Новости
 О сервере
 Структура
 Адреса и ссылки
 Книга посетителей
 Форум
 Чат

Поиск по сайту
На главную Карта сайта Написать письмо
 

 Кабинет нарколога _
 Химия и жизнь _
 Родительский уголок _
 Закон сур-р-ов! _
 Сверхценные идеи _
 Самопомощь _


Лечение и реабилитация наркозависимых - Нарком рекомендует Клинику

Лечение и реабилитация больных алкоголизмом - Нарком рекомендует Клинику
Решись стать разумным, начни!



Профилактика, социальная сеть нарком.ру





Какие механизмы борьбы с алкоголем являются наиболее эффективными и целесообразными?

 
> Сверхценные идеи > Косые взгляды > Какие механизмы борьбы с алкоголем являются наиболее эффективными и целесообразными?

Статья отражает в суммированном виде наиболее важные из имеющихся фактических данных, включая краткую сводку результатов научных исследований и возможные варианты построения политики по данному вопросу.

Э. Остерберг

Аннотация

Эта статья основана на Сводном докладе Сети фактических дан­ных по вопросам здоровья (СФДЗ), посвященном вопросу о наибо­лее действенных и экономически эффективных мерах контроля потребления алкоголя. Данные научных исследований показыва­ют, что наиболее эффективный подход заключается в осуществле­нии комбинации следующих мер: повышение цен на алкогольную продукцию; уменьшение доступности алкоголя; меры, направлен­ные против управления транспортными средствами в состоянии опьянения и против употребления спиртных напитков несовер­шеннолетними. Доклад содержит обзор фактических данных о действенных и экономически эффективных мерах контроля по­требления алкоголя и приводит рекомендации по формированию политики.

Данный доклад - это ответ СФДЗ на вопрос, поступивший от разработчика политики. Он отражает в суммированном виде наи­более важные из имеющихся фактических данных, включая крат­кую сводку результатов научных исследований и возможные ва­рианты построения политики по данному вопросу.

СФДЗ - это инициированная и координируемая Европейским региональным бюро ВОЗ информационная служба для лиц, ответ­ственных за принятие решений в системах общественного здраво­охранения стран Европейского региона ВОЗ. Информация, предос­тавляемая СФДЗ, может быть полезна и для других заинтересо­ванных сторон.

 

Введение

Алкоголь оказывает крайне неблагоприятное физиологическое, психологическое и социальное воздействие, как на отдельного человека, так и на семью и на сообщество в целом (WHO 1995). Ал­коголь вызывает опьяняющий эффект и развитие зависимости. В европейских странах алкоголь - наиболее употребляемое опьяняющее средство (Simpura and Karlsson 2001). Многочисленные проблемы, связанные с алкоголем, вызывают растущий интерес к вопросу о мерах контроля его потребления.

Продажа и потребление алкогольных напитков разрешены законом во всех европейских странах. Однако количество потреб­ляемого алкоголя, характерный ассортимент напитков и традиции их употребления в разных странах весьма различны (Simpura and Karlsson 2001; Rehn , Room, and Edwards 2001; PGD 2002; Hibell et al. 2000). Например, в Исландии и Норвегии, в прошлом отличав­шихся преимущественным употреблением крепких алкогольных напитков, ежегодные суммарные уровни потребления алкоголя (зарегистрированного и незарегистрированного) не превышают шести литров (из расчета 100%-ного этилового спирта) на душу населения. Соответствующие показатели для предпочитающих ви­на Франции и Португалии или для Чешской республики, Германии и Ирландии, где в основном употребляют пиво, превышают 11 литров чистого спирта на душу населения (PGD 2002; Leifman 2002). В Румынии среднедушевое потребление алкоголя также превышает 11 литров, почти на половину - в форме крепких спиртных напитков, полученных путем перегонки.

Потребительская ценность алкогольных напитков обусловлена многочисленными факторами. Для многих европейцев употребле­ние алкоголя не носит регулярного характера и главным образом связано с праздничными событиями, однако в ряде стран спирт­ные напитки - это важная составная часть ежедневного меню либо неотъемлемый элемент социального общения. Алкогольные напит­ки употребляются в Европе, главным образом, как дополнение к пище, для утоления жажды, как инструмент социального общения, средство проявления гостеприимства, а также с целью достижения состояния опьянения (Simpura and Karlsson 2001; Osterberg and Karlsson 2002). В отдаленном прошлом напитки, содержащие алко­голь, часто использовались в качестве лекарственных средств. На сегодняшний день известно, что регулярное употребление алкого­ля в небольших и умеренных дозах имеет профилактический эф­фект по отношению к заболеваниям сердца (Babor et al. 2003). Иными словами, употребление алкогольных напитков влечет за собой как благоприятные, так и губительные ближайшие и отда­ленные последствия в индивидуальном плане и на уровне семьи сообщества.

 

Источники данного обзора

Наиболее важными источниками информации для составления данного сводного доклада послужили монография Г. Эдвардса и его коллег Alcohol Policy and the Public Good («Алкогольная поли­тика и общественное благо»), изданная в 1994 г. (Edwards G. et al. 1994) и впоследствии переведенная на восемь языков [1], а также материалы по ее обновлению; дополненное издание монографии Alcohol: No Ordinary Commodity; Research and Public Policy («Алко­голь - особый товар; исследования и общественная политика»), написанной в сотрудничестве со Всемирной организацией здраво­охранения (Babor et al. 2003). Был также осуществлен поиск соот­ветствующих систематических обзоров и статей в следующих ба­зах данных: Библиотека Кокрейна (Cochrane Library); Econlit [2]; На­учная база данных по алкоголю и алкогольным проблемам (ЕТОН), поддерживаемая Национальным институтом по злоупотреблению алкоголем и алкоголизму (NIAA [3]).

                                          

Существо вопроса

С употреблением алкоголя связан ряд соматических нарушений, таких как цирроз печени, некоторые виды злокачественных ново­образований, артериальная гипертензия, инсульт и врожденные аномалии развития. Сильная степень опьянения влечет за собой другие проблемы, например, проявление насилия или смерть от несчастного случая. Кроме того, употребление алкоголя увеличи­вает риск возникновения многих видов проблем в семье, на работе и в обществе, в том числе финансовые затруднения, невыходы на работу, низкая производительность труда и криминальное поведе­ние (Babor et al. 2003). По оценочным данным, употребление ал­коголя обусловливает около 10% суммарного бремени болезней в Европе (Ezzati et al. 2002).

Общий количественный уровень и характер употребления алко­голя населением влияют на распространенность алкогольных проблем. Нельзя, однако, упускать из виду, что цифры среднедушево­го потребления скрывают имеющийся значительный разброс в ин­дивидуальных уровнях и характере употребления алкоголя. Так, например, среди населения всегда есть люди, которые вообще не употребляют алкоголь; большая часть остального населения со­стоит из лиц, употребляющих алкоголь в малых или умеренных количествах; весьма же значительная доля от общего потребляе­мого объема алкоголя приходится на людей, принимающих спирт­ные напитки регулярно и в больших количествах, хотя они и со­ставляют меньшинство населения. Неблагоприятные последствия от употребления алкоголя носят диффузный характер и влекут значительный материальный ущерб, при этом они распространя­ются не только на относительно небольшую и легко определяемую группу населения, состоящую из алкоголиков и лиц со значитель­ным уровнем или проблемным характером употребления спиртных напитков (Rehn, Room, and Edwards 2001; Babor et al. 2003; Ed­wards et al. 1994). Многие люди, употребляющие алкоголь в уме­ренных дозах или только в редких случаях, также могут быть под­вержены алкогольным проблемам, особенно если спиртные напит­ки принимаются с целью достичь состояния опьянения. Тем не ме­нее, очевидно, что большинство потребителей алкоголя рассмат­ривают прием спиртных напитков как нечто, приносящее им поль­зу, поскольку они готовы тратить часть своих, порой скудных ре­сурсов на их приобретение. В той же мере, в какой различаются модели и традиции употребления алкоголя в разных обществен­ных группах, варьируют также частота и характер связанных с ал­коголем благоприятных и негативных эффектов (Rehn, Room, and Edwards 2001; Babor et al. 2003; Norstrom 2002).

 

Результаты научных исследований и другие фактические данные

Политика в области борьбы с алкоголем

Формальный контроль над потреблением алкоголя, то есть ком­плекс авторитарных мер (включая законы, нормативные акты и административные правила), обеспечивающих контроль экономи­ческой или физической доступности алкоголя, имеет своей целью снижение вредного воздействия от его употребления с сохранени­ем, по возможности, истинных и кажущихся благ, связанных с приемом спиртных напитков (Babor et al. 2003). Эти меры направ­лены на все население и отдельных лиц, употребляющих спирт­ные напитки, а также касаются различных учреждений и затрагивают систему здравоохранения. Неформальный контроль над по­треблением алкоголя осуществляется в форме социальных норм и традиций. Во многих странах такой неформальный контроль явля­ется более действенным, чем применяемые официальные меры (Osterberg and Karlsson 2002).

Во всех европейских странах в той или иной мере существуют правовые регуляции, касающиеся производства и продажи спирт­ных напитков (Osterberg and Karlsson 2002; Harkin, Andersson, and Lehto 1995). Они преследуют различные цели. В одних странах законодательные усилия направлены на соблюдение интересов общественного здравоохранения или социальной политики либо на устранение возможности личной наживы в этой сфере. Так, на­пример, соображения охраны здоровья граждан и социальной по­литики вкупе с устранением возможности личной прибыли в тече­ние многих десятилетий составляли основу стратегии контроля ал­коголя в странах Северной Европы. В странах Средиземноморья, напротив, данные мотивы представляются не настолько важными, и контрольные меры направлены на повышение качества алко­гольных напитков, соблюдение экспортных гарантий, обеспечение приемлемого уровня жизни для фермеров, выращивающих вино­град, и виноделов, а также на бесперебойное снабжение потреби­телей винами по доступным ценам (Osterberg and Karlsson 2002). Во всех европейских странах продажа алкоголя облагается нало­гом, что составляет статью государственного дохода. Европа явля­ется важным производителем алкогольных напитков, поэтому ча­стные экономические интересы в сфере производства и торговли оказывают несомненное влияние на масштаб и диапазон мер про­водимой политики по контролю над алкоголем.

Меры, направленные на снижение масштаба проблем, связан­ных с алкоголем, включают высокое налогообложение, установле­ние возрастного ценза на покупку спиртных напитков или лимити­рованного доступа к ним. Среди прочих мер можно указать на ме­роприятия, направленные на предотвращение управления транс­портными средствами в состоянии опьянения, влияние на сущест­вующие условия (контекст) распития спиртных напитков, такие меры, как просвещение и агитация, контроль за рекламой алкого­ля, а также ранние вмешательства или проведение лечения по от­ношению к лицам с проблемным характером употребления спирт­ных напитков и хроническим алкоголикам (Babor et a/. 2003).

 

Цены на алкоголь

Эффекты, обусловленные изменением цен на алкоголь, деталь изучены, главным образом эконометрическими методами. Проводились также панельные, описательные и аналитические исследования,  посвященные  вопросам  алкогольного  ценообразования (Babor et al. 2003; Bruun et al. 1975; Osterberg 1995; Chaloupka, Grossman, and Saffer 2002). Результаты подавляющего большинства эконометрических исследований свидетельствуют о том, что повышение цен на спиртные напитки ведет к падению уровня по­требления алкоголя, а понижение цен - к его росту. Эта зависи­мость была продемонстрирована как по отношению к общему уровню потребления алкоголя, так и к потреблению различных категорий напитков (Babor et al. 2003; Osterberg 1995; Chaloupka Grossman, and Saffer 2002). Из этого можно заключить, что по своему рыночному поведению спиртные напитки в целом сходны с большинством других потребительских товаров.

В исследованиях по различным регионам и хронологическим периодам были обнаружены разные уровни чувствительности спроса к ценовым изменениям в отношении общего уровня по­требления и по отдельным категориям спиртных напитков (Oster­berg 2001). Эти колебания обусловлены социальными, культурны­ми и экономическими условиями, преобладающими в той или иной географической местности либо в тот или иной период времени. Они также отражают разнообразие характера употребления спиртных напитков. Таким образом, не существует устойчивых ре­акций на изменения цены на алкоголь, которые были бы одинако­вы для всех стран Европы или (для отдельно взятой страны) не менялись бы с течением времени. Так, например, потребители вин в странах Средиземноморья реагируют на изменения цен на вина не так, как жители Северной Европы, поскольку в странах Среди­земноморья вино - это непременное дополнение к пище, а в стра­нах Северной Европы - скорее предмет роскоши.

Результаты    большинства    эконометрических    исследований обычно выявляют усредненный уровень реакции потребителей на изменение цен на алкоголь. Однако есть работы, в которых непо­средственно отражено дифференциальное влияние изменений цен на поведение различных групп потребителей либо изучена зависимость между масштабом алкогольных проблем и уровнем цен на спиртные напитки (Babor et al. 2003). В этих работах доказано, что спрос на алкоголь среди лиц, потребляющих значительное количество, а также среди страдающих алкогольной зависимостью, так же чувствителен к повышению цены, как и среди более умеренных потребителей. Они также показывают, что повышение цен за счет акцизных сборов с продаж спиртных напитков в осо­бенной степени снижает уровень потребления алкоголя среди мо­лодежи (Babor et al. 2003). Влияние на цены может осуществлять­ся также путем введения ограничений на рекламные акции (такие, например, как скидки в определенные часы работы бара - "счаст­ливый час"), а также установления пределов скидок при оптовых продажах и минимально допустимых ценовых уровней.

Поскольку все алкогольные напитки содержат этиловый спирт, напрашивается вывод о том, что они должны обладать взаимоза­меняемостью. Очевидно также, что спиртные напитки могут быть замещены другими товарами или же могут сами выступать в каче­стве заменителей других товаров. На практике, однако, замеще­ние одного типа напитков другим происходит лишь в достаточно ограниченной степени (Edwards et al. 1994). Нет четких доказа­тельств того, что повышение налогов и цен на алкоголь прямо влияет на потребление запрещенных наркотиков. Однако, наличие в стране более высоких цен на алкоголь по сравнению с соседни­ми странами может приводить к активизации контрабанды либо приграничной торговли. Одним из проявлений наблюдаемого в по­следние годы повышения степени интеграции европейской эконо­мики явилось уменьшение ограничений на количество ввозимого алкоголя при индивидуальных поездках из одной европейской страны в другую. В связи с этим приобретает особенно большое значение приграничная торговля спиртными напитками (Osterberg and Karlsson 2002).

При планировании ценовой политики в отношении алкоголя необходимо тщательно учитывать возможное влияние изменений цены на уровень потребления (как зарегистрированного, так и не­зарегистрированного), поскольку степень замещения алкоголя Другими товарами не всегда легко прогнозировать. Подорожание вин, например, может приводить к их замещению безалкогольны­ми напитками, к активизации домашнего виноделия, увеличению масштабов ввоза алкоголя из других стран, а также к употреблению опасных для здоровья нелегально производимых спиртных напитков. Когда цены на алкогольную продукцию сохраняют на постоянном уровне или снижают, опасаясь потенциального заме­щения нелегально производимыми спиртными напитками, вредоносный эффект от законным образом произведенного и продавае­мого алкоголя может быть более существенным по сравнению с предполагаемой опасностью от нелегальных спиртных напитков. Результаты исследований по алкогольному ценообразованию по­казывают, что цена все же оказывает независимый эффект на уровень потребления алкоголя и связанные с этим проблемы (Babor et al. 2003; Edwards еt аl. 1994). Потребление алкоголя населением в целом зависит от цен, и по всей видимости имеется та же связь между ценами и масштабом проблем, связанных с алкоголем. Повышение налогов на алкоголь, особенно в странах с исходно низкими ставками алкогольного налогообложения, практически неизменно влечет за собой повышение объема налоговых поступлений в государственный бюджет. Во всех странах сниже­ние масштаба алкогольных проблем приводит к уменьшению рас­ходов на возмещение ущерба, связанного с алкоголем, и высво­бождает ресурсы для качественного и количественного развития услуг для населения.

 

Доступность алкоголя

Существует целый ряд методов ограничения доступности спирт­ным напиткам. Тотальный запрет на алкоголь практиковался в не­которых индустриально развитых Западных странах в первой по­ловине 20-го века и существует в настоящее время во) многих му­сульманских странах. В ряде стран существует практика объявле­ния коротких периодов запрета - например, на один день во вре­мя общественных праздников, национальных выборов, проведе­ния ярмарок или ответственных футбольных матчей. Ограничения, касающиеся часов и дней торговли алкоголем, значительно варьи­руют по странам; в одних странах существуют весьма детальные и разветвленные регуляции, в то время как в ряде других - вообще не существует ограничений относительно часов в течение дня, ко­гда разрешена продажа алкоголя. Могут также вводиться ограни­чения, касающиеся локализации торговых точек по продаже спиртных напитков. Например, может быть запрещено размещать торговые точки по продаже алкоголя вблизи школ, детских садов, церквей, вдоль автомобильных магистралей. Может быть установ­лен запрет на включение спиртных напитков в ассортимент това­ров в торговых точках, находящихся в определенных местах, та­ких как больницы, автозаправочные станции или столовые на предприятиях. Кроме того могут накладываться ограничения на число торговых точек из расчета на определенное количество на­селения. В некоторых странах запрещено продавать алкоголь в киосках или через торговые автоматы. Во многих странах организации и отдельные лица, имеющие отношение к спиртным напиткам на любом уровне - от производства до розничной торговли - должны иметь особую лицензию или пройти курс специального обучения (Osterberg and Karlsson 2002).

В законодательстве большинства стран оговорен возраст, с на­ступлением которого официально разрешено приобретать и упот­реблять спиртные напитки. Возрастной ценз может быть различ­ным в зависимости от крепости напитков либо от места их упот­ребления - в заведении или при продаже на вынос. В ряде стран запрещена продажа спиртных напитков лицам, находящимся в не­трезвом состоянии. Существуют также системы нормированной продажи алкоголя, а также законы, регулирующие количество ал­коголя, которое можно приобрести за один раз, запрещающие продажу алкоголя в кредит, запрещающие подавать спиртные на­питки мужчинам и женщинам, вместе находящимся в одном и том же заведении, либо предписывающие подавать спиртные напитки только вместе с едой (Osterberg and Karlsson 2002).

Далеко не все предпринимавшиеся меры подвергались оценке, отчасти потому что эти меры вводились в странах, не заинтересо­ванных в их эффекте, отчасти в связи с трудностями в оценке эф­фектов. В некоторых случаях оценка мероприятий по контролю над алкоголем была проведена, но речь идет о настолько старых данных, что ими уже нельзя оперировать в рамках современных дискуссий по алкогольной политике в Европе. Это, например, от­носится к исследованиям последствий сухого закона в период ме­жду двумя мировыми войнами или к практике индивидуального рационирования спиртных напитков по типу карточной системы Братта в Швеции, которая была отменена в 1955 г.

 

Частичная отмена монополии на розничную торговлю

Частичная отмена монополии на розничную продажу спиртных на­питков на вынос изучалась во многих странах. В странах Северной Европы эти исследования касались введения практики продажи в обычных продуктовых торговых точках так называемого «пива средней крепости», ранее продававшегося только в монопольных винных магазинах. Аналогичным случаем является отмена запрета на продажу пива в Исландии в 1989 г. В Финляндии продажа пива средней крепости в обычных продуктовых магазинах разрешена с 1969 г. Этот год был отмечен повышением общего уровня потреб­ления алкоголя на 46% - исключительно за счет роста потребле­на пива средней крепости (Makela, Osterberg, and Sulkunen 1981; Makela, Tryggvesson, and Rossow 2002). Запрет на продажу пива средней крепости в продуктовых магазинах, введенный в Швеции 1977 г. лимитировал доступ к этому напитку. То же самое произошло в Норвегии в 1993 г. вследствие прекращения продажи крепких сортов пива в продуктовых магазинах. В обоих случаях возврат пива средней или высокой крепости в систему монополии розничной торговли спиртными напитками привел к снижению уровней потребления как пива, так и алкоголя в целом (Edwards et al. 1994). Было просчитано, что в Швеции в течение периода, ко­гда пиво средней крепости свободно продавалось в продуктовых магазинах, общий уровень потребления алкоголя был на 15% вы­ше, чем в том случае, если бы это не было разрешено (Noval and Nilsson 1984).

Было показано, что уровень продажи вина - напитка, приобре­тающего все большую популярность в странах, не имеющих своего виноделия, - чувствительно реагирует на состояние доступа к по­купке вин в системе розничной торговли. Уровень потребления вин, так же как и общий уровень потребления алкоголя, повысил­ся после отмены монополии на розничную торговлю винами. Ис­точником таких данных являются, главным образом, США, Канада и Новая Зеландия, где государственная монополия на торговлю винами, в том числе креплеными, была отменена на всей террито­рии, за исключением отдельных штатов (Wagenaar and Holder 1995; Her et al. 1999). Таким образом, данные исследований убе­дительно показывают, что системы монополии на торговлю спирт­ными напитками на вынос снижают уровень потребления алкоголя и уменьшают масштаб алкогольных проблем. В то же время, час­тичная отмена государственной монополии на розничную торгов­лю спиртными напитками приводит к повышению общего уровня потребления алкоголя. Приватизация торговли алкоголем приво­дит к росту числа торговых точек по продаже спиртных напитков, а также, как правило, к продлению часов работы торговых точек и другим формам облегчения доступа к алкоголю.

 

Рабочие часы, дни работы и число торговых точек

Введение ограничений, касающихся дней работы и рабочих часов торговых точек по продаже спиртных напитков, является часто употребляемой мерой алкогольного контроля (Babor et al. 2003, Edwards et al. 1994). Результаты большинства исследований де­монстрируют увеличение потребления алкоголя или повышение выраженности связанных с ним неблагоприятных последствий при продлении рабочих часов торговых точек и, напротив, снижение потребления алкоголя при их сокращении (Babor et al. 2003; Edwards et al. 1994). В ряде стран вводились ограничения на количество и расположение торговых точек по продаже спиртных напитков. В ранних исследованиях о плотности размещения алкогольных торговых точек, было выявлено, что этот фактор мало влияет на уровень потребления алкоголя. Однако в недавних ра­ботах, проводившихся с использованием многомерной эконометрической методики, включающей перекрестно-групповой анализ, продемонстрировано, что фактор географической плотности тор­говых точек все же оказывает влияние на объем продаж алкоголя (Babor et al. 2003; Edwards et al. 1994).

 

Возрастной ценз в отношении употребления алкоголя

Наличие возрастного ценза служит препятствием для доступа мо­лодежи к спиртным напиткам. Планка возрастных ограничений в одних случаях может быть установлена весьма низко, в других - ограничения распространяются на более старший возраст, однако соблюдаются недостаточно строго (Osterberg and Karlsson 2002). Среди индустриально развитых стран наиболее высокий возрас­тной ценз, 21 год, установлен в США, на всей территории страны (Edwards et al. 1994). Эти меры, так же как и аналогичные изме­нения, произошедшие в Канаде и Австралии, позволили провести ряд исследований эффектов возрастного ценза. Результаты этих исследований показали, что более низкий возрастной ценз ассо­циировался с большей частотой дорожно-транспортных происше­ствий в связи с употреблением спиртных напитков в соответст­вующих возрастных группах. В то же время установление более высокого возрастного ценза приводило к снижению частоты таких аварий (Babor et al. 2003; Wagenaar and Toomey 2000; Grube and Nygaard 2001).

 

Возможность обобщения фактических данных по доступу к алкоголю

Результаты проведенных исследований в целом показали, что ко­гда меньше алкоголя имеется в продаже и его приобретение свя­зано с неудобствами и препятствиями, уровень потребления и со­путствующих проблем снижается. Поскольку эти выводы подтвер­ждены для ряда различных стран, можно заключить, что они не несут культуральной специфики. Следует, однако, иметь в виду, что эффективность любой из подобных стратегий обусловлена множеством взаимозависимых факторов, включая прежде всего общественную поддержку и соблюдение установленных правил. Без достаточной поддержки со стороны общества строгое соблю­дение каких-либо ограничений представляется мало реальным.

Эпидемиологические исследования эффектов, обусловленных изменением условий доступа к алкоголю, часто приводят только агрегированные   результаты.   Однако   имеются   данные   о   его изолированном  эффекте  на  потребителей  больших  количеств алкоголя. Так, например, исследования последствий забастовок в сфере торговли спиртными напитками, показали, что частота нарушений общественного порядка, преступлений, случаев насилия, а также случаев госпитализации, связанной с алкоголем, снижается в период забастовки в гораздо большей степени, чем общий уровень потребления алкоголя (Osterberg and Saila 1991). Можно заклю­чить, что самые различные меры внешнего воздействия могут ока­зывать влияние на поведение потребителей больших количеств алкоголя и «проблемных» потребителей. В той или иной форме этот вывод подтвержден результатами многочисленных исследо­ваний (Babor et al. 2003).

 

Меры против вождения в состоянии опьянения

На существующую связь между потреблением алкоголя и безопас­ностью дорожного движения можно повлиять путем применения стратегий, направленных на изменение поведения потребителей алкоголя в конкретных условиях. Европейская хартия по алкоголю следующим образом обозначает одну из таких стратегий: «Приня­тие и обеспечение выполнения законов, направленных на эффек­тивное недопущение вождения в состоянии опьянения» (Rehn, Room, and Edwards 2001) [4]. В более общем плане аналогичные принципы минимизации вреда могут также относиться к средствам водного и авиационного транспорта, а также к распитию спиртных напитков на улице.

Алкоголь влияет на двигательные функции, чувство равнове­сия, остроту зрения и мыслительные процессы. Степень вызывае­мых алкоголем нарушений может быть различной, особенно при низком содержании алкоголя в крови (САК). С помощью лабора­торных тестов было неоднократно продемонстрировано, что у большинства людей при повышении САК удлиняется время реак­ции и ухудшаются показатели решения тестовых задач. Влияние оказывает даже эквивалент единичной дозы спиртного, и выра­женность наступающих эффектов растет по мере увеличения со­держания алкоголя в крови.

В подавляющем большинстве европейских стран установлен максимально допустимый уровень САК для водителей автомото-транспорта, предполагающий, что при превышении данного порога состояние водителя создает опасность, даже если несчастного случая не происходит. Установленные пороговые значения всегда основаны на объективных данных относительно риска нарушения функций при различных уровнях содержания алкоголя в крови, но они также неизбежно отражают и компромисс между понятным желанием не создавать излишних неудобств для населения, с од­ной стороны, и соображениями общественной безопасности - с другой. Предельно допустимое значение САК в разных странах Европы колеблется от нуля до 0,08%, в большинстве случаев - это 0,05% (Rehn, Room, and Edwards 2001). В некоторых европейских странах применяются два официально установленных пороговых значения - одно как критерий вождения просто в состоянии опья­нения, при выявлении второго - состояние водителя квалифици­руется как «тяжелое опьянение». Как показывают результаты ис­следований, увеличилась доля дорожно-транспортных происшест­вий, связанных с употреблением алкоголя, а также повысился уровень осознания обществом данной проблемы; страны, где ра­нее не был официально установлен предельно допустимый уро­вень САК, в настоящее время начали его вводить, а страны, уже пользующиеся этим нормативом, снижают его порог (Rehn, Room, and Edwards 2001; Osterberg and Karlsson 2002).

Повышенному риску подвергаются во время вождения молодые потребители спиртного вследствие своей неопытности как в управлении транспортным средством, так и в употреблении алко­голя. В некоторых странах это представляет собой особую про­блему. Одной из логически напрашивающихся мер, следователь­но, является установление сниженных предельно допустимых уровней САК для водителей молодого возраста, что иногда обо­значается терминами «нулевая толерантность», или «абсолютная нетерпимость» (Rehn, Room, and Edwards 2001). Источником ис­следований по анализу эффектов этого принципа абсолютной не­терпимости является США. Результаты показывают, что примене­ние этого принципа привело к снижению частоты аварий одиноч­ных транспортных средств в ночное время со смертельным исхо­дом, других типов аварий и травматизма, а также частоты превы­шения уровня САК среди молодых водителей (Babor et al. 2003).

Проблема употребления алкоголя профессиональными водите­лями также вызывает особую озабоченность во многих индустри­ально развитых странах. Этой категории водителей рекомендуется в период работы вообще не употреблять алкоголь или ограничи­ться крайне незначительными дозами. В США, например, допустимый уровень САК для профессиональных водителей грузового транспорта ниже, чем для непрофессионалов. Подобные регуля­ции также имеют место в ряде европейских стран (Osterberg and Karlsson 2002).

Основной стимул, используемый для предотвращения употребления алкоголя в рискованной ситуации, - страх наказания. Если потребитель спиртного знает, что при управлении транспортным средством в нетрезвом виде он может с высокой вероятностью быть пойман и незамедлительно наказан, то в таком случае он, возможно, постарается не садиться за руль (Edwards et al. 1994). В настоящее время имеются убедительные фактические данные из ряда стран, свидетельствующие об успешности политики общего сдерживания - то есть, когда людей, не подвергавшихся санкци­ям, стараются удержать от совершения правонарушений. Наибо­лее эффективной мерой является повсеместное проведение сила­ми полиции частых и хорошо заметных проверок на дорогах, при которых водителей выборочно останавливают и предлагают прой­ти тест на содержание алкоголя в выдыхаемом воздухе (Babor еt al. 2003).

Степень опасения быть пойманным зависит не только от числа привлеченных сотрудников полиции, но и от применяемой ими технологии. Определение САК с помощью портативного анализа­тора выдыхаемого воздуха рассматривается как эффективный ме­тод выявления водителей, находящихся под воздействием алкого­ля. Если полиция полагается лишь на внешние признаки опьяне­ния, такие как смазанная речь, блеск глаз или запах алкоголя, выявление нетрезвых водителей происходит с меньшей надежно­стью и поэтому функция сдерживания осуществляется не так эф­фективно (Babor et al. 2003).

Другим важным аспектом стратегии сдерживания является тя­жесть наказания. Во многих странах на протяжении последних 20 лет наказание за вождение в состоянии опьянения стало более су­ровым, повысилась также степень неминуемости этого наказания. Нет достоверных доказательств того, что лишение свободы в каче­стве наказания за вождение в нетрезвом в виде способствует сни­жению частоты повторных подобных правонарушений. В некото­рых работах, однако, был продемонстрирован сдерживающий эф­фект неизбежного краткосрочного лишения свободы в качестве наказания за выявленное в первый раз вождение в состоянии опьянения (Edwards et al. 1994). В целом было показано, что наи­более эффективным методом наказания является лишение води­тельского удостоверения (Babor et al. 2003).

Борьба с вождением в состоянии опьянения принесла более или менее успешные плоды во многих странах. Законы, направленные против вождения в состоянии опьянения, при их строгом  соблюдении - это высокоэффективный механизм общественно здравоохранения, обеспечивающий профилактику травматизма и снижение смертности. Однако эти достижения развивались посте­пенно, при постоянной поддержке и в соответствии с рекоменда­циями научных исследований. Имеющийся в настоящее время подход к проблеме может существовать лишь при общественной поддержке и осознании потенциальными правонарушителями рис­ка быть пойманными и возможно даже арестованными. На основа­нии опыта борьбы с вождением в состоянии опьянения можно также сделать вывод, что наряду со всеобъемлющими стратегия­ми, такими как общее уменьшение доступа к алкоголю, специфи­ческие вмешательства, направленные на конкретные разновидно­сти алкогольных проблем, также могут приносить благоприятные результаты.

 

Меры, направленные на регулирование деятельности заведений, занимающихся распивочной продажей алкоголя - питейных заведений

Разрабатывается и применяется все больше мер, непосредственно направленных на условия потребления спиртных напитков. По­скольку этот подход является относительно новым, многие из про­водимых в настоящее время мероприятий еще не были в должной мере оценены. Однако уже известно, что проведение программ обучения персонала баров привело к некоторому снижению уров­ня рискованного употребления спиртных напитков и проблем, обусловленных алкоголем. Усиление контроля над деятельностью питейных заведений способствовало сокращению продаж алкоголя несовершеннолетним. Повышение безопасности лицензированных заведений вело к с снижению степени опьянения их посетителей и, в целом, уровня соответствующих алкогольных проблем (Babor et al. 2003). Таким образом, можно предполагать, что развиваемые в этом направлении стратегии смогут оказать определенный эф­фект без чрезмерных финансовых вложений.

Для повышения уровня осознания населением важности про­блем, связанных с питейными заведениями, можно привлекать общественность. По оценочным данным, это может способствовать снижению уровня агрессивного поведения и других проблем, свя­занных с употреблением алкоголя в питейных заведениях. Пре­имущественная применимость данных стратегий лишь для условий питейных заведений в определенной степени снижает их значимость в общественном здравоохранении, поскольку в большинстве европейских стран на питейные заведения приходится только не­большая доля от общего потребления алкоголя (Simpura and Karlsson 2001). Однако в отношении определенных видов проблем, таких как ночные уличные драки, связанные с употреблением алкоголя, или управление транспортом в состоянии опьянения, абсо­лютный уровень потребления алкоголя в питейных заведениях имеет большее значение, чем его доля в общем объеме потреб­ляемого алкоголя. С другой стороны, существует мнение, что употребление спиртных напитков в заведениях происходит под большим контролем, чем когда алкоголь приобретают на вынос.

 

Просвещение, агитация и пропаганда по вопросам, связанным с алкоголем

Одними из наиболее популярных подходов к профилактике про­блем, связанных с алкоголем, являются просвещение и агитация. Они направлены на решение многочисленных задач, таких как по­вышение уровня знаний о различных видах алкогольного риска, снижение, по мере возможности, уровня риска путем влияния на характер употребления спиртных напитков, поддержка проводи­мой политики по контролю над употреблением алкоголя. Просве­щение и агитация включают официальные сообщения и антирек­ламу, этикетки с предупреждающими надписями, рекомендации по методам индивидуального снижения количества потребляемого алкоголя, программы антиалкогольного просвещения для школ и высших учебных заведений.

Число информационных и образовательных программ растет, однако многие из них еще не достаточно тщательно оценены, и, по всей вероятности, оказывают лишь незначительный эффект на уровень потребления алкоголя и масштаб алкогольных проблем. Антиалкогольное просвещение связано с относительно высокими расходами (с учетом стоимости подготовки кадров и проведения полнообъемной образовательной программы). С точки зрения го­сударства в определенных случаях, когда оплата труда препода­вателей осуществляется из местных ресурсов или когда образова­тельная программа рассматривается как дополнительная статья расхода в уже существующем плане финансирования, стоимость может оцениваться как низкая. Широта охвата и возможности осуществления образовательных программ могут быть хорошими, однако они не оказывают значительного воздействия на население и, по-видимому, не являются экономически эффективным (Babor et al. 2003).

В течение последних десятилетий резко увеличился размах алкогольной рекламы и другие формы рыночного продвижения алкогольной продукции. Современная алкогольная реклама обильно финансируется, характеризуется изобретательностью и распространена повсеместно. Она старается привлечь новые поколения в ряды потребителей алкоголя, пропагандирует благосклонное от­ношение к спиртным напиткам и образ жизни, характеризующийся потреблением больших количеств алкоголя. Осуществлявшиеся попытки самоконтроля в области алкогольной рекламы и марке­тинга оказались недолговечными и в целом неэффективными (Ba­bor et al. 2003). Проведенные оценки эффективности ограничений рекламы алкоголя не выявили заметного снижения уровня потреб­ления и связанного с ним ущерба. Таким образом, как и в вопросе антиалкогольного просвещения и агитации, имеется значительное несоответствие между уровнем поддержки алкогольной продукции и ее рекламы и эффективностью мер противодействия этому.

 

Ранняя диагностика и лечение

Помимо своей ценности в плане уменьшения страданий, лечебные вмешательства могут также рассматриваться и как форма профи­лактики. Критическая оценка лечебных мер до сих пор не осуще­ствлена, несмотря на то, что это один из наиболее ранних видов реакции общества на проблемы, связанные с алкоголем. Рассмат­риваемые в качестве мер алкогольного контроля, стратегии ранне­го вмешательства и лечебные мероприятия обладают в лучшем случае среднем уровнем эффективности. На популяционном уров­не их воздействие лимитировано, поскольку проведение полного курса лечения по поводу алкогольных проблем приносит пользу лишь ограниченному числу обратившихся за помощью людей. Да­же краткосрочные вмешательства касаются лишь тех, кто пользу­ется предлагаемой помощью и кто согласен на лечение. Оказание лечебной помощи - это долг гуманного общества, однако ее эф­фективность по отношению к проблеме употребления алкоголя невысока (Ba­bor et al. 2003).

 

Выводы

Данный обзор показывает, что имеется ряд действенных и эконо­мически эффективных стратегий, направленных на снижение Уровня потребления алкоголя, которые основаны на повышении цен и более жестком контроле доступа к алкогольной продукции. Кроме того, многие меры, направленные против вождения в со­стоянии опьянения, подкреплены данными исследований и, по всей видимости, применимы в большинстве стран, а также относи­тельно недороги в плане внедрения и регулярного проведения. Эти контрольные меры могут применяться изолированно или в различных комбинациях. Прочие меры контроля, такие как, влияние на условия употребления спиртных напитков, просвещение, агитация, контроль алкогольной рекламы и деятельности питейных заведений, обладают лишь ограниченной эффективностью

Те или иные меры антиалкогольной политики, как правило, проводятся в отрыве от других аналогичных мероприятий. Анализ предпринимаемых профилактических действий на местном уровне показывает, что они имеют самые высокие шансы на успех в том случае, если в них нашли отражение ранее полученные научные данные и если имеет место комплексное и систематическое осуще­ствление различных видов вмешательств. Системные стратегии с взаимодополняющим характером компонентов, направленные на перестройку всех аспектов употребления алкоголя, с большей ве­роятностью приведут к успеху, чем изолированные меры. Кроме того, следует отдавать предпочтение тем профилактическим дей­ствиям, которые рассчитаны на долгосрочное внедрение, а не тем, которые действуют лишь в период проведения проекта. Для дос­тижения максимального эффекта на популяционном уровне необ­ходимо осуществлять полномасштабные всеобъемлющие вмеша­тельства.

 

Библиография

Babor Т. et al. 2003. Alcohol: по ordinary commodity. Research and policy. Oxford: Oxford University Press.

Bruun K. et а I. 1975. Alcohol control policies in public health perspective. Helsinki: The Finnish Foundation for Alcohol Studies.

Chaloupka F. J., M. Grossman, and H. Saffer. 2002. The effects of price on alcohol consumption and alcohol-related problems. Alcohol research & health 26: 22-34.

Edwards G. et а I. 1994. Alcohol policy and the public good. Oxford: Oxford University Press (Издание на русском языке: Алкогольная политика и общественное благо / Ред. Г. Эдварде. Региональные публикации ВОЗ. Европейская серия № 80. 1998).

Ezzati М. et al. 2002. Selected major risk factors and global and regional burden of disease. Lancet 360: 1347-1360.

Grube J. W. and P. Nygaard. 2001. Adolescent drinking and alcohol policy. Contemporary drug problems 28: 87-132.

Harkin A. M., P. Andersson, and J. Lehto. 1995. Alcohol in Europe – a health perspective. Copenhagen: WHO Regional Office for Europe.

Her M. et al. 1999. Privatizing alcohol sales and alcohol consumption: evi­dence and implications. Addiction 94: 1125-1139.

Hjbell B. et a I. 2000. The European School Survey Project on Alcohol and Other Drugs. Alcohol and drug use among students in 30 European coun­tries [The 1999 ESPAD Report]. Stockholm: CAN.

Leifman H. 2002. Trends in population drinking. Alcohol in postwar Europe. Consumption, drinking patterns, consequences and policy responses in 15 European countries / Ed. by T. Norstrom, pp. 11-48. Stockholm: Almqvist & Wicksell International.

Makela К., E. Osterberg, and P. Sulkunen. 1981. Drinking in Finland. In­creasing alcohol availability in a monopoly state. Alcohol, society, and the state 2: The history of control policy in seven countries / Ed. by E. Single, P. Morgan, and J. de Lint, pp. 31-60. Toronto: Addiction Research Founda­tion.

Makela P., K. Tryggvesson, and I. Rossow. 2002. Who drinks more or less when policies change? The evidence from 50 years of Nordic studies. The effects of Nordic alcohol policies: Analyses of changes in control systems / Ed. by R. Room, pp. 17-70. Helsinki, Nordic Council for Alcohol and Drug Research.

Norstrom Т., ed. 2002. Alcohol in post-war Europe. Consumption, drinking patterns, consequences and policy responses in 15 European countries. Stockholm: Almqvist & Wicksell International.

Noval S. and T. Nilsson. 1984. Mellanolets effekt pi konsumtionsnivan och tillvaxten hos den totala alkoholkonsumtionen [The effects of medium beer on consumption levels and the rise in overall alcohol consumption]. Nar mellandlet forsvann [When the medium beer was withdrawn] / Ed. by T. Nilsson, pp. 77-93. Universitetet i Linkoping: Samhallsvetenskapliga in-stitutionen.

Osterberg E. 1995. Do alcohol prices affect consumption and related prob­lems? Alcohol and public policy. Evidence and issues. / Ed. by H. Holder and G. Edwards, pp. 145-163. Oxford: Oxford University Press.

Osterberg E. 2001. Pricing and Taxation. Handbook on alcohol dependence and related problems / Ed. by N. Heather, T. Peters, T. Stockwell, pp. 685-698. London: Wiley.

Osterberg E. and T. Karlsson, eds. 2002. Alcohol policies in EU Member States and Norway. A collection of country reports. Helsinki: STAKES.

Osterberg E., S.-L. Saila, eds. 1991. Natural experiments with decreased availability of alcoholic beverages. Finnish alcohol strikes in 1972 and 1985. Helsinki: The Finnish Foundation for Alcohol Studies.

PGD. 2002. World drink trends. Henley-on-Luton: Productschap voor Gedis-tilleerde Dranken and World Advertising Research Centre.

Rehn N., R. Room, and G. Edwards. 2001. Alcohol in the European Re­gion - Consumption, harm and policies. Copenhagen: WHO Regional Office for Europe.

Simpura J. and Т. Karlsson. 2001. Trends in drinking patterns in fifteen European countries, 1950 to 2000. A collection of country reports. Helsinki-STAKES.

Wagenaar A. C. and H. D. Holder. 1995. Changes in alcohol consumption

resulting from the elimination of retail wine monopolies: Results from fiVe US states. Journal of studies on alcohol 56: 566-572.

Wagenaar A. C. and T. L. Toomey. 2000. Alcohol policy: gaps between leg­islative action and current research. Contemporary drug problems 27: 681-733.

WHO 1995. Alcohol and health - Implications for public health policy. Report of a WHO Working Group, Oslo, 9-13 October 1995.

1. Издана по-русски в 1998 г. Подробнее - см. http://adic.org.ua/sirpatip/mater-2/alc-pol/index.html 

2. Электронная библиографическая База данных Американской экономической   ассоциации, содержащая информацию по мировой научной литературе в сфере экономики. Подробнее - см. http://www.econlit.org .

3. NIАА - National Institute on Alcohol Abuse and Alcoholism - один из научно-исследовательских институтов в системе Департамента здравоохранения социальных служб США. Подробнее - см. http://etoh.niaaa.nih.gov/.

4. http://www.euro.who.int/document/e57528r.pdf.


Другие интересные материалы:
СПИД: многое зависит от мужчин
Мужчины могут изменить лицо эпидемии...

Мужчины могут изменить лицо эпидемии...
Замечания
к городской программе на 2000 - 2001 гг. по...

1.1. Создание и развитие городского...
Становление и развитие ранней помощи детям с нарушениями развития в России и Швеции
Актуальность означенной проблемы...

Актуальность означенной проблемы...
Девиантность, социальный контроль и политический режим
"Не существует каких-либо форм...

1. Политический режим и его роль в...
Организованный преступный бизнес в США: наркотики
Для того чтобы дать исчерпывающую оценку...

Для того чтобы дать исчерпывающую оценку...
 

 
   наверх 
Copyright © "НарКом" 1998-2024 E-mail: webmaster@narcom.ru Дизайн и поддержка сайта Петербургский сайт