении, которое мы оказываем кулаку. Наверное, обществу стоило бы поменять вектор мышления: не восторгаться жесткими методами, а воспринимать их спокойно, как необходимое зло. Тогда, возможно, и в борьбе с наркотиками удалось бы найти баланс между законом и порядком.
Источник: http://www.rg.ru/2011/01/21/pravo-site.html Другие интересные материалы:
|
|