Новости
 О сервере
 Структура
 Адреса и ссылки
 Книга посетителей
 Форум
 Чат

Поиск по сайту
На главную Карта сайта Написать письмо
 

 Кабинет нарколога _
 Химия и жизнь _
 Родительский уголок _
 Закон сур-р-ов! _
 Сверхценные идеи _
 Самопомощь _


Лечение и реабилитация наркозависимых - Нарком рекомендует Клинику

Лечение и реабилитация больных алкоголизмом - Нарком рекомендует Клинику
Решись стать разумным, начни!



Профилактика, социальная сеть нарком.ру





Профилактика ВИЧ-инфекции в России: проблемы и перспективы (Рекомендации слушаний Общественной палаты Российской Федерации)

 
> Закон сур-р-ов! > Даешь систему! > Профилактика ВИЧ-инфекции в России: проблемы и перспективы (Рекомендации слушаний Общественной палаты Российской Федерации)

Развитие эпидемиологической ситуации по ВИЧ-инфекции в России свидетельствует об отсутствии признаков её стабилизации. Остро стоит вопрос о выработке стратегии профилактики ВИЧ/СПИД в России. Приходится констатировать, что на сегодня такая стратегия отсутствует

24 марта 2010 года г. Москва

За 25 лет, прошедшие с момента начала борьбы с эпидемией ВИЧ-инфекции в Российской Федерации, на государственном уровне был принят ряд системных мер, направленных на организацию профилактики, диагностики и лечения этого заболевания.

В России разработана законодательная база противодействия распространению эпидемии ВИЧ/СПИДа. С 1995 года действует Федеральный закон № 38-ФЗ «О предупреждении распространения в Российской Федерации заболевания, вызываемого вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ-инфекции)». При этом гарантии данного закона в сферах регулярного информирования населения, доступности средств профилактики, социальной помощи ВИЧ-инфицированным реализуются не в полной мере.

В 2006 году данной теме было посвящено специальное заседание Президиума Государственного Совета, на котором были приняты решения, призванные обеспечить эффективность реализуемых органами исполнительной и законодательной власти мероприятий по борьбе с эпидемией, активное привлечение к осуществлению профилактических программ структур гражданского общества. Одним из решений данного заседания было предусмотрено образование Правительственной комиссия по вопросам профилактики, диагностики и лечения заболевания, вызываемого вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ-инфекции). Однако в течение последних 2 лет данная Правительственная комиссия не провела ни одного заседания.

Благодаря принятым на государственном уровне решениям, в России сформирована система эпидемиологического надзора за ВИЧ-инфекцией, создана специализированная служба по профилактике, диагностике и лечению ВИЧ-инфекции, объединяющая около 100 центров СПИД и 2000 диагностических лабораторий. В стране работает система внедрения в практику современных научных методов лечения, диагностики и профилактики ВИЧ-инфекции, осуществляемая Федеральным научно-методическим центром по профилактике и борьбе со СПИДом Центрального НИИ эпидемиологии Роспотребнадзора, ФГУ Республиканская клиническая инфекционная больница и окружными центрами по профилактике и борьбе со СПИД, работающими на базе научно-исследовательских учреждений.

Начиная с 2006 года в рамках приоритетного национального проекта «Здоровье» созданы условия для осуществления широкого тестирования населения на ВИЧ-инфекцию, доступа ВИЧ-позитивных лиц к антиретровирусной терапии, качество которого обеспечивает современный лабораторный мониторинг, а так же эффективной профилактики заражения детей, рожденных от ВИЧ-позитивных матерей.

Профилактика ВИЧ-инфекции в Российской Федерации осуществляется в рамках приоритетного национального проекта «Здоровье», федеральной целевой программы «Предупреждение и борьба с социально-значимыми заболеваниями (2007-2011гг.)» и целевых программ субъектов РФ. Различные по масштабу проекты реализуются также агентствами ООН, международными и российскими неправительственными организациями

Из федерального бюджета стабильно выделяются значительные средства на борьбу с ВИЧ/СПИДом (только в рамках приоритетного национального проекта «Здоровье» на обследование населения с целью выявления ВИЧ-инфицированных и гепатитов В и С, а также лечение было выделено в 2009 году – 9 млрд. 300 млн., 2010 году – 13 млрд. 751,5 млн., 2011 году – 19 млрд. 630 млн.).

На отдельных направлениях работы, в частности по профилактике и предупреждению передачи ВИЧ от матери ребенку в России в последние годы достигнуты серьезные позитивные результаты. В результате планомерной работы на федеральном и региональном уровнях отмечается существенное повышение качества оказания медицинской помощи женщинам и детям, что, при условии расширения охвата профилактическими и медико-социальными программами и применения современных схем химиопрофилактики, создает хорошие предпосылки для дальнейшего сокращения числа ВИЧ-инфицированных новорожденных детей. При этом вызывают озабоченность недоступность заменителей грудного молока для ВИЧ-инфицированных матерей в семьях с низкими доходами и 18-месячный срок определения ВИЧ-статуса новорожденного, обусловленный применением устаревших методик диагностики.

Развитие эпидемиологической ситуации по ВИЧ-инфекции в России свидетельствует об отсутствии признаков её стабилизации. По состоянию на 31 декабря 2010 года общее число россиян, инфицированных ВИЧ, составило 589 581 человек. За последние 2 года зафиксировано 117 160 новых случаев ВИЧ-инфекции: 58 527 – в 2009 году, 58 633 – в 2010 году (для сравнения в 2008 году был отмечено 54 563 случая инфицирования, в 2007 году – 44 761). Ежедневно в России фиксируется около 160 новых случаев заражения.

По-прежнему большинство (59,5% в 2010 году) новых случаев ВИЧ связаны с инъекционных употреблением наркотиков.Терапия наркомании проводится в данной группе без учета необходимости интегративной помощи и профилактики инъекционного пути передачи ВИЧ.

Хотя основным источником инфицирования остаётся использование нестерильного инструментария потребителями инъекционных наркотиков, наблюдается также устойчивая тенденция к увеличению частоты и доли полового пути передачи ВИЧ. Наиболее неблагополучная ситуация с передачей ВИЧ-инфекции половым путём сложилась в регионах Центрального и Приволжского федеральных округов. Наряду с увеличением показателя поражённости ВИЧ-инфекции населения, растёт и число смертей среди инфицированных ВИЧ.

Одной из ключевых причин ухудшения эпидемиологической ситуации является недостаточный охват населения профилактическими программами, в первую очередь уязвимых групп населения. Это связано как с недостаточным финансированием этих мероприятий, так и их неэффективной организацией, использованием не отвечающих принципам доказательной медицины и общепризнанным международным стандартам методик, а также тенденцией к сворачиванию участия в программах профилактики общественных организаций.

Ситуация усугубляется возникшими в последние 2 года серьезными перебоями в организации Минздравсоцразвития России поставок антиретровирусных препаратов и средств диагностики, что привело как к перерывам в лечении у части больных и нарушению схем лечения ВИЧ-инфицированных, так и уменьшению объемов тестирования. Поставки в отдельные регионы ряда жизненно важных препаратов составили 35%, 21%, 6,8%, 2,4%... от необходимой потребности.

Также вызывает озабоченность неточность расчетов Минздравсоцразвития России при определении размеров субсидий регионам из федерального бюджета на приобретение жизненно важных для ВИЧ-инфицированных лиц препаратов, в результате чего в настоящее время проводится корректировка расходов уже утвержденных федеральных бюджетов 2011-2012 гг.

Ещё одной серьезной проблемой является распространение туберкулеза на фоне продолжающегося роста заболеваемости ВИЧ-инфекцией. В 2009 году туберкулез явился причиной 61% летальных исходов среди ВИЧ-инфицированных в России. Число больных туберкулезом в сочетании с ВИЧ-инфекцией в России с 2005 года по 2009 год выросло более чем на 280% (с 9713 до 27423 случаев). Растет и число ежегодно выявляемых новых случаев ВИЧ-инфекции, сочетанной с туберкулезом (рост с 2926 до 7387 случаев за тот же период). Особенно остро эта проблема стоит в местах лишения свободы, где зачастую отсутствуют условия оказания ВИЧ-инфицированным лицам квалифицированной медицинской помощи, а также нередки факты многоразового использования шприцев сотрудниками медицинских учреждений Федеральной системы исполнения наказаний.

В условиях глобальной угрозы распространения эпидемии ВИЧ в Российской Федерации, в том числе за пределы уязвимых групп населения (потребителей инъекционных наркотиков, практикующих коммерческий секс и т.п.), остро стоит вопрос о выработке стратегии профилактики ВИЧ/СПИД в России. Приходится констатировать, что на сегодня такая стратегия отсутствует, о чем свидетельствует также тот факт, что средства федерального бюджета, выделенные в 2010 г. Министерству здравоохранения и социального развития на осуществление программ профилактики ВИЧ/СПИД были переданы Министерством в виде субсидии Общероссийской общественной организации «Российский Красный Крест» на работу «Школ пациента».

Сугубо информационно-просветительский характер при отсутствии указания на конкретные меры и подходы имеет также и разработанная Минздравсоцразвития России «Концепция профилактики заболевания, вызываемого вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ-инфекции) на территории Российской Федерации на 2011-2015 годы».

По результатам слушаний участники полагают целесообразным внести следующие предложения:

Правительству Российской Федерации:

1. Предусмотреть широкое публичное обсуждение разрабатываемой «Концепции профилактики заболевания, вызываемого вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ-инфекции) на территории Российской Федерации на 2011-2015 годы», а также Плана мероприятий по реализации Концепции, предполагающее обеспечение учета предложений и мнений представителей медицинского сообщества, ученых, организаций, объединяющих лиц, живущих с ВИЧ, структур гражданского общества, включая предложения данных Рекомендаций. Для согласования текста Концепции сформировать рабочую группу с участием представителей Общественной палаты РФ, Государственной думы, специалистов РАМН, Федерального научно-методического центра по профилактике и борьбе со СПИДом, общественных и медицинских организаций, в том числе из регионов с наиболее высоким уровнем поражённости ВИЧ-инфекцией.

2. Обеспечить контроль за внесением Минздравсоцразвития России изменений в Постановление Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2010 № 1236 «Об утверждении порядка закупки и передачи в учреждения государственной и муниципальной систем здравоохранения диагностических средств и антивирусных препаратов для профилактики и лечения лиц, инфицированных вирусами иммунодефицита человека и гепатитов В и С» с целью приведения его в соответствие с Федеральным законом «О федеральном бюджете на 2011 год и на плановый период 2012 и 2013 годов» перераспределения и увеличения ошибочно рассчитанных Минздравсоцразвития России объемов субсидий, выделяемых субъектам Российской Федерации.

3. Рассмотреть вопрос о целесообразности при формировании федерального бюджета на 2012 и 2013 годы восстановления практики централизованных закупок диагностических средств и антивирусных препаратов для профилактики и лечения лиц, инфицированных вирусами иммунодефицита человека и гепатитов В и С, обеспечивающих более эффективное и прозрачное использование средств федерального бюджета.

4. С учётом отмечаемых в последние годы серьёзных перебоев в поставках антиретровирусных препаратов и средств диагностики рассмотреть вопрос о создании Резервного фонда препаратов для диагностики и лечения ВИЧ-инфекции в качестве обеспечения гарантий непрерывного лечения ВИЧ-инфицированных граждан, а также его мониторинга.

5. В целях профилактики передачи ВИЧ половым путем разработать и реализовать Федеральную программу репродуктивного здоровья и ответственного родительства, что также необходимо для сохранения репродуктивного здоровья населения Российской Федерации (в России ежегодно 120 тысяч абортируемых несовершеннолетних).

6. В целях профилактики передачи ВИЧ потребителями инъекционных наркотиков:

- утвердить в качестве стратегического документа реформы наркологической помощи в Российской Федерации Концепцию «Правовая наркология», разработанную Общественной палатой Российской Федерации, включающую организационные инструменты системы профилактики наркозависимости, а тем самым и профилактики распространения ВИЧ;

- поручить Минздравсоцразвития России и Государственному антинаркотическому комитету разработать и утвердить порядок согласования с органами здравоохранения и наркоконтроля действий по пропаганде применения в целях профилактики ВИЧ и других опасных инфекционных заболеваний соответствующих инструментов и оборудования, используемых для потребления наркотических средств и психотропных веществ, как это следует из Примечания к ст. 230 Уголовного кодекса РФ (введено Федеральным законом от 8 декабря 2003 г. № 162-ФЗ). Разработка порядка согласования была возложена на Минздравсоцразвития России и ФСКН России Перечнем мероприятий по реализации федеральной целевой программы «Комплексные меры противодействия злоупотреблению наркотиками и их незаконному обороту на 2005 - 2009 годы», однако данные ведомства не исполнили это поручение, что по сути ведет к искусственной отсрочке реализации положений законодательства в этой сфере вот уже на протяжении 7 лет.

- поручить Государственному антинаркотическому комитету пересмотреть пункт 2.2.2. Плана реализации Стратегии Государственной антинаркотической политики Российской Федерации до 2020 года в целях исключения положений по оказанию давления на организации, реализующие не запрещенные законом программы и деятельность, а также конкретизации понятия «снижение вреда», в том числе в части исключения из него утверждения, что «программы снижения вреда от наркотиков» являются формой противозаконного применения альтернативных методов лечения наркомании.

- Минздравсоцразвития России и Государственному антинаркотическому комитету обеспечить привлечение к разработке вышеуказанных нормативных документов представителей общественных организаций, реализующих программы профилактики ВИЧ среди потребителей инъекционных наркотиков. 

7. Поручить Минздравсоцразвития России разработать и представить в установленном порядке законодательную и нормативно-методическую базу социально-медицинской реабилитации уязвимых групп населения, включая группы риска заражения ВИЧ. Разработать механизмы взаимодействия с общественными организациями, социально ориентированными некоммерческими инициативами в целях установления и поддержания контакта со скрытыми труднодоступными социальными группами с целью оказания им помощи и прерывании путей распространения ВИЧ-инфекции.

8. Поручить Минздравсоцразвития России разработать и утвердить нормативно-методическую базу работы общедоступных, бесплатных анонимных «Кабинетов репродуктивного здоровья и профилактики зависимостей», в функционал которых, среди прочих услуг, должно входить осуществление бесплатной выдачи пакетов одноразовых шприцев и презервативов с целью прерывания цепи распространения вируса ВИЧ-инфекции, в обмен на использованный инструментарий для инъекций.

Минздравсоцразвития России:

1. Принять меры по совершенствованию правовой и научно-методической поддержки мероприятий в сфере профилактики передачи ВИЧ-инфекции от матери ребенку, включая внесение изменений в приказы, утверждающие стандарты такой профилактики и соответствующую инструкцию, в части, касающейся применения современных схем химиопрофилактики, использования ПЦР-диагностики и обеспечения искусственного вскармливания детей. Внести изменения в нормативные документы, касающиеся сроков и порядка определения статуса ВИЧ-положительных детей.

2. Исходя из того, что наличие ВИЧ-инфекции у матери является абсолютным показанием для назначения искусственного питания новорожденному и важнейшей мерой предупреждения заражения ребенка ВИЧ, совместно с руководителями органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации определить порядок, объемы и сроки финансирования мероприятий, связанных с обеспечением смесями для искусственного вскармливания всех детей, рожденных ВИЧ-инфицированными матерями, проживающих в субъектах Российской Федерации (постоянно или временно) вне зависимости от среднедушевого дохода на члена семьи.

3. В целях рационального и эффективного расходования средств, выделяемых на профилактику ВИЧ/СПИДа, предусмотреть при разработке профилактических программ на федеральном и региональном уровнях на 2011-2012 годы финансирование и реализацию целевых проектов, направленных на профилактику распространения ВИЧ в уязвимых группах, включая потребителей инъекционных наркотиков, КСР, МСМ и других целевых групп; информационно-разъяснительную работу в печатных и электронных СМИ, образовательных учреждениях, учреждениях пенитенциарной системы – с учетом региональной специфики.

4. В целях предупреждения распространения ВИЧ среди лиц употребляющих наркотики инъекционно, формирования приверженности наркозависимых АРВ-терапии рассмотреть вопрос об использовании современных методов профилактики ВИЧ среди ПИН, подтвердивших свою эффективность в исследованиях, построенных в соответствии с принципами доказательной медицины и предусмотренных стандартами ВОЗ.

5. Считать первоочередной задачей противодействия эпидемии ВИЧ-инфекции обеспечение эффективной работы в области профилактики ВИЧ-инфекции, в особенности работу среди молодежи и уязвимых групп населения. В целях обеспечения максимального охвата наиболее уязвимых социальных групп населения услугами в сфере профилактики ВИЧ-инфекции и других социально значимых заболеваний в рамках приоритетного национального проекта "Здоровье", шире привлекать к реализации мероприятий некоммерческие организации, работающие с уязвимыми группами и имеющие успешный опыт реализации программ в сфере противодействия ВИЧ/СПИДу. Обеспечить предоставление субсидий из средств федерального и региональных бюджетов некоммерческим организациям, участвующим в программах по борьбе с распространением ВИЧ/СПИД.

6. Обеспечить приоритетное внимание реализации мер, направленных на улучшение материально-технического состояния медицинских учреждений, оказывающих помощь больным туберкулезом и ВИЧ-инфекцией, применение современных инновационных методов диагностики и лечения туберкулеза, повышение качества медицинской помощи и снижение числа смертей от туберкулеза, в том числе среди ВИЧ-инфицированных (61% в 2009 году).

7. Рассмотреть вопрос о совершенствовании системы организации профилактических, лечебных и реабилитационных мероприятий по оказанию противотуберкулезной помощи и помощи больным с ВИЧ-инфекцией, с учетом наблюдаемого и прогнозируемого увеличения числа больных туберкулезом в сочетании с ВИЧ-инфекцией.

8. Провести с привлечением специалистов Федерального научно-методического центра по профилактике и борьбе со СПИД и региональных (окружных) СПИД-центров необходимые согласования и утвердить разработанный порядок оказания медицинской помощи и стандарты оказания медицинской помощи больным болезнью, вызванной вирусом иммунодефицита человека.

9. Предусмотреть выделение в 2012 году и в последующие годы средств федерального бюджета на диагностику и лечение основных оппортунистических инфекций, в том числе туберкулеза, у пациентов с ВИЧ-инфекцией.

10.  Проработать вопрос о формировании федерального регистра больных с диагнозом ВИЧ-инфекция, который позволил бы в рамках требований законодательства о защите персональных данных обеспечить ведение учета пациентов, а также сведений об используемых лекарственных и диагностических средствах и потребностях в них на средне- и долгосрочную перспективу.

Минздравсоцразвития России совместно с Минрегионом России:

Рассмотреть вопрос о целесообразности организации обучения (повышения квалификации) руководителей органов исполнительной власти субъектов РФ, государственных и муниципальных служащих в сфере разработки и реализации эффективных программ противодействия ВИЧ-инфекции и другим социально значимым заболеваниям.

Общественной палате Российской Федерации:

1.  Проработать вопрос о создании совместно с Межфракционной депутатской рабочей группой по вопросам профилактики и борьбы с ВИЧ/СПИДом и другими социально значимыми инфекционными заболеваниями постоянно действующей общественной комиссии по экспертизе деятельности как государственных, так и неправительственных организаций в области противодействия эпидемии ВИЧ-инфекции, включая реализацию профилактических программ на федеральном и региональном уровне, а также обеспечение больных антиретровирусными и диагностическими препаратами.

2.  Направить в региональные общественные палаты подготовленный в 2010 году экспертной рабочей группой, образованной Межфракционной депутатской рабочей группой по вопросам профилактики и борьбы с ВИЧ/СПИДом и другими социально значимыми инфекционными заболеваниями, доклад «Принципы доказательной медицины и использование программ снижения вредя для профилактики ВИЧ-инфекции среди уязвимых групп».

 


Другие интересные материалы:
Уголовный кодекс для детей


Уголовный кодекс следует чтить! Но...
СТАНДАРТНЫЕ ОПРЕДЕЛЕНИЯ: Систематическое описание диспозиционных кодов и коэффициентов результативности для массовых опросов
Перевод стандарта Американской...

СТАНДАРТНЫЕ ОПРЕДЕЛЕНИЯ:...
Перспективы лечения аддиктивных расстройств: теоретические предпосылки
«…Идеальным, но труднодостижимым...

А. Егоров Перспективы лечения...
Медицинская реабилитация наркологических больных
На сегодняшний день отечественная...

Реферат. Указом Президента РФ No 507 ФСКН...
Особенности поведенческого компонента установки на употребление наркотиков у подростков
"…В результате проведенного исследования...

Понятие, которое в определенной степени...
 

 
   наверх 
Copyright © "НарКом" 1998-2021 E-mail: webmaster@narcom.ru Дизайн и поддержка сайта Петербургский сайт