|
|
"Жизнь кого-то из нас щадит, а с кем-то обращается беспощадно. Во втором случае жизнь дает больше опыта. Этот опыт сам по себе нейтрален к целям совершенствования. Он может вести с равной вероятностью по пути восхождения к индивидуальности, к совершенству или по пути деградации и распада. … Поэтому самосовершенствование - это прежде всего правильное использование опыта жизни". Шабалина В.В. Употребление наркотиков подростками и молодежью представители различных психологических концепций связывают со стремлением убежать от реальности, а точнее, на какое-то время убегать от объективной реальности в субъективную. Значит, объективная реальность чем-то не устраивает потребителя наркотиков, и причины нужно искать в индивидуальном опыте жизни человека. Для школьников это, прежде всего, опыт в трех общностях: семья, сверстники, школа. Согласно концепции Колеченко А.К., социальные, биологические и духовные факторы воздействуют на психику человека, которая внешне проявляется в форме поведения. Но поведению предшествует работа психики: в ней оформляются мотивы (опредмечиваются потребности, за которыми часто стоят эмоции, такие как любопытство, интерес, скука, отчаянье и др.), мотив сопоставляется с ценностями, нормами и правилами. Мотив может не иметь своего воплощения в поведении, если оно вступает в конфликт с усвоенными ценностями, так как в этом случае мотив тормозится волей, т.е. личность проявляет ответственный выбор. Но мотив может реализоваться, в этом случае, допуск к совершению поступка дает установка, в основе которой лежат не только ценности, но и все то, что составляет личный опыт человека, в том числе и его предшествующее поведение. Изучая социально-педагогические факторы, способствующие инициации употребления наркотиков школьниками, внимание, прежде всего, обращалось на опыт сопричастности школьника к проблеме наркотизации и его опыт жизнедеятельности в трех общностях: семьи, школы, круга друзей (в соответствии с направлениями психопрофилактики, выделенными С.А.Кулаковым) и на оценку этого опыта. Под опытом понимаетcя совокупность знаний, умений, навыков, вынесенных из жизни, практической деятельности и т.п. В философском понимании опыт – вся совокупность чувственных восприятий в процессе взаимодействия человека с внешней природой и составляющих источник и основу знаний о материальном мире. Ниже представленные материалы являются результатом факторного анализа историй приобщения людей к наркотикам. Анализ был проведен, на основании данных интервью, опросников, писем подростков, находящихся в заключеиии, дневников школьников, отражающих путь вовлечения в наркотизацию, ранних воспоминаний пациентов клиник по лечению наркомании, сеансов психологического консультирования по проблеме употребления наркотиков детей и подростков в возрасте от 12 до 17 лет (N = 146). Социально-педагогические факторыСемья
Школа
Круг друзей
Но точно такой же опыт есть у школьников, которые по-другому его оценивают и принимают другие, конструктивные решения в соответствии со сформировавшимися установками. Как одно из направлений предупреждения употребления подростками и молодежью наркотиков выступает психологической консультирование, позволяющее человеку пересмотреть свои взгляды на индивидуальный негативный опыт, сделать его источником развития, сформировать негативное отношение к наркотизации. Любая установка является сложным явлением, представляющим собой единство чувства, мысли и побуждения к действию. Это всегда готовность к определенному поведению, фактор предрасположенности субъекта по отношению к какому-либо объекту. Установка организуется на основе предшествующего опыта, под воздействием совокупности факторов реальной социальной среды, в которой формируется и функционирует личность. Однако, установка обладает свойством ситуативности, которое проявляется в том, что при резких изменениях социального окружения возможна не только перестройка, но и разрушение сложившейся установочной структуры. В превентивных целях необходимо учить детей выбору социального окружения, определению границ своей безопасности. Жизнь связана как с опытом страданий, так и опытом радости. “Жизнь кого-то из нас щадит, а с кем-то обращается беспощадно. Во втором случае жизнь дает больше опыта. Этот опыт сам по себе нейтрален к целям совершенствования. Он может вести с равной вероятностью по пути восхождения к индивидуальности, к совершенству или по пути деградации и распада. … Поэтому самосовершенствование - это прежде всего правильное использование опыта жизни” (Орлов Ю.М.) Другие интересные материалы:
|
|