|
|
Медикаментозная терапия может рассматриваться как часто необходимый, но редко достаточный элемент реабилитации. С точки зрения реабилитации, лекарственная терапия является полезным вмешательством, но процесс восстановления редко может этим ограничиться. С другой стороны, реабилитация может помочь получить согласие больного на лечение, определит изначальную необходимость в фармакотерапии и снизит дозировку препаратов. У. Энтони., М. Коэн, Р. Либерман «Суть метафоры — это понимание и восприятие одних вещей посредством других... Мы рассматриваем метафору как основу человеческого взаимопонимания и как способ образования нового смысла и нового содержания нашей жизни». LaKoffи Johnson
Основную идеологию психиатрической реабилитации можно сделать более понятной посредством использования метафоры или сравнения. Реабилитация лиц с инвалидизирующими соматическими заболеваниями может служить аналогией для реабилитации лиц с хроническими психическими расстройствами. Объяснение сути психиатрической реабилитации через сравнение с реабилитацией в соматической медицине (например, реабилитацией лиц с повреждением спинного мозга или заболеванием сердца) делает психиатрическую реабилитацию более доступной для понимания. Сравнение гораздо легче запоминается, чем определение или перечисление основных признаков. Образ создает понимание. Образ реабилитации при соматической патологии может быть использован для понимания психиатрической реабилитации, помогая внушить к ней доверие. В нашем обществе очень ценится реабилитация лиц с инвалидизирующими соматическими заболеваниями. Может ли общество иначе относиться к реабилитации инвалидов от психических расстройств? Эта аналогия должна быть доведена до сознания общественности и использована для более глубокого понимания психиатрической реабилитации в обществе. Сравнение с соматической реабилитацией может также разъяснить суть психиатрической реабилитации для ряда различных дисциплин, связанных с ее практикой. Даже несмотря на то, что существуют явные различия между двумя видами нарушения функционирования — вследствие психических расстройств и в результате соматических заболеваний, — у них много сходных черт. Например, у лиц с тем или другим видом несостоятельности появляется дефектное ролевое функционирование; они нуждаются в широком спектре услуг, часто в течение долгого времени; и могут, хотя и не всегда, полностью восстановить утраченные способности. Существуют и некоторые другие преимущества использования соматической реабилитации в качестве аналогии для объяснения сути психиатрической реабилитации. Несостоятельность вследствие соматических заболеваний считается менее стигматизирующей, чем таковая в результате психических расстройств. Более того, реабилитация лиц с последствиями соматических заболеваний или травм представляется неспециалистам более понятной и заслуживающей доверия. Поэтому сравнение при объяснении несостоятельности вследствие психических расстройств делает, сферу психиатрической реабилитации более приемлемой. В последнее время профессионалы сферы психического здоровья начинают понимать, какое отношение идеология реабилитации может иметь к лицам с тяжелыми психическими расстройствами. И все же до сего времени и подготовленный персонал, и эффективные программы, необходимые для внедрения этой идеологии в практику, остаются недоступными на местах по всей стране. Модель реабилитацииВ течение последнего десятилетия консенсус во взглядах на основную идеологию реабилитации прогрессировал. В табл. 1приведена модель реабилитации, на которой основана идеология психиатрической реабилитации. Таблица 1. Модель психиатрической реабилитации
Основные понятия: повреждение, несостоятельность и дефект в модели реабилитации описывались несколько по-разному в разные периоды времени. Однако обобщающие работы Wood(1980) и Frey(1984) придали этим терминам концептуальную ясность. Как отмечено в табл. 4.1, повреждение структуры или функции может привести к снижению способности больного применять некоторые навыки и выполнять действия, что, в свою очередь, может ограничивать его ролевое функционирование в определенных сферах. Опыт подтверждает, что психиатрическое лечение начинает применяться на стадии повреждения. Биологическое лечение и психотерапия используются в целях редуцирования патологических симптомов. Как упоминалось в главе 2, Leitnerи Drasgow(1972) при анализе различий между лечением и реабилитацией указывали, что обычно лечение направлено больше на минимизацию болезни, а реабилитация — на максимизацию здоровья. Устранение или локализация повреждения (например, лечение) не приводит автоматически к улучшению функционирования личности (например, снижению несостоятельности). Подобным же образом уменьшение степени несостоятельности не приводит автоматически к редукции повреждения, хотя такая возможность не исключается (Strauss, 1986). Важно отметить, что хроническое или тяжелое повреждение (например, диабет, инсульт) не всегда приводит к хронической дезадаптации и дефекту. Что следует из наличия повреждения — это повышенный риск хронической несостоятельности или дефекта. Клиническая практика в сфере как психиатрической, так и соматической реабилитации включает две стратегии вмешательства: 1) развитие умений и навыков клиента и 2) организация поддержки со стороны окружения. Практика психиатрической реабилитации руководствуется основной идеологией реабилитации: инвалиды нуждаются в разработке умений и навыков, а также в поддержке со стороны окружения для выполнения своей роли в бытовом, учебном, социальном и рабочем окружении. Клиническая реабилитация предполагает, что при изменении их навыков и поддержки в непосредственном окружении лица с инвалидизирующими психическими расстройствами будут более способны к выполнению конкретных, избранных ими ролевых функций. Другими словами, вмешательства, нацеленные на снижение несостоятельности, предположительно приведут к уменьшению дефекта. В дополнение к клиническим реабилитационным вмешательствам лицам с психическими инвалидизирующими расстройствами помощь может быть оказана посредством мер, направленных на реабилитацию общества (Anthony, 1972). Реабилитация общества предусматривает изменение системы, в которой должны функционировать психически больные. В отличие от клинической, реабилитация общества направлена не на выработку определенных умений и навыков или на поддержку конкретных лиц, скорее, на индуцирование в обществе изменений, которые помогут целой категории лиц с психическими расстройствами удовлетворять свои потребности в избранном ими окружении. Примерами реабилитации общества являются Законодательство о специальном налогообложении отдельных видов труда, изменения регулирования трудовых отношений в рамках Программы социального страхования инвалидов и создание Системы квот наподобие Европейской для трудоустройства инвалидов. Эти общественные вмешательства напоминают: трудности адаптации больного в обществе могут больше зависеть от ригидной и дискриминационной социально-экономической системы, чем от нарушений и нетрудоспособности, отмечаемых у него (Rosen, 1985). Вмешательства, относящиеся к реабилитации пациентов и реабилитации общества, не являются взаимно исключающими (Stubbins, 1982). Поправки 1973 г. к Закону о профессиональной реабилитации, который регулирует клинические реабилитационные вмешательства, фактически тоже признают значение реабилитации общества. Поправки утверждают принципы взаимоотношений федерального правительства США с подрядчиками и представляют правительство как образцового работодателя, что касается создания удобств для инвалидов (Stubbins, 1982). Следует отметить, что как реабилитация пациентов и реабилитация общества дополняют друг друга, так и реабилитационные вмешательства могут быть дополнением к лечению. Лица, страдающие тяжелыми психическими расстройствами, обычно нуждаются ведь как в лечебных, так и в реабилитационных мероприятиях. Основные принципы психиатрической реабилитацииПо мере того как концептуальная модель реабилитации приобретала признание, сформулировались ее основные принципы (Wright, 1981). Эти принципы действуют во многих типовых программах, созданных для реабилитации лиц с тяжелыми психическими расстройствами (Bachrach, 1989). Описания моделей психиатрических реабилитационных программ все чаще появляются в литературе (например, см. Bachrach, 1980; 1980b). В связи с. изобилием статей о психиатрической реабилитации стало возможным составить свод принципов, являющихся основой большинства реабилитационных программ. До настоящего времени было трудно выделить основные принципы психиатрической реабилитации, так как последняя проводилась в разных учреждениях специалистами разного профиля. Уточнение основных принципов может выявить общие черты деятельности разнообразных специализированных учреждений и объем и содержание используемых в них различных профессиональных подходов (Cnaan, Blankertz, Messinger, andGardner, 1988). В работах Beard (Beardetal., 1982), Lamb(1982), Dincin(1981), Grob(1983) и Anthony(1982), среди прочих отмечается согласие все большего числа ученых в отношении содержания девяти основных принципов психиатрической реабилитации (табл. 2), оказывающих влияние как на учреждения, в которых они используются, так и на профессиональную деятельность специалистов. Рассмотрим эти девять принципов отдельно. Принцип 1. Важнейшей задачей психиатрической реабилитации является совершенствование компетентности лиц с психическими расстройствами. Как подчеркивалось выше, реабилитация направлена прежде всего на максимизацию здоровья, а не на минимизацию болезни, т.е. на индукцию здоровья, а не просто редукцию симптоматики. Акцент в сфере соматической реабилитации всегда делался на повышении компетентности, а не просто на смягчении патологической симптоматики. Общеизвестная аксиома реабилитации гласит: минимизация проявлений или ликвидация болезни не приводит автоматически к росту функциональных возможностей. Другими словами, важно делать акцент на преодолении, а не на поражении, бороться за существенную адаптацию, а не сдаваться трудностям и печали нетрудоспособности (Wright, 1980). Или, как указывал Beard, основной лозунг реабилитации — «верить в потенциальный возврат к активной жизни больного с самым тяжелым психическим расстройством» (Beardetal., 1982, p. 47). Dincin(1981) говорит о возможности увеличения потенциала пользователей при психиатрической реабилитации. Хотя конкретные слова, используемые для выражения этого принципа, отличаются (например, рост, производительность, здоровье, преодоление, навыки, компетентность, способности), смысл принципа ясен. Таблица 2. Основные принципы психиатрической реабилитации
Принцип 2. Польза психиатрической реабилитации для пользователей выражается в оптимизации поведения в необходимом для них окружении. Создание терапевтического инсайта не является главнейшей целью (Anthony, 1982; Dincin, 1981). Акцент делается больше на факторах реальной жизни, а не на интрапсихических процессах (Lamb, 1982), на развитии способностей клиента что-нибудь делать в конкретном окружении. Несмотря на наличие остаточного снижения функционирования индивида, реабилитация имеет целью помочь ему приспособиться к требованиям конкретного окружения (Grob, 1983). Психиатрическая реабилитация подобно соматической реабилитации сосредоточивает внимание на восстановлении способности человека совершать определенные поступки в определенном окружении. Например, результат для слепого — не только научиться передвигаться без помощи зрения, а и применять эти умения в конкретной обстановке (например, дом, рабочее место). Таким образом, результаты для пользователя неразрывно связаны с окружением. Поэтому специалист сферы психиатрической реабилитации должен не просто работать над совершенствованием навыков пациента (например, навык беседы), но должен делать это с учетом требований конкретного окружения, в котором клиент действует или будет действовать (например, местожительство, место промежуточного трудоустройства). Принцип 3. Психиатрическая реабилитация является эклектичной в использовании различных методов. Практика психиатрической реабилитации руководствуется идеологией реабилитации и не связана с именем либо одного автора, либо определенной психотерапевтической теорией. Grob(1987, с. 278) охарактеризовал психиатрическую реабилитацию как «эклектичную в теории и прагматичную в приспособлении». Dincin(1981) указывал, что практика психиатрической реабилитации не зависит от какой-нибудь определенной теории этиологии психических расстройств, она готова использовать любые методы, эффективные в достижении поставленных целей. Принцип 4. Центральное место в психиатрической реабилитации занимает повышение трудоспособности лиц с инвалидизирующими психическими расстройствами. Как указывал Brooks(1981), восстановление работоспособности является самой сутью реабилитации. Ведущая роль трудового функционирования в психиатрической реабилитации наиболее очевидна в подходе центра Фаунтен Хаус. Труд здесь является центральным элементом и лежит в основе всех аспектов подхода. Его создатели верят, «что работа, в особенности возможность надеяться и получить оплачиваемую должность — это большая движущая и мобилизующая сила в жизни каждого человека» (Beardetal., 1982, p. 47). Grob(1983) считает, что адекватное трудоустройство бывшего пациента, сохранившего способность работать, является существенной частью процесса выздоровления. Larnb(1982, с. 7) отмечает, что «трудотерапия, связанная со способностями конкретного больного, должна стать краеугольным камнем лечения хронически больных по месту жительства». Убеждение в решающем значении трудовой или подобной деятельности в реабилитации лиц с психическими расстройствами прочно укоренилось в сфере психиатрической реабилитации (Спаап etal., 1988; Connors, Graham, andPulso, 1987: Harding, Strauss, Hafez, andLieberman, 1987). Значение труда отражено в принципах реабилитации, программы трудового обучения стали неотъемлемой частью ее процесса. Принцип 5. Существенной составной частью процесса реабилитации является надежда. Реабилитация ориентирована на будущее, и ее сегодняшние задачи основываются на воскресшей надежде и вере в будущее. Dincin(1981) считает, что атмосфера учреждения психиатрической реабилитации должна быть проникнута надеждой на будущее. В Центре Фаунтен Хаус внедряется «полезный взгляд в будущее» (Beardetal., 1982, с. 49). Специалисты соматической реабилитации (Wright, 1960) и психотерапии (Frank, 1981) признали значение надежды или ожиданий улучшения как решающего фактора процесса выздоровления (Deegan, 1988). Anthony, Cohen, andCohen(1983) соглашаются, что надежда на успехи пациента, какой бы ни была статистическая вероятность улучшения, является важным компонентом любого реабилитационного вмешательства. И, наоборот, отсутствие веры в улучшение делает исход психиатрической реабилитации сомнительным. Когда ощущение безнадежности проникает в учреждение, постоянные и сложные проблемы практики психиатрической реабилитации начинают казаться сотрудникам непреодолимыми, вследствие чего уменьшается польза реабилитации для пациентов. Как упоминалось выше, хроническое или тяжелое повреждение (например, диабет, инсульт, артрит) не приводит автоматически к хронической несостоятельности больного. В таких случаях лишь повышается риск снижения функционирования личности в отдельных сферах. Например, пациент с параплегией несостоятелен, если дело касается ходьбы, и имеет ограничения в отношении, скажем, работы пожарным, но у него сохраняется умственная работоспособность, и он не будет иметь ограничений в отношении работы программистом. У лиц с психическими расстройствами функционирование нарушается не во всех сферах и не постоянно, а ограничения касаются не всех функциональных ролей. Специалисты сферы реабилитации верят, что восстановление возможно в некоторых, во многих или даже во всех сферах функционирования. Надежда всегда необходима, но часто недостаточна. Она должна сочетаться с постоянно развивающейся технологией психиатрической реабилитации (как говорил BenjaminFranklin: «Если вы живете одной надеждой, вы, вероятно, умрете от голода»). Надежда и прогресс технологии реабилитации тесно взаимосвязаны: надежда порождает новые технологии, а новые технологии, в свою очередь, порождают новую надежду. Принцип 6. Продуманное повышение зависимости пациента может привести, в конечном счете, к увеличению степени независимого его функционирования. Традиционными местами проведения реабилитационных вмешательств являются специальные учреждения, где пациенты живут, обучаются, получают профессиональную помощь (Lamb, 1982). Хотя следует признать опасность появления излишней зависимости, идеология психиатрической реабилитации выделяет разные виды зависимости (Havens, 1967). Зависимость от некоторых сотрудников и учреждений психиатрической службы становится естественным первым шагом реабилитации, и сама по себе не деструктивна (Dincin, 1981). Изредка в некоторых психиатрических программах настолько высоко ценится независимость потребителя, что недооценивается значение его зависимости. С точки зрения реабилитации зависимость не является негативным понятием (Anthony, 1982). Во вмешательствах, направленных на инвалидов от соматических заболеваний, часто даже поддерживается зависимость от определенных лиц или предметов в одном окружении (KerrandMeyerson, 1987), чтобы сделать пациента независимым в другой сфере (Peters, 1985). Например, зависимость от обслуживающего лица, помогающего одеваться перед работой, может позволить больному с тетраплегией быть занятым полную рабочую неделю. Для зависимости в сфере соматической реабилитации главное — ее степень, различная, естественно, в разном окружении и в разное время. Для лиц с соматическими нарушениями признается право на улучшающую функционирование зависимость от людей и вещей в их окружении. Например, пациентов с тетраплегией не осуждают за зависимость от кресла-коляски! Люди изобрели приспособления для коррекции распространенных видов соматической зависимости. Представьте себе ситуацию, когда только лицам со 100%-ным зрением (без коррекции) было бы разрешено управлять транспортными средствами, то есть зависимым от очков было бы запрещено иметь водительские права. Технология психиатрической реабилитации ограничена в своих возможностях достижения полной независимости потребителя от профессионалов сферы психического здоровья. Более того, зависимость от определенных людей, мест, деятельности или вещей является нормой. Вмешательства, которые допускают определенную степень зависимости на определенное время, например использование вспомогательных приспособлений и услуг, могут улучшить функционирование пациента в другом окружении и в другое время (WeinmanandKleiner, 1978). Принцип 7. Желательным является активное включение пользователей в процесс их реабилитации. Вовлечение пациентов в процесс психиатрической реабилитации — это их активное участие в нем (например, изложение их ценностей, жизненного опыта, чувств, мыслей и целей) на всех этапах реабилитации. В научной литературе часто отмечаются различия между пользователями и профессионалами в отношении целей и оценок реабилитации (Dellario, Goldfield, Farkas, andCohen, 1984; Makas, 1980). Исследования также подтверждают, что оказание помощи (Carkhuff, 1969) и обучение (AspyandRoebuck, 1977) затруднены при отсутствии вовлечения клиента или обучаемого в сам процесс. Психиатрическая реабилитация включает, наряду с взглядами специалистов, взгляды пациентов на фазы оценки и вмешательства (Anthony, Cohen, andFarkas, 1982). Участие пользователей может также включать их вовлечение в планирование и оказание услуг другим пациентам (деятельность служб психического здоровья, осуществляемая пользователями, освещена в главе 8). Центр Фаунтен Хаус провел тренинговую программу для пользователей, созданную для усиления разных функций, включая помощь «равный — равному», обучение навыкам, защиту интересов и оценку результатов (Beardetal., 1982). Вовлечение пациентов в процесс реабилитации требует создания процедур, которые были бы ему понятны и могли быть объяснены. Реабилитационные вмешательства не должны выглядеть для пользователей таинственными. Очень важна приверженность самого специалиста делу вовлечения пациента и его вера в то, что реабилитация проводится совместно, а не по схеме «процедура — пациенту». Люди не могут быть «подвергнутыми» реабилитации. Они должны быть «активными и решительными участниками своей собственной реабилитации» (Deegan, 1988, с. 12). Принцип 8. Два основных типа вмешательств психиатрической реабилитации — это выработка умений и навыков пациента и организация поддержки со стороны окружения. Вмешательства по совершенствованию качеств индивида или его окружения — это проверенные временем два центральных элемента реабилитации — как физической, так и психиатрической (Wright, 1980). Изменение качеств индивида обычно включает обучение его определенным навыкам и умениям, необходимым для более эффективного функционирования в конкретном окружении. Меры по совершенствованию окружения обычно предусматривают такие его изменения, чтобы клиент мог реализовать свои нужды и навыки. Профессионалы физической реабилитации традиционно использовали оба вида вмешательств. Например, специалист лечебной физкультуры (ЛФК) обучает пациента с параплегией новым навыкам (например, как перемещаться с кресла-коляски на кровать) и заботится об изменениях в его окружении — для лучшей адаптации к существующему уровню навыков (например, сделать перила или оборудовать туалетную комнату, приспособив ее для доступа в кресле-коляске). Подобно подходу физической реабилитации, реабилитационный подход к лицам с психическими расстройствами также сосредоточивается на выработке навыков и изменении окружения. Психиатрический реабилитационный подход основывается на данных литературы, которые свидетельствуют, что исход реабилитации достоверно зависит не от симптомов расстройства, а от навыков и умений индивида (AnthonyandMargules, 1974). Исследования также неоднократно подтверждали, что лица с психическими расстройствами способны усвоить множество физических, эмоциональных и интеллектуальных умений и навыков, несмотря на симптоматику. Более того, эти умения и навыки при соответствующей поддержке окружения могут даже внести существенный вклад в результат реабилитации пациента (Anthony, 1979; DionandAnthony, 1987). Программы психиатрической реабилитации различаются по тому, насколько систематичны их подходы к выработке навыков и умений или к изменению окружения. Такие подходы могут быть неформальными и эмпирическими (Beardetal., 1982), или же планируемыми и систематическими (Cohen, Vitalo, Anthony, andPierce, 1980; Cohen, Danley, andNemec, 1985). Ряд программ делает акцент на организации поддержки клиентов со стороны их окружения (Beardetal., 1982), в то время как другие — на выработке умений и навыков у самих пациентов (AzrinandPhilip, 1979). Принцип 9. Продолжительное медикаментозное лечение часто является необходимым, но редко оказывается достаточным компонентом реабилитационного вмешательства. В течение нескольких последних десятилетий фармакологические препараты получал почти каждый больной, нуждавшийся в продолжительном лечении психических расстройств. Ayd(1974) указывал, что до 90% госпитализированных пациентов с хроническими расстройствами лечили хотя бы одним нейролептиком. Dion, Delanoи Farcas(1982) обнаружили, что 96% из выборки лиц с тяжелыми психическими расстройствами, наблюдавшихся в стационарах и во внебольничных условиях (штат Массачусетс), получали минимум один нейролептик. Mattews, Roper, Mosher, andMenn(1979) также сообщили, что 100% больных шизофренией молодого возраста, лечившихся впервые в стационаре Центра психического здоровья, получали психофармакологические препараты. Выявлено, что в целом 90—100% пациентов, страдающих психозами и госпитализированных для лечения, принимают нейролептики. Психофармакологическое лечение применяется повсеместно, несмотря на свидетельства, что некоторые лица не нуждаются в нем или не желают его принимать и что некоторые новые методы лечения приводят к таким же, как при лечении нейролептиками, или даже лучшим результатам. В 1976 г. Gardosи Coleпришли к выводу, что 50% пациентов, получающих амбулаторную поддерживающую терапию, могут обходиться без нее. Многие исследователи результатов нейролептической терапии получили аналогичные данные. Обычно у 20-30% пациентов, принимающих нейролептики, наблюдаются рецидивы заболевания, в то же время у 20-30% лиц, получающих плацебо, рецидивов не наблюдается. Эти данные означают, что основная часть пациентов, продолжающих принимать нейролептики, вполне может без них обходиться. Многие пользователи не нуждаются в нейролептиках либо потому, что и с лечением и без него они функционируют одинаково, либо потому, что активные реабилитационные программы снижают необходимость в медикаментах (Carpenter, Heinrichs, andHanlon, 1987; Matthewsetal., 1979; Paul, Tobias, andHolly, 1972). В дополнение к этим исследованиям лечебных вмешательств наиболее обширные обзоры литературы подтвердили, что лечение малыми дозами нейролептиков может быть таким же эффективным, как и применение более высоких доз тех же препаратов. Исследователями были предложены «нейролептические каникулы» — определенные периоды времени без лекарств (TaskForceonTardiveDyskinesia, 1979), регулярные проверки необходимости назначения нейролептиков, попытки снизить дозы нейролептиков, получаемых больными (Капе, 1987). Другим недавно исследованным подходом для некоторых категорий больных стал метод прерывной нейролептической терапии — в отличие от непрерывного поддерживающего лечения (Carpenter, McGlashan, andStrauss, 1977; Carpenter, Heinrichs, andHaunlon, 1987; Herz, Szymanski, andSimon, 1982). Несмотря на большое количество исследований нейролептической терапии, недостаточно внимания уделялось ее влиянию на результат реабилитации, т.е. на способность больного функционировать в конкретном окружении. Обзор литературы, посвященный нейролептической терапии, выявил, что только в 4 источниках из 31 эффективность препаратов измерялась по другим показателям, кроме симптоматики и повторных госпитализаций (Docherty, Sims, andVanKammen, 1975). EngelehardtandRosen(1976) доказали, что для воздействия на способность индивида функционировать в окружении по месту жительства или работы недостаточно только медикаментозной терапии. Отсутствие доказательств влияния нейролептической терапии на реабилитацию не удивительно. Лекарства попросту не содействуют развитию умений, силы, а также поддержке окружения, необходимых для того, чтобы жить, учиться, общаться и работать в обществе. Хотя эффект психофармакологического лечения на поведенческие симптомы можно рассматривать как подготовку больного к реабилитации, взаимоотношения медикаментозной терапии и реабилитации могут быть также поняты несколько иначе. Реабилитационное вмешательство можно представить как способствующее отмене психотропных препаратов. То есть после того как лекарства подготовили пациента к реабилитации, успешное реабилитационное вмешательство может способствовать сокращению медикаментозного лечения. Реабилитация может и по-другому помочь психофармакологической терапии — повышать вероятность согласия больного на такое лечение (Weiden, Shaw, andMann, 1986). Анализ данных об отказе больных от лечения определенными препаратами выявил: 48% пациентов отказались от фенотиазиновых производных, 49% — от транквилизаторов и антидепрессантов и 32% — от препаратов лития (BarofskyandConnelly, 1983). Соблюдение порядка приема лекарств может рассматриваться как навык, которому психически больного можно научить. Специалисты, занимающиеся психофармакотерапией, могут также заинтересоваться: не даст ли реабилитационный диагноз дополнительной информации, имеющей отношение к медикаментозному лечению? Возможно, уровень навыков и умений пациента, а также поддержки окружения может отчасти предсказать реакцию больного на фармакотерапию. Таким образом, медикаментозная терапия может рассматриваться как часто необходимый, но редко достаточный элемент реабилитации. С точки зрения реабилитации, лекарственная терапия является полезным вмешательством, но процесс восстановления редко может этим ограничиться. Подобным же образом специалисты, использующие медикаментозную терапию, могут считать, что реабилитация поможет получить согласие больного на лечение, определит изначальную необходимость в фармакотерапии и снизит дозировку препаратов. ЗаключениеИдеология психиатрической реабилитации является основой ее процесса и технологии. Модель и принципы прочно объединяют и процесс и технологию в систему ценностей и убеждений. Другие интересные материалы:
|
|