|
|
"…Определенные жизненные обстоятельства могут способствовать либо препятствовать началу употребления наркотиков. Жизненные обстоятельства, достоверно увеличивающие шансы индивидуума стать потребителем наркотиков, были названы факторами риска употребления наркотиков. Жизненные обстоятельства, достоверно снижающие шансы индивида стать потребителем наркотиков, названы факторами защиты (протективными факторами) от риска употребления наркотиков"... Н. Сирота, В. Ялтонский Профилактика зависимости от наркотических средств и психотропных веществ представляет собой стратегию, направленную на снижение факторов риска данного заболевания либо на усиление других факторов, которые понижают восприимчивость к болезни. Определенные жизненные обстоятельства могут способствовать либо препятствовать началу употребления наркотиков. Жизненные обстоятельства, достоверно увеличивающие шансы индивидуума стать потребителем наркотиков, были названы факторами риска употребления наркотиков. Жизненные обстоятельства, достоверно снижающие шансы индивида стать потребителем наркотиков, названы факторами защиты (протективными факторами) от риска употребления наркотиков. Факторы риска нередко специфичны для определенных возрастных и этнических групп, для определенной общественной среды и могут зависеть от вида употребляемого наркотика. Например, факторами риска употребления наркотиков могут быть: - проблемы физического и психического здоровья; Факторами защиты от риска употребления наркотиков могут быть: - семейная стабильность и сплоченность, адекватное воспитание и теплые, близкие отношения с членами семьи; Становится очевидным, что профилактика имеет целью усилить факторы защиты, препятствующие началу употребления, и уменьшить факторы риска употребления наркотиков. Нет единственного фактора, который бы способствовал началу употребления наркотиков конкретным человеком. В процессе жизни на индивида воздействует совокупное число как факторов риска, так и факторов защиты, которые не имеют прямых вероятностных связей с формированием зависимости от наркотиков. В мире существуют отработанные подходы к проведению профилактического воздействия в зависимости от уровня проблемы. Первичная профилактика зависимости от наркотиков имеет целью предупредить начало употребления наркотиков лицами, ранее их не употреблявшими. Она является преимущественно социальной, наиболее массовой, ориентирована на общую популяцию детей, подростков, молодежи и стремится уменьшить число лиц, у которых может возникнуть заболевание, а ее усилия направлены не столько на предупреждение развития болезни, сколько на формирование способности сохранить либо укрепить здоровье. Вторичная профилактика зависимости от наркотиков является избирательной, ориентирована на лиц, пробовавших наркотики, либо на лиц, имеющих признаки формирующейся зависимости от наркотиков в ее начальной стадии. Необходимость во вторичном профилактическом воздействии появляется в тех случаях, когда заболевание может возникнуть (профилактика для групп риска) либо когда оно возникло, но не достигло пика своего развития. Третичная профилактика зависимости от наркотиков является преимущественно медицинской, индивидуальной и ориентирована на контингент больных, зависимых от наркотиков. Третичная профилактика типа “А” направлена на предупреждение дальнейшего злоупотребления наркотиками больными либо на уменьшение будущего вреда от их применения, на оказание помощи больным в преодолении зависимости. Третичная профилактика типа “Б” (именуемая так же четвертичной) направлена на предупреждение рецидива заболевания у больных, прекративших употреблять наркотики. Разработка и апробация различных программ профилактики зависимости от наркотиков среди детей, подростков, молодежи становится все более актуальным научным направлением в США, Австралии, Западной Европе, а в последние годы — и в России. Однако формирование эффективных профилактических стратегий проходит с большими трудностями. Многие авторы обзоров действующих профилактических программ приходят к заключению о том, что результаты их внедрения не являются оптимистичными. Это объясняется несколькими причинами: недостатком теоретически строго обоснованных моделей; отсутствием достаточного количества апробированных техник; неточным определением предмета (объекта) воздействия и т.д. Во многих странах, в том числе и в России, первичная профилактика употребления наркотиков и психотерапевтические методы лечения и реабилитации наркологических больных (вторичная и третичная профилактика) оттесняются фармакологическими методами, необходимость которых очевидна, но которые не могут заменить собой личностно-ориентированную профилактику. Существенный прогресс в области профилактики наркомании обеспечивается разработкой подходов, сфокусированных на психосоциальных факторах, содействующих началу наркотизации. Анализ содержательной стороны различных подходов имеет не только теоретический, но и практический интерес. Подход, основанный на распространении информации о наркотикахНаиболее распространенный профилактический подход сводится к изложению фактов об опасности потребления табака, алкоголя, наркотиков и о социальных, правовых, медицинских последствиях злоупотребления ими. Программы, основывающиеся на данном подходе, содержат информацию о признаках употребления наркотиков, их, фармакологии, описывают этапность развития зависимости от наркотиков. Сотрудники правоохранительных органов во время занятий в учебных заведениях обсуждают правовые аспекты потребления наркотиков, включая вопросы наказания за употребление наркотиков либо их распространение. Медицинские работники и другие специалисты, работающие в сфере укрепления здоровья, обсуждают с учащимися проблемы негативного влияния употребления наркотиков на здоровье. В необходимых случаях к занятиям с учащимися могут привлекаться бывшие больные с зависимостью от наркотиков, рассказывающие о негативных последствиях злоупотребления, основываясь на собственном опыте. Концептуальная основа данного подхода — познавательная (когнитивная) модель употребления наркотиков. Согласно этой модели человек принимает более или менее осознанное решение, употреблять наркотик или нет. Если он употребляет наркотики, то делает это в результате того, что не осознает побочных последствий употребления. Обучающие профилактические программы ориентированы на познавательные аспекты принятия решения как особенно важные в поведенческом плане. Имеется в виду, что повышение качества знаний об употреблении психоактивных веществ и его последствиях будет эффективным для изменения поведения. Существуют три различных варианта информационного подхода: 1) предоставление частичной информации о фактах влияния употребления наркотиков на организм, поведение, а также статистических данных о распространенности наркомании; 2) стратегия запугивания, вызывания страха, цель которой — предоставить устрашающую информацию, описывая неприглядные стороны употребления наркотиков; 3) предоставление информации об изменениях личности людей, употребляющих наркотики, и о проблемах, с этим связанных. В настоящее время эти подходы частично комбинируются между собой и с другими типами профилактических вмешательств. Информационные программы обладают эффектом повышения уровня знаний обучающихся, но могут дать лишь толчок к уменьшению потребления алкоголя и наркотиков. Большинство этих программ не включает в себя задач, направленных на реальное изменение поведения, они недостаточно интенсивны и весьма краткосрочны. В отечественной наркологии данный подход представлен методами санитарного просвещения. Знакомство с массовой алкоголизацией взрослого населения, растущей наркотизацией явно противоречит негативной информации об употреблении алкоголя, наркотиков и других психотропных веществ в глазах подрастающего поколения. Отечественные и зарубежные специалисты оценивают эффективность такого санитарного просвещения как низкую. Однако, на наш взгляд, преждевременно полностью отказываться от указанного метода санитарного просвещения. Необходимо изменить его традиционную ориентацию на негативные аспекты различных факторов риска, делая упор на сознательно формируемые возможности приобретения знаний и навыков, обеспечивающих здоровье. Данный подход должен быть строго дифференцирован в зависимости от пола, возраста, экономических и социальных условий, характерных для определенных групп населения, ориентироваться как на индивида, так и на конкретные контингенты, слои, общество в целом. Подход, основанный на эмоциональном обученииЭтот подход концентрируется на ощущениях, переживаниях индивида, его навыках их распознавать и управлять собственными эмоциями. Он базируется на убеждении, что: а) зависимость от наркотиков чаще развивается у лиц, имеющих как затруднения в определении и выражении эмоций, так и личностные факторы риска (низкая самооценка, слаборазвитые навыки принятия решений и т.д.); б) риск употребления наркотиков может быть снижен путем развития эмоциональной сферы. В рамках этой концепции целью профилактического воздействия является развитие навыков распознавания и выражения эмоций, повышение самооценки, определение значимых для индивида ценностей, развитие навыков общения и принятия решений. Недостатками данного подхода являются односторонность, ограниченность в определении причины возникновения наркомании (неполноценности эмоциональной сферы) и использование малоэффективных методов достижения поставленных целей (например, эмоциональные игры). Оценка специалистами эффективности данного подхода свидетельствует о разочаровывающих результатах. Основная часть данной модели стала центральным компонентом развивающихся в последнее время программ развития жизненных навыков. Подход, основанный на роли социальных влиянийПодход социального влияния подчеркивает важность социальных и психологических факторов в развитии зависимости. По мнению разработчиков данного подхода, начало курения табака, употребления алкоголя и наркотиков провоцируется как средствами массовой информации, так и сверстниками, употребляющими наркотики и являющимися своеобразным эталоном, ролевой моделью для детей и подростков, не употребляющих наркотики. В качестве профилактической меры авторы подхода предлагают проводить “психологическую прививку”, позволяющую молодежи осознать социальное давление, способствующее началу употребления, исправить неточные представления о касающихся потребления социальных нормах. Под “психологической прививкой” понимается обучение молодежи умению противостоять давлению сверстников и средств массовой информации, способствующих началу употребления наркотиков. Профилактические стратегии, нацеленные на социальные факторы, подталкивающие к вовлечению в употребление наркотиков, основываются на признании того, что влияние сверстников и семьи играет важную роль в этом процессе, способствуя или препятствуя началу наркотизации. Данный подход базируется на теории социального научения, утверждающей, что поведение индивида постепенно формируется в результате позитивных и негативных последствий его собственного поведения и воздействия примеров соответствующего и несоответствующего поведения окружающих и его последствий (родители, другие родственники и т.д.). Важным фактором развития тех или иных форм поведения является среда как источник обратных связей, поощрений и наказаний. В связи с этим подчеркивается важность социально ориентированных воздействий, направленных на предотвращение действия значимых факторов негативного влияния, таких, например, как социальное давление. Разработанные в рамках этого подхода программы профилактики основываются на определении структуры сети социального влияния и состоят из следующих компонентов: тренинг устойчивости к социальному давлению; “прививки” против воздействия средств массовой информации; информация о влиянии со стороны родителей и других взрослых; коррекция нормативных ожиданий. Программы такого рода включают в себя различные компоненты, однако, не существует единой, стройной системы социального влияния, исчерпывающим образом раскрывающей механизмы, приводящие к употреблению наркотиков. Преимущественными способами в ходе реализации таких программ являются ролевые игры, психологические техники усиления определенных видов социального влияния и т.д. Данный подход рассматривается как относительно успешный, так как он достигает цели, предотвращая или отодвигая начало употребления наркотиков. Исследователями отмечается успешное влияние указанного подхода на прекращение многими подростками курения, предотвращение либо оттягивание начала алкоголизации, подчеркивается важная роль формирования системы позитивных лидеров-сверстников. Подход, основанный на формировании жизненных навыковЖизненные навыки — это те навыки личного поведения и межличностного общения, которые позволяют людям контролировать и направлять свою жизнедеятельность, развивать умение жить вместе с другими и вносить изменения в окружающую среду. Основной набор жизненных навыков включает в себя: творческое и критическое мышление, эффективное общение, принятие решений и решение проблем, самоосознание, сопереживание, навыки личных взаимоотношений, умение управлять эмоциями и совладать со стрессом. Ведущими компонентами этого подхода являются активные, основанные на опыте методы и групповая работа с молодежью. Лекции, дискуссии, ролевые игры поощряют самоанализ потребностей, ценностей, принятие на себя ответственности за собственные решения. Полученные навыки могут использоваться на практике в разных жизненных ситуациях. Данный подход базируется на понятии изменения поведения. Теория социального научения и теория проблемного поведения являются основой этого направления, позволяя, с одной стороны, приблизиться к пониманию причин возникновения зависимости от наркотиков, а с другой стороны, создать потенциально эффективные профилактические стратегии. Первая теория связывает данный подход с направлением социальных влияний, вторая - с социально-психологическим направлением, учитывающим проблемы, являющиеся актуальными в подростковом возрасте, включая употребление наркотиков, раннее сексуальное поведение, делинквентность и т.д. Употребление наркотиков как проблемное поведение рассматривается с точки зрения функциональных проблем и подразумевает помощь подросткам в достижении личных целей. С точки зрения теории проблемного поведения, начальная фаза употребления наркотиков, наблюдающаяся преимущественно в подростковом возрасте, может быть: демонстрацией взрослого поведения; формой отчуждения от родительской дисциплины; выражением социального протеста и вызовом по отношению к ценностям среды; инструментом эксперимента; стремлением получить новый, ранее не познанный опыт; поиском удовольствия или расслабления; “открытием двери” в группу сверстников; средством стать участником определенного жизненного стиля; сигналом потребности в помощи в ситуации конфликта, напряжения; результатом давления со стороны социальной среды; актом отчаяния; ответом на неопределенные нарушения в психологическом и социальном развитии. Исследователи описывают большое количество таких субъективных побуждений и четко устанавливают один факт: обусловленное побуждениями употребление наркотиков становится основным фактором в повседневном поведении подростков, молодых людей. Именно поэтому они нуждаются в приобретении умения противостоять вовлечению в употребление наркотиков, потому что они некомпетентны в других формах социального общения со средой и рассматривают наркотики как неотъемлемую часть среды. Впервые программа развития жизненных навыков была разработана Д.Ботвиным. Цель ее заключалась в повышении у подростков устойчивости к различным социальным влияниям, в том числе и к употреблению наркотиков, в повышении индивидуальной компетентности путем обучения личностным и социальным навыкам. В настоящее время такие программы широко распространены в США и странах Западной Европы и охватывают в основном три области: информация и социальная устойчивость; развитие ряда личностных и поведенческих навыков; обучение социальным навыкам (навыки коммуникации, налаживания социальных контактов, отказа, отстаивания своей позиции). Реализация данного подхода в российской практике привела к созданию на основе базовых программ Life Skills International пособия по первичной профилактике зависимостей для общеобразовательной школы, внедрению в нескольких школах Москвы адаптированных программ антинаркотического обучения. По сравнению с другими подходами модель программ развития жизненных навыков оценивается исследователями как имеющая шансы быть успешной, хотя судить о ее отдаленных результатах пока рано. Подход, основанный на деятельности, альтернативной потреблению наркотиковСторонники данного подхода предполагают, что значимая деятельность, альтернативная наркотизации и алкоголизации, способствует уменьшению распространения случаев развития зависимости от наркотиков и алкоголя. Сформировав позитивную зависимость от среды, люди приобретают определенный тип целесообразной активности. Впервые концепция поведенческой альтернативы наркотизации была сформулирована в США в 1972 году Дохнером и базировалась на следующих позициях: 1) психологическая зависимость от наркотиков является результатом ее заместительного эффекта; 2) многие формы поведения, направленного на поиск удовольствия, являются результатом изменения настроения или сознания личности; 3) люди не прекращают использование психоактивных веществ, улучшающих настроение или поведение, направленное на поиск удовольствия, до тех пор, пока не имеют возможности получить взамен что-то лучшее, 4) альтернативы наркотизации являются еще и альтернативами дистрессам и дискомфорту, которые сами по себе приводят к саморазрушающему поведению. Данная концепция подчеркивает важную роль среды и ориентируется на развитие специфической, позитивной активности с целью уменьшить риск употребления наркотиков. Американскими исследователями акцентировалась направленность на развитие информированной личности, значимых межличностных связей, профессиональных навыков, эстетических установок, творческого и интеллектуального опыта, социально-политической вовлеченности. В Германии подобное направление было развито Силберейсеном и его сотрудниками, причем упор делался на выработку “функционального эквивалента” как ключевой позиции каждой профилактической стратегии. Предлагалось исходить из психологической модели употребления наркотиков, основывающейся на понимании того, что употребление наркотических веществ является попыткой преодоления негативных моментов различных фаз развития в жизни молодого человека. Можно выделить четыре варианта программ, которые основываются на модели поведенческой альтернативы употреблению наркотиков: 1) предложение специфической, позитивной активности (например, путешествия с приключениями), которая вызывает сильные эмоции и предполагает преодоление различного рода препятствий; 2) комбинация специфических личностных потребностей со специфической, позитивной активностью; 3) поощрение участия во всех видах такой специфической активности; 4) создание групп поддержки молодых людей, заботящихся об активном выборе своей жизненной позиции. В развитии альтернативной потреблению наркотиков деятельности значительную роль играют молодежные, творческие, спортивные и другие общественные организации, так как физическая, творческая и развлекательная активность несет в себе профилактический компонент. Результаты внедрения этих программ не свидетельствуют о явных успехах или неудачах. Данные программы особенно эффективны для групп высокого риска употребления наркотических средств и других форм отклоняющегося поведения. Подход, основанный на укреплении здоровьяУкрепление здоровья (health promotion) — это процесс, помогающий индивидуумам и общественным группам усилить контроль за определенными параметрами здоровья и таким образом улучшить его. В настоящее время укрепление здоровья является неким объединяющим понятием и отражает примирение человека с окружающей средой. Оно сочетает в себе личный выбор и социальную ответственность, что ведет к улучшению здоровья в будущем. Идея, основывающаяся на развитии жизненных навыков и компетентности у каждого члена общества с тем, чтобы он мог регулировать факторы, определяющие здоровье, а также требование вмешательства в окружающую среду для усиления влияния факторов, благоприятных для здоровья, составляют концептуальную основу данного подхода. Эта стратегия в сжатом виде выражается фразой: “Делать здоровый выбор максимально доступным”. Важной составляющей концепции укрепления здоровья является жизненная компетентность. В этом контексте наибольшее значение приобретают защитные факторы здоровья — в контрасте с концепцией факторов риска, которая учитывает состояние личности и среды, влияющее на развитие болезни. Основной целью программы укрепления здоровья является развитие здоровой личности, проявляющей здоровый жизненный стиль, в котором поведение человека рассматривается не изолированно, а вместе с социальной сетью личности. Группы, в которых проводится обучение здоровью, преимущественно охватывают учащихся, поскольку в контексте школьного обучения возможно регулярное и систематическое образование. Кроме того, работа проводится с микросредой — семьей, общностью, в которой живет ребенок. Таким образом, концепция укрепления здоровья интегрирует школьную среду и связанные с ней группы взрослых; она подразумевает изменение типа и структуры школьного образования. Действия на ее основе рассчитаны на длительный позитивный эффект в результате усиления личностных ресурсов и готовности людей использовать их. Интегративный подходИнтегративный подход представляет собой варианты комбинаций профилактических стратегий (компонентов), использующихся при реализации выше перечисленных подходов. Многокомпонентные программы позволяют получить объединенный эффект комбинации разнонаправленных профилактических стратегий. Составными компонентами интегративных профилактических программ часто являются знания о наркотиках и последствиях их употребления, развитие мотивации на укрепление здоровья, формирование жизненных навыков, навыков разрешения проблем, поиска и восприятия социальной поддержки, обучения навыкам противостояния давлению употребить наркотики и защиты себя и других сверстников в ситуациях, связанных с возможным употреблением наркотиков. Несовместимая с употреблением вредных веществ альтернативная деятельность (спорт, творчество, культурные мероприятия, хобби и т.д.) и формирование системы ценностей, норм поведения и жизненного стиля, как правило, являются компонентами интегративных профилактических программ. Таким образом, анализ современных подходов к профилактике потребления наркотиков детьми, подростками, молодежью показывает их недостаточную эффективность в современных условиях. Необходима разработка новых концептуальных основ профилактики зависимости от наркотиков. Решение данной проблемы вряд ли возможно без понимания того, какие личностные и средовые ресурсы помогают сохранять здоровье и успешно справляться с требованиями среды, в том числе — преодолевать искушение наркотизации. Другие интересные материалы:
|
|