Новости
 О сервере
 Структура
 Адреса и ссылки
 Книга посетителей
 Форум
 Чат

Поиск по сайту
На главную Карта сайта Написать письмо
 

 Кабинет нарколога _
 Химия и жизнь _
 Родительский уголок _
 Закон сур-р-ов! _
 Сверхценные идеи _
 Самопомощь _


Лечение и реабилитация наркозависимых - Нарком рекомендует Клинику

Лечение и реабилитация больных алкоголизмом - Нарком рекомендует Клинику
Решись стать разумным, начни!



Профилактика, социальная сеть нарком.ру





Теоретические основы психологического консультирования подростков, имеющих опыт зависимого поведения

 
> Родительский уголок > Родители родителям > Теоретические основы психологического консультирования подростков, имеющих опыт зависимого поведения

Зависимое поведение определяется, как поведение, над которым потерян контроль вследствие психической зависимости от какого-либо объекта. Обретение контроля над поведением связано с процессом самопознания, с активизацией таких функций сознания как целеполагание, оценка, самооценка, планирование и управление. Процесс самопознания реализуется методом психологического консультирования, Выделяются три теоретических основания психологического консультирования подростков: клиентоцентрированная терапия, мультимодальная терапия и терапия реальностью, в совокупности обеспечивающие анализ поведения, его оценку, планирование выхода из ситуации и его реализацию. Концепции и принципы выбранных подходов не противоречат друг другу в области понимания философии природы человека и могут быть интегрированы в общую модель психологического консультирования.

В. Шабалина

Целью данной статьи является обоснование теоретических оснований предупреждения развития зависимого поведения подростков методом психологического консультирования.

В соответствии с концепцией автора статьи зависимое поведение обусловлено психической зависимостью от какого-либо объекта и проявляется как потеря самоконтроля, обрести который человек не может самостоятельно. Под самоконтролем понимается способность индивида сдерживать нежелательные импульсы, проявления которых препятствуют осуществлению его деятельности, основанной на сознательном выдвижении тех или иных целей. Степень выраженности самоконтроля определяет возможность индивида справляться со стрессовыми ситуациями и преодолевать негативные ощущения и эмоции [2]. При сформировавшемся наркозависимом поведении потеря самоконтроля является следствием психической и физической зависимости. Для подростков с эпизодическим употреблением наркотиков потеря самоконтроля связана, прежде всего, с пребыванием в группе сверстников, употребляющих наркотики, и нежеланием прекратить употребление. Для предупреждения развития зависимого поведения в этом случае необходима психологическая работа как по формированию мотивации отказа от употребления, так и по приобретению опыта контроля над своим поведением. При этом, необходимо активизировать такие функции сознания как целеполагание, оценка и самооценка, планирование и управление. Особенностью подросткового возраста является потребность подростков в самопознании и самоидентификации, что способствует проявлению интереса к анализу собственных жизненных ситуаций.

Основным методом реализации такой работы выступает психологическое консультирование. Процесс психологического консультирования строится с опорой на доверительные отношения с клиентом. В случае употребления подростками наркотиков такого рода отношения сохраняются, как правило, только в наркотизированной среде (за пределами которой – конфликты). Шанс получить правдивую информацию появляется только в ситуации безусловного принятия подростка, построения доверительных отношений с ним и их поддержки на протяжении всего процесса взаимодействия с подростком. Принципы построения таких отношений сформулированы в терапии, центрированной на личности, основополагающими из них являются уважение и интерес к человеку как личности, а не как к материалу для воздействий [9].

Для психолога, проводящего психологическое консультирование подростка, употребляющего наркотики, важно сформировать или усилить мотивацию отказа от наркотиков. Без доброй воли подростка, даваемые психологом (или любым другим специалистом) рекомендации не будут востребованы. Оценка настоящего поведения как неэффективного, только тогда станет возможной, когда подросток осознает, как его поведение изменило все сферы его жизнедеятельности, как его зависимость изменила отношения со значимыми людьми, исказила мышление и образ себя. Для этого необходим мультимодальный подход к исследованию проблемы, который позволит подвести подростка к оценке, ключевой психической функции, и только затем к составлению плана выхода из ситуации. Мультимодальный подход А.А.Лазаруса позволяет исследовать жизнедеятельность клиента в разных ее сферах, выявить проявление в них специфической проблемы клиента и установить связи между ними [8].

Принятие подростком решения отказаться от наркотиков не дает гарантии, что он это сделает. Необходима установка на последовательный выход из состояния наркотизации с опорой на план, который подросток разработает вместе с психологом и согласится его выполнить. Работа в этом направлении может быть организована в соответствии с логикой терапии реальностью, как ориентировочной основы для формирования ответственного выбора и претворения его в жизнь [6]. Ответственный выбор требует учета интересов других людей, исследования альтернатив, оценки текущего поведения и прогноза будущего.

Таким образом, модель психологического консультирования подростков, употребляющих наркотики, имеет три теоретических основания: клиентоцентрированную терапию, мультимодальную терапию и терапию реальностью. Обоснуем возможность их интеграции.

Клиентоцентрированная терапия акцентирует позитивный взгляд на природу человека, что отражено в структурном компоненте этого подхода - теории личности и поведения. Подход фокусируется на переживаниях, связанных с настоящим моментом жизни, обучении принятию себя и выбору путей изменения. Все положения теории личности и поведения сфокусированы на клиенте и его системе ценностей. Работая в режиме клиентоцентрированной терапии, психолог опирается на следующие положения философии природы человека:

  • Человек функционирует как совокупный организм, и любое изменение в одной из его структур может вызвать изменения в других (физических, психологических, поведенческих и т.п.).
  • Индивиды имеют свое собственное феноменальное поле, которое является для них реальностью. Люди взаимодействуют со средой посредством своего феноменального поля, что способствует развитию личностной «Я»- концепции.
  • «Я»-концепция, это познанный смысл себя. Она зависит от позитивного отношения, уважения, испытываемого человеком со стороны внешнего мира. Обычно - со стороны значимых других.
  • Любой опыт, несогласованный с «Я» концепцией, воспринимается как угроза, хотя каждый может научиться быть гибким и принимать окружающую реальность, с которой приходится сталкиваться ежедневно.
  • Конфликты возникают тогда, когда внешние события не конгруэнтны «Я» концепции. Тревожность возрастает, реакции на окружающую реальность могут быть лучше или хуже в зависимости от способностей человека принимать, сотрудничать, приспосабливаться и объединяться c другими людьми [3].

Для клиентов, находящихся в кризисе, терапия успешно применяется в начале психотерапевтического процесса. Однако использование только клиентоцентрированной терапии не решает специфической проблемы клиента, хотя отношения, акцентируемые в подходе, безусловно, окажут психотерапевтическое влияние на него. В предлагаемой модели психологического консультирования подростков, употребляющих наркотики, клиентоцентрированная терапия является доминирующей на начальном этапе в ходе создания доверительных отношений, а в ходе последующего взаимодействия используется для их поддержки, но уже не как доминирующая, а лишь дополняющая.

Мультимодальная терапия представляет собой открытую психотерапевтическую систему, приветствующую технологический эклектизм. Разрабатывая мультимодальную терапию, А.А.Лазарус выдвинул основополагающее утверждение: индивиды испытывают множество специфических проблем, и поэтому для их решения необходимо применять множество стратегий, ведущих к изменениям в жизни клиента; любая проблема охватывает все важнейшие сферы человеческой психики и вызывает специфические нарушения в каждой из них. Следовательно, для успеха терапии необходима система воздействий на нарушения каждой сферы. Сущностью мультимодальной терапии является предположение, что комплексная личность человека может быть исследована в семи областях его функционирования: поведение, эмоции, чувства, ощущения, образы, когниции, межличностные отношения, биологическое существование, включая прием медикаментозных средств, наркотиков и т.п. Мультимодальная терапия опирается на пять принципов:

  • Люди действуют и взаимодействуют через семь областей, модальностей.
  • Эти области внутренне связаны друг с другом и вместе составляют интерактивную систему.
  • Точная оценка ситуации достигается путем систематичного оценивания каждой модальности и связей между ними.
  • Разумным подходом в работе с клиентом является специфическая коррекция значимой проблемы через все модальности.
  • Психологические расстройства являются продуктами противоречивых чувств, неправильной информации, недостатка умений общаться с другими людьми, внешних стрессоров и экзистенциональных проблем [8].

Первые три принципа мультимодальной терапии соответствуют первому положению клиентоцентрированной терапии, третий принцип определяет требование решать проблему клиента комплексно. Пятый принцип согласуется с пятой предпосылкой: в обеих терапиях, по сути дела, идет речь о конфликтах со средой и необходимости социальных умений. Поэтому, не смотря на то, что терапии разработаны в разных подходах, их концепции, принципы не противоречат друг другу и могут быть интегрированы в общую модель психологического консультирования.

Для подростка, имеющего опыт употребления наркотиков, важно показать связь между тем, что он делает, и изменениями, происходящими во всех сферах его функционирования. Предполагается, что осознание этой связи будет способствовать формированию мотивации отказа от наркотиков и установки на жизнь без наркотиков. Выход на ответственный выбор и альтернативу поведению, не дающему человеку жить благополучно, может быть найден на основе терапии реальностью, которая акцентирует ответственность человека за свою жизнь. Поведение человека рассматривается, как попытка реализовать свое желание, целенаправленно уничтожить разницу между тем, что у человека есть, и тем, чего он хочет достичь. Терапия реальностью опирается на следующие положения:

  • Мы сами себя создаем и несем ответственность за свою жизнь, в том числе, за свой характер, за поведение, за то, кем мы стали.
  • Так как выбор всегда за нами, то мы отвечаем за то, что мы думаем, чувствуем и делаем, за состояние нашего тела.
  • Поведение направлено на удовлетворение базовых потребностей: принадлежать, властвовать, быть свободными, развлекаться и физически выжить. Эти потребности регулируют наше поведение.
  • Потребности необходимо удовлетворять таким образом, чтобы при этом не страдали другие люди.
  • Каждый человек реагирует на внешние стимулы, исходя из своих ценностных ориентаций.
  • Человек стремится к тому, чтобы внешний мир как можно больше соответствовал его внутреннему миру [7].

Общая цель терапии – помочь людям найти лучшие пути удовлетворения своих потребностей. Терапия направлена на то, чтобы дать клиенту психологическую силу принять ответственность за свою жизнь; помочь клиенту научиться жить более эффективно; помочь восстановить контроль над своей жизнью. Терапия реальностью стимулирует исследование того, что клиент делает, думает и чувствует, что он планирует для организации эффективной жизни. Процедура терапии реальностью может быть кратко описана последовательностью слов: желания, действия и их направление, оценка своих действий и план, который клиент соглашается выполнять [6].

В терапии реальностью поведение, чувства и мысли исследуются взаимосвязанно, что согласуется как с клиентоцентрированной терапией К.Роджерса, так и с подходом, созданным А.А.Лазарусом. Интегрируя подходы, мы добиваемся адекватной оценки подростком своего поведения. Акцент делается на осознание негативного влияния зависимого поведения на все сферы его жизни и жизни окружающих людей, которых он лишает выбора – заболеть или оставаться здоровыми.

Большинство исследователей в области наркозависимого поведения отмечают гнетущее состояние, высокую тревожность [4] и эмоциональную нестабильность лиц, употребляющих наркотики [5]. Психологические особенности лиц, употребляющих наркотики, позволяют считать целесообразным включение в модель психологического консультирования этапов обеспечения комфортного состояния и прилива сил с применением упражнений психофизической регуляции [1].

В соответствии с проведенным анализом, в модели психологического консультирования подростков, имеющих опыт зависимого поведения, выделяются следующие этапы:

  • Установление доверительных отношений.
  • Обеспечение комфортного состояния.
  • Мультимодальное исследование в сотрудничестве с подростком того, что он делает и к чему это его ведет. Поиск резервов личности.
  • Планирование выхода из ситуации.
  • Оказание помощи в реализации плана.
  • Психофизическая регуляция, обеспечивающая прилив сил.

Эта модель отражает основные этапы индивидуального психологического консультирования подростка по проблеме зависимого поведения. От сессии к сессии меняется конкретное содержание каждого этапа, меняется отношение ребенка к проблеме и к тому, что происходит в совместной работе с психологом. Модель психологического консультирования подростков развивается в соответствии с логикой: от состояния стресса к состоянию относительного комфорта; от чувств к мыслям; от осознания ситуации к оценке поведения; от оценки поведения к мотивам его изменения; от мотивов изменения к плану выхода из ситуации; от простого плана к более сложному; от мыслей к образу себя; от нового видения себя к новому поведению.

При проведении индивидуального психологического консультирования подростков по проблеме зависимого поведения, в соответствии с эклектизмом выбранной теоретической основы, могут быть использованы любые техники и упражнения из других психотерапевтических подходов. Основным требованием является их целесообразность для решения проблемы клиента и компетентность психолога в их использовании.

ЛИТЕРАТУРА

  1. Калинаускас И. Жить надо! СПб.: Медуза, 1984
  2. Кондаков И.М. Психология. Иллюстрированный словарь. – СПб.: «Прайм – ЕВРОЗНАК», 2003
  3. Роджерс. К. Клиентоцентрированная терапия. М., К.,: «Рефл-бук» «Ваклер», 1997.
  4. Хорни К. Невротическая личность нашего времени: Самоанализ. М.: «Ювента», 2000
  5. Coleman J.C. Abnormal psychology and modern life. Glenview, 1976.
  6. Glasser W. Control theory-reality therapy workshop. Los Angeles, 1986.
  7. Glasser W. Reality therapy. NY, 1965.
  8. Lazarus A.A. Multimodal therapy: In R. Corsini & D.Wedding (Eds), Current psychotherapies (5th ed.). Itaska, 1995. P. 322–355
  9. Rogers C.R. The underlying theory: Drawn from experiences with individuals and groups // Counseling and Values, 1987, 32 (1), P. 38–45

THE THEORETICAL BASICS FOR COUNSELING ADOLESCENTS WITH DEPENDENT BEHAVIOR EXPERIENCE

V.V.SHABALINA

Dependent behavior is determined like behavior under which control has been lost because of dependency from an object. In order to return the ability to control their behavior adolescents need psychological help in the form of counseling. The process of self-control gaining is provided by such cognitive activity like setting goals, assessment and self-evaluation, planning and self direction. According to this activity three theoretical basics have been integrated in model of counseling: client centered therapy, multimodal therapy and reality therapy. The integration is possible because of common points of view in the field of human nature philosophy declared in their concepts and principles


Другие интересные материалы:
Снижения вреда при алкогольных проблемах: расширение возможностей лечения
Стратегия снижения вреда предлагает не...

Среди более 2 млн. зарегистрированных в РФ...
Зависимость от транквилизаторов и снотворных


Р. Шейдер, Д. Гринблат, Д. Сироло I ....
Конструирование девиантности: проблематизация проблемы
Каждое общество имеет ту преступность...

Девиантность создается обществом....
Целевая программа... Замечания и предложения...
Так случилось, что питерские власть...

Так случилось, что питерские власти...
Cексуальное воспитание и профилактика ВИЧ во Франции
Одна из приоритетных задач, которые...

Одна из приоритетных задач, которые...
 

 
   наверх 
Copyright © "НарКом" 1998-2024 E-mail: webmaster@narcom.ru Дизайн и поддержка сайта Петербургский сайт