|
|
Ю. Валентик Базовая модель первичной профилактики зависимости от психоактивных веществ (ПАВ) должна быть реализована на региональном (местном) уровне с учетом его специфики, но на основе единых стандартов профилактики, поддерживаемых федеральным центром. Региональный (местный) компонент включает следующие составляющие: 1. Ведущаяся собственными силами профилактическая деятельность, то есть, опыт успешных оригинальных профилактических разработок. 2. Учет специфики региональных (местных) условий (климато-географических, демографических, социально-экономических, культуральных). 3. Кадровый потенциал специалистов, осуществляющих профилактическую деятельность. 4. Предшествующие позитивный и негативный опыт профилактической работы, установки и ожидания в обществе и в целевых группах. Федеральный компонент задает стандарт профилактической деятельности на основе следующих принципов: - координация профилактической работы в регионе специальной координационной группой, придерживающейся федеральных стандартов профилактики; - системная и дифференцированная работа со всеми контингентами (не имеющими опыта приема ПАВ, “экспериментаторами”, проблемными потребителями ПАВ) и во всех сферах профилактической деятельности, с охватом всех основных значимых других лиц; - сочетание инициирующих и поддерживающих профилактических интервенций; - обучающие циклы (“тренинг тренеров”, “равные – равным”); - саморазвитие и формирование актива во всех целевых группах; - циклическое расширение охвата; - оценка (мониторинг) ситуации и мониторинг эффективности профилактической программ. Первоочередная задача профилактики – работа с подростковым контингентом, так как именно в этом возрасте происходит массовое вовлечение в употребление ПАВ. Федеральные стандарты первичной профилактики зависимости от ПАВ осуществляются во всех основных сферах жизнедеятельности учащихся и должны включать следующие компоненты: 1. Учащиеся 1.1. Предоставление информации 1.1.1. О себе (потребностная характеристика). 1.1.2. О ПАВ. 1.2. Тренинг умений. Умения распознавать и удовлетворять собственные потребности. 1.2.1. Тренинг ассертивности. 1.2.2. Работа с агрессией. 1.3.Тренинг коммуникативных умений. 1.3.1. Базовые навыки общения. 1.3.2. Навыки общения со значимыми другими лицами (ЗДЛ). 1.4. Навыки совладания. 1.4.1. Психическая саморегуляция. 1.4.2. Проблемно-ориентированная психотерапия. 1.5. Дифференциация и санация. 1.6. Формирование актива. 2. Педагоги 2.1. Предоставление информации. 2.1.1. О себе (потребностная характеристика). 2.1.2. Об учащихся (потребностная характеристика). 2.1.3. О ПАВ. 2.3.Тренинг коммуникативных умений. 2.3.1. Тренинг профессионального общения. 2.4. Навыки совладания. 2.4.1. Психическая саморегуляция. 2.4.2. Проблемно-ориентированная психотерапия. 2.5. Коррекция “синдрома выгорания”. 2.6. Дифференциация и санация. 1.6. Формирование актива. 3. Родители. 3.1. Предоставление информации. 3.1.1. О семье. 3.1.2. О ПАВ. 3.2. Семейное консультирование. 3.2.1. Тренинг родительско–родительских отношений. 3.2.2. Тренинг родительско–детских отношений. 3.3. Дифференциация и санация. 1.6. Формирование актива. 4. Досуговые лидеры и иные ЗДЛ. 4.1.Образование контактных зон с возможностью консультирования и получения информации. 4.2. Стимуляция разрядочных видов деятельности. 4.3. Контроль “проПАВных” видов деятельности. 4.4. Развитие “контрПАВных” видов деятельности. 4.5. Развитие волонтерского движения. 4.6. Работа с лидерами. 1.6. Формирование актива. Другие интересные материалы:
|
|