Новости
 О сервере
 Структура
 Адреса и ссылки
 Книга посетителей
 Форум
 Чат

Поиск по сайту
На главную Карта сайта Написать письмо
 

 Кабинет нарколога _
 Химия и жизнь _
 Родительский уголок _
 Закон сур-р-ов! _
 Сверхценные идеи _
 Самопомощь _


Лечение и реабилитация наркозависимых - Нарком рекомендует Клинику

Лечение и реабилитация больных алкоголизмом - Нарком рекомендует Клинику
Решись стать разумным, начни!



Профилактика, социальная сеть нарком.ру





Замечания к проекту порядка медицинского наблюдения пациентов с психическими и поведенческими расстройствами, связанными с употреблением алкоголя, наркотиков и ненаркотических психоактивных веществ

 
> Закон сур-р-ов! > Даешь систему! > Замечания к проекту порядка медицинского наблюдения пациентов с психическими и поведенческими расстройствами, связанными с употреблением алкоголя, наркотиков и ненаркотических психоактивных веществ

Автор – эксперт Института прав человека, член экспертного совета при Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации

Л. Левинсон

 
1.         Согласно преамбуле, порядок разработан в соответствии с ФЗ «Об основах охраны здоровья...» и ФЗ «О наркотических средствах...». При этом порядок распространяется на «пациентов с психическими и поведенческими расстройствами, связанными с употреблением алкоголя, наркотиков и ненаркотических психоактивных веществ». Поскольку закон о наркотических средствах не распространяется на больных алкоголизмом и на лиц с поведенческими расстройствами, связанными с потреблением ненаркотических психоактивных веществ, данный порядок должен также соответствовать Закону РФ «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании».
2.         Положение проекта о том, что диспансерное наблюдение устанавливается независимо от согласия пациента, страдающего наркологическим расстройством, не соответствует закону. Законом РФ «О психиатрической помощи...» установлено, что «диспансерное наблюдение может устанавливаться за лицом, страдающим хроническим и затяжным психическим расстройством с тяжелыми стойкими или часто обостряющимися болезненными проявлениями» (статья 27). К рассматриваемому порядку применима норма статьи 20 ФЗ «Об охране здоровья...», согласно которой недобровольное медицинское вмешательство допускается в отношении лиц, страдающих тяжелыми психическими расстройствами.
3.         Проектом так определены «Задачи диспансерного наблюдения: 1) лечение и реабилитация, а также осуществление контроля за лечением и реабилитацией больных алкоголизмом, наркоманией, токсикоманией; 2) реализация лечения, назначенного решением суда; 3) в случае ухудшения состояния больного – осуществление госпитализации, в том числе и недобровольной». Данный пункт сформулирован некорректно. Не ясно, каковы различия между лечением и «реализацией лечения». По смыслу же понятно, что под реализацией лечения назначенного решением суда понимается осуществление лечения в любом случае, даже при отсутствии для этого медицинских оснований, т. е. имитация лечения.
4.         Одним из оснований постановки на диспансерный учет служит по проекту направление судом на альтернативное лечение. При этом указывается на соответствующие статьи УК и УИК. Здесь уместно также указание на статьи 6.8, 6.9 и 20.20 КоАП.
5.         Проектом предусмотрено, что «для реализации прав и законных интересов пациента, страдающего наркологическим расстройством, по его просьбе либо по просьбе его законного представителя им могут быть предоставлены сведения о состоянии здоровья пациента и об оказанной ему наркологической помощи». Между тем, согласно статье 22 ФЗ «Об основах охраны здоровья...» пациент (или его законный представитель) имеет право на получение информации о состоянии своего здоровья, а также право знакомиться с соответствующими медицинскими документами. Слова «могут быть предоставлены» следует заменить словом «предоставляются».
6.         В случае уклонения от наркологического лечения проектом предлагается направление информации о скрывшемся больном в органы дознания и следствия. До диспансерное наблюдение устанавливается не только в связи с уголовным преследованием. Поэтому направление информации дознанию и следствию уместно лишь в некоторых случаях.
7.         Согласно проекту «При отказе посещать наркологический кабинет, прекращении посещений врача, а также невыполнении предписаний лечащего врача, продолжении употребления ПАВ, несмотря на проводимое лечение, психиатр-нарколог предпринимает следующие действия. В отношении пациентов, находящихся на обязательном или альтернативном лечении – направление сообщения в местную уголовно-исполнительную инспекцию (УИК) об уклонении пациента от проводимых лечебно-реабилитационных мероприятий». Следовательно, уклоняющимся от лечения признается больной, выполняющий все предписания, аккуратно посещающий врача, но лечение которого не принесло пока окончательного результата, в случае, например, «срыва». Представляется, что в случае употребления пациентом ПАВ (что может быть следствием неисполнения медицинских предписаний, а может иметь место и несмотря на их исполнение) передача сведений об этом в УИК не должна быть обязанностью врача, а осуществляться по его усмотрению.
8.         Проектом предлагается установить , что подлежат снятию с учета «пациенты с грубым органическим поражением центральной нервной системы, тяжелыми расстройствами личности, сопровождающихся асоциальным поведением, – при устойчивой и длительной компенсации психических расстройств (не менее 3-х лет), отсутствии приводов в полицию не менее 3-х лет и длительности ремиссии не менее 3-х лет.». Однако не всякий привод в полицию связан с асоциальным поведением как следствием наркологического заболевания. Согласно статье 27.15 КоАП приводу может быть подвергнуто лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, а так же свидетель. Привод может быть осуществлен при производстве по любому административному правонарушению, например при безбилетном проезде, да и любых нарушениях финансовых, экологических, избирательных, миграционных, предпринимательских и многих других правил. Более того, свидетельством асоциального поведения не является привод как таковой, а постановление суда или иного органа по результатам рассмотрения дела.
9.         Как следует из проекта «в случае отказа пациента от участия в профилактических программах или неявки его в течение 1 года с момента последнего посещения в амбулаторной карте делается соответствующая запись и карта передается в архив для пожизненного хранения». Необходимо дополнить данный пункт разъяснением, продолжает ли в таком случае пациент состоять на профилактическом учете.
10.       Одно техническое замечание. По тексту во всех случаях упоминания пациентов, подлежащих профилактическому учету, указываются лица «синдром зависимости у которых еще не сформировался». Желательно исключить в этой конструкции слово «еще».
 

 


Другие интересные материалы:
Возрастные особенности формирования наркомании у женщин


А. Андреева, Л. Никитин, И. Трофимова, И....
Биологические основы синдрома психической зависимости при аддиктивных заболеваниях химической этиологии
Рассмотрены биологические аспекты...

А. Головко, Л. Леонтьева, С. Головко...
О размножении


Начало горбачевской перестройки...
Проблема дифференциации психопатологических расстройств и поведенческой патологии (на модели физиологически обусловленных расстройств волевой регуляции)
В статье приводится анализ проблемы...

Современная ситуация в сфере клинической...
Окончание войны — Корея, Вьетнам и Афганистан: общее и отличия
"Возможно, кому-то покажется, что эти...

1. Увольнение в запас Попытаемся...
 

 
   наверх 
Copyright © "НарКом" 1998-2021 E-mail: webmaster@narcom.ru Дизайн и поддержка сайта Петербургский сайт