|
|
“Деятельность посредников в школе способствует развитию эффективных межличностных отношений и потому делает школу теплее, комфортнее, привлекательнее. Конфликты разрешаются вовремя, справедливо, а значит раз и навсегда. …Кроме того, с достоинством выходя из конфликтной ситуации, дети становятся мудрее в сфере общения, они начинают осознавать и по-другому оценивать поведение человека в конфликтных ситуациях. Они приобретают опыт разрешения проблем, что является ценностью не только для сохранения психического здоровья “здесь и сейчас”, но и для будущего”. В. Шабалина Образовательная среда является оптимальным пространством для защиты психического здоровья детей, поскольку объединяет ребенка, его родителей, сверстников, детей другого возраста, учителей в систему межличностных отношений. Три направления психопрофилактической работы в школе: семья, школа, дети и подростки, позволяют с позиций системного подхода исследовать каждого ребенка в контексте развития среды обитания. Главная стратегия - предупреждение нарушений, выступает как приоритетное направление, эффективность которого зависит от своевременного вмешательства специалистов. Цель вмешательства - предотвращение завершения формирования личностных расстройств и оказание помощи в адаптации личности (С.А.Кулаков). Основной механизм психопрофилактики состоит в выявлении нарушений и их коррекции на основе координации усилий всех взрослых представителей образовательной среды. Исключение составляет взаимодействие детей в группах, где психокоррекция достигается в основном за счет влияния детей друг на друга. Таким образом, сами дети и подростки являются лишь фокусом психопрофилактики их психического здоровья и в традиционной схеме психопрофилактики не сотрудничают с взрослыми. У них нет полномочий в решении своих проблем, хотя в мировом сообществе такой опыт имеется. В странах, где психологическая служба образовательных учреждений построена по принципу “Скул Гайденс”, подростки обучаются как психологи сверстников, способные оказать им психологическую помощь под супервизией школьного психолога или советника из числа учителей. Изучая работу психологов сверстников в американских школах, выполняя функцию супервизора, я обратила внимание на то, с каким удовольствием и ответственностью дети оказывают друг другу помощь в разрешении конфликтов, с каким уважением относятся они к позиции человека, оказывающего помощь. Именно тогда и возникло желание перенести этот опыт в образовательные учреждения России и усовершенствовать его. Анализ опыта американских школьников в психологическом консультировании сверстников позволил сделать вывод, что наиболее продуктивной является процедура посредничества, направленная на примирение конфликтующих детей. Школьников, обученных школьным психологом для ведения процедуры посредничества, называют посредниками. Их знают все дети школы, посредник носит отличительный знак и является моделью для поведения. Процедура посредничества включает шесть шагов, последовательно ведущих к разрешению конфликта: представление правил, выслушивание истории, поиск вариантов решения, выбор наилучшего с точки зрения обеих сторон решения, разговор о возможностях предупреждения конфликтов в будущем, закрытие процедуры. Какое отношение имеет посредничество к защите психического здоровья детей? Согласно выводу И.Н. Гурвича, сделанным в его уникальной монографии, наибольшим потенциальным влиянием на здоровье человека обладают непосредственно межличностные отношения. Для детей и подростков самой актуальной сферой жизнедеятельности является общение. Эффективность межличностных отношений, как правило, зависит от того, как мы относимся к себе и другим людям, разрешаем ли мы конфликты своевременно и справедливо для обеих конфликтующих сторон, или применяем другие стратегии в отношении них. Идея посредничества состоит в том, чтобы предложить участникам конфликта поработать в качестве партнеров при разрешении конфликтной ситуации и помочь им разрешить конфликт справедливо для обеих сторон. Идея разрешения конфликтов на основе посредничества принадлежит М.Л. Кингу. В отличие от судейского подхода к разрешению конфликтов посредничество подразумевает активную позицию участников конфликта, им же принадлежит и функция принятия решения, устраивающего обе стороны. Посредничество требует выполнения определенных правил. Правила посредничества были разработаны М. Л. Кингом и адаптированы для детей психологами В.Ф. Линкольном и Р.Дж. О’Донеллом. Правила борьбы за справедливость
При подготовке посредников эти правила были взяты нами за основу, однако, сама модель процедуры посредничества была усовершенствована, после того как возможность переноса опыта была доказана при обучении посредничеству группы школьников 406 школы Пушкинского района, одновременно отрабатывалась методика подготовки детей. Для осознания того, что с ними происходит в процессе разрешения конфликта, российским школьникам оказалось недостаточно понять поступки и чувства друг друга, им хотелось знать, что другой участник конфликта думает по поводу ситуации и меняется ли его отношение к ней по мере разрешения конфликта. Но для того, чтобы изменение отношения к ситуации было продуктивным, необходимо было усилить функцию оценки своего поведения в конфликтной ситуации, которая в явном виде в модели не просматривалась. Таким образом, обратная связь, полученная от детей, послужила основанием для пересмотра модели и, соответственно, ее теоретической платформы, которая для американских детей при обучении не раскрывалась. Анализ возможностей различных психотерапевтических теорий показал, что эффективное разрешение конфликтных ситуаций на основе посредничества может быть проведено на основе терапии реальностью, акцентирующей единство поведения. чувств, мыслей человека и состояния его здоровья и ответственность человека за них. Основы терапии реальностью были включены в программу подготовки посредников. Новая модель была апробирована в 493 школе Кировского района Санкт-Петербурга. Директор школы Г.А.Пахомова рискнула ввести институт посредничества в структуру самоуправления школьников и экспериментально подтвердила в своей дипломной работе (научное руководство которой осуществлялось автором данной статьи) ряд гипотез:
В дальнейшем модель разрешения конфликтных ситуаций на основе посредничества не менялась концептуально, были лишь выделены вопросы, как ориентировочная основа для организации каждого этапа процедуры посредничества. В программу подготовки посредников была введена техника активного слушания и приемы установления психотерапевтических отношений (основной инструментарий терапии, центрированной на личности). Ниже представлена программа подготовки посредников и методика организации процедуры посредничества, апробированные в частной школе “Экстерн” и в Курортном районе г. Санкт-Петербурга, где опыт посреднического движения составляет три года и активно поддерживается и направляется психологами ППМС центра. В этом районе подготовка посредников из числа детей сопровождалась подготовкой учителей, психологов и социальных педагогов в системе повышения квалификации СПбГУПМ. Программа подготовки посредников( 80 учебных часов) Тема 1. Введение Цель и задачи посредничества. Основные понятия: посредничество, конфликт, общение, взаимопонимание. Существенные отличия от других приемов и способов разрешения конфликтных ситуаций (добровольность, сотрудничество, открытость в общении, внимание не только к поступкам, но и к чувствам и мыслям, отсутствие свидетелей, конфиденциальность, взаимная удовлетворенность решением ) Тема 2. Общение Общение как обмен информацией. Общение и язык. Вербальные и невербальные коммуникации. Общение как межличностное взаимодействие. Социальный контроль и нормы. Роли и ролевые ожидания в процессе общения. Такт и бестактность. Психологический контакт. Межличностный конфликт и его возможные причины. Смысловые барьеры в общении. Общение как понимание. Механизмы восприятия людьми друг друга (идентификация, рефлексия, стереотипизация). Причинная интерпретация. Эффект ореола. Обратная связь в общении (осведомительная функция и функция саморегуляции) Приемы эффективного общения. Вхождение в эмоциональный контакт, активное слушание, ведение диалога и др. Тема 3. Конфликты Внутренние и внешние конфликты. Внутренние конфликты: конфликт взаимоисключающих желаний, конфликт желания и его отрицательных последствий, конфликт отрицательных последствий. Внешние конфликты. Психологическая совместимость. Природа внешних конфликтов. Конфликты в детской среде. Способы, стили поведения в конфликтных ситуациях, их тестирование и обсуждение. Стиль посредника – сотрудничество. Тема 4. Разрешение конфликтных ситуаций на основе посредничества Принципы и правила посредничества. Теоретическая основа модели – терапия реальностью. Модель разрешения конфликтов. Модель процедуры посредничества. Обсуждение “подводных камней” в разрешении конфликтах. Моделирование конфликтных ситуаций и их разрешение преподавателем (демонстрации). Моделирование конфликтных ситуаций и их разрешение детьми (демонстрации). Анализ. Осмысление нового опыта. Тема 5. Характеристики эффективного посредника Управление гневом (своим и участников конфликта) Коммуникативная культура посредника. Умение активно слушать. Приемы установления психотерапевтических отношений. Умение отражать понимание чувств, облегчать своим вербальным и невербальным поведением выражение участниками конфликта своих мыслей и чувств. Избегание судейской позиции. Тема 6. Тренинг личностного роста Проработка личных проблем, связанных с функцией посредничества. Проработка неблагоприятных реакций: недоброжелательности, оценочных суждений, принятия позиции превосходства. Проработка конфликтов внутри тренинговой группы. Развитие эмпатии, умения ее выразить. Тема 7. Тренинг компетентности в оказании помощи сверстникам в решении проблем Ведение помогающей беседы на основе модели разрешения проблем, работа в парах (посредник – сверстник). Анализ на основе видеозаписи. Ведение процедуры посредничества при разрешении смоделированного конфликта. Анализ проведения процедуры посредничества на основе видеозаписи. Ведение процедуры посредничества при разрешении реальных конфликтов (принцип добровольности). Анализ собственного стиля проведения процедуры посредничества. Анализ нового опыта (Оценка, чувства, мысли, новое поведение) Возможности приложения опыта посредничества в оказании помощи сверстникам, попавшим в трудную ситуацию. Анализ возможных ситуаций. Стратегии сдерживания сверстников от опрометчивых поступков. Методика организации процедуры посредничестваПредварительный этап. А) Посредники знакомятся с заявкой участника конфликта на проведение посредничества. Форма заявки. 1. Фамилия и имя участника конфликта, выражающего просьбу о посредничестве, класс, домашний телефон. 2. Фамилия и имя другого участника конфликта. 3. Причина конфликта (заполняется участником конфликта, желающим, чтобы конфликт был разрешен с помощью посредников, а затем уточняется посредниками после проведения процедуры посредничества) 4. Где произошел конфликт?_________________________________________ 5. Когда это случилось?_____________________________________________ 6. Как можно связаться со вторым участников конфликта (класс, телефон, домашний адрес)? Следующие пункты заполняются после проведения процедуры посредничества. 7. Проблема решена. Участники конфликта____________________________ и __________________________________ ( Фамилии и имена участников конфликта) обязуются выполнять соглашение, достигнутое в ходе посредничества. Подписи участников конфликта. ______________ ________________ 8. (Заполняется, если проблема не решена и соглашение не достигнуто) Проблема не решена. а) Назначена еще одна процедура
посредничества _____________________ б) Участникам конфликта предложено обратиться к школьному психологу (заявка передается школьному психологу) 9. Подписи посредников. __________________ ______________________________ Б) Получение согласия на проведение посредничества у второго участника конфликта. В) Встреча с участниками конфликта и согласование даты, времени и места проведения процедуры посредничества. Г) Посредники договариваются, кого из участников конфликта каждый посредник будет лично вести (наблюдать за своим клиентом, задавать вопросы, показывать понимание переживаний, т.е. психологически быть рядом со своим клиентом) Процедура посредничестваА) Организация пространства Посредники располагаются рядом с одной стороны стола. Участники конфликта садятся напротив друг друга за тот же стол. Здесь же присутствует обязательно взрослый (учитель, классный руководитель, или психолог), но он находится в стороне и не вмешивается ( за исключением особых случаев) в процедуру посредничества. В) Представление посредников. Знакомство с правилами общения в ходе разрешения конфликта, и принципом конфиденциальности.
Затем посредники спрашивают персонально каждого участника конфликта: Вы желаете разрешить конфликт? Вы согласны выполнять правила? C) Рабочая стадия посредничества Изучение история конфликта
Исследование действий по разрешению конфликта и их оценка.
Планирование выхода из конфликта.
Реализация выбранного варианта “здесь и сейчас” Проверка эффективности процедуры посредничества.
(Сначала прорабатывается первая серия вопросов с каждым участником, затем вторая и т.д.) D) Закрытие. Выражение благодарности участникам конфликта за доверие. Предложение сообщить о факте разрешении конфликта сверстникам. Скрепление соглашения подписями. Второй участник конфликта может не согласиться разрешать конфликт. В этом случае формирование мотивации на разрешение конфликта берет на себя школьный психолог. Мотивация достигается на основе анализа ситуации и ее оценки. Акцентирование отрицательных последствий прогрессирующего конфликта для его участников, припоминание опыта в роли, аналогичной роли другого участника конфликта (поведение, мысли, чувства), подведение к выводу, что оба участника конфликта испытывают болезненные чувства, позволяет вызвать желание разрешить конфликтную ситуацию и помочь принять решение о необходимости разрешения конфликта. Опыт проведения и наблюдения процедуры посредничества позволяет сделать вывод, что при грамотном разрешении конфликтов участники конфликта становятся ближе друг другу, т.е. конфликт сближает, уменьшается тревожность, повышается жизненный тонус. Деятельность посредников в школе способствует развитию эффективных межличностных отношений и потому делает школу теплее, комфортнее, привлекательнее. Конфликты разрешаются вовремя, справедливо, а значит раз и навсегда. Это не означает, что участники разрешенного конфликта не будут конфликтовать впредь. Между ними могут возникать конфликты, но прежние конфликты не будут тяготеть над ними. Кроме того, с достоинством выходя из конфликтной ситуации, дети становятся мудрее в сфере общения, они начинают осознавать и по-другому оценивать поведение человека в конфликтных ситуациях. Они приобретают опыт разрешения проблем, что является ценностью не только для сохранения психического здоровья “здесь и сейчас”, но и для будущего. У каждого посредника есть свои предпочитаемые направления помощи, как правило, они связаны с собственной, разрешенной когда-то значимой проблемой. Опыт ее разрешения позволяет подростку сказать клиенту, что он знает и понимает его состояние, и верит, что оно может измениться к лучшему. Вставая в позицию психолога, призванного помогать людям, подростки по-другому начинают оценивать вредные стимулы окружающей среды, ведь они могу создать проблему его клиентам. Может быть, поэтому посредники стараются не совершать плохих поступков, поскольку считают это неэтичным по отношению к своему статусу в школе. Другие интересные материалы:
|
|