|
|
Предлагаем Вашему вниманию отрывок из книги В.В. Шабалиной “Зависимое поведение школьников”. Книга предназначена в первую очередь школьным психологам, выходит из печати тиражом 1000 экз. в апреле 2001 г. Принимаются предварительные заказы по адресу director@narcom.ru В. Шабалина Thompson & Poppen (Thompson, C., & Poppen, W. (1992). Guidance activities for counselors and teachers. Knoxville, TN: University of Tennessee) предложили модель оказания консультативной помощи учителям и родителям, испытывающим трудности в общении с ребенком. Модель представляет комплекс рекомендуемых стратегий с целью улучшения взаимоотношений, изменения поведения ребенка и мотивации к изменениям. В данной работе представлена модель, модифицированная автором. Фаза I. Рекомендации учителям и родителям по установлению более благоприятных отношений с ребенкомШаг 1. Перечислите, что вы пытались делать, и что из этого не помогло. Прекращение этих бесполезных действий часто стимулирует ребенка на позитивные изменения. Шаг 2. Если первый шаг не привел к успеху, составьте список приемов, разрушающих ожидаемый ребенком привычный стиль взаимодействия со взрослым. Например, отмечайте, когда он ведет себя приемлемо; удивляйтесь, когда он придерживается раздражающего Вас поведения; задавайте себе вопросы, что ребенок ожидает от вас в конфликтной ситуации, и не делайте этого; используйте парадоксальные стратегии, например, попросите усилить поведение, которое Вам не нравится. Шаг 3. Если есть необходимость в третьем шаге, сделайте список того, что Вы можете сделать, чтобы день у ребенка прошел лучше, чем обычно. Например, уделите ребенку три двадцатиминутных периода позитивного внимания. Попросите его выполнить какое-то поручение. Дайте ребенку выбрать, как его выполнить. Спросите мнение ребенка о том, что касается Вас и его. Дайте ему важную для класса или дома работу. Обсудите несколько правил (не более пяти), которых вы вместе будете придерживаться. Обычно уже на третьем шаге наступают желаемые изменения. Если этого не произошло, делаются следующие шаги. Здесь уже с ребенком работает психолог. Фаза II. Психологическое консультирование ребенка и параллельная консультативная работа с родителями или учителямиШаг 4. Могут быть использованы разные стратегии. а) Попросите ребенка прекратить нежелательное поведение. Используйте немного слов, но усильте невербальный язык общения. б) Задайте вопросы типа “может ли быть так, что…”? Например:
в) Отметьте усилия ребенка сотрудничать, но не благодарите его за это, чтобы его поведение не выглядело, как желание заслужить Вашу благосклонность. Шаг 5. Используйте вопросы, рекомендуемые терапию реальностью, чтобы закрепить правила соглашения, достигнутого на основе обсуждения (пункт “в” четвертого шага).
Шаг 6. Используйте стандартные вопросы терапии реальностью, приводящие к соглашению сделать что-либо.
Ребенку предлагается подписать контракт и назначается встреча по анализу его выполнения. Если контракт не выполнен, ребенку предлагается составить другой, тот, который он точно сможет выполнить. За невыполнение контракта ребенок не наказывается, ему просто дается возможность пережить последствия приемлемого и неприемлемого поведения. Предполагается, что, в большинстве случаев, следующие шаги не понадобятся. Следующая фаза включает шаги, предназначенные для работы с ребенком, поведение которого затрудняет обучение других детей в классе. Для домашних ситуаций эта консультативная фаза может быть использована в случае попрания ребенком прав других членов семьи. Основная стратегия следующей фазы – изоляция. Фаза IIIШаг 7. Рекомендуется тайм аут. Для этого используется спокойное безопасное место в классе, где ребенку можно побыть одному. Это не должно быть местом для наказания или местом бездумного пребывания. У ребенка есть альтернатива: быть с группой других детей или быть одному. Когда неприемлемое поведение наблюдается, ребенка уверенно отсылают в спокойное место без обсуждения. Остальная часть детей не должна заострять свое внимание на этом. Ребенку поручается перед возвращением в группу представить план, как он будет вести себя в следующий раз. В домашних условиях для размышлений и разработки плана может быть использована собственная комната ребенка. Шаг 8. Некоторые дети нуждаются в тайм-ауте за пределами класса. Процедура тайм аута вне класса такая же, как и в классе. Некоторые школы за рубежом имеют специальные помещения для проведения тайм аута. По возвращении ребенка в класс, ему задаются такие же вопросы, как и на шаге 6. Шаг 9. Некоторые дети не выдерживают весь школьный день без нарушений, вредящих всему классу. В этом случае для ребенка составляется индивидуальный образовательный план и выделяется четыре или пять правил, входящих в число обязательных для всех учеников школы. Если ребенок нарушает хотя бы одно из них, вызываются родители и он отправляется домой. На следующий день он имеет право вернуться в школу и пробыть там до тех пор, пока не нарушит правила. Ребенок находится в школе ровно столько, пока он выполняет правила. Если пребывание ребенка дома не может осуществляться под присмотром родителей, используются специальные общественные агентства. Никакого наказания не следует. Об этом родителей нужно предупреждать. Ребенок сам свяжет свою вынужденную изоляцию с предшествующим поведением. Индивидуальные образовательные планы требую взаимодействия учителей, родителей, администрации, психолога – педагога и ребенка. Шаг 10. Ребенка приглашают в суд для малолетних правонарушителей, чтобы показать возможные последствия его настоящего поведения. В его присутствии берутся интервью с судьей, другими работниками суда, каунслерами (психологами – педагогами), работающими в этом суде, и самими подсудимыми. Это делается для того, чтобы ребенок повысил осознание логических последствий своего поведения, приобретенного во время размышлений и составления плана во время тайм аута. Если и после десятого шага ребенок не исправляется, его направляют в другие службы образования, где штат укомплектован специалистами, способными помочь и этому ребенку. Большинство исследователей и практиков подтверждают высокую эффективность этой модели при обучении детей контролю над своим поведением и решении задач мотивации. После каждой успешно преодоленной серии шагов можно устраивать собрание родителей, учителей, ребенка, психолога - педагога с целью обсуждения успешности решения ребенком своих проблем. Для одного случая это может быть первые три шага, а для более сложных и все десять. Последовательная работа по формированию контроля над своим поведением, мотивации приемлемого поведения обеспечивает решение задач профилактики зависимого поведения школьников. В случае употребления ребенком наркотиков психолог – педагог (специально подготовленный для работы с проблемой зависимого поведения) может работать параллельно с ребенком и родителями. В силу принципа конфиденциальности об этой проблем может не знать никто, кроме семьи ребенка и психолога-педагога. Поэтому после прохождения каждого этапа работы с ребенком и семьей психолог-педагог проводит процедуру посредничества, акцентирующую ответственность каждого члена семьи, решение проблем не за счет других людей, проблему взаимопонимания. Предварительная работа
Правила семейного посредничества.
Порядок процедуры посредничества. а) организация пространства Ребенок, его родители и другие члены семьи, психолог садятся, образуя круг. б) принятие правил в) обобщение психолога – педагога по результатам работы с ребенком и его семьей г) порядок задавания вопросов Вопросы задаются сначала ребенку, а затем его близким по кругу (режим раунда) Вопросы, структурирующие процедуру посредничества. • Как сейчас проходит жизнь в семье? • Какие чувства испытывает каждый член семьи? • Что думает каждый член семьи по поводу происходящего? • Как разрешались конфликты за рассматриваемый период времени? • Что не удалось сделать? Что помешало сделать? • Что можно предпринять еще для более эффективного разрешения? • Что можно сделать еще для лучшего взаимопонимания? • Что можно сделать прямо сейчас? • Как будем взаимодействовать все вместе дальше? • Какие чувства сейчас испытывает каждый член семьи? Результат процедуры посредничеств зависит от того, насколько ребенок продвинулся в освоении контроля над своим поведением и в личностном росте, а также от того, как идет восстановление семьи, для которой даже несколько проб наркотика ребенком является серьезной травмой. Работа с семьей опирается на результаты оказания помощи ребенку в индивидуальном, а впоследствии и групповом психологическом консультировании. Другие интересные материалы:
|
|