Новости
 О сервере
 Структура
 Адреса и ссылки
 Книга посетителей
 Форум
 Чат

Поиск по сайту
На главную Карта сайта Написать письмо
 

 Кабинет нарколога _
 Химия и жизнь _
 Родительский уголок _
 Закон сур-р-ов! _
 Сверхценные идеи _
 Самопомощь _


Лечение и реабилитация наркозависимых - Нарком рекомендует Клинику

Лечение и реабилитация больных алкоголизмом - Нарком рекомендует Клинику
Решись стать разумным, начни!



Профилактика, социальная сеть нарком.ру





Модели личностного контроля (самоконтроля)

 
> Родительский уголок > Родители родителям > Модели личностного контроля (самоконтроля)

В конце 2006 года в издательстве Санкт-Петербургского государственного университета вышла книга Л.А. Цветковой, И.Н. Гурвича и др. «Теоретические модели формирования, контроля и коррекции наркопотребления». Поскольку книжка вышла маленьким тиражом, с любезного разрешения автора (обозначенного в выходных данных словом «др.»), представляем наиболее интересные, на наш взляд, главы, посвященные психологическим моделям индивидуального поведения, моделям зависимого поведения, моделям его коррекции и профилактики.

В. Шабалина

МОДЕЛИ ЛИЧНОСТНОГО КОНТРОЛЯ (САМОКОНТРОЛЯ)

1. Психодинамические модели личностного контроля

1.1. Психоаналитическая модель личностного контроля

В разумном развитии суперэго как дополнительной системы контроля внутри самого человека Фрейд видел путь предупреждения отклонений в развитии и поведении. Суперэго формируется на основе механизма идентификации, через которую дети учатся поведению в соответствии со своим полом и нормами, демонстрируемыми значимыми людьми, что валено в организации воспитательного процесса. В случае уже имеющегося поведения, над которым человек потерял контроль, контроль восстанавливается на основе приобретенного инсайта, выбора путей решения проблемы и их реализации, приводящей к тому, что слепой (зависимый) поступок заменяется выбором (Corey, 1996).

Признавая значимость принципа удовольствия для психической жизни человека, Фрейд отмечал, что этот принцип не управляет течением психических процессов, он может тормозиться. (Этот же термин «торможение» использовал и И. М. Сеченов.) Более того, Фрейд признавал опасность и даже непригодность этого принципа для самосохранения человека. «Под влиянием стремления организма к самосохранению этот принцип сменяется «принципом реальности», который, не оставляя конечной цели достижения удовольствия, откладывает возможности удовлетворения и временно терпит неудовольствие на длинном окольном пути к удовольствию» (Фрейд, 1997, с. 398). Однако если ид сильное, личность подчиняется инстинктам. Если требования среды сильнее эго, личность подавляется. Если слишком большой силой обладает суперэго, личность следует долженствованию, подавляя собственные интересы. У здоровой личности наблюдается равновесие сил, взаимоотношения которых разыгрываются на бессознательном уровне.

1.2. Психосоциальная модель личностного контроля (Э. Эриксон)

Способность человека контролировать свое поведение в психосоциальном направлении психоанализа связывается с эго, сила которого растет в ходе психосоциальных приобретений в ходе разрешения нуклеарных конфликтов жизни на пути к зрелости. Самоконтроль и сила воли рассматриваются как базисные добродетели, как ценности, к которым человек приобщается в результате бунта автономии против зависимости.

1.3. Адлерианская модель личностного контроля

Согласно А.Адлеру (1997), контролю поддается то поведение, цели которого осознаны. Исследуя «проблемные личности», Адлер обнаружил, что неосознаваемые цели их поведения были неудачными (внимание, власть, реванш или несостоятельность — ошибочные цели поведения по Адлеру), все их частные действия были «рациональными», несмотря на то, что обычными людьми воспринимались как «аномальные». «Их поведение кажется нам "аномальным", поскольку оно противоречит тому "разуму, который нас всех соединяет", здравому смыслу. Тем не менее они действуют правильно в соответствии со своей системой отношений. Но так как эта система отношений игнорирует общественную пользу, чувство общности и другие качества, например, мужество, развиты у них недостаточно для решения жизненных проблем, связанных с общественной пользой» (Адлер, 1997, с. 248).

2. Модели личностного контроля, ориентированные на личность, ее опыт и взаимоотношения

2.1. Клиенто-центрированная модель личностного контроля

Согласно этой модели, человек, осознающий собственные переживания, приобретает также и чувство самоконтроля. Обретение самоконтроля способствует обретению психологической силы личности. В одной из своих работ К. Роджерс (1997, с. 63) описывает представления своей клиентки о поведении, которым она перестала управлять. Клиентка воспринимала свои действия как будто не свои собственные. Выход из такого состояния К. Роджерс видел в осознании клиентом своего восприятия и в его переживании, в движении человека к себе самому, чтобы «стать подлинно самим собой», поскольку сознательное признание импульсов и восприятий увеличивает возможности сознательного контроля.

2.2. Экзистенциальная модель личностного контроля

Экзистенциальная модель поведения акцентирует свободу выбора человеком своих действий в зависимости от обстоятельств. А поскольку человек свободен в своем выборе, а следовательно, в поведении, то он и отвечает за него. Контроль над поведением осуществляется экзистенциональными чувствами: вины, тревожности, стыда и др., мотивирующими человека на поиск альтернатив.

2.3. Гешталът-модель личностного контроля над поведением

Согласно Ф. Перлзу, движущей силой, снабжающей энергией все действия человека, его поведение, являются эмоции — язык самого организма. Они преобразуют возбуждение в соответствии с ситуацией, в которой необходимо действовать. Возбуждение трансформируется в специфические эмоции, а эмоции — в сенсорные и моторные действия (Перлз, 1996, с. 38). Но эти действия, если они несут опасность здоровью человека, могут быть остановлены, прерваны, причем на уровне актуального или возможного осознания.

2.4. Трансактная модель контроля индивидуального поведения

Трансактная модель контроля индивидуального поведения опирается на понятие эго, выделенных Э. Берном (1992). Таких состояний три — Ребенок, Взрослый и Родитель. Ребенок является источником спонтанных, архаичных, неконтролируемых импульсов. Родитель— педант, знающий как себя вести, он склонен к поучениям. Взрослый следит за конфликтом между «надо» и «хочу». В наиболее простых трансакциях (единицах общения) и стимул и реакция исходят от Взрослых. Более сложными являются трансакции Ребенок — Родитель. Если ребенок здоров, то чаще стимул исходит от родителя, а реакция — от ребенка. Если ребенок болен, то родитель реагирует на стимулы, поступающие от ребенка. При нормальных человеческих отношениях стимул всегда влечет за собой уместную, ожидаемую и естественную реакцию. В социальной группе в каждый момент времени проявляется одно из состояний «Я», при этом люди с разной степенью готовности могут переходить от одного состояния к другому. Трансакции следуют в определенной последовательности, которая не является случайной, а планируется одним из состояний «Я». Требование адаптации предусматривает защиту Ребенка Взрослым или Родителем в новой социальной ситуации. В апробированных ситуациях планирование действий принадлежит ребенку.

Литература

Адлер А. Наука жить. Киев: Port-Royal, 1997

Берн Э. Игры в которые играют люди. Психология человеческих взаимоотношений; Люди, которые играют в игры. Психология человеческой судьбы. СПб.: Лениздат, 1992

Перлз Ф Гештальт-попдход и свмдетель терапии. М., 1996

Роджерс К. Клиенто-центрированная терапия. М.: «Рефл-бук»; Киев: «Ваклер», 1997

Фрейд З. По ту сторону принципа удовольствия // Фрейд З. Очерки по психологии сексуальности. Минск: Попурри, 1997 С. 393-454

Corey G. Theory and practice of counseling and psychotherapy. California: Pacific Grove, 1996


Другие интересные материалы:
Техника Распознавания Голоса Зависимости
© Copyright, 1996, Rational Recovery® Systems, Inc.

© Copyright, 1996, Rational Recovery® Systems, Inc. Если ты...
Социологические, политологические и идеологические аспекты аддиктологии
«Мы ... совсем не обязаны в области морали...

1. О чем молчат цифры? Зачастую...
Мир без наркотиков
методические рекомендации для педагогов,...

КОНКУРСЫ РИСУНКОВ И ПЛАКАТОВ о ЗДОРОВОМ...
Многофакторная оценка результатов лечения опиоидной зависимости
Оценка результатов лечения опиоидной...

В ряду различных форм зависимого...
Совместная программа УНП ООН и ВОЗ по лечению и уходу при наркозависимости
Концепция ООН - обеспечение эффективного...

 

 
   наверх 
Copyright © "НарКом" 1998-2021 E-mail: webmaster@narcom.ru Дизайн и поддержка сайта Петербургский сайт