|
Тева Кумар Ирина Меня будто нет https://www.chitai-gorod.ru/
|
Одна из приоритетных задач, которые ставит перед собой российское государство, – борьба со СПИДом. На эти цели впервые выделены большие деньги. Но как их будут тратить? Разумные люди (и страны), оказавшись перед лицом новой большой проблемы, обычно начинают с того, что изучают опыт тех, кто столкнулся с этим явлением раньше и добился определенных положительных результатов. И. Кон Одна из приоритетных задач, которые ставит перед собой российское государство, – борьба со СПИДом. На эти цели впервые выделены большие деньги. Но как их будут тратить? Разумные люди (и страны), оказавшись перед лицом новой большой проблемы, обычно начинают с того, что изучают опыт тех, кто столкнулся с этим явлением раньше и добился определенных положительных результатов. На кого равняться? Мировой опыт однозначно говорит, что главным звеном профилактики СПИДа является сексуальное образование молодежи. Российские политики и СМИ с этим не согласны. Если верить председателю комиссии по здравоохранению и охране общественного здоровья Мосгордумы Людмиле Стебенковой, передовые западные страны, прежде всего США, давно уже отказались от идеи «безопасного секса», которого вообще «не бывает», в пользу принципа полного воздержания до брака. Особенно опасно – доверяться презервативам. Учебник «Биология. Человек» для 8 класса предупреждает: «Последнее время в СМИ много говорят о том, что нужно пользоваться мужскими презервативами (кондомами). Но важно помнить: полной гарантии от заболевания они тоже не дают. Медики считают, что вирусы настолько мелки, что могут проникнуть и сквозь резину». Если под словом «безопасность» понимать абсолютную гарантию, то таковой в мире вообще не существует. С тем же успехом можно объявить самообманом безопасность уличного движения и признать бесполезным обучение детей соответствующим правилам, порекомендовав им просто не садиться за руль и вообще не выходить на улицу. Этак можно договориться, особенно в свете Беслана, до того, что и государственная безопасность невозможна, а содержание наших дорогих и любимых органов (неполовых) - пустая трата народных денег. Никто в мире так, разумеется, не рассуждает. Поддержка администрацией Джорджа Буша программ сексуального воздержания до брака, аж до 29 лет (!), мотивируется не несовершенством презервативов - как сказал выдающийся американский социолог Айра Рисс (Ira Reiss), предсказавший сексуальную революцию 1960-х гг., презервативы рвутся значительно реже, чем обеты воздержания, - а соображениями нравственности. Весь вопрос в том, насколько эффективны эти программы? Сексологи всего мира, включая США, отвечают на этот вопрос отрицательно. Американская общественная организация «Защитники молодежи» с 1998 г публикует в Интернете сайт http://www.advocatesforyouth.org/ , где сравниваются показатели сексуального здоровья подростков в США, Германии, Франции и Нидерландах, и европейские результаты неизменно выше. Сравнив некоторые показатели проведенного фирмой Дюрекс в 2005 г. глобального сексуального опроса, в котором участвовали 317 тысяч взрослых мужчин и женщин из 41 страны (www.durex.com/cm/gss2005results.asp ), по США и Франции, я пришел к тем же выводам. Судите сами. Половую жизнь американцы начинают раньше французов – в 16.9 года, против 17.2 лет. Хотя французы занимаются сексом чаще американцев (120 раз в год против 113), среднее число сексуальных партнеров у них меньше (8.1 против 10.7). Порнографию они смотрят реже (33% против 53%). Одноразовый секс здесь тоже встречается реже (42 % против 50 %). Опыт незащищенного секса имели 51% американцев (на 4% выше среднемирового показателя) и 42% французов. Число незапланированных беременностей до 16 лет у американских и французских респондентов соотносится как 4:1, в 17-18 лет – как 5 : 3, в 19 лет и старше – как 13 : 5. Заболеваниями, передаваемыми половым путем (ЗППП), страдали 13% американцев и 9% французов. Садомазохистским сексом занимались 5% французов и 10% американцев. Занимались сексом непосредственно в школе (!) 9% французов и 20% американцев, а «перед камерой» соответственно 11% и 21%. О статистике браков и разводов и говорить нечего… Состоянием своего сексуального образования французы удовлетворены больше, чем американцы. Не совсем одинаково понимают они и задачи воспитания молодежи. На вопрос «К чему следует поощрять молодых людей?» 71% американцев и 91% французов ответили «Заниматься более безопасным сексом» (в среднем по мировой выборке этот вариант выбрали 74%). «Регулярно проверять здоровье» молодым людям рекомендуют 14% американцев и 6% французов (в среднем по выборке 16%), а «Воздерживаться от секса до брака» - 14% американцев и 2% французов (в среднем по выборке - 8%). Так что мнение г-жи Стебенковой о предпочтительности полового воздержания «безопасному сексу» в современном мире явно непопулярно, и не только среди подростков и сексологов… Почему же европейская сексуальная статистика лучше американской? «Защитники молодежи» объясняют это разницей социальной политики. По их словам, в Западной Европе, в отличие США, – взрослые уважают молодежь и верят, что она может действовать ответственно; – в основе сексуальной политики лежат научные данные, а не интересы политических и религиозных групп; – в борьбе трудностями и болезнями используются реальные меры, включая широкий доступ к образованию, контрацепции и т.д.; – СМИ выступают не как противник, а как союзник государства, соответствующие компании ведутся с юмором, а не путем запугивания и обмана; – благодаря национальной службе здравоохранения , молодежь имеет доступ к бесплатной или недорогой контрацепции; – сексуальное образование не обязательно является отдельным предметом, оно может быть включено в другие школьные предметы и проводится на всех этапах обучения; – педагоги дают точную и полную информацию на возникающие у учащихся вопросы; – семьи открыто и честно обсуждают с подростками проблемы сексуальности и поддерживают педагогов и медиков в формировании сексуальной культуры; – взрослые считают интимные сексуальные отношения нормальными и естественными для старших подростков, видя в них компонент эмоционального и здорового созревания, а подростки считают глупым заниматься сексом без предохранения; – сексуальная мораль подкрепляется индивидуальной этикой, включающей ценности ответственности, уважения, толерантности и равенства; – Франция, Германия и Нидерланды стараются учитывать культурное многообразие, применительно к иммигрантам, ценности которых могут отличаться от культуры большинства. Но может быть «защитники молодежи» ошибаются, тем более что речь идет о разных странах, с разными культурами и традициями? Я решил проверить их мнение на примере дружественной нам Франции. Найти готовую обобщенную информацию о французском сексуальном воспитании непросто. Редактор авторитетной Международной энциклопедии сексуальности Роберт Франкур (Francoeur) рассказывает, что он десять лет тщетно искал автора главы о Франции. Лишь в 2002 г., ко второму изданию справочника, Мишелю Меньяну (Meigniant) удалось сколотить коллектив из 8 авторов, но раздел о сексуальном образовании и воспитании в главе практически отсутствует (1). Наиболее серьезные аналитические и исторические работы по этим вопросам, причем в высшей степени критические, появились только в 2005 г. (2, 3) Благодаря любезной помощи французских научных учреждений (4) и коллег (5), мне удалось не только достать и прочитать относящуюся к этой теме научную литературу и многочисленные официальные документы, но и бегло ознакомиться с положением дела непосредственно в Париже. И вот какое впечатление у меня сложилось. Французская сексуальная культура и школьное образование (исторический очерк) Французы издавна, как минимум - с эпохи Возрождения, имеют репутацию весьма сексуальной нации. Любовь и эротика для галантной Франции абсолютно естественны и органичны. “В чем повинен перед людьми половой акт – столь естественный, столь насущный и столь оправданный, - что все как один не решаются говорить о нем без краски стыда на лице и не позволяют себе затрагивать эту тему в благопристойной беседе? Мы не боимся произносить: убить, ограбить, предать, - но это запретное слово застревает у нас на зубах. Нельзя ли отсюда вывести, что чем меньше мы упоминаем его в наших речах, тем больше останавливаем на нем наши мысли?» - язвительно спрашивал в XVI веке Мишель де Монтень (6) Поэзия средневековых трубадуров, стихи Франсуа Вийона, сочинения Брантома и Франсуа Рабле наполнены веселой, озорной эротикой, уходящей своими корнями в народную культуру. Французская литература и изобразительное искусство XVII –XVIII вв. славились на всю Европу культом женщины, любовной лирикой и изысканным эротизмом. Достаточно вспомнить «Нескромные сокровища» Дени Дидро или «Опасные связи» Шодерло де Лакло. Кроме легальной, «приличной» литературы, широкой популярностью в образованных слоях общества пользовались запрещенные цензурой сочинения так называемых либертинов, вроде маркиза де Сада. В XIX в. существенные новые грани в понимание любви, сексуальности и «воспитания чувств» внесли французский романтизм и критический реализм (Оноре де Бальзак, Эмиль Золя, Гюстав Флобер, Ги де Мопассан и многие другие). Французская любовно-эротическая культура оказала сильное влияние и на другие народы. Русские дворянские мальчики второй половины XVIII – начала XIX вв. учились «искусству любви» прежде всего по французским романам. По признанию известного мемуариста XVIII в Андрея Болотова, первое «понятие о любовной страсти, но со стороны весьма нежной и прямо романтической», он получил из переводного французского романа «Эпаминонд и Целериана»; однако французские романы не только «не сделали [ему] ничего худого», но научили различать пороки и добродетели и смотреть на все «благонравнейшими глазами» (7) Позже Пушкин скажет об этом в «Евгении Онегине» (глава 1, строфа IX): Нас пыл сердечный рано мучит. Очаровательный обман, Любви нас не природа учит, А Сталь или Шатобриан. Как и всюду, по поводу эротических (или казавшихся таковыми) произведений нередко возникали скандалы. В 1857 г. во Франции состоялось два судебных процесса. Автор «Госпожи Бовари» был оправдан, ибо «оскорбляющие целомудрие места», «хотя и заслуживающие всяческого порицания, занимают весьма небольшое место по сравнению с размерами произведения в целом», а сам «Гюстав Флобер заявляет о своем уважении к нравственности и ко всему, что касается религиозной морали» (8). Напротив, Шарль Бодлер был осужден, и цензурный запрет на 6 стихотворений из «Цветов зла» был снят лишь в 1949 году. Индивидуализм и рационализм французской культуры и принцип невмешательства государства в частную жизнь не позволяли католической церкви запретить сексуальный дискурс, тем более, что он отлично уживался с традиционными «семейными ценностями», которые во Франции всегда почитались. Считалось, что тайны интимной жизни каждый открывает сам для себя, а любое вмешательство в нее, будь то внешний контроль или обязательное обучение, недопустимо. Однако – и это очень важно! - развитое эротическое сознание во Франции, как и везде, было преимущественно достоянием социальных верхов. Традиционный крестьянский быт всюду одинаково несовместим как с сексуальным невежеством, так и с развитой эротикой. В описанной Марселем Эме французской деревне начала XX в., мальчики-подростки много говорят о сексе и экспериментируют с ним. «По окончании занятий в школе они собирались вместе, меряли травинками свои пенисы или же, захватив врасплох между двумя изгородями какую-нибудь девчонку, заставляли ее заголяться. Все это предрасполагало к комментариям, которые и лились, как из фонтана, один похабнее другого». Взрослым крестьянам не до эротических изысков: «Когда ты вынужден работать в поте лица, чтобы прокормиться от клочка земли, то не существует ни четырнадцати способов, ни двенадцати, ни шести; существует только один способ, да и о нем-то вспоминаешь нечасто. Клакбюкские мужчины забывали не только об уловках их юных лет, они забывали также и про то, что любовные наслаждения занимают большое место в играх их детей; или, скорее, притворялись, что забывали» (9). Религиозные запреты не мешали представителям господствующих классов разнообразить свою сексуальную жизнь, но полностью блокировали сексуальное просвещение детей и подростков. Особенно сложным было положение девочек, которых в дворянской и буржуазной среде вплоть до ХХ в. старались держать в полном сексуальном невежестве. Перед свадьбой мать или кто-то из старших родственниц рассказывал девушке, что ожидает ее на брачном ложе, но часто этот рассказ был непонятным и сбивчивым: «…Мать говорила ей что-то туманное, отвлеченное, ненужное, упоминала о каких-то тайнах жизни, не объясняя, в чем они состоят, советовала ей быть покорной, ничем не возмущаться, не думать, что ее муж внезапно сошел с ума. «То, что доставляет мужу удовольствие, – сказала госпожа Клавье в заключение, – для жены только обязанность. Ну, теперь ты все знаешь» (10). Углубленное, по архивным данным, историческое исследование повседневной жизни французов второй половины Х1Х – первой половины ХХ в. рисует ужасающую картину сексуального невежества и связанных с ним страхов, трагических ошибок и злоупотреблений (11). В ходе истории сексуальное поведение и ценности французов изменялись. Их поведение становилось более раскованным, а дискурс – более откровенным и, самое главное, более многообразным. Это стимулировало философскую рефлексию. Ведущие французские философы ХХ в. – Жорж Батай, Мишель Фуко, Жак Деррида. Жан Бодрийяр и другие много писали о проблемах эротики и сексуальности. Французская историческая наука заняла ведущее место в мире по изучению истории частной жизни (12), брака и семьи, тела (13), любви и сексуальности (14). Многие британские и американские ученые также предпочитали изучать эти сюжеты на французском материале. Повышение степени индивидуальной автономии, неэффективность и рассогласованность традиционных институтов гендерной социализации (семья, школа, церковь, общество сверстников, средства массовой информации т.д.) и несовпадение контекстов, в которых рассматривается сексуальное поведение (демографический, медицинский, юридический, моральный и религиозный дискурс), актуализировали и социально-педагогические проблемы - чему, где и как следует учить подрастающее поколение (Фуко называет это «педагогизацией сексуальности»). Если не ошибаюсь, первая серьезная междисциплинарная дискуссия о необходимости систематического сексуального воспитания и образования детей состоялась во французском Философском обществе в 1911 г., причем врач д-р Долери доказывал необходимость «рационального воспитания», а социолог Эмиль Дюркгейм, который был также профессором педагогики и моральной философии, ему возражал, подчеркивая опасность биологизации и опошления сексуальности и делая акцент на моральных ценностях (15). Абстрактно-теоретически Дюркгейм был прав, об опасности «медикализации» сексуальности и полового воспитания социологи (и не только французские) говорят и сегодня (16). Но за рассуждениями Дюркгейма стояли прежде всего опасения, как бы чего не вышло. Вполне понятное стремление родителей и учителей уберечь детей от «опасной» и «нежелательной» сексуальной информации практически оборачивалось нежеланием осознать и принять на себя ответственность за происходящее: мы их этому не учили, поэтому мы ни за что не отвечаем, но никого другого в эту сферу жизни не пустим! Поучительная книга социолога Клода Лельевра и юриста Франсиса Лека «Учителя, школа и сексуальность» (2005) – это история не столько преподавания сексуальности (чего не было, того не было), сколько сексуальных покушений на детей со стороны учителей и связанных с этим скандалов, в основе которых лежало полное отрицание сексуальности как учителей, так и учеников. Пока школа была однополой и церковной, главными героями сексуальных скандалов были священники. Хотя церковь и консервативные круги поддерживали вокруг фактов совращения детей священниками заговор молчания, периодически его прорывали громкие судебные процессы. Например, в 1863 г. некий брат Колино был осужден за развратные действия с 16 мальчиками, часть которых были моложе 11 лет. На влюбленности и романы между мальчиками общество предпочитало закрывать глаза, но они ярко описываются во французской классической литературе, например, в творчестве Роже Мартен дю Гара, и во многих «школьных» романах, включая автобиографические «Особенные дружбы» Роже Пейрефита и «Мальчиков» Анри де Монтерлана . Завершившийся в 1960-70х годах переход от раздельного обучения к смешанному поставил школу перед новыми проблемами, такими как любовные отношения между мальчиками и девочками и между учителями и их воспитанниками. Хотя последнее считалось абсолютно недопустимым и подпадало под статью уголовного кодекса, не все такие случаи можно было трактовать как «совращение». В конце 1960-х годов трагическая история любви 31-летней учительницы Габриэль Рюссье и 16.5 летнего лицеиста Кристиана Росси вызвала скандал национального масштаба и даже послужила основой замечательного фильма Андре Кайятта «Умереть от любви?» с великой Анни Жирардо в главной роли. У нас этой теме было посвящено прекрасное стихотворение Андрея Вознесенского. До тех пор, пока общество пыталось просто «заклясть» подростковую сексуальность, а в учителях видело стражей порядка либо потенциальных соблазнителей, ни о каком серьезном сексуальном воспитании и даже о неформальном общении на эту тему между учителями и учениками не могло быть и речи. Это было опасно и нежелательно для обеих сторон. Распространение сексуальной информации в школе было законодательно запрещено в 1920 г., и этот запрет просуществовал до конца 1960-х годов. Разумеется, в преподавании биологии (науки о жизни) школа не могла уклониться от проблем репродукции, но они раскрывались на примере растений (те самые тычинки и пестики, по поводу которых мы хихикали в нашем довоенном 5-м классе!) или, в крайнем случае, лягушек и птиц. Лишь в 1966 г. Министерство просвещения сделало смелый шаг вперед, рекомендовав школам рассматривать репродукцию на примере мышей. В начале 1970-х в школьных учебниках появились рисунки спаривающихся лягушек и лошадей, но в схематических изображениях человеческого тела половые органы отсутствовали. И это в стране, где обнаженное тело издавна было любимым предметом живописи и скульптуры! В музее и на улице – сколько угодно, но в классе – ни-ни… Тем временем жизнь развивалась, а подростковая сексуальность молодела, порождая новые проблемы. В 1967 г во Франции была легализована контрацепция. Возник вопрос: кто будет учить ею пользоваться? Поскольку главными жертвами сексуального невежества были женщины, за сексуальное образование стали бороться женские организации. Важной вехой социальных перемен стала студенческая революция 1968 года, проходившая, в частности, под лозунгами сексуальной свободы. Бунтующие студенты и старшеклассники увлекались книгами Герберта Маркузе и Вильгельма Райха. Некоторые учителя, вопреки запретам начальства, позволяли лицеистам обсуждать такие книги в классе, на что их противники говорили, используя фрейдистскую терминологию, что «школа основана на принципе реальности, а не на принципе удовольствия» (17). Хотя студенческая революция существенно изменила отношение французского общества к сексуальности, сделав его более открытым и реалистичным, в школьных программах и учебниках это не отразилось. Школа по сути своей – институт консервативный. К тому же над общественным сознанием все еще довлело старое представление о школе как о храме или убежище, наподобие монастыря, где не должно быть ничего «нечистого», и наивная презумпция «невинности» (= асексуальности) ребенка, которого знания только развращают. То и другое явно имело религиозные истоки. Постепенно картина менялась. Под давлением критики со стороны видных философов и ученых было решено, наконец, включить в школьную программу изучение репродукции человека. 11 июля 1973 г. Министерство здравоохранения создало из представителей ряда общественных организаций (включая Движение планирования семьи) и врачей Высший совет по сексуальной информации (Conseil Supérieur de l’Information Sexuelle), поручив ему общее идейное руководство регулированием рождаемости и ориентированием семейного воспитания. 23 июля 1973 г. министр просвещения Жозеф Фонтане издал приказ, разрешивший включение «сексуальной информации» в курсы биологии в средней школе, правда, факультативно, вне основного учебного плана. Понятие «сексуальной информации» подчеркивало ее «строго научный» характер, а в разговорах о «сексуальном воспитании» сквозила озабоченность соотношением сексуальности и традиционных семейных ценностей. Это была типичная попытка налить новое вино в старые меха. В 1976 г. учебный план подвергся доработке, но сексуальность по-прежнему сводилась к репродукции, а та – к анатомии и физиологии. Самые острые вопросы, вроде отношения к абортам и регулирования рождаемости, обходились молчанием. Сегодня специалисты определяют факультативное сексуальное просвещение как «тридцать лет провалов». То, чего не смела и не умела школа, начали делать частные издательства и организации. В 1973 г. издательство Ашетт выпустило хорошо иллюстрированную недорогую «Энциклопедию сексуальной жизни. От физиологии к психологии» в пяти томах, из которых первый был предназначен для семейного чтения с детьми от 7 до 9 лет, а последний – для взрослых. Издание вызвало восторженные отзывы ученых, включая двух лауреатов Нобелевской премии по медицине, и прессы всех направлений, от католиков до коммунистов: «В тот момент, когда для нашей страны, наконец, кончается долгая ночь невежества в проблемах половой жизни, появление столь замечательной энциклопедии – это событие». (18) В последующие годы во Франции появилась масса других, специально рассчитанных на подростков, популярных изданий, в которых речь идет не только о деторождении, но и о «сексуальном удовольствии», присутствуют подробные описания и фотографии реальных половых органов и т.д. и т.п. ВИЧ-инфекция и новая стратегия «воспитания сексуальности» Реальный сдвиг принесла эпидемия СПИДа. В 1980-х годах не только медикам, но и политикам стало ясно, что речь идет не просто о здоровье, а о физическом выживании нации, и сексуальная безопасность требует подготовки и образования. В 1987 г. впервые была разрешена реклама презервативов не только в качестве контрацепции, но и как средства профилактики заболеваний, передаваемых половым путем (ЗППП). В конце 1980-х годов я своими глазами видел в Париже сенсационную телепередачу, в которой знаменитейшие французские артисты объясняли публике, как пользоваться презервативами, добавляя, что их можно использовать и в эротической игре. До эпидемии подобное было немыслимо. Появилось новое понимание ответственного секса. Начались систематические национальные исследования сексуального поведения и установок взрослого населения (19) и специально подростков (20 ), результаты которых серьезно и доброжелательно обсуждались в СМИ. Привлекли к себе внимание и группы риска, включая гомосексуалов. Однополая любовь во Франции перестала быть уголовным преступлением еще в 1810 г, но геевские организации оставались маргинальными. Теперь общество поняло, что без сотрудничества с ними эффективная борьба с эпидемией невозможна. По приглашению выдающегося социолога Микаэля Поляка я присутствовал на конференции в Министерстве труда, где впервые было объявлено о сотрудничестве правительства и геевских организаций в деле борьбы со СПИДом, которое успешно развивается по сей день. Однако в школьных программах и учебных планах все оставалось, как во времена Жозефа Фонтанэ. Качественные сдвиги начались в лишь 1996-98 гг., когда вместо прежних понятий «сексуального воспитания» и «сексуальной информации» в официальных документах появилось понятие «воспитания сексуальности» (L’éducation à la sexualité). «Главная задача воспитания сексуальности – обеспечить учащимся возможность узнать и понять различные стороны как сексуальности вообще, так и их собственной сексуальности, в духе уважения индивидуальности и права на интимность. Это воспитание, основанное на гуманистических ценностях толерантности и свободы, уважения и к себе и к другому, должно кроме того помочь учащимся положительно интегрировать установки индивидуальной, семейной и социальной ответственности» По Закону № 2001-588 от 4 июля 2001 г., информация и воспитание сексуальности распространяются в школах, коллежах и лицеях в виде как минимум трех ежегодных циклов среди возрастно-однородных групп детей. В начальной школе оно осуществляется учителями в рамках общих школьных программ, а в коллежах и лицеях для проведения занятий приглашаются специально подготовленные преподаватели. Конкретизирующие положения закона министерские приказы подчеркивают, что воспитание сексуальности не является отдельным предметом, а должно проходить по всем дисциплинам, включая литературу, изобразительные искусства, философию, историю, правоведение. «В рамках своей образовательной миссии и в дополнение первостепенной роли, которую играют семьи, школа несет свою часть ответственности за здоровье учащихся и за их подготовку к будущей взрослой жизни… Воспитание сексуальности в школе неотделимо от биологических знаний о развитии и функционировании человеческого тела, но оно так же, если не больше, включает рефлексию о психологических, эмоциональных, социальных, культурных и этических аспектах. Оно должно охватить переживаемые мужчинами и женщинами в их межличностных, семейных и социальных отношениях ситуации во всей их сложности и многообразии. Это воспитание, основанное на гуманистических ценностях толерантности и свободы, уважения к себе и к другому, должно найти свое место в школе, не ущемляя семьи и не оскорбляя убеждений каждого, при условии утверждения всех этих общих ценностей и уважения к различным образам жизни» (22). Эти общие задачи конкретизируются в педагогических целях. Нужно научить школьников: – понимать, как образ Я создается через отношения с другими; – анализировать цели, трудности, границы, запреты и значение взаимного уважения, с учетом различия полов и поколений; – определять и совмещать разные – биологические, аффективные, психологические, юридические, социальные, культурные и этические - аспекты человеческой сексуальности; – развивать способность критически относиться к касающимся сексуальности образцам и социальным ролям, которые пропагандируют СМИ; – способствовать формированию установок индивидуальной и коллективной ответственности, особенно относительно безопасного поведения и защиты себя и другого; – находить и использовать дополнительные источники информации, помощи и поддержки, как внутри, так и вне школы». Это не просто словесное бюрократическое творчество, которого много в любой стране. В составленных ведущими французскими специалистами программных указаниях (23) перечислены основные темы, подлежащие обсуждению: Человеческая сексуальность Закон и сексуальность Половое созревание От пробуждения сексуальности к встрече с Другим Сексуальная идентичность, роли и ролевые стереотипы Контрацепция и желание ребенка Профилактика ЗППП Деньги и сексуальность По всем темам указывается не только что, но и как изучать. Даются подробные методические указания. «Воспитание сексуальности» - не академический курс сексологии, оно требует обсуждения не абстрактных теоретических схем, а конкретных жизненных ситуаций и вопросов учащихся и предполагает постоянную интерактивность. Особо подчеркивается, что школьники должны иметь возможность беспрепятственно задавать интимные вопросы и обсуждать свои личные трудности. Что нового в этой социально-педагогической стратегии? Сексуальность рассматривается не как нечто самодовлеющее, существующее само по себе, а как аспект социальной, культурной и эмоциональной жизни развивающейся личности. Этот подход несовместим с медикализацией сексуальности. Поскольку воспитание сексуальности – подготовка подростка к сексуальной жизни, в которую он вступает независимо от разрешения старших, здесь не должно быть места ханжеству (даже если его лицемерно называют «правом на незнание»). Воспитание сексуальности не может быть локализовано исключительно в школе. Нравится нам это или нет, современные дети получают огромную часть необходимой им информации через головы своих учителей и родителей. Это нормально и естественно. Сексуальная жизнь, где межпоколенные различия и запреты особенно велики, не является исключением. Обучать и переучивать учителей значительно труднее, чем учить подростков, тем более, что учителя, как и прочие представители власти, часто злоупотребляют ею и не пользуются доверием своих воспитанников. Как объяснил мне руководитель отдела по борьбе со СПИДом французского Минздрава доктор Тьерри Труссье, вместо того, чтобы возлагать всю ответственность на школу, нужно использовать те возможности и средства, которые предоставляет наличная культура. Прежде всего, государство прибегло к помощи неправительственных организаций. Вместо того, чтобы в срочном порядке готовить учителей по «половому вопросу», а потом мучиться с распределением их педагогической нагрузки и прочего, французские власти рекомендовали коллежам и лицеям приглашать для таких занятий профессионально подготовленных специалистов из Французского движения планирования семьи и Регионального центра информации и профилактики СПИДа (его французская аббревиатура – Крипс). Обе организации пользуются в стране заслуженным авторитетом, а финансируют их работу региональные власти. Занятия в коллежах, где учатся дети от 11 до 15 лет, проводят сотрудники Движения планирования семьи, а в лицеях, с 16-17-летними подростками, - работники Крипс. Центральный офис Крипс расположен на 12-м этаже знаменитой Башни Монпарнас, откуда вид на Париж лучше, чем с Эйфелевой башни. Там отличная справочная библиотека и консультанты, у которых дети и взрослые могут бесплатно (лично, по телефону или через Интернет) получить ответ на любой вопрос, связанный с сексуальностью и здоровьем. В подвальном этаже размещен так называемый Киберкрипс, куда приглашают и свободно пускают подростков от 13 лет и старше. Там проходят групповые занятия по профилактике СПИДа, ЗППП, наркозависимости, курения и других вредных привычек, с использованием огромного количества разнообразной техники и наглядных пособий, способных увлечь не только подростка, но и взрослого. Эротической технике там не учат, но презервативы и любриканты раздают бесплатно. Для воспитания сексуальности широко используются телевизионные и радиопрограммы, а также молодежные глянцевые журналы. Вместо того, чтобы бранить «непристойные» СМИ, как принято в России, французское государство финансирует и контролирует создание качественных просветительных теле= и радиопрограмм для молодежи и оплачивает их показ и рекламу. Особенно много внимания уделяется пропаганде презервативов. В 2004 г. была проведена специальная телекомпания с роликами типа «Поскольку ВИЧ и ЗППП распространяются, оставайтесь верны презервативу!», «Женщины предпочитают мужчин, у которых он есть» и т.п. О том, что «вирусы настолько малы, что могут проникнуть и сквозь резину», как сообщает российский школьный учебник, в Париже никто не слышал, а создание за счет налогоплательщиков плакатов о невозможности безопасного секса неминуемо вызвало бы резкие протесты врачей и педагогов (остальные просто посмеялись бы) и, возможно, политический скандал и даже смену городских властей - французы не любят, чтобы их деньги пускали на ветер, да еще во вред безопасности их детей. Французские врачи, психологи и педагоги хорошо понимают, что с подростками нужно говорить на их собственном языке. В созданном в 2002 году Национальном институте профилактики и воспитания здорового образа жизни (Inpes) мне подарили номер ежемесячного журнала «Лицеист» за июнь 2006 г. Обычный глянцевый журнал для 14-18-летних. Заголовки статей педагогикой не пахнут: «Чего от нас ожидают мужики?», «10 советов, как лучше начать любовную историю», «На что ты пойдешь ради любви?», «Как заниматься любовью без риска?», «Как приблизиться к мужчине своей мечты?», «Как ему сказать нет … мягко!», «Умеешь ли ты манипулировать своими родителями?». Но в этой упаковке ненавязчиво сообщается, как уберечься от СПИДа и прочих неприятностей, и подростки это читают. Крипс издает отличные методические пособия для специалистов. В книге подросткового гинеколога Николь Атеа, в соавторстве с психологом Оливье Кудером, «Говорить о сексуальности с подростками» (2006) речь идет не столько о физиологии и способах предохранения от разных опасностей, сколько о проблемах эмоциональной и сексуальной жизни. Без вся всяких нравоучений, подростку объясняют, в чем ошибочность философии гедонизма («диктатуры наслаждения»), почему нужно критически воспринимать количественные ( «сколько раз это нужно делать и как долго оно должно продолжаться?») и технические (как это делать, нужно ли глотать сперму и т.п.) нормы сексуального поведения. Важное место в разговорах с подростками занимает коммуникативный и семейный контекст ( например, «Как говорить на эти темы с родителями?») В материалах для самих подростков всегда присутствует чувство юмора. 15-страничная брошюра маленького формата «Путеводитель по мужскому телу» целиком состоит из смешных картинок типа комиксов, с такими же смешными подписями, но при этом отвечает на самые насущные вопросы, волнующие любого подростка: этапы и признаки полового созревания, пенис и его размеры, крайняя плоть и обрезание, яички и мошонка, как себя осматривать, мастурбация, эякуляция, другие проблемы. На другой стороне брошюрки – такие же 15 страниц – о и для девочек. Прочитав ее, мальчики и девочки могут многое узнать друг о друге, не прибегая к замочной скважине в туалете. Боюсь, что у нас такая книжечка вызвала бы скандал… Другая брошюра «Подростковые вопросы» (52 страницы), рассчитанная на 15-18 летних, так же легко и конспективно обсуждает, что такое любовь, тело, сексуальность, контрацепция, аборт, ЗППП, СПИД. Заодно сообщаются полезные телефоны, куда с какими вопросами обращаться. Информация минимальная, но смотря для кого. На вопрос о любрикантах «Зачем добавлять гель?» на московском ток-шоу не смог ответить ни один взрослый. Если позволяют средства, в пропаганде здорового образа жизни используется и театр. Маленькая труппа – 3-4 молодых актера, спектакль рассчитан максимум на 100 зрителей, а если преобладают мальчики – не больше 80. Я видел два спектакля – один был посвящен наркозависимости, а другой («Не так просто… но и не так уж сложно!») – первому сексуального опыту. Ни обнаженного тела, ни эротики на сцене нет. Обсуждаются, при активном участии зрителей, реальные ситуации повседневной жизни – знакомство, сближение, какие при этом возникают проблемы и трудности. Много импровизации. Эмоциональная тональность - юмор. В зале не умолкает смех. Важнейшее средство воспитания сексуальности сегодня – Интернет. Во Франции он общедоступен. При поддержке государства, существует несколько специальных каналов для подростков и молодежи, где можно бесплатно и анонимно получить ответы на любые волнующие тебя вопросы. Это проще, чем ехать в Киберкрипс. Существует также несколько разных горячих телефонных линий, в том числе - «голубая линия» для тех, кого волнуют вопросы сексуальной ориентации. Особая забота проявляется о сексуальных меньшинствах. Франция – страна цивилизованная, гомосексуальности там не боятся. Однако мальчики-подростки, которым еще нужно доказать себе и другим, что они «настоящие мужчины», терпимыми не бывают нигде. Отсюда – специальные усилия по преодолению подростковой гомофобии. Предмет гордости Inpes – подготовленный его специалистами и бесплатно распространяемый цветной журнал «Мы все вместе”, где показывают (сцены играли актеры) и обсуждают разные сценарии мужской однополой любви и связанных с ними рисков. У нас это назвали бы «пропагандой гомосексуализма», а в Париже считают профилактикой ВИЧ и ЗППП. Такая же забота проявляется о ВИЧ-инфицированных. Последняя ТВ серия, выпущенная Inpes, называется «СПИД, лето 2006. Будем совместно бороться против дискриминации ВИЧ-инфицированных». Особую проблему представляют «новые французы», выходцы из стран Африки и мусульманского мира. В 2003 г. 47% новых случаев заражения ВИЧ гетеросексуальным путем составили выходцы из стран Африки и 22% – лица неизвестной национальности. Чтобы исправить положение, нужны специальные усилия. Когда меня пригласили в Крипс посмотреть занятие с группой из 12 молодых, от 16 до 26 лет, арабов и африканцев, в которой было двое мужчин и 10 женщин, я был уверен, что живого разговора не получится, – присутствие мужчин смутит женщин-мусульманок, а парни могут среагировать агрессивно. Я ошибся. Молодой преподаватель Валид Бенфатма, хорошо знакомый с этой средой, легко разговорил участников. Появление подставки с 5 разноцветными фаллоимитаторами сначала вызвало легкое смущение и смех, но затем женщины вполне успешно надевали на них презервативы. Можно ли сказать, что новая стратегия воспитания сексуальности во Франции вполне успешна? Конечно, нет. Самым слабым звеном ее остается школа. Ученые социологи, учителя, подростки и их родители, с которыми мне удалось поговорить, единодушно говорили, что в стране делается недостаточно. Далеко не все официально провозглашенные принципы осуществляются. Вместо предусмотренных законом трех ежегодных циклов, в большинстве школ проводится лишь один, и то не везде. Многие учителя-предметники о предписанных им новых обязанностях даже не слыхали и расходовать дефицитное классное время на обсуждение вопросов сексуальной культуры не собираются. О занятиях, проводимых специалистами по стороны, ребята отзываются положительно, но многие лицеисты не хотят, чтобы при этом присутствовал, как предусмотрено приказом, их школьный учитель. На недавней петербургской встрече «Большой восьмерки», где по инициативе российского президента параллельно работала «малая» молодежная восьмерка, французский юноша-лицеист от имени своей делегации предложил главам европейских государств снабжать молодежь бесплатными презервативами. На сексуальной культуре и поведении молодежи сильно сказывается социально-экономическое неравенство. Дети из бедных и менее образованных, особенно иммигрантских, семей испытывают серьезные трудности с усвоением правил гендерного равенства, с этим связан рост сексуального насилия. Эпидемиологические показатели тоже зависят от социальных факторов. Хотя французская система воспитания сексуальности далеко не идеальна, национальная статистика по этим вопросам значительно лучше американской. Рост числа ВИЧ-инфицированных здесь не выше, чем в других западноевропейских странах, и происходит в основном за счет маргинальных групп. Быстрое снижение возраста сексуальной инициации, происходившее между 1970 и 1990 годами, по-видимому, остановилось. Согласно первым данным «Барометра здоровья 2005», среди 15-19-летних сексуальный опыт имели 53.9% мужчин и 46.0% женщин, из них 16.8% (17.7% мальчиков и 15.8% девочек) имели его уже в 15 лет (24). Показатели предыдущего опроса (2000 год), результаты которого опубликованы полностью, были выше: сексуальный опыт имели 21.3% 15 -летних (25% у мальчиков и 17.7% девочек), из которых 31% пережил сексуальный дебют в 13 лет и раньше, 46% – в 14 и 23% – в 15 лет (25). Впрочем, некоторое повышение или стабилизация возраста сексуального дебюта наблюдаются в последние 10 лет во многих странах, от характера сексуального образования это не зависит Возраст сексуального дебюта – не единственный и не главный показатель сексуального здоровья. Важнее то, что высокая сексуальная активность и ранний дебют не влечет у юных французов нежелательных беременностей и абортов, потому что они умеют предохраняться. Если в середине 1980-х годов меньше 5% подростков использовали презервативы и больше половины первых сношений были незащищенными, то в 1995 г. свыше 80% первых сношений стали защищенными, а в 1999-2001 цифры колеблются между 85% и 90% (26). Похоже на то, что хорошие показатели не обусловлены не столько достижениями французской образовательной системы, сколько высокой сексуальной культурой общества, к которой свободная от запретов и привыкшая принимать на себя ответственность молодежь приобщается самостоятельно. Взрослые лишь облегчают ей доступ. Исследователи дружно отмечают, что у современной молодежи больше источников сексуальной информации, чем было у прошлых поколений, и сама эта информация стала более надежной, что способствует росту сексуальной безопасности. Благодаря снижению социально-возрастных барьеров, заметно активизировалась и внутрисемейная сексуальная коммуникация: сегодня подростки говорят с родителями на эти темы чаще и откровеннее, чем было принято в прошлом. Правда, это касается главным образом взаимоотношений матери и дочери (мальчики предпочитают общаться со сверстниками) и не распространяется на информацию «технического» характера, так что считать семью средством сексуального образования в узком смысле по-прежнему нельзя. Нужен ли России французский опыт? Сравнивать французские показатели с российскими сложно хотя бы потому, что у нас никогда не было общенациональных и достаточно подробных профессиональных сексологических опросов. Однако данные всех без исключения выборочных исследований, обобщенные в моей книге «Сексуальная культура в России. Клубничка на березке» (2-е изд., М. 2005) показывают весьма тревожную картину: высокая сексуальность активность молодежи (ни о каком воздержании до брака нет и речи) сочетается с крайне низкой сексуальной культурой, следствием чего являются многочисленные нежелательные беременности, аборты и рекордно высокие показатели ЗППП и ВИЧ-инфекции. Приведу лишь некоторые свежие цифры. При опросе в 2002 г. Левада-центром репрезентативной выборки населения Москвы от 20-45 лет, на вопрос «Как вы считаете, это нормально, допустимо – заниматься сексом до вступления в брак?» утвердительно ответили 83.0%. Средний возраст начала половой жизни был 17.1 года, а среди 20-30-летних – 16.6 года. Из них 26.5% пережили сексуальный дебют до 16 лет, а 35.6% – в 16-17 лет. Из 3159 молодых (90.3% – моложе 35 лет) российских мужчин, участвовавших во всемирном опросе журнала Men’s Health (июль 2006 г.), на вопрос «В каком возрасте ты потерял невинность?», 1.58% сказали, что до 12 лет, 16.78% – между 13 и 15 годами, 44.25 % – в 16-18 лет и 22.82% – между 19 и 21 годом При репрезентативном высокопрофессиональном опросе населения четырех российских областей – Ивановской, Саратовской, Оренбургской и Иркутской (4967 респондентов в возрасте от 14 до 35 лет) в рамках проекта «Здоровая Россия 2020», американского университета им. Джонса Хопкинса (2005) (полный текст отчета см. www.fzr.ru , а резюме - http://www.neuro.net.ru/sexology/info163.html) выяcнилось, что 18% 15 летних юношей уже имели сексуальные отношения; у шестнадцатилетних цифры повышаются до 39%, а у семнадцатилетних – до 56%. Среди не состоящих в браке 14-17-летних подростков, треть мужчин и одна пятая женщин имели сексуальный контакт в течение последних 12 месяцев. Среди респондентов, сексуальный дебют которых состоялся до 17 лет, у 26% он был с непостоянным партнером (другом, знакомым, соседом и т.д.) или с едва знакомым человеком. Религиозные/моральные причины сексуального воздержания упомянули 14 % взрослых ( 3 % мужчин и 11% женщин) и только 7% 14-17-летних подростков (значительно меньше, чем в нашем опросе 1993 г.). В более чем половине случаев последняя (или текущая) беременность была незапланированной. Среди подростков практически все последние беременности были незапланированными (91%). Обращаемость за медицинской помощью в сфере репродуктивного и сексуального здоровья крайне низкая. Лишь 4% юношей в возрасте от 14 до 17 лет обращались когда-либо к специалисту в сфере репродуктивного здоровья. Даже после обнаружения у себя симптомов ЗППП, половина мужчин и одна треть женщин не обращались за помощью или лечением. Недавнее исследование М.Денисенко «Российский студент в интимной жизни», сравнивающее сексуальное поведение университетских студентов из 9 стран (http://demoscope.ru/weekly/2006/0259/tema04.ph ), показало, что по количеству случайных связей наши юноши уступают только французам. Начинают сексуальную жизнь часто с посторонними. Возраст дебюта у юношей 17 лет, у девушек 18.3 года. Распространены контакты с проститутками, много случаев принуждения. Очень слабо влияние родителей, молодые россияне разговаривают с ними на эти темы значительно реже, чем французские студенты. В Москве лишь 11% юношей и 15% девушек в 14-18 лет обсуждали свои сексуальные проблемы с родителями, в Уфе и Великом Новгороде это делают в 2-3 раза реже. Хотя только 12% опрошенных назвали себя атеистами, влияние религии на их сексуальную жизнь незначительно. Отмечена низкая контрацептивная культура, при первом сношении предохранялись около 60% юношей и меньше половины девушек. Очень высока распространенность ЗППП. По сравнению со студентами других стран, за исключением Болгарии, российские студенты реже пользовались контрацепцией для предупреждения беременности и ЗППП и чаще полагались на неэффективные традиционные методы. А ведь это самая образованная часть нашей молодежи… Не удивительно, что Россия занимает одно из первых мест в мире по абортам и распространению ВИЧ-инфекции. Так может быть перестанем заниматься демагогией и позаимствуем опыт хотя бы у той же Франции, на которую ориентировались многие наши замечательные предки в XVIII-XIX веках? Если даже там, как мы видели, рациональное отношение к сексуальности утверждалось долго и с трудом, то нам, с нашим крепостным, а затем тоталитарным прошлым и привычкой молчать о главном, и вовсе нечего стыдиться. Увы, все не так просто. И дело не столько в изначальной разнице наших сексуальных культур, которые в обеих странах противоречивы и неоднородны. Прежде всего, в России нет массового общедоступного Интернета, где подростки могли бы получить необходимую научную информацию и помощь, независимо от степени просвещенности и терпимости своих учителей и родителей. Сейчас Министерство образования обещает дать школам неограниченный доступ к Интернету, но вряд ли он будет бесконтрольным и позволит учащимся скачивать информацию, которую не одобряет или не понимает школьная администрация. Кроме того, сам по себе доступ в Интернет ничего не решает. В российском Интернете, как и в электронных СМИ нет специальных социально-педагогических программ для подростков и молодежи. Конкуренция идет между дешевой эротикой и примитивным морализированием. Ни то, ни другое профилактике ВИЧ и безопасному сексу не способствует. Привычную наукообразную тягомотину и запугивание сексом, забавные примеры которых продемонстрировал в своем октябрьском номере журнал Men’s Health (27), подростки отвергают. Подготовить специальные программы и тексты, ориентированные на запросы сегодняшних подростков, а не их прабабушек, могут только профессионалы высокого класса. Между тем российские политики и многие СМИ озабочены не развитием сексуальной культуры общества, а исключительно совершенствованием цензурной политики. На такой мировоззренческой основе реалистической сексуальной политики быть не может. Наконец, в России крайне мало элементарно грамотных специалистов в области сексуальной культуры, и власть к их мнению не прислушивается. Сексология в России влачит жалкое существование. Единственный профессиональный (медицинский) журнал «Сексология и сексопатология», просуществовав 4 года, в 2006 г. закрылся из-за отсутствия финансирования (в отличие от коммерческой эротики, научные журналы не могут быть самоокупаемыми). Мало того. Против сексуальной культуры идет тотальная война на уничтожение. Первой жертвой ее уже в конце 1990-х гг. стала Российская ассоциация планирования семьи (РАПС), обвиненная во всех смертных грехах, одним из которых была пропаганда презервативов, с помощью которых западные страны остановили эпидемию ВИЧ. Сегодня объектам разнузданной клеветнической компании стали не только западные негосударственные некоммерческие организации, реально помогающие России бороться со СПИДом, но и наиболее образованные и либеральные отечественные специалисты. Эта компания является откровенно идеологической, по старой формуле «генетика – публичная девка империализма», вплоть до обвинения ученых в связях с ЦРУ На полную катушку раскручивается абсолютно недопустимая в цивилизованном обществе гомофобная риторика. Предпринимаются попытки дискредитации и «отлучения» от сексологии представителей общественных и гуманитарных наук, психологов и педагогов, без которых ни научное исследование человеческой сексуальности, ни сексуальное образование в принципе невозможны. За идеологической компанией стоят коммерческие интересы. Антиспидовская программа заставит государство финансировать какое-то сексуальное просвещение. Устранение потенциальных зарубежных и отечественных конкурентов и критиков позволило бы малограмотным и беспринципным людям, в союзе с коррумпированными чиновниками и под флагом национально-религиозной идеи, бесконтрольно присваивать бюджетные деньги, используя СМИ в качестве бесплатной рекламы своих собственных консультативных центров и несуществующих научных заслуг. В этих условиях средства, ассигнованные на профилактику ВИЧ-инфекции, неизбежно будут разворованы, а подростки останутся наедине со своими проблемами и СПИДом. Главная разница между Францией и Россией состоит в том, что там апеллируют к чувствам, запросам и потребностям реально существующих людей, а у нас, как и при советской власти, предпочитают командно-административные методы, полагая, что именно так можно сформировать «нового человека» или, что одно и то же, вернуться к мифической изначальной «нравственной чистоте». Хотя из этого никогда ничего путного не получалось, мифотворчество продолжается и процветает. Так что французский или какой-либо другой положительный опыт России вряд ли понадобится, мы пойдем своим путем. Куда? Как говорят французы, кто доживет – увидит. Примечание 1. См. The Continuum Complete International Encyclopedia of Sexuality. Updated, with More Countries. NY: Continuum 2002, pp.212-230 2. Lelievre, C. et Lec, F. Les profs, l’ecole et la sexualite. P. Odile Jacob, 2005 3. Bernard, S. and Clement, P. Teaching human reproduction and sexuality: A historical approach in France since 1950 http://www.ihpst2005.leeds.ac.uk/papers/Bernard_Clement.pdf. 4. Я выражаю свою глубокую благодарность Франко-российскому центру общественных и гуманитарных наук в Москве ( и лично Алексею Береловичу) и Дому наук о человеке в Париже. 5. Alain Giami (Inserm), Michel Bozon (Ined), Thierry Troussier (Министерство здравоохранения Франции), Mark Ganem, ex-president WAS, Stephane Delaunay (Inpes), Laura Beltran (Crips), Ghariba Sekiani (Crips), Elisa Jasmin (Sciences-po), Marie Mendras (Sciences-po), Jeffrey Lazarus (WHO) и другие. 6. Монтень, М. Опыты. Книга 3, М, 1960, с. 84 7. Жизнь и приключения Андрея Болотова, описанные самим им для своих потомков. 1738 -1793. М.-Л.: Academia, 1931. Т. 1, с. 444-447. 8. Цит. по Моруа, А. Литературные портреты. М. 1970, с.190 9. Эме, М. Зеленая кобыла. М. 1992, с.164, 163 10. Эриа, Ф. Семья Буссардель. М. 1961, С. 333 11. См. Sohn A.M. Du premier baiser a l’alcove: la sexualite des Francais au quotidien (1850 -1950). P.: Aubier 1996 12. См., например, Histoire de la vie privee. Sous la direction de P. Aries et de G.Duby. T. 1-5. P.: Seuil, 1987 13. Histoire du Corps. Sous la direction de A.Corbin, J.J. Courtine, G. Vigarello. Vol 1-3. P.: Seuil, 2005. 14. Кроме всем известной «Истории сексуальности» Фуко, во Франции опубликовано немало собственно-исторических исследований этой темы. Например, Flandrin, J.-L. Le sex et l’Occident. Evolution des attitudes et des comportements. P. Hachette, 1981; Houbre, G. La discipline de l’amour. L’education sentimentale des filles et des garcons a l’ age du romantisme. P.: Plon 1997; Sohn, op. cit 15. Durkheim É Débat sur l’éducation sexuelle/ Extrait du Bulletin de la Société française de philosophie, 11, 1911, pp. 33 – 47 // Émile Durkheim, Textes. 2. Religion, morale, anomie. Paris: Éditions de Minuit, 1975, pp. 241 - 251. 16. См. Giami, A. La medicalisation de la sexualite. Aspects sociologiques et historiques//Andrologie, vol.8, N 4, 1998, pp.383-390; Bozon, M. Sociologie de la sexualite. P.:Armand Colin, 2005, chap.9; Кон И.С. Сексология. М. Академия, 2004 17. Lelievre et Lec, p. 131 18. Cohen, J. et al. Encyclopedie de la vie sexuelle. De la physiologie a la psychologie. P. Hachette, 1973 19. Spira, A., Bajos, N., Bejin A., et al. Les Comportements sexuels en France. Paris: La documentation Francaise, 1993; Bajos, N., Bozon, M., Ferrand, A, Giami, A., Spira, A. (eds.) , La sexualite aux temps du sida. Paris, P.U.F. 1998; Giami, A., Schiltz, M.-A., (eds). L’experience de la sexualite chez de jeunes adultes : entre errance et conjugalite. Paris, Editions Inserm, 2004; Les connaissances, attitudes, croyances et comportements face au VIH/sida en France. Evolutions 1992 -1994 -1998 – 2001 -2004. Etude ANRS-ENIS-KABR 2004. Paris, 2005 20. Lagrange H. et Lhomond B. (eds). Lentrée dans la sexualité. Le comportement des jeunes dans le contexte du sida. Paris: La decouverte, 1997. 21. Circulaire n° 98-234 du 19 novembre 1998, Éducation à la sexualité.et prévention du SIDA). 22. L’éducation à la sexualité dans les écoles, les collèges et les lycées .=CIRCULAIRE N°2003-027 DU 17-2-2003 23. Education a la sexualite. Guide d’intervention pour les colleges et les lycees. Ministere de l’Education nationale, de l’Enseignement superieur et de la Recherche. Direction de l’enseignement scolaire Centre national de documentation pedagogique. 2005 24. Barometre sante 2005. Premiers resultats. Sous la direction de P.Gilbert, A.Gautier P: Editions INPES, 2006 25. Barometre sante 2000. Les comportements des 12-25 ans. Synthese des resultats nationaux et regionaux. Vol. 3.1. P: Editions INPES, 2004 26. См. Bozon, M. Sociologie de la sexualite, p.53, Barometre sante 2005, pp. 110-113 27. Костерев, А. Папа может! Плоды секспросвещения. //Men’s Health, октябрь 2006, с.152-158 Другие интересные материалы:
|
|