|
|
Проблема идентичности личности является одной из «модных» про¬блем, разрабатываемых в современной науке. Она является комплексной. Здесь стыкуются интересы таких наук, как философия, социология, психоло¬гия, этика. Каждая их них определяет свой вклад и подход к анализу этой проблемы. Н. Крылова В ходе изучения проблемы зависимости от ПАВ мы установили, что основной причиной формирования зависимости является искажение личностной идентичности, о механизмах процесса которой пойдет речь ниже. Проблема идентичности личности является одной из «модных» проблем, разрабатываемых в современной науке. Она является комплексной. Здесь стыкуются интересы таких наук, как философия, социология, психология, этика. Каждая их них определяет свой вклад и подход к анализу этой проблемы. Термин «идентичность» лишь в последние годы прочно вошел в русскоязычную научную лексику. Он существенно потеснил более привычные отечественные термины «самоопределение», «самосознание», «самоощущение», «тождественность». В западной науке термин «идентичность» вошел в словарь гуманитарных наук приблизительно во второй половине 1970-х годов. С английского identification переводится как отождествление, узнавание. Наиболее глубоко проблемы групповой и индивидуальной идентичности в настоящее время разработаны в психологии (3. Фрейд, Э. Эриксон) и в теоретической социологии (Д. Мид, Ч. Кули, Р. Тернер, Э. Гоффман). Под идентичностью мы понимаем психологическое представление человека о своем «Я», характеризующееся субъективным чувством своей индивидуальной самотождественности и целостности, отождествление человеком самого себя (частично осознаваемое, частично неосознаваемое) с теми или иными типологическими категориями. Становление идентичности - это динамический процесс развития личности через преодоление кризисов идентичности, когда возникает конфликт между сложившейся к данному моменту конфигурацией элементов идентичности с соответствующим ей способом «вписывания» себя в окружающий мир и изменившейся биологической или социальной нишей существования индивида. Для выхода из кризиса индивид должен приложить определенные усилия с тем, чтобы найти и принять новые ценности, виды деятельности. Термин «кризис» употребляется здесь в значении поворотной, критической точки развития, когда в равной степени обостряются как уязвимость, так и возрастающий потенциал личности, и она оказывается перед выбором между двумя альтернативными возможностями, одна из которых ведет к позитивному, а другая - к негативному его направлению. Дж. Марсиа (1966) подразделил «кризис идентичности» на четыре уровня (статуса), формы или варианта: «диффузную идентичность», «предрешенность», «мораторий» и «зрелую идентичность», которые зависят от степени профессионального и идеологического самоопределения молодого человека. Для построения модели используется два параметра: 1. Наличие или отсутствие кризиса - состояние поиска идентичности. 2. Наличие или отсутствие единиц идентичности - личностно значимых целей, ценностей, убеждений. Эти стадии отражают общую логическую последовательность формирования идентичности. Однако это не означает, что каждая из них является необходимым условием для последующей. Первоначально Дж. Марсиа считал, что эти статусы сменяют друг друга в точной последовательности. Однако позднее Дж. Марсиа говорил, что люди могут проходить некоторые этапы развития идентичности более одного раза в жизни. Так, например, человек, который в определенный период уже достиг идентичности, может впоследствии снова пройти этап моратория. Идентичность развивается на протяжении всей жизни человека. Существует различение двух путей достижения идентичности: 1. Постепенное осознание некоторых данных о себе, этот путь ведет к формированию присвоенной, или преждевременной, идентичности. 2. Самостоятельное принятие человеком решений относительно того, каким ему быть. Этот путь ведет к формированию конструируемой, или достигнутой, идентичности. Вслед за Дж. Марсиа мы попытались дополнить статусы идентичности. Рассмотрим статусы, которыми обладают люди, употребляющие алкоголь или наркотики. Рис. 1 Для начала употребления наркотиков необходима психологическая готовность к этому, которая, в свою очередь, и формируется вследствие неблагоприятного протекания и разрешения кризиса идентичности, вследствие чего формируется диффузная идентичность, которая сопровождается началом формирования аддиктивного поведения. Деструктивное разрешение кризиса идентичности ведет к ее утрате, одним из исходов которой является наркомания и алкоголизм. Причем у алкоголиков формируется отрицательная идентичность, а у наркоманов - псевдоидентичность. Это происходит поэтапно (рис. 1). На поведенческом уровне возможно рассмотрение идентичности как результата процесса решения жизненно значимых проблем. Механизмами становления личностной идентичности являются: самоопределение, персонализация, самоорганизация. Самоопределение - это каждое принятое решение по поводу себя и своей жизни с учетом персонализации - взаимодействия и отношений с другими людьми путем самоорганизации (выкристаллизовывания определенной формы образа «Я»). Выбирая, «Я» осуществляет самоопределение, самоорганизуется и персонализируется. Человек строит такое отношение к границам своих возможностей, при котором преодолеваются препятствия самореализации. Самоопределением и персонализацией человек определяет свою принадлежность к социальной категории, посредством самоорганизации обретает устойчивую структуру и форму. Самоопределения в различных ситуациях, персонализация через отношения с другими, самоорганизация как приобретение устойчивой структуры и формы интегрируются в идентичность (Шнейдер Л.Б., 1999). Результатом этой интеграции является репрезентация «Я», объединяющая в себе самооценивание «Я» и самоотношение к «Я», что характеризует человека в его уникальности и неповторимости. Идентичность характеризует актуальное состояние человека, качественную определенность «Я» в переживании Я-целостности и тождественности на срезе жизненного пути. На основе неструктурированной идентичности путем самоопределения (личностной определенности) возникает преждевременная идентичность. Напомним что, этот статус приписывается человеку, который никогда не переживал состояние кризиса идентичности, но, тем не менее, обладает определенным набором целей, ценностей и убеждений. В дальнейшем происходит самоорганизация (приобретение устойчивой структуры и формы), которая может развиваться несколькими путями: достигнутая идентичность, мораторий, диффузная (рис. 2). Статусы идентичности - это как бы этапы развития личности и вместе с тем ее типы. Под достигнутой идентичностью мы понимаем статус идентичности, которым обладает человек, сформировавший определенную совокупность личностно значимых для него целей, ценностей и убеждений, переживающий их как личностно значимые, обеспечивающие ему чувство направленности и осмысленности жизни. Репрезентацией достигнутой идентичности является позитивная идентичность - стабильное принятие своей уникальности и своего бытия при положительном оценивании собственных качеств и стабильной связи с социумом, а также полной координации механизмов идентификации и обособления, которое начинается с механизмов персонализации и проявляется в механизмах репрезентации. Критериями позитивной (зрелой) идентичности являются: высокое самомнение, самоуверенность, отсутствие внутренней напряженности; представление о том, что личность, характер и деятельность способны вызвать в других уважение, симпатию, одобрение и понимание; заинтересованность в собственном Я, любовь к себе, ощущение ценности собственной личности и одновременно предполагаемой ценности своего Я для других; эмоциональное, безусловное принятие себя таким, каков есть, пусть даже с некоторыми недостатками; желание что-то в себе изменить, соответствовать идеальному представлению о себе, неудовлетворенность собой; повышенная рефлексия, глубокое проникновение в себя, осознание своих трудностей, адекватный образ Я и отсутствие вытеснения; отсутствие самообвинения, низкая степень неудовлетворенности текущей жизненной ситуацией; определенность жизненной ситуации; уверенность в себе; высокая событийность и общительность, это объясняется загруженностью жизни и озабоченностью повседневными делами; значимы семья и собственное здоровье. Критериями позитивной (зрелой) идентичности являются: высокое самомнение, самоуверенность, отсутствие внутренней напряженности; представление о том, что личность, характер и деятельность способны вызвать в других уважение, симпатию, одобрение и понимание; заинтересованность в собственном Я, любовь к себе, ощущение ценности собственной личности и одновременно предполагаемой ценности своего Я для других; эмоциональное, безусловное принятие себя таким, каков есть, пусть даже с некоторыми недостатками; желание что-то в себе изменить, соответствовать идеальному представлению о себе, неудовлетворенность собой; повышенная рефлексия, глубокое проникновение в себя, осознание своих трудностей, адекватный образ Я и отсутствие вытеснения; отсутствие самообвинения, низкая степень неудовлетворенности текущей жизненной ситуацией; определенность жизненной ситуации; уверенность в себе; высокая событийность и общительность, это объясняется загруженностью жизни и озабоченностью повседневными делами; значимы семья и собственное здоровье.
Рис. 2. Динамика развития идентичности Мораторий - это статус идентичности, при котором человек находится в состоянии кризиса идентичности и активно пытается разрешить его, пробуя различные варианты. Так, «мораторий» обычно предполагает высокий уровень тревожности, а «преждевременная идентичность» - низкий. Для более высоких уровней идентичности характерно более высокое самоуважение. Непосредственных связей между уровнем идентичности и интеллектом не выявлено, но установлены значимые различия в стиле мышления. «Диффузной идентичности» и «преждевременной идентичности» соответствует меньшая интеллектуальная самостоятельность, особенно при решении сложных задач в стрессовых ситуациях. Представители первого типа в таких случаях чувствуют себя скованными, а второго - пытаются выйти из игры. «Мораторий» и «зрелая идентичность» сочетаются с более сложными и дифференцированными культурными интересами, более развитой рефлексией. «Преждевременная идентичность» дает самые высокие показатели по авторитарности и самые низкие - по самостоятельности. Диффузная идентичность - это статус идентичности, при котором не имеется прочных целей, ценностей и убеждений и попыток их активно сформировать. Подросток с «диффузной идентичностью» может вступить в стадию «моратория» и затем перейти к «зрелой идентичности». Но он может также навсегда остаться на уровне «преждевременной идентичности», отказавшись от активного выбора и самоопределения или пойти по пути диффузии. Критерием размытой (диффузной) идентичности является средняя степень выражения таких параметров, как: неудовлетворенность собой и своими возможностями, сомнение в способности вызвать у других уважение; сомнение в ценности собственной личности, отстраненность, граничащая с безразличием к собственному Я, потеря интереса к своему внутреннему миру; ригидность Я-концепции - нежелание меняться на фоне общего положительного отношения к себе. Представление о том, что его личность, характер и деятельность способны вызвать презрение, непонимание, осуждение; несогласие с собой, наличие внутренних конфликтов личности, сомнений, тревожно-депрессивных состояний, сопровождаемых чувством вины, постоянная неудовлетворенность с собой протекает на фоне заниженной самооценки, что приводит к сомнениям в своей способности что-то изменить или предпринять; самообвинение, готовность поставить себе в вину свои промахи и неудачи, собственные недостатки ярко выражены. При таком статусе идентичности нарушены хронотопы - в будущем и настоящем существует на неосознанном уровне неопределенность ситуации, бессознательно прошлое как бы «оказывает давление» на настоящее и будущее, обострено осознание одиночества (отчужденности), что совпадает с зависимыми от алкоголя другой группы. Существенные различия между статусами идентичности наблюдаются также в стиле общения и межличностных отношений. Сопоставление психологической интимности, глубины и взаимности межличностных отношений юношей и девушек (выделено три стиля общения: интимные отношения, стереотипные отношения и состояние изоляции) с их статусами идентичности показало, что наибольшая интимность характерна для индивидов, находящихся на стадиях «моратория» и «зрелой идентичности», тогда как те, кому свойственны «преждевременная идентичность» и «диффузная идентичность», как правило, не выходят за пределы стереотипных контактов. Среди юношей и девушек с «диффузной идентичностью» оказалось больше всего изолированных. В число людей, чье общение характеризовалось как интимное, не попал ни один человек этого статуса и только 18% с «предрешенным» статусом. Существенно отличаются эти группы и по своим отношениям с родителями, друзьями и любимыми (см. Кон И.С. В поисках себя: личность и ее самосознание. - М.: Политиздат, 1984. - С. 37). Итак, на основе определенной самоорганизации - достигнутой идентичности, моратория и диффузной идентичности - происходит определение своей принадлежности к социальной категории (персонапизация) по двум путям: развивающейся идентичности и в виде утраты идентичности: мазохизма, эгоцентризма, безумия, демонстративного суицида (рис. 2). Со структурной точки зрения утрата идентификации проявляется как несоответствие поведения нормативным требованиям среды. Идентификация, сформированная в процессе социализации, может быть утрачена по двум основным причинам: 1. В результате кардинальных психических изменений. 2. В результате быстрых и значительных изменений в окружающей социальной среде. Идентификация личности связана с основными институтами (семьей, государством, экономикой, образованием) и проявляется через соответствие поведения институциональным требованиям и соответствующую реакцию институтов. Решающим признаком деидентификации является утрата биографии. Индивидуальная человеческая биография характеризуется соотношением прошлого и будущего или, конкретнее, соотношением пройденного жизненного пути и перспективных жизненных планов. Но не прошлое, а именно планируемое, ожидаемое и предвидимое будущее обеспечивает в субъективном восприятии самого индивида единство и целостность его биографии и, следовательно, прочность и долговременность его идентификаций. Прошлое — это тень, отбрасываемая будущим. Прошлое превращается в неупорядоченный набор событий и фактов, не обладающий собственной внутренней целостностью. Такое разрушение биографий происходит, как правило, у людей, ориентированных на употребление алкоголя или наркотиков. Утрата идентичности происходит постепенно, сначала на первый план выдвигаются внешние свидетельства идентификации: а) усвоение поведенческого кода и символики одежды, которое происходит на сознательном уровне - молодой человек выбирает стиль одежды, музыки, походки; б) выработка лингвистической компетенции - овладение сленговыми словами, относящимися к употреблению ПАВ; в) освоение пространств, в которых происходит презентация избранной культурной формы, как правило, презентация происходи в местах большого скопления молодежи (дискотеки, школы, клубы).
Социальным институтом, отвечающим за идентичность, является идеология. Каждый новый исторический момент, производящий радикальные перестройки, отражается на общественной и индивидуальной жизни большей части людей, порождая как субъектов нового типа, соответствующих духу времени, так и маргиналов - людей, находящихся за пределами характерных для данного общества социокультурных норм и традиций. В нашей стране на протяжении XX столетия неоднократно кардинально перестраивалось и ломалось самосознание людей. В этом случае прерывались сущностные опоры: граждане зачастую оставались без традиций, без духовных святынь, не помнящими родства. Это является одним из факторов нарастающей в течение последних 10-ти лет эпидемии подростковой алкоголизации и наркотизации. Завершающим этапом утраты идентичности личности является усвоение некоего теоретического ядра и выработка соответствующего морально- эмоционального настроя. Идентификация закрепляется на рациональном уровне, индивид обретает понимание своего места в мире и, соответственно, своего вновь обретенного интереса в мире и научается его рационально обосновывать. С выработкой морально-эмоционального настроя, соответствующего субкультуре употребляющего ПАВ, с которой он себя идентифицировал, процесс инсценирования, по сути, завершается. Далее следует жизнь в ее объективной реальности и необходимости, параллельно происходит развитие большого наркоманистического синдрома (Пятницкая И.Н., 1994), т.е. появляется синдром психической, а затем физической зависимости. Симптомами утраты личностной идентичности являются: закрытость, неспособность или нежелание выдавать значимую информацию о себе; неудовлетворенность собой и своими возможностями, сомнение в способности вызвать уважение; ожидание субъектами того, что личность, характер и деятельность не способны вызвать в других уважение, симпатию, одобрение и понимание; переоценка своего духовного Я, сомнения в ценности собственной личности, отстраненность, граничащая с безразличием к своему Я, потеря интереса к своему внутреннему миру; отсутствие дружеского отношения к себе, согласия с самим собой, одобрения своих планов и желаний; ригидность Я-концепции, привязанности, нежелания меняться на фоне общего положительного отношения к себе; наличие внутренних конфликтов, сомнений, несогласий с собой, тревожно-депрессивных состояний, сопровождаемых переживанием чувства вины; самообвинение, готовность поставить себе в вину свои промахи и неудачи, собственные недостатки. Результатом утраты идентичности является репрезентация Я, объединяющая в себе самооценивание Я и самоотношение к Я, имеющая несколько типов: мазохизма, эгоцентризма, безумия, демонстративного суицида. Индивидуальный мазохизм - явление личностное, оно проявляется в подчеркивании «мы» за счет «я», задержке развития своего собственного независимого Эго, жертвовании его компетенцией и создании заниженного и уничижительного восприятия своего «я». Он может быть присущ психологически нормальным людям как путь бегства от самого себя (Р. Баумей- стер). При мазохизме личность лишается самоосознания в высокоуровневых, символических, полнозначных пределах, распространяемых на прошлое и будущее. Сам по себе мазохизм фокусирует самосознание на исключительно низких уровнях, таких, как физическая целостность, существующая в непосредственном настоящем, пассивно испытывающая ощущения и осуществляющая простейшие движения. Как противопоставление мазохизму - эгоцентризм. Личностный эгоцентризм - это явление, обусловленное неадекватностью воображаемого «Я» в перспективе «Другого»; памятью о прошлом, если объективно уничтожено то, на чем была построена мотивация будущего; разрушение духовных ценностей или утрата материальных («Дом», «Вещь»), с которыми личность идентифицировала себя; фактор времени, который приводит любую систему к конечному пункту бытия - смерти. Репрезентация как мазохизма, так и эгоцентризма определяется нами как «о′кей», так как личности существуют в коллективистских культурах, даже если их собственные интересы приглушены или, напротив, слишком усилены. Коллектив сам по себе не может функционировать без определенной степени сотрудничества личности с этим коллективом. В первом случае такое сотрудничество принимает форму жертвы, страдания или унижения, а в другом - агрессора, преследования и иллюзорного подчинения себе социума. Еще одним видом утраты личностной идентичности является самоубийство. Самоубийство квалифицируется как специфический вид смерти, подразумевающий три неотъемлемых компонента: элемент умирания, элемент убийства и элемент жертвы убийства. Демонстративный суицид - это явление, характеризующееся угрозой совершить самоубийство как средство воздействия на неблагополучную ситуацию. Репрезентацией демонстративного суицида является истинный суицид - умышленное лишение себя жизни, наблюдается как у психически здоровых, так и при психических заболеваниях, главным образом, протекающих с депрессией. Изучение репрезентации таких видов утраты идентичности, как мазохизм, эгоцентризм, демонстративный суицид, не входило в сферу наших исследовательских интересов, поэтому мы в нашей работе подробно их не освещаем. Безумие - это явление, характерной чертой которого является отсутствие смысла и формы, при возможностях элементарных интеракций. Репрезентация такого явления, по нашему мнению, может пойти по двум путям — отрицательной идентичности и псевдоидентичности. Один вариант репрезентации безумия - отрицательная идентичность. Это отрицание своей уникальности и своего бытия при отрицательном оценивании собственных качеств и нарушении связи с социумом, а также нарушение механизмов идентификации и обособления, которое начинается с механизмов персонализации и проявляется в механизмах репрезентации. Другой путь - псевдоидентичность - стабильное отрицание своего бытия и своей уникальности при положительном оценивании собственных качеств и нарушении связи с социумом, а также нарушение механизмов идентификации и обособления вследствие тотального поглощения психоактивным веществом и, в конечном счете, полной идентификации с этим веществом. Идентичность не возникает из ничего: нужны биологические предпосылки, социальные условия и активность самой личности для ее обретения; она не может бесследно исчезнуть - ее утрата происходит в виде безумия, мазохизма или эгоцентризма, а трансформация - в виде искажения идентичности. Искажение идентичности - это нарушение самореференции своего бытия и в психологическом смысле она очевидна в виде отрицательной идентичности или псевдоидентичности, происходящей при экспериментировании, эпизодическом и систематическом употреблении алкоголя и наркотиков (рис. 3)
Рис. 3. Искажение личностной идентичности при употреблении ПАВ На уровне самоорганизации (приобретение устойчивой структуры и формы), развивающейся по пути моратория или диффузной идентичности, происходит экспериментирование с психоактивными веществами. На уровне персонализации, осуществляющейся вследствие взаимодействия и отношений с другими людьми путем выкристаллизовывания определенной формы образа Я, происходит утрата идентичности, характеризующаяся несоответствием поведения нормативным требованиям среды, по пути мазохизма, эгоцентризма безумия, демонстративного суицида. Этому уровню свойственно эпизодическое употребление психоактивных веществ, возникновение психической зависимости от психоактивных веществ. На уровне репрезентации Я, результата интеграции самоопределения, самоорганизации и персонализации, возникает систематическое употребление психоактивных веществ, характеризующееся формированием наряду с психической, физической зависимости, а также появлением синдрома измененной реактивности организма к действию данного наркотика (рис. 3). Итак, начало употребления ПАВ связано с неблагоприятным протеканием и разрешением кризиса идентичности, вследствие чего формируется размытая (диффузная) идентичность, сопровождающаяся аддиктивным поведением. Деструктивное разрешение кризиса идентичности ведет к ее утрате, одним из исходов которой является наркомания и алкоголизм. Со структурной точки зрения утрата идентификации проявляется как несоответствие поведения нормативным требованиям среды. Решающим признаком деиндентификации является утрата биографии. У людей, употребляющих ПАВ, на месте утраченной идентичности формируется псевдоидентичность (искаженная, наркоманистическая), или отрицательная, идентичность. На начальном этапе на первый план выдвигаются внешние свидетельства идентификации — этот этап характеризуется эпизодическим, несистематическим употреблением ПАВ. Второй решающий этап культурной инсценировки характеризуется появлением синдрома измененной реактивности организма к действию данного наркотика, формируется алкогольная или наркотическая зависимость. С выработкой морально-эмоционального настроя, соответствующего субкультуре употребляющего ПАВ, с которой он себя идентифицировал, процесс инсценирования, по сути, завершается. Дальше происходит развитие большого наркоманистического синдрома, т.е. появляется синдром психической, а затем физической зависимости. Таким образом, у алкоголиков формируется отрицательная идентичность, а у наркоманов - псевдоидентичность. Критериями отрицательной идентичности являются: - закрытость, нежелание и неспособность выдавать значимую информацию о себе; - неудовлетворенность собой, сомнение в способности вызывать уважение; - ожидания отрицательного отношения к себе со стороны других людей; - высокий уровень внутренней конфликтности; - самообвинение; - неудовлетворенность текущей жизненной ситуацией; - блокада основных жизненных потребностей; - примитивизм; - идентификация себя на бессознательном уровне с алкоголем или с атрибутами его употребления (бутылка, стакан); - осознание динамичности жизни; - осознание подчеркнутого одиночества (отчужденности); - нарушение хронотопов и дезактуализация настоящего времени; - утрата значимости для индивида семьи и собственного здоровья. Симптомы псевдоидентичности: - открытость, желание выдавать значимую информацию о себе; - удовлетворенность собой, сомнение в способности вызывать уважение; - ригидность Я-концепции; - очень высокий уровень внутренней конфликтности; - очень высокий уровень самообвинения; - самоуважение; - высокий уровень оценки собственного «Я» по отношению к социально-нормативным значимым критериям; - положительное отношение к собственному Я - высокий уровень аутосимпатии; - выраженная дезадаптация личности, связанная с высокими уровнями внутренней конфликтности и самообвинения; - очень высокая степень неудовлетворенности текущей жизненной ситуацией, блокады основных жизненных потребностей подчиненного наркотическому веществу; - осознание одиночества (отчужденности); - высокий уровень динамичности жизни и отображения атрибутов смерти в будущем; - нарушение хронотопов - дезактуализация настоящего; - идентификация себя на бессознательном уровне с наркотическим веществом или с атрибутами его употребления (шприцом, ложкой, порошком); - семья и собственное здоровье для них не значимы. Утрата и искажение идентичности предполагает восстановительную работу - восстановление целостного и упорядоченного образа мира, пусть он даже будет иным, чем раньше. В одной из своих работ Дж. Марсиа и М. Фридман (1970) утверждали, что различным статусам идентичности соответствуют определенные типы личности. Таким образом, одни и те же типы идентичности могут быть рассмотрены и как стадии развития идентичности, и как устойчивые особенности личности. Другие интересные материалы:
|
|