|
|
В настоящей работе рассмотрены некоторые дискуссионные вопросы организации работы по обеспечению наркологической безопасности в условиях реформирования правоприменительной практики контроля за оборотом наркотиков в России. Работа будет полезна как для практических работников государственных структур, работающих по линии обеспечения наркологической безопасности российских граждан, так и для широкого круга читателей, интересующихся практическими аспектами данной сферы обеспечения безопасности жизнедеятельности в России.К.С. Кузьминых Наркологическая безопасность: некоторые вопросы организации работы по противодействию наркомании и наркобизнесуПредисловие Проблемы обеспечения наркологической безопасности - состояния защищенности психического и физического здоровья человека от легального и нелегального использования веществ с наркогенным потенциалом действия и защищенности общества от последствия распространения таких веществ в легальном и нелегальном обороте - все более остро стоят перед российским обществом. Об этом свидетельствует не только факт устойчиво сохраняющегося на протяжении более чем десяти лет политических и социально-экономических реформ российского общества роста немедицинского потребления наркотиков среди молодежи, но и не менее внушительные темпы распространения алкоголизма среди всех возрастных групп российского населения. Эти негативные медико-социальные явления вносят более чем очевидный вклад в ухудшение криминальной обстановки в России. Со своей стороны, организованная преступность получает за счет наркобизнеса доходы, исчисляемые миллиардами долларов США. Эти деньги идут как на дальнейшее расширение данной сферы теневой экономики, на развитие иных отраслей криминального бизнеса, так и на финансирование террористических организаций. Изучая вопросы организации работы государственных структур в сфере противодействия наркомании и наркобизнесу, которые представлены в 10 разделах предлагаемой читателю книги, ее автор, в 2001 – 2002 гг. параллельно занимавшийся редактированием вышедшей в свет в декабре 2002 г. в Санкт-Петербурге достаточно спорной для современной российской юриспруденции книги проф. В.С. Бурдановой – “Поиски истины в уголовном процессе” – не мог для себя не отметить, что точно так же, как из нового российского уголовно-процессуального кодекса по странному стечению обстоятельств выпали фундаментальные для российского уголовного процесса понятия – “всесторонность, полнота и объективность расследования преступлений”, в российской системе противодействия наркомании и наркопреступности уходит в небытие понятие “борьба с незаконным оборотом наркотиков”. Как в новом российском уголовном процессе понятие “всесторонность, полнота и объективность расследования преступлений” в системе новых экономических отношений уступают место понятию “состязательность”, так и понятие “борьба с незаконным оборотом наркотиков” заменена понятием “контроль за оборотом наркотических средств и психотропных веществ”. Если отметившая в 2002 г. свое 10-летие и ликвидированная в структуре МВД России в 2003 г. специализированная оперативно-розыскная структура имела название “отдел по борьбе с незаконным оборотом наркотиков”, то заменившая ее в июле 2003 г. новая российская спецслужба названа – Государственный комитет Российской Федерации по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ. Безусловно, за данными наименованиями стоит практическая работа профессионалов. И только от них будет зависеть содержание процесса практической деятельности: не утратится ли в процессе состязания сторон поиск истины по уголовному делу и не снизится ли результативность правоприменительной практики борьбы с наркопреступностью в процессе организации контроля за оборотом наркотических средств и психотропных веществ. Современные российские государственные институты все более отчетливо модернизируются с учетом опыта формирования государственных структур развитых западных стран. Участникам состоявшегося в июне 2002 г. в Таврическом дворце в Санкт-Петербурге Северо-Западной научно-практической конференции по проблемам использования нового российского уголовно-процессуального законодательства был вручен Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации со штампом на титульном листе – “подарок посольства США в Москве”. Аналогичным образом, вероятно, будет происходить и формирование Госнаркоконтроля России, который, будем надеяться, сможет стать достойный аналогом одной из крупнейших структур Министерства юстиции США – “Drugs Enforcement Administration”, сотрудники которой ежегодно проводят в Санкт-Петербурге обучающие семинары для специалистов российских правоохранительных органов. Со своей стороны, сотрудники российских правоохранительных органов, специализирующихся на практической работе противодействия наркопреступности, регулярно командируются для обмена опытом со своими западноевропейскими и американскими коллегами. Безусловно, это следует рассматривать как позитивный элемент с учетом того факта, что наша страна, постепенно становясь одним из полноправных членов мировых экономических союзов, уже более чем десять лет находится в поле транснациональных теневых экономических процессов, в том числе является объектом экономических интересов транснациональных наркосиндикатов. Как известно, структурные подразделения “Drugs Enforcement Administration - DEA” достаточно успешно стоят на страже национальных интересов США в сфере обеспечения контроля распределения продукции основных стран – производителей нелегальных наркопрепаратов: сегодня в США уверенно говорят о снижении уровня потребления наркотиков американцами с 12% в 1982 г. до 6% в 1997 г. К 2007 г. в США поставлена задача снизить этот уровень до 3%. При этом в год в США на антинаркотические программы тратится до 60 млрд. долларов, в то время как суммы, которые были заложены в российской федеральной целевой антинаркотической программе на 1999 – 2001 гг. были эквивалентны менее чем 10 млн. долларов США. В последние годы в России наблюдается сравнительно большое увеличение финансирования антинаркотических программ, однако, если расходование и этих средств в очередной раз не приведет к реальному снижению уровня наркотизации населения России и наркопреступности, сторонники легализации оборота на сегодняшний день нелегальных в стране наркопрепаратов получат весомый аргумент в пользу практического решения вопроса о легализации в стране оборота т.н. “легких” наркотиков. В свою очередь, это приведет к дальнейшему развитию в стране специальной отрасли теневой экономики – наркобизнеса с элементами не только теневого, но и легального функционирования. В настоящей работе мы не стали обсуждать целый ряд уже фактически разработанных в том числе в ходе работы по формированию Государственного комитета по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ новых нормативных документов – их состоятельность, надеемся, будет продемонстрирована в течение ближайших нескольких лет работой нового российского правоохранительного ведомства. В соответствии с опубликованным в Российской газете от 1 июля 2003 г. Федеральным законом о внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты РФ в 2003 г. практическое воплощение получает п. 2 статьи 41 Федерального закона “О наркотических средствах” 1998 г. Если ранее в содержании данного пункта статьи 41 – “Организация противодействия незаконному обороту наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров” координация деятельности в области противодействия незаконному обороту наркотиков осуществлялась комплексом органов, специально уполномоченных на решение задач в сфере оборота наркотических средств, психотропных веществ и в области противодействия их незаконному обороту, то теперь такую координацию будут осуществлять только “федеральный орган исполнительной власти по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ”, т.е. Госнаркоконтроль Российской Федерации. Мы же ограничимся обсуждением только некоторых на сегодняшний день сравнительно доступных для российской общественности вопросов регулирования системы обеспечения наркологической безопасности. Целый ряд положений предлагаемой читателю монографии, являются дискуссионными. Издание подготавливалось автором, если можно так выразиться, оперативно, на основе имеющихся в распоряжении автора информационно-аналитических материалов и его опыта работы в Северо-Западной окружной и Санкт-Петербургской городской антинаркотических комиссиях, взаимодействия с работающими на Северо-Западе профессионалами правоохранительных органов и органов исполнительной власти, сотрудниками администрации Президента Российской Федерации, некоторыми руководителями образованного в 2003 г. Госнаркоконтроля Российской Федерации, профессорско-преподавательским составом юридических, медицинских и химических ВУЗов Санкт-Петербурга, практическими сотрудниками правоохранительных органов и представителями общественных организаций, другими специалистами в отраслевых областях работы по обеспечению наркологической безопасности. В работе автор постарался представить текущий срез активно осуществляемой в настоящее время в стране работы по реформированию всей системы обеспечения наркологической безопасности. Поэтому содержание некоторых разделов монографии может показаться профессионалам в отраслевых областях обеспечения данной сферы безопасности где-то недоработанным или, во всяком случае, – требующим рецензирования. Однако на любое рецензирование требуется время, а реформа системы антинаркотической работы в стране идет сейчас. Те вопросы, для аргументации своего видения решения которых автор не собрал достаточного количества научных и информационных документов, вероятно, именно сейчас возникают у многих практических работников. Для них и предназначена настоящая монография. Полагаем, что работа будет полезна как для практических работников государственных структур, работающих по линии обеспечения наркологической безопасности российских граждан, так и для широкого круга читателей, интересующихся практическими аспектами данной сферы обеспечения безопасности жизнедеятельности в России. Содержание: I. Проблемы регулирования наркоситуации на уровне федерального округа III. Криминалистические проблемы обеспечения наркологической безопасностиVIII. Вопросы формирования криминалистического учения о признаках наркотических средств и психотропных веществ и некоторые проблемы формирования классификации наркотиков IX. Пример методических рекомендаций по экспертно-криминалистическому исследованию группы синтетических наркотических средств Приложение к главе IX X. Об участии экспертно-криминалистических подразделений и органов здравоохранения в противодействии биотерроризму Вместо заключения Библиография и справочный материал |
|