Новости
 О сервере
 Структура
 Адреса и ссылки
 Книга посетителей
 Форум
 Чат

Поиск по сайту
На главную Карта сайта Написать письмо
 

 Кабинет нарколога _
 Химия и жизнь _
 Родительский уголок _
 Закон сур-р-ов! _
 Сверхценные идеи _
 Самопомощь _


Лечение и реабилитация наркозависимых - Нарком рекомендует Клинику

Лечение и реабилитация больных алкоголизмом - Нарком рекомендует Клинику
Решись стать разумным, начни!



Профилактика, социальная сеть нарком.ру





Совершенствование мер противодействия незаконному обороту наркотиков на границе

 
> Закон сур-р-ов! > Даешь систему! > Совершенствование мер противодействия незаконному обороту наркотиков на границе

Анализ ситуации и рекомендации по совершенствованию деятельности Пограничной, Таможенной службы и ФСКН по пресечению наркотрафика.

В. Ивасенко

В политической декларации, принятой 10 июня 1998 года на 9-ом пленарном заседании Двадцатой специальной сессии Генеральной Ассамблеи ООН государствами членами ООН по проблеме наркотиков дана следующая оценка: «Наркотики представляют серьезную опасность для здоровья и благополучия всего человечества, независимости государств, демократии, стабильности наций, структуры всех обществ, а также достоинства и надежд миллионов людей и их семей» [1]. Аналитические исследования, проведенные в последнее время МОУП/Интерполом, другими международными организациями, а также национальными специализированными центрами, занимающимися борьбой с незаконным распространением наркотиков, свидетельствуют, что транснациональные наркосиндикаты неуклонно наращивают свою активность. Они интенсивно «осваивают» все новые регионы и территории для культивирования и производства наркотиков, совершенствуют маршруты и способы доставки смертоносных грузов, вовлекают в свой бизнес различные слои населения и целые этнические группы, приобщают к немедицинскому потреблению наркотиков все большее количество людей [2]. По некоторым данным количество наркоманов в мире превысило 50 миллионов человек, а ежегодные доходы наркодельцов составляют более 500 млрд. долларов [3].

Незаконный оборот наркотических средств и психотропных веществ признан международным сообществом, как межгосударственная угроза глобального характера, (то есть представляющая собой возможность наступления таких вредных изменений, которые создают помеху или делают невозможным реализацию интересов каждого представителя нашей планеты). Данная глобальная опасность является основой для объединения усилий государств мира независимо от политического и социального строя по обеспечению собственной безопасности.

Наркомания и незаконный оборот наркотиков не имеют границ. Оказывая все более разрушительное воздействие на развитие мирового сообщества, стимулируя рост преступности, насилия и коррупции, они поражают людей независимо от национальности, социального положения, пола, религии или расы. Поэтому мировое сообщество обоснованно проявляет озабоченность всевозрастающей масштабностью и опасностью распространения наркотиков в мире, понимая, что победить эту проблему в отдельно взятой стране невозможно.

В силу своего общего предназначения пограничная охрана большинства стран является неотъемлемой составной частью системы органов, обеспечивающих безопасность государства. И поскольку в ее непосредственную компетенцию входят вопросы парирования угроз на государственной границе, потенциал пограничных служб непосредственно задействуется и в борьбе с контрабандой наркотиков. А в условиях все большего расширения географии наркобизнеса, разнообразия тактики и способов перемещения наркотиков эта задача становится все более актуальной.

У пограничников не вызывает сомнения, что надежный заслон международным наркодельцам непосредственно на государственной границе, т.е. на этапе проникновения в страну, способен существенно ограничить их возможности, предотвратить трагические последствия употребления наркотиков.

Основы пограничной политики Российской Федерации являются составной частью Концепции национальной безопасности Российской Федерации и представляют собой систему официально принятых взглядов на цель, задачи, принципы, основные направления и механизм реализации пограничной политики Российской Федерации [4].

Важнейшей составляющей национальных интересов Российской Федерации в пограничной сфере является надежная защита личности, общества и государства от международного терроризма и противоправной деятельности организованных преступных группировок, занятых в сферах незаконного перемещения через государственную границу наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, а также оружия и боеприпасов, товаров и грузов, расхищения национальных богатств Российской Федерации и обеспечивающих процесс нелегальной миграции.

Решить проблему незаконного распространения и транспортировки наркотиков в отдельно взятой стране невозможно. Поэтому актуальной задачей для пограничных служб является развитие сотрудничества с соответствующими ведомствами сопредельных стран, а также международными организациями.

В настоящее время нелегальный наркобизнес в Российской Федерации трансформировался в структуру, охватывающую финансирование, производство, маркетинг, транспортировку, продажу наркотических средств, а также систему «отмывания» финансов, полученных от реализации наркотиков. Он имеет ряд характерных черт:

- организация наркобизнеса практически на всей территории СНГ, устойчивость преступных группировок, наличие межрегиональных связей, четкое разделение функциональных обязанностей по производству,

- хранению, транспортировке и реализации наркотиков;

- знание современных технологий по переработке сырья, наличие подпольных лабораторий по производству синтетических наркотиков;

- наличие финансовых средств;

- глубокая конспирация, хорошая осведомленность о формах и методах работы правоохранительных органов, ведущих борьбу с преступностью, наличие огнестрельного оружия, транспортных средств и т.д.;

- смыкание с экстремистскими элементами и террористическими организациями (группировками);

- наличие установленных контактов с представителями международной наркомафии для организации контрабандных операций с использованием территории России и государств-участников СНГ, а также «отмывания» наркодоходов.

Проведённый в процессе исследования анализ информационно-аналитических документов оперативных органов ПС, ГТК, МВД и ФСБ, а также периодической печати и других открытых источников, показывает, что обстановка, связанная с контрабандой наркотиков, характеризуется сегодня высокой динамичностью во всех регионах Российской Федерации.

Динамика развития наркотической ситуации характеризуется:

- ростом контрабанды наркотиков, связанной с расширением рынка их потребления в России;

- увеличением контрабандных поставок наркотиков на территорию России из государств ближнего зарубежья;

- ростом масштабов транзитного перемещения наркотиков в страны Западной Европы;

- значительным увеличением контрабанды психотропных, сильнодействующих веществ и сырья для их производства;

- ростом влияния организованной преступности на каналы контрабанды наркотиков на территорию России и транзитного перемещения;

- международной кооперацией криминогенных структур в организации контрабандных поставок наркотиков.

Анализ маршрутов, источников поступления, видов и химического анализа наркотических средств задержанных на территории России дает основание полагать, что основная их масса поступает из-за рубежа контрабандным путем.

Такая ситуация объясняется следующими основными причинами:

1. Наличием огромного, не до конца освоенного рынка сбыта наркотических средств и психотропных веществ на территории России, а также использованием ее как страны-
транзита.

2. Углублением кризисных явлений в экономике большинства государств бывшего СССР и негативными процессами, явлениями в социально-экономической жизни.

3. Активизацией преступной деятельности российских наркогрупп и их интернационализацией.

4. Высокой доходностью наркобизнеса, что стимулирует рекрутирование в эти структуры значительного количества населения.

5. Ростом пассажире - и грузопотока через Государственную границу Российской Федерации, в том числе и транзитного.

6. Отсутствием эффективного пограничного и таможенного контроля на участках Государственной границы РФ с государствами участниками - СНГ, а также на ряде направлений внешних границ СНГ.

7. Недостаточным материально-техническим обеспечением органов пограничной и таможенной службы РФ.

8. Расширением возможностей криминальных структур по организации производства наркотических средств непосредственно на территории Российской Федерации.

По мнению российских специалистов, наркоструктуры, стремясь расширить масштабы незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ, учитывают объективные условия (большую протяженность и необорудованность большинства участков Государственной границы), а также стремятся использовать субъективные факторы (в частности, готовность наркокурьеров из числа граждан России и СНГ рисковать, с целью «выживания» в условиях рыночной экономики) [5].

Особую опасность, с нашей точки зрения, представляет рост активности международного наркобизнеса. Так, более 50% всех наркотиков (опий, героин, гашиш, бупренорфин, эфедрин, кокаин, МДМА), изымаемых в России, поступают из Афганистана, Пакистана, Ирана, Индии, Китая, Польши, Германии, Голландии, Латиноамериканских стран.

Территория России рассматривается международным наркобизнесом в трёх аспектах:

первый - как один из наиболее удобных путей для транзитных перевозок наркотиков;

второй - в качестве источника дешёвых наркотиков для торговли на зарубежных рынках;

третий - в качестве нового, перспективного рынка сбыта в первую очередь «жёстких» (тяжёлых) наркотиков, таких как героин, кокаин, а также наркотических средств синтетического происхождения.

Учитывая вышеуказанные тенденции в деятельности международных наркокартелей, можно сделать вывод: наркотические средства перемещаются незаконно (контрабандным путём) через государственную границу, что создаёт реальные возможности для своевременного выявления, предупреждения и пресечения процесса незаконного оборота наркотиков на стадии их перевозки, а именно в пограничном пространстве Российской Федерации.

Как отмечает в своей концепции нового направления развития криминологии, директор криминологической школы при Монреальском университете М. Кассой - «чтобы предотвратить преступление, достаточно разорвать одно звено в цепи причин, его обуславливающих. Оптимальная тактика, состоит в том, чтобы воздействовать на то звено, которое легче всего разрушить. Воздействовать на отдалённые причины крайне трудно и дорого» [6]. Одним из таких звеньев незаконного оборота наркотиков, по мнению автора, является в первую очередь, один из важнейших его этапов - перевозка, то есть незаконное перемещение (контрабанда) наркотических средств и психотропных веществ через государственную границу.

Отсюда следует, вывод о необходимости усиления активности органов пограничной службы на передовых рубежах и в первую очередь усиление оперативно-розыскной составляющей.

Основными направлениями развития оперативной охраны Государственной границы Росийской Федерации определены:

а) Совершенствование кадрового обеспечения оперативных органов:

- повышение требований к кадрам оперативных органов;

- совершенствование системы профессионального отбора, аттестации и переаттестации оперативных сотрудников;

- совершенствование подготовки кадров оперативного состава.

б) Формирование новых оперативных органов (подразделений) для организации оперативной деятельности по отдельным направлениям борьбы с противоправной деятельностью через границу в оперативных подразделениях Пограничной службы для работы по конкретным линиям направлениям и объектам:

- для противодействия наркотрафику из Афганистана;

- по противодействию терроризму и нелегальной миграции на Кавказском и Центрально-азиатском направлениях и каналах международного транспортного сообщения;

- участие в работе ведомственных (ФСБ России), межведомственных и межгосударственных координационных структур по линиям борьбы с нелегальной миграцией, контрабандой наркотиков, терроризмом.

в) Укрепление материально-технической оснащенности оперативных подразделений пограничных органов и Пограничной службы:

- развитие систем добывания, хранения и обработки информации, связи, существенное повышение мобильности и аэромобильности оперативных сотрудников;

- обеспечение средствами вооружения и специальной техникой;

- обеспечение системами связи и телекоммуникаций;

г) Поэтапное преобразование войсковых подразделений границы в специальные оперативно-войсковые формирования в составе пограничных органов, сочетающие в себе функции оперативных и специальных войсковых подразделений (пограничных комендатур и пограничных застав). Привлечение к участию в оперативной охране границы сотрудников пограничных застав на всем протяжении государственной границы. Отказ от войсковой охраны и использования инженерно-технических средств на ряде участков государственной границы и применение на них только оперативных сил и средств [7].

Таким образом, подводя итог, хотелось бы отметить, что одним из направлений противодействия организованной преступности в сфере наркобизнеса и обеспечения национальной безопасности страны является:

- подрыв их экономической базы, путем принятия комплекса мер в области борьбы с «отмыванием денег»;

- перекрытие каналов незаконной транспортировки наркотиков;

- ужесточение мер уголовно-правового и административно-правового характера в отношении организаторов и оптовых сбытчиков наркотических средств;

- организация действенного взаимодействия различных антинаркотических подразделений государственных органов в данной сфере под эгидой Федеральной службы Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков;

- активизация взаимодействия с международными организациями, занимающимися борьбой с незаконным оборотом наркотиков (ООН, ОБСЕ, ОДКБ).

Однако, для реализации любых мер необходимы финансовые средства, которых к сожалению катастрофически не хватает.

В статье изложена только часть многообразных аспектов проблемы противодействия незаконному обороту наркотиков в России.

Примечание

1. ООН. Генеральная Ассамблея. A/RES/ S-20 /2. 8 September. P. 1.

2. Калачев Б.Ф., Кикоть В.Я. и др. Глобальная угроза безопасности России (Незаконное распространение наркотиков. Основные тенденции и прогноз развития наркоситуации на постсоветском пространстве). //Учебное пособие. М.: ВНИИ МВД РФ, Санкт-Петербург. 2000. С.10

3. Михайлов Б.П. «Принципы государственной политики по борьбе с наркоманией и незаконным оборотом наркотиков в жизнь». Актуальные аспекты деятельности государственных органов, общественных и религиозных организаций России по противодействию незаконному обороту наркотиков, научно-информационный сборник. М.,1999. С.3.

4. Основы пограничной политихи Российской Федерации. Утверждены Президентом РФ 5.10.1996 г.// Путь к границе. № 9 (17) М.: МВИ ФПС России, декабрь 1996.

5. Справка о наркоситуации в Российской Федерации. МДД ФПС России. М. 2003

6. Иншаков С.М. «Зарубежная криминология» изд. группа ИНФРА.М-Норма, М. 1997 г.

7. Концепция развития Пограничной службы ФСБ России на период до 2010 года (проект). М.2004. С. 17-19.


Другие интересные материалы:
Подросток как объект социального недоверия
«В высокотиражных СМИ создается...

Доверие определяется как способность...
Уголовно-исполнительные органы и учреждения современной России. Цифры и факты. (1991-1999 гг.)


В.Г. Тимофеев 1991 г. Научные...
Формирование личности как синергетический процесс
Если, воспринимая произведения искусства,...

Формирование личности как...
Опыт зарубежных стран в области предупреждения детской беспризорности, безнадзорности и наркомании
Обзор программ по превенции подростковых...

В ст. 38 Конвенции о наркотических...
У него будет судорожный припадок


Судорожный припадок выглядит так:...
 

 
   наверх 
Copyright © "НарКом" 1998-2024 E-mail: webmaster@narcom.ru Дизайн и поддержка сайта Петербургский сайт