Новости
 О сервере
 Структура
 Адреса и ссылки
 Книга посетителей
 Форум
 Чат

Поиск по сайту
На главную Карта сайта Написать письмо
 

 Кабинет нарколога _
 Химия и жизнь _
 Родительский уголок _
 Закон сур-р-ов! _
 Сверхценные идеи _
 Самопомощь _


Лечение и реабилитация наркозависимых - Нарком рекомендует Клинику

Лечение и реабилитация больных алкоголизмом - Нарком рекомендует Клинику
Решись стать разумным, начни!



Профилактика, социальная сеть нарком.ру





Деформация личностной идентичности в случаях зависимости от психоактивных веществ

 
> Родительский уголок > Родители родителям > Деформация личностной идентичности в случаях зависимости от психоактивных веществ

Проблема идентичности личности является одной из «модных» про¬блем, разрабатываемых в современной науке. Она является комплексной. Здесь стыкуются интересы таких наук, как философия, социология, психоло¬гия, этика. Каждая их них определяет свой вклад и подход к анализу этой проблемы.

Н. Крылова

В ходе изучения проблемы зависимости от ПАВ мы установили, что основной причиной формирования зависимости является искажение лично­стной идентичности, о механизмах процесса которой пойдет речь ниже.

Проблема идентичности личности является одной из «модных» про­блем, разрабатываемых в современной науке. Она является комплексной. Здесь стыкуются интересы таких наук, как философия, социология, психоло­гия, этика. Каждая их них определяет свой вклад и подход к анализу этой проблемы.

Термин «идентичность» лишь в последние годы прочно вошел в рус­скоязычную научную лексику. Он существенно потеснил более привычные отечественные термины «самоопределение», «самосознание», «самоощуще­ние», «тождественность». В западной науке термин «идентичность» вошел в словарь гуманитарных наук приблизительно во второй половине 1970-х годов. С английского identification переводится как отождествление, узнавание.

Наиболее глубоко проблемы групповой и индивидуальной идентично­сти в настоящее время разработаны в психологии (3. Фрейд, Э. Эриксон) и в теоретической социологии (Д. Мид, Ч. Кули, Р. Тернер, Э. Гоффман).

Под идентичностью мы понимаем психологическое представление че­ловека о своем «Я», характеризующееся субъективным чувством своей инди­видуальной самотождественности и целостности, отождествление человеком самого себя (частично осознаваемое, частично неосознаваемое) с теми или иными типологическими категориями.

Становление идентичности - это динамический процесс развития лич­ности через преодоление кризисов идентичности, когда возникает конфликт между сложившейся к данному моменту конфигурацией элементов идентич­ности с соответствующим ей способом «вписывания» себя в окружающий мир и изменившейся биологической или социальной нишей существования индивида. Для выхода из кризиса индивид должен приложить определенные усилия с тем, чтобы найти и принять новые ценности, виды деятельности. Термин «кризис» употребляется здесь в значении поворотной, критической точки развития, когда в равной степени обостряются как уязвимость, так и возрастающий потенциал личности, и она оказывается перед выбором между двумя альтернативными возможностями, одна из которых ведет к позитив­ному, а другая - к негативному его направлению.

Дж. Марсиа (1966) подразделил «кризис идентичности» на четыре уров­ня (статуса), формы или варианта: «диффузную идентичность», «предрешенность», «мораторий» и «зрелую идентичность», которые зависят от степени профессионального и идеологического самоопределения молодого человека. Для построения модели используется два параметра:

1. Наличие или отсутствие кризиса - состояние поиска идентичности.

2. Наличие или отсутствие единиц идентичности - личностно значи­мых целей, ценностей, убеждений.

Эти стадии отражают общую логическую последовательность форми­рования идентичности. Однако это не означает, что каждая из них является необходимым условием для последующей. Первоначально Дж. Марсиа счи­тал, что эти статусы сменяют друг друга в точной последовательности. Одна­ко позднее Дж. Марсиа говорил, что люди могут проходить некоторые этапы развития идентичности более одного раза в жизни. Так, например, человек, который в определенный период уже достиг идентичности, может впоследст­вии снова пройти этап моратория.

Идентичность развивается на протяжении всей жизни человека. Суще­ствует различение двух путей достижения идентичности:

1. Постепенное осознание некоторых данных о себе, этот путь ведет к формированию присвоенной, или преждевременной, идентичности.

2. Самостоятельное принятие человеком решений относительно того, каким ему быть. Этот путь ведет к формированию конструируемой, или дос­тигнутой, идентичности.

Вслед за Дж. Марсиа мы попытались дополнить статусы идентичности. Рассмотрим статусы, которыми обладают люди, употреб­ляющие алкоголь или наркотики.

Рис. 1

Для начала употребления наркотиков необходима психологическая го­товность к этому, которая, в свою очередь, и формируется вследствие небла­гоприятного протекания и разрешения кризиса идентичности, вследствие че­го формируется диффузная идентичность, которая сопровождается началом формирования аддиктивного поведения. Деструктивное разрешение кризиса идентичности ведет к ее утрате, одним из исходов которой является нарко­мания и алкоголизм. Причем у алкоголиков формируется отрицательная идентичность, а у наркоманов - псевдоидентичность. Это происходит по­этапно (рис. 1).

На поведенческом уровне возможно рассмотрение идентичности как результата процесса решения жизненно значимых проблем.

Механизмами становления личностной идентичности являются: самоопределение, персонализация, самоорганизация. Самоопределение - это каждое принятое реше­ние по поводу себя и своей жизни с учетом персонализации - взаимодейст­вия и отношений с другими людьми путем самоорганизации (выкристаллизовывания определенной формы образа «Я»).

Выбирая, «Я» осуществляет самоопределение, самоорганизуется и пер­сонализируется. Человек строит такое отношение к границам своих возмож­ностей, при котором преодолеваются препятствия самореализации. Самооп­ределением и персонализацией человек определяет свою принадлежность к социальной категории, посредством самоорганизации обретает устойчивую структуру и форму. Самоопределения в различных ситуациях, персонализация через отношения с другими, самоорганизация как приобретение устой­чивой структуры и формы интегрируются в идентичность (Шнейдер Л.Б., 1999). Результатом этой интеграции является репрезентация «Я», объеди­няющая в себе самооценивание «Я» и самоотношение к «Я», что характери­зует человека в его уникальности и неповторимости.

Идентичность характеризует актуальное состояние человека, качест­венную определенность «Я» в переживании Я-целостности и тождественно­сти на срезе жизненного пути.

На основе неструктурированной идентичности путем самоопределения (личностной определенности) возникает преждевременная идентичность. Напомним что, этот статус приписывается человеку, который никогда не пе­реживал состояние кризиса идентичности, но, тем не менее, обладает опре­деленным набором целей, ценностей и убеждений. В дальнейшем происхо­дит самоорганизация (приобретение устойчивой структуры и формы), которая может развиваться несколькими путями: достигнутая идентичность, мораторий, диффузная (рис. 2).

Статусы идентичности - это как бы этапы развития личности и вместе с тем ее типы.

Под достигнутой идентичностью мы понимаем статус идентичности, которым обладает человек, сформировавший определенную совокупность личностно значимых для него целей, ценностей и убеждений, переживающий их как личностно значимые, обеспечивающие ему чувство направленности и осмысленности жизни. Репрезентацией достигнутой идентичности является позитивная идентичность - стабильное принятие своей уникальности и сво­его бытия при положительном оценивании собственных качеств и стабиль­ной связи с социумом, а также полной координации механизмов идентифи­кации и обособления, которое начинается с механизмов персонализации и проявляется в механизмах репрезентации.

Критериями позитивной (зрелой) идентичности являются: высокое са­момнение, самоуверенность, отсутствие внутренней напряженности; пред­ставление о том, что личность, характер и деятельность способны вызвать в других уважение, симпатию, одобрение и понимание; заинтересованность в собственном Я, любовь к себе, ощущение ценности собственной личности и одновременно предполагаемой ценности своего Я для других; эмоциональ­ное, безусловное принятие себя таким, каков есть, пусть даже с некоторыми недостатками; желание что-то в себе изменить, соответствовать идеальному представлению о себе, неудовлетворенность собой; повышенная рефлексия, глубокое проникновение в себя, осознание своих трудностей, адекватный об­раз Я и отсутствие вытеснения; отсутствие самообвинения, низкая степень неудовлетворенности текущей жизненной ситуацией; определенность жиз­ненной ситуации; уверенность в себе; высокая событийность и общитель­ность, это объясняется загруженностью жизни и озабоченностью повседнев­ными делами; значимы семья и собственное здоровье.

Критериями позитивной (зрелой) идентичности являются: высокое са­момнение, самоуверенность, отсутствие внутренней напряженности; пред­ставление о том, что личность, характер и деятельность способны вызвать в других уважение, симпатию, одобрение и понимание; заинтересованность в собственном Я, любовь к себе, ощущение ценности собственной личности и одновременно предполагаемой ценности своего Я для других; эмоциональ­ное, безусловное принятие себя таким, каков есть, пусть даже с некоторыми недостатками; желание что-то в себе изменить, соответствовать идеальному представлению о себе, неудовлетворенность собой; повышенная рефлексия, глубокое проникновение в себя, осознание своих трудностей, адекватный об­раз Я и отсутствие вытеснения; отсутствие самообвинения, низкая степень неудовлетворенности текущей жизненной ситуацией; определенность жиз­ненной ситуации; уверенность в себе; высокая событийность и общитель­ность, это объясняется загруженностью жизни и озабоченностью повседнев­ными делами; значимы семья и собственное здоровье.

Неструктурированная идентичность

Самоопределение

Самоорганизация

 

Персонализация

 

Репрезентация

Преждевременная идентичность

Рис. 2. Динамика развития идентичности

Мораторий - это статус идентичности, при котором человек находится в состоянии кризиса идентичности и активно пытается разрешить его, пробуя различные варианты. Так, «мораторий» обычно предполагает высокий уровень тревожности, а «преждевременная идентичность» - низкий. Для более высо­ких уровней идентичности характерно более высокое самоуважение. Непо­средственных связей между уровнем идентичности и интеллектом не выявле­но, но установлены значимые различия в стиле мышления. «Диффузной идентичности» и «преждевременной идентичности» соответствует меньшая интеллектуальная самостоятельность, особенно при решении сложных задач в стрессовых ситуациях. Представители первого типа в таких случаях чувст­вуют себя скованными, а второго - пытаются выйти из игры. «Мораторий» и «зрелая идентичность» сочетаются с более сложными и дифференцирован­ными культурными интересами, более развитой рефлексией. «Преждевре­менная идентичность» дает самые высокие показатели по авторитарности и самые низкие - по самостоятельности.

Диффузная идентичность - это статус идентичности, при котором не имеется прочных целей, ценностей и убеждений и попыток их активно сформировать. Подросток с «диффузной идентичностью» может вступить в стадию «моратория» и затем перейти к «зрелой идентичности». Но он мо­жет также навсегда остаться на уровне «преждевременной идентичности», отказавшись от активного выбора и самоопределения или пойти по пути диффузии.

Критерием размытой (диффузной) идентичности является средняя степень выражения таких параметров, как: неудовлетворенность собой и своими возможностями, сомнение в способности вызвать у других уваже­ние; сомнение в ценности собственной личности, отстраненность, гранича­щая с безразличием к собственному Я, потеря интереса к своему внутрен­нему миру; ригидность Я-концепции - нежелание меняться на фоне общего положительного отношения к себе. Представление о том, что его личность, характер и деятельность способны вызвать презрение, непонимание, осуж­дение; несогласие с собой, наличие внутренних конфликтов личности, со­мнений, тревожно-депрессивных состояний, сопровождаемых чувством ви­ны, постоянная неудовлетворенность с собой протекает на фоне заниженной самооценки, что приводит к сомнениям в своей способности что-то изме­нить или предпринять; самообвинение, готовность поставить себе в вину свои промахи и неудачи, собственные недостатки ярко выражены. При та­ком статусе идентичности нарушены хронотопы - в будущем и настоящем существует на неосознанном уровне неопределенность ситуации, бессозна­тельно прошлое как бы «оказывает давление» на настоящее и будущее, обо­стрено осознание одиночества (отчужденности), что совпадает с зависимы­ми от алкоголя другой группы.

Существенные различия между статусами идентичности наблюдаются также в стиле общения и межличностных отношений. Сопоставление психо­логической интимности, глубины и взаимности межличностных отношений юношей и девушек (выделено три стиля общения: интимные отношения, сте­реотипные отношения и состояние изоляции) с их статусами идентичности показало, что наибольшая интимность характерна для индивидов, находя­щихся на стадиях «моратория» и «зрелой идентичности», тогда как те, кому свойственны «преждевременная идентичность» и «диффузная идентич­ность», как правило, не выходят за пределы стереотипных контактов. Среди юношей и девушек с «диффузной идентичностью» оказалось больше всего изолированных. В число людей, чье общение характеризовалось как интим­ное, не попал ни один человек этого статуса и только 18% с «предрешенным» статусом. Существенно отличаются эти группы и по своим отношениям с ро­дителями, друзьями и любимыми (см. Кон И.С. В поисках себя: личность и ее самосознание. - М.: Политиздат, 1984. - С. 37).

Итак, на основе определенной самоорганизации - достигнутой иден­тичности, моратория и диффузной идентичности - происходит определение своей принадлежности к социальной категории (персонапизация) по двум пу­тям: развивающейся идентичности и в виде утраты идентичности: мазохизма, эгоцентризма, безумия, демонстративного суицида (рис. 2).

Со структурной точки зрения утрата идентификации проявляется как несоответствие поведения нормативным требованиям среды. Идентифика­ция, сформированная в процессе социализации, может быть утрачена по двум основным причинам:

1. В результате кардинальных психических изменений.

2. В результате быстрых и значительных изменений в окружающей со­циальной среде.

Идентификация личности связана с основными институтами (семьей, государством, экономикой, образованием) и проявляется через соответствие поведения институциональным требованиям и соответствующую реакцию институтов.

Решающим признаком деидентификации является утрата биографии. Индивидуальная человеческая биография характеризуется соотношением прошлого и будущего или, конкретнее, соотношением пройденного жизнен­ного пути и перспективных жизненных планов. Но не прошлое, а именно планируемое, ожидаемое и предвидимое будущее обеспечивает в субъектив­ном восприятии самого индивида единство и целостность его биографии и, следовательно, прочность и долговременность его идентификаций. Прошлое — это тень, отбрасываемая будущим.

Прошлое превращается в неупорядоченный набор событий и фактов, не обладающий собственной внутренней целостностью. Такое разрушение биографий происходит, как правило, у людей, ориентированных на употреб­ление алкоголя или наркотиков.

Утрата идентичности происходит постепенно, сначала на первый план выдвигаются внешние свидетельства идентификации:

а) усвоение поведенческого кода и символики одежды, которое проис­ходит на сознательном уровне - молодой человек выбирает стиль одежды, музыки, походки;

б) выработка лингвистической компетенции - овладение сленговыми словами, относящимися к употреблению ПАВ;

в) освоение пространств, в которых происходит презентация избранной культурной формы, как правило, презентация происходи в местах большого скопления молодежи (дискотеки, школы, клубы).

Из практики

От 25.04.2010 г.

К психологу пришло обращение мамы подростка И. в воз­расте 11 лет по поводу отравления алкоголем ребенка с после­дующей экстренной госпитализацией в реанимационное отделе­ние городской больницы. На прием пришли вдвоем.

Со слов мамы: семья полная, отец является владельцем не­большого мебельного предприятия, мама по профессии бухгал­тер. В семье один ребенок. Родился и развивался без патологий. Отношения в семье хорошие, доверительные. Поступок сына явился полной неожиданностью, «шоком».

Подросток на приеме в начале беседы держится несколько напряженно. Движения суетливые в большей степени, прояв­ляющиеся на фоне эмоционального напряжения, связанного по большей части с новой обстановкой (впервые у психолога), а не с самой причиной обращения. В процессе беседы эмоциональное состояние выравнивается, в движениях появляется плавность. Фон настроения ровный. Мимические реакции нюансированы. Суждения легковесные, незрелые.

В беседе установлено, что И. обучается в 5 классе обще­образовательной школы г. Калининграда в течение года, ранее обучался в другой общеобразовательной школе (причина смены школы — переезд в другой район города). Учится хорошо, в ос­новном на 4-5. Особенно нравятся математика и история. От­ношения со сверстниками хорошие, но крепкой дружбы на новом месте пока не завязалось, зато сохранились теплые дружеские отношения с учениками из прежней школы, любит ездить к ним в гости на выходных. В качестве увлечений называет компью­терные игры и таэквондо. В секции таэквондо занимается уже 3 года, является призером областных соревнований. Себя харак­теризует как «обычного, доброго».

Касаясь ситуации употребления алкоголя, рассказывает спокойно, что в тот день поехал в гости к друзьям, вместе с ни­ми гулял в «старом дворе», потом кто-то предложил (имя за­чинщика скрывает - Прим. автора) выпить спиртное, пошли в магазин и купили коктейль «Блейзер» (1,5 литровая бутылка, сла­боалкогольный коктейль (8,0% об.) - Прим. автора). Рассказыва­ет, что пили из бутылки, «по кругу». Потом почувствовал, что «ноги мягкие и голова как будто кружится», ощущение понрави­лось. Когда бутылка по кругу доходила, стал делать более боль­шие глотки коктейля. Потом помнит, что ребята вдвоем помо­гали идти, затем стало тошнить, и открылась рвота, упал, потерял сознание, очнулся в луже на асфальте, когда друзья вы­звали скорую помощь. Раскаянья, стыда и чувства вины не испытывает, говорит, что ничего страшного не сделал и не пони­мает такого сильного волнения родителей - «ну, выпил, у нас в старом дворе все пьют, что такого?!».

Социальным институтом, отвечающим за идентичность, является идеология. Каждый новый исторический момент, производящий радикаль­ные перестройки, отражается на общественной и индивидуальной жизни большей части людей, порождая как субъектов нового типа, соответствую­щих духу времени, так и маргиналов - людей, находящихся за пределами характерных для данного общества социокультурных норм и традиций. В нашей стране на протяжении XX столетия неоднократно кардинально пе­рестраивалось и ломалось самосознание людей. В этом случае прерывались сущностные опоры: граждане зачастую оставались без традиций, без духов­ных святынь, не помнящими родства. Это является одним из факторов на­растающей в течение последних 10-ти лет эпидемии подростковой алкого­лизации и наркотизации.

Завершающим этапом утраты идентичности личности является усвое­ние некоего теоретического ядра и выработка соответствующего морально- эмоционального настроя.

Идентификация закрепляется на рациональном уровне, индивид обре­тает понимание своего места в мире и, соответственно, своего вновь обре­тенного интереса в мире и научается его рационально обосновывать. С выра­боткой морально-эмоционального настроя, соответствующего субкультуре употребляющего ПАВ, с которой он себя идентифицировал, процесс инсце­нирования, по сути, завершается. Далее следует жизнь в ее объективной ре­альности и необходимости, параллельно происходит развитие большого наркоманистического синдрома (Пятницкая И.Н., 1994), т.е. появляется синдром психической, а затем физической зависимости.

Симптомами утраты личностной идентичности являются: закрытость, неспособность или нежелание выдавать значимую информацию о себе; не­удовлетворенность собой и своими возможностями, сомнение в способности вызвать уважение; ожидание субъектами того, что личность, характер и дея­тельность не способны вызвать в других уважение, симпатию, одобрение и понимание; переоценка своего духовного Я, сомнения в ценности собствен­ной личности, отстраненность, граничащая с безразличием к своему Я, поте­ря интереса к своему внутреннему миру; отсутствие дружеского отношения к себе, согласия с самим собой, одобрения своих планов и желаний; ригид­ность Я-концепции, привязанности, нежелания меняться на фоне общего по­ложительного отношения к себе; наличие внутренних конфликтов, сомнений, несогласий с собой, тревожно-депрессивных состояний, сопровождаемых пе­реживанием чувства вины; самообвинение, готовность поставить себе в вину свои промахи и неудачи, собственные недостатки.

Результатом утраты идентичности является репрезентация Я, объеди­няющая в себе самооценивание Я и самоотношение к Я, имеющая несколько типов: мазохизма, эгоцентризма, безумия, демонстративного суицида.

Индивидуальный мазохизм - явление личностное, оно проявляется в подчеркивании «мы» за счет «я», задержке развития своего собственного независимого Эго, жертвовании его компетенцией и создании заниженного и уничижительного восприятия своего «я». Он может быть присущ психо­логически нормальным людям как путь бегства от самого себя (Р. Баумей- стер). При мазохизме личность лишается самоосознания в высокоуровневых, символических, полнозначных пределах, распространяемых на прошлое и будущее. Сам по себе мазохизм фокусирует самосознание на исключи­тельно низких уровнях, таких, как физическая целостность, существующая в непосредственном настоящем, пассивно испытывающая ощущения и осуществляющая простейшие движения. Как противопоставление мазо­хизму - эгоцентризм.

Личностный эгоцентризм - это явление, обусловленное неадекватно­стью воображаемого «Я» в перспективе «Другого»; памятью о прошлом, если объективно уничтожено то, на чем была построена мотивация будущего; раз­рушение духовных ценностей или утрата материальных («Дом», «Вещь»), с которыми личность идентифицировала себя; фактор времени, который при­водит любую систему к конечному пункту бытия - смерти. Репрезентация как мазохизма, так и эгоцентризма определяется нами как «о′кей», так как личности существуют в коллективистских культурах, даже если их собствен­ные интересы приглушены или, напротив, слишком усилены. Коллектив сам по себе не может функционировать без определенной степени сотрудничест­ва личности с этим коллективом. В первом случае такое сотрудничество при­нимает форму жертвы, страдания или унижения, а в другом - агрессора, пре­следования и иллюзорного подчинения себе социума.

Еще одним видом утраты личностной идентичности является само­убийство. Самоубийство квалифицируется как специфический вид смерти, подразумевающий три неотъемлемых компонента: элемент умирания, эле­мент убийства и элемент жертвы убийства. Демонстративный суицид - это явление, характеризующееся угрозой совершить самоубийство как средство воздействия на неблагополучную ситуацию. Репрезентацией демонстратив­ного суицида является истинный суицид - умышленное лишение себя жизни, наблюдается как у психически здоровых, так и при психических заболевани­ях, главным образом, протекающих с депрессией.

Изучение репрезентации таких видов утраты идентичности, как мазо­хизм, эгоцентризм, демонстративный суицид, не входило в сферу наших ис­следовательских интересов, поэтому мы в нашей работе подробно их не ос­вещаем.

Безумие - это явление, характерной чертой которого является отсутст­вие смысла и формы, при возможностях элементарных интеракций. Репре­зентация такого явления, по нашему мнению, может пойти по двум путям — отрицательной идентичности и псевдоидентичности.

Один вариант репрезентации безумия - отрицательная идентичность. Это отрицание своей уникальности и своего бытия при отрицательном оце­нивании собственных качеств и нарушении связи с социумом, а также нару­шение механизмов идентификации и обособления, которое начинается с ме­ханизмов персонализации и проявляется в механизмах репрезентации. Другой путь - псевдоидентичность - стабильное отрицание своего бытия и своей уникальности при положительном оценивании собственных качеств и нарушении связи с социумом, а также нарушение механизмов идентифика­ции и обособления вследствие тотального поглощения психоактивным веще­ством и, в конечном счете, полной идентификации с этим веществом.

Идентичность не возникает из ничего: нужны биологические предпосыл­ки, социальные условия и активность самой личности для ее обретения; она не может бесследно исчезнуть - ее утрата происходит в виде безумия, мазохизма или эгоцентризма, а трансформация - в виде искажения идентичности. Искаже­ние идентичности - это нарушение самореференции своего бытия и в психоло­гическом смысле она очевидна в виде отрицательной идентичности или псев­доидентичности, происходящей при экспериментировании, эпизодическом и систематическом употреблении алкоголя и наркотиков (рис. 3)

Неструктурированная идентичность

Самоопределение

Самоорганизация

 

Персонализация

 

Репрезентация

Преждевременная идентичность

Рис. 3. Искажение личностной идентичности при употреблении ПАВ

На уровне самоорганизации (приобретение устойчивой структуры и формы), развивающейся по пути моратория или диффузной идентичности, происходит экспериментирование с психоактивными веществами. На уровне персонализации, осуществляющейся вследствие взаимодействия и отноше­ний с другими людьми путем выкристаллизовывания определенной формы образа Я, происходит утрата идентичности, характеризующаяся несоответст­вием поведения нормативным требованиям среды, по пути мазохизма, эго­центризма безумия, демонстративного суицида. Этому уровню свойственно эпизодическое употребление психоактивных веществ, возникновение психи­ческой зависимости от психоактивных веществ. На уровне репрезентации Я, результата интеграции самоопределения, самоорганизации и персонализа­ции, возникает систематическое употребление психоактивных веществ, ха­рактеризующееся формированием наряду с психической, физической зави­симости, а также появлением синдрома измененной реактивности организма к действию данного наркотика (рис. 3).

Итак, начало употребления ПАВ связано с неблагоприятным протека­нием и разрешением кризиса идентичности, вследствие чего формируется размытая (диффузная) идентичность, сопровождающаяся аддиктивным пове­дением. Деструктивное разрешение кризиса идентичности ведет к ее утрате, одним из исходов которой является наркомания и алкоголизм. Со структур­ной точки зрения утрата идентификации проявляется как несоответствие по­ведения нормативным требованиям среды. Решающим признаком деиндентификации является утрата биографии. У людей, употребляющих ПАВ, на месте утраченной идентичности формируется псевдоидентичность (искажен­ная, наркоманистическая), или отрицательная, идентичность. На начальном этапе на первый план выдвигаются внешние свидетельства идентификации — этот этап характеризуется эпизодическим, несистематическим употреблени­ем ПАВ. Второй решающий этап культурной инсценировки характеризуется появлением синдрома измененной реактивности организма к действию дан­ного наркотика, формируется алкогольная или наркотическая зависимость. С выработкой морально-эмоционального настроя, соответствующего субкуль­туре употребляющего ПАВ, с которой он себя идентифицировал, процесс инс­ценирования, по сути, завершается. Дальше происходит развитие большого наркоманистического синдрома, т.е. появляется синдром психической, а затем физической зависимости. Таким образом, у алкоголиков формируется отрица­тельная идентичность, а у наркоманов - псевдоидентичность.

Критериями отрицательной идентичности являются:

- закрытость, нежелание и неспособность выдавать значимую инфор­мацию о себе;

- неудовлетворенность собой, сомнение в способности вызывать ува­жение;

- ожидания отрицательного отношения к себе со стороны других людей;

- высокий уровень внутренней конфликтности;

- самообвинение;

- неудовлетворенность текущей жизненной ситуацией;

- блокада основных жизненных потребностей;

- примитивизм;

- идентификация себя на бессознательном уровне с алкоголем или с атрибутами его употребления (бутылка, стакан);

- осознание динамичности жизни;

- осознание подчеркнутого одиночества (отчужденности);

- нарушение хронотопов и дезактуализация настоящего времени;

- утрата значимости для индивида семьи и собственного здоровья.

Симптомы псевдоидентичности:

- открытость, желание выдавать значимую информацию о себе;

- удовлетворенность собой, сомнение в способности вызывать ува­жение;

- ригидность Я-концепции;

- очень высокий уровень внутренней конфликтности;

- очень высокий уровень самообвинения;

- самоуважение;

- высокий уровень оценки собственного «Я» по отношению к социально-нормативным значимым критериям;

- положительное отношение к собственному Я - высокий уровень аутосимпатии;

- выраженная дезадаптация личности, связанная с высокими уровнями внутренней конфликтности и самообвинения;

- очень высокая степень неудовлетворенности текущей жизненной си­туацией, блокады основных жизненных потребностей подчиненного нарко­тическому веществу;

- осознание одиночества (отчужденности);

- высокий уровень динамичности жизни и отображения атрибутов смерти в будущем;

- нарушение хронотопов - дезактуализация настоящего;

- идентификация себя на бессознательном уровне с наркотическим ве­ществом или с атрибутами его употребления (шприцом, ложкой, порошком);

- семья и собственное здоровье для них не значимы.

Утрата и искажение идентичности предполагает восстановительную работу - восстановление целостного и упорядоченного образа мира, пусть он даже будет иным, чем раньше.

В одной из своих работ Дж. Марсиа и М. Фридман (1970) утверждали, что различным статусам идентичности соответствуют определенные типы личности. Таким образом, одни и те же типы идентичности могут быть рас­смотрены и как стадии развития идентичности, и как устойчивые особенно­сти личности.


Другие интересные материалы:
Закон сур-р-ов!


Двойное слепое рандомизированное плацебо-контролируемое исследование долгосрочной эффективности и безопасности применения Инъекционного пролонга налтрексона (вивитрола) для лечения зависимости от опиатов
Доклад на Всероссийской...

Тут описание This text will be replaced var so =...
Особенности личностного профиля родителей наркозависимых подростков
Описываются изменения структуры...

А. Алкина, В. Менделевич, Р. Садыкова...
Наркологическая ситуация: медицинские и немедицинские аспекты
В данной работе предпринята попытка...

Введение Термины "наркологическая...
Социальная психология здоровья. Аннотация.


Работа представляет собой первое в...
 

 
   наверх 
Copyright © "НарКом" 1998-2024 E-mail: webmaster@narcom.ru Дизайн и поддержка сайта Петербургский сайт