Новости
 О сервере
 Структура
 Адреса и ссылки
 Книга посетителей
 Форум
 Чат

Поиск по сайту
На главную Карта сайта Написать письмо
 

 Кабинет нарколога _
 Химия и жизнь _
 Родительский уголок _
 Закон сур-р-ов! _
 Сверхценные идеи _
 Самопомощь _


Лечение и реабилитация наркозависимых - Нарком рекомендует Клинику

Лечение и реабилитация больных алкоголизмом - Нарком рекомендует Клинику
Решись стать разумным, начни!



Профилактика, социальная сеть нарком.ру





Опыт жизнедеятельности школьника как основание для анализа, рефлексии и оказания своевременной помощи

 
> Родительский уголок > Родители родителям > Опыт жизнедеятельности школьника как основание для анализа, рефлексии и оказания своевременной помощи

"Жизнь кого-то из нас щадит, а с кем-то обращается беспощадно. Во втором случае жизнь дает больше опыта. Этот опыт сам по себе нейтрален к целям совершенствования. Он может вести с равной вероятностью по пути восхождения к индивидуальности, к совершенству или по пути деградации и распада. … Поэтому самосовершенствование - это прежде всего правильное использование опыта жизни".

Шабалина В.В.

Употребление наркотиков подростками и молодежью представители различных психологических концепций связывают со стремлением убежать от реальности, а точнее, на какое-то время убегать от объективной реальности в субъективную. Значит, объективная реальность чем-то не устраивает потребителя наркотиков, и причины нужно искать в индивидуальном опыте жизни человека. Для школьников это, прежде всего, опыт в трех общностях: семья, сверстники, школа. Согласно концепции Колеченко А.К., социальные, биологические и духовные факторы воздействуют на психику человека, которая внешне проявляется в форме поведения. Но поведению предшествует работа психики: в ней оформляются мотивы (опредмечиваются потребности, за которыми часто стоят эмоции, такие как любопытство, интерес, скука, отчаянье и др.), мотив сопоставляется с ценностями, нормами и правилами. Мотив может не иметь своего воплощения в поведении, если оно вступает в конфликт с усвоенными ценностями, так как в этом случае мотив тормозится волей, т.е. личность проявляет ответственный выбор. Но мотив может реализоваться, в этом случае, допуск к совершению поступка дает установка, в основе которой лежат не только ценности, но и все то, что составляет личный опыт человека, в том числе и его предшествующее поведение.

Изучая социально-педагогические факторы, способствующие инициации употребления наркотиков школьниками, внимание, прежде всего, обращалось на опыт сопричастности школьника к проблеме наркотизации и его опыт жизнедеятельности в трех общностях: семьи, школы, круга друзей (в соответствии с направлениями психопрофилактики, выделенными С.А.Кулаковым) и на оценку этого опыта. Под опытом понимаетcя совокупность знаний, умений, навыков, вынесенных из жизни, практической деятельности и т.п. В философском понимании опыт – вся совокупность чувственных восприятий в процессе взаимодействия человека с внешней природой и составляющих источник и основу знаний о материальном мире.

Ниже представленные материалы являются результатом факторного анализа историй приобщения людей к наркотикам. Анализ был проведен, на основании данных интервью, опросников, писем подростков, находящихся в заключеиии, дневников школьников, отражающих путь вовлечения в наркотизацию, ранних воспоминаний пациентов клиник по лечению наркомании, сеансов психологического консультирования по проблеме употребления наркотиков детей и подростков в возрасте от 12 до 17 лет (N = 146).

Социально-педагогические факторы

Семья

  • Опыт наблюдения за употреблением членами семьи легальных психоактивных веществ (0.85).
  • Опыт семейной традиции изменять свое психическое состояние при помощи психоактивных веществ (0.79).
  • Опыт наблюдения за несоблюдением членами семьи социальных норм и правил (0.53).
  • Опыт проживания в неполной семье (0.53).
  • Опыт “холодных” отношений с родителями или одним из них (чаще с матерью) (0.38).
  • Опыт гиперопеки (0.29).
  • Опыт завышенных ожиданий родителей (родителя, чаще матери) по отношению к академическим успехам ребенка (0.44).
  • Опыт разрешения семейных конфликтов при помощи алкоголя или наркотиков (0.23).
  • Опыт вседозволенности (0.46).
  • Оценка опыта. Личный опыт пробы и дальнейшего употребления легальных психоактивных веществ, а затем наркотических.

Школа

  • Опыт академической неуспеваемости (0.22).
  • Опыт нарушения дисциплины (1).
  • Опыт неудовлетворительных взаимоотношений с учителями и администрацией школы (0.23).
  • Опыт неудовлетворительных взаимоотношений с одноклассниками (0.199).
  • Опыт наблюдения за учениками школы, употребляющими наркотики (0.49).
  • Опыт неэффективного разрешения конфликтов с педагогами школы и одноклассниками (0.157).
  • Оценка опыта и себя лично. Личный опыт пробы и употребления наркотиков, снижение мотивации к учению, потеря контроля над ситуацией школьной жизни.

Круг друзей

  • Опыт нарушений социальных норм и правил совместно с группой друзей (0.767).
  • Опыт наблюдения за друзьями и знакомыми, употребляющими наркотики (0.93).
  • Опыт наблюдения за проявлениями одобрения друзьями и знакомыми наркотизации (0.89).
  • Опыт неэффективного разрешения межличностных конфликтов в среде сверстников (0.32).
  • Оценка опыта. Личный опыт пробы и употребления наркотиков

Но точно такой же опыт есть у школьников, которые по-другому его оценивают и принимают другие, конструктивные решения в соответствии со сформировавшимися установками. Как одно из направлений предупреждения употребления подростками и молодежью наркотиков выступает психологической консультирование, позволяющее человеку пересмотреть свои взгляды на индивидуальный негативный опыт, сделать его источником развития, сформировать негативное отношение к наркотизации.

Любая установка является сложным явлением, представляющим собой единство чувства, мысли и побуждения к действию. Это всегда готовность к определенному поведению, фактор предрасположенности субъекта по отношению к какому-либо объекту. Установка организуется на основе предшествующего опыта, под воздействием совокупности факторов реальной социальной среды, в которой формируется и функционирует личность. Однако, установка обладает свойством ситуативности, которое проявляется в том, что при резких изменениях социального окружения возможна не только перестройка, но и разрушение сложившейся установочной структуры. В превентивных целях необходимо учить детей выбору социального окружения, определению границ своей безопасности.

Жизнь связана как с опытом страданий, так и опытом радости. “Жизнь кого-то из нас щадит, а с кем-то обращается беспощадно. Во втором случае жизнь дает больше опыта. Этот опыт сам по себе нейтрален к целям совершенствования. Он может вести с равной вероятностью по пути восхождения к индивидуальности, к совершенству или по пути деградации и распада. … Поэтому самосовершенствование - это прежде всего правильное использование опыта жизни” (Орлов Ю.М.)


Другие интересные материалы:
Видео выступлений на конференции «STATUS PRAESENS ПСИХИАТРИИ. МЕЖДИСЦИПЛИНАРНЫЙ КОНСИЛИУМ»
28-29 ноября 2019 года в Санкт-Петербурге,...

1...
N - энергия быдла


Среди лидеров богемы и культовых фигур...
Об одной старой методике, к ссожалению, недостаточно известной, чтобы, к счастью, не оказаться забытой


Неформальные группы в силу своих...
Социальное исключение и воспроизводство преступности
Проблема социального исключения – одна...

Современная криминология остается в...
Публичное пространство в дискурсе российского неоморализма
Статья посвящена анализу социального...

За последний год мне довелось принимать...
 

 
   наверх 
Copyright © "НарКом" 1998-2024 E-mail: webmaster@narcom.ru Дизайн и поддержка сайта Петербургский сайт