|
|
Европейский антинаркотический план действий
|
|
> Закон сур-р-ов!
> Даешь систему!
> Европейский антинаркотический план действий
Европейская наркополитика представляет собой многоуровневую систему, работа которой регулируется различными нормативными актами. Одним из основных документов, определяющих антинаркотическую стратегию, как на уровне институтов ЕС, так и на уровне национальных структур в государствах-членах, является, так называемый, АНТИНАРКОТИЧЕСКИЙ ПЛАН ДЕЙСТВИЙ. В настоящий момент действует вторая часть Плана на 2009—2012 гг. Сайт http://narcom.ru представляет перевод этого документа, текст оригинала доступен по адресу http://ec.europa.eu/health/drugs/policy/index_en.htm. Настоящий документ структурно и функционально схож с Федеральной целевой программой КОМПЛЕКСНЫЕ МЕРЫ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ ЗЛОУПОТРЕБЛЕНИЮ НАРКОТИКАМИ И ИХ НЕЗАКОННОМУ ОБОРОТУ, современный этап действия которой заканчивается в текущем году. Однако внимательный взгляд обнаруживает и некоторые различия. Полагаем, будет полезным сравнение принципов, основных положений и подходов, используемых в нашей и европейской антинаркотической стратегии. Комиссия Европейского сообщества Brussels, 18.9.2008 COM(2008) 567/4
СООБЩЕНИЕ КОМИССИИ
ЕВРОПЕЙСКОМУ ПАРЛАМЕНТУ И СОВЕТУ ЕВРОПЫ ПО АНТИНАРКОТИЧЕСКОМУ ПЛАНУ ДЕЙСТВИЙ В ЕС В 2009-2012
Введение
Наркотики являются серьезной проблемой для жителей Европы и представляют значительную угрозу безопасности и здоровью европейского общества.
В декабре 2004 года Совет Европы единогласно утвердил Антинаркотическую Стратегию ЕС на 2005-2012 гг., целью которой является предупреждение и снижение наркопотребления для обеспечения высокого уровня защищенности, благосостояния и социального взаимодействия.
Само по себе принятие Стратегии определенно означает, что решение задач в политике противодействия наркопотреблению в Европейском Союзе преодолевает различия в подходах, существующих в государствах-членах ЕС. Тем самым подтверждается, что все государства-члены обязуются соблюдать одинаковый набор основных принципов: принцип необходимости соблюдения сбалансированного подхода в деятельности по сокращению предложения и спроса на наркотики, принцип опоры на достоверные данные о характере и масштабах этой проблемы, на уважение основных прав и достоинства человека, и особенно на скоординированное трансграничное правоприменение в отношении наркоторговцев и организованной преступности.
Антинаркотическая Стратегия также служит основой для двух последовательных четырехлетних Планов Действий. Первый План (2005-2008) утверждал более 80 мероприятий, направленных для определения системы координат целей государственного вмешательства в области незаконного оборота наркотиков в сферах, охватывающих здравоохранение, законодательство, таможню, уголовное правосудие и внешние сношения. В то время как ответственность за программную реализацию обычно лежит на государствах-членах, Комиссия играет важную роль в обеспечении проведения и оценке хода работ в дополнение к осуществлению мониторинга антинаркотического законодательства, как, например, Рамочное решение Совета 2004/757/JHA по незаконному обороту наркотиков, по которому в середине 2009 будет представлен доклад. Более того, Комиссия, опираясь на изученные данные, полученные за предшествующие четыре года, в настоящее время предлагает второй План Действий (2009-2012), который должен быть утвержден Советом Европы.
Что достигнуто Планом Действий к настоящему времени?
Текущий План утверждает в качестве конечной цели:
"...значительное сокращение распространенности наркопотребления в популяции и уменьшение социального неблагополучия и вреда здоровью, обусловленных незаконным употреблением и распространением наркотиков".
Прилагаемый отчет об оценке работы, — это результат совместных усилий Комиссии, государств-членов, Европейского Центра мониторинга наркопотребления и наркозависимости (European Monitoring Centre on Drugs and Drug Addiction — EMCDDA), Европола и Европейской Сети неправительственных организаций, представленных на Форуме Гражданского общества. На сегодняшний день время это самый тщательный анализ политики ЕС в области противодействия наркотикам, который показывает, что цели настоящего Плана были частично достигнуты:
· Употребление наркотиков в ЕС остается на высоком уровне. Доступные данные позволяют предположить, что использование героина, каннабиса и синтетических наркотиков стабилизировалось или уменьшилось, но уровень употребления кокаина в некоторых государствах-членах растет. Общее число граждан ЕС, потребляющих наркотики — или тех, кто потреблял их некоторое время (lifetime prevalence — распространенность (болезненность) за период жизни) — оценивается в 70 млн человек, употребляющих каннабис, не менее 12 млн — кокаин, 9,5 млн — экстази и 11 млн — амфетамин, в то же время не менее полумиллиона человек, насколько известно, получает заместительную терапию героиновой зависимости.
· Хотя в том нет никаких поводов для самоуспокоения, но доступные данные по сопоставимым странам в других частях света указывают, что потребление каннабиса, кокаина и амфетаминов в ЕС значительно ниже чем, например, в США. То же самое справедливо в отношении опубликованных данных по ВИЧ-инфекциям, связанных с инъекционным потреблением наркотиков.
· Анализ также показывает, что отмечается сближение подходов государств-членов ЕС в антинаркотической политике, и также наблюдаются стремление в национальных программах опереться на положения планов действий.
· В настоящее время есть данные, свидетельствующие о том, что ЕС добился успеха, по крайней мере, в сдерживании сложного социального феномена распространения употребления психоактивных веществ в популяции, и что усилия все более сосредоточиваются на мерах, направленных в отношении обусловленного наркотиками вреда, причиняемому как индивидам, так и обществу. Важно отметить, что все это осуществляется, несмотря на то, что за рассматриваемый период незаконное производство наркотиков в мире резко повысилось, и был зафиксирован беспрецедентный трафик кокаина, направленного в ЕС. На фоне резкого увеличения поставок наркотиков отчет ЕС по организации решения проблемы представляется с еще более положительной стороны.
· С точки зрения международного сотрудничества в настоящее время позиции ЕС выглядят более скоординированными на международных площадках, таких, например, как Комиссия ООН по наркотикам (Committee on Narcotic Drugs - CND). Кроме того, интегрированный и сбалансированный подход ЕС к противодействию наркотикам все чаще служит основанием в качестве модели для использования в других странах мирового сообщества.
В текущем Плане Действий (2005-2008) поставлены амбициозные задачи. Несмотря на то, что по многим направлениям было достигнуто продвижение, были обнаружены и слабые места.
Во многих сферах сохраняется проблема координации политики, и даже если качество информации относительно ситуации в ЕС по наркопотреблению, профилактике и лечению последовательно улучшалось, все еще остаются значительные пробелы в понимании: есть постоянная нехватка надежных данных не только в вопросах уровня предложения наркотиков, но также и в области результативности помощи третьим странам по наркотической проблематике.
Как расширить участие всех слоев общества в сокращении наркопотребления?
Понятно, что Евросоюзу необходимо прилагать как можно больше усилий, чтобы уменьшить воздействие медицинских и социальных последствий, вызванных употреблением наркотиков. Если миллионы европейцев принимали или принимают наркотики до сих пор, то это означает, что существует глубокое расхождение между публичным порядком и поведением, которое никакое общество не может позволить себе проигнорировать.
Существующие данные позволяют предположить, что один из наиболее эффективных (в смысле затрат) подходов заключается в том, чтобы с проблемой наркопотреблением имели дело общественные службы, занятые в профилактике, лечении, в программах снижения вреда и продвижении законодательства, в партнерском взаимодействии с организациями волонтеров и поддерживающими фондами. Другими словами, это подход состоит в альянсе граждан и учреждений, созданных ими и для них самих.
Пора ставить европейцев в центр таковой политики и все более вовлекать в нее граждан Европы. В качестве первого шага Комиссия помогла в 2006 устроить Форум гражданского общества Европы по проблеме наркотиков. С целью поддержать выполнение Антинаркотического Плана действий ЕС, Комиссия, в период реализации следующего его этапа будет изучать возможности привлечения всех тех, кто желает принять участие в организованных формах работы, для того чтобы осуществлять необходимую деятельность на своем уровне и теми средствами, которыми они располагают, для снижения вреда от наркотиков. Идея развития в этом направлении была сформулирована Европейским Антинаркотическим Альянсом. Это могло бы стать вкладом общества, и позволило любому гражданину или объединению граждан усилить понимание риска наркопотребления в общественном сознании и поддержать лучший опыт в этой области.
К новому Антинаркотическому Плану действий на 2009-2012
Антинаркотическая Стратегия ЕС имеет дело со сложным явлением, которое, для того чтобы достичь каких-либо сдвигов, требует долгосрочного подхода. Стратегия сосредоточена на двух ключевых направлениях политики борьбы с наркотиками, — снижение спроса на наркотики и сокращение их предложения (поставки), — дополненными тремя взаимосвязанными задачами — координации, международного сотрудничества и обмена информацией, исследования и оценки.
В целях реализации Стратегии Комиссия предлагает новый Антинаркотический План Действий на 2009-2012 гг., который строится в рамках уже существующей программы, но с учетом опыта, полученного в предшествующие четыре года. Определены следующие приоритеты:
1. Сокращение предложения на рынке наркотиков и расширение понимания этой проблемы в общественном сознании
Мы должны и далее повышать эффективность мер, направленных на снижение наркопотребления и нейтрализации его последствий. Эти меры предполагают особое внимание к уязвимым группам и предотвращение полизависимости (комбинированное употребление незаконных психоактивных веществ и веществ, разрешенных законом, особенно алкоголя).
2. Мобилизация граждан ЕС для более активного участия
Комиссия предлагает начать процесс консультаций с государствами-членами и европейским гражданским обществом, с целью создания Антинаркотического Европейского Гражданского Альянса. Такой Альянс мог бы иметь обязательства и осуществлять ряд принципов, с тем, чтобы ориентировать граждан по различным вопросам антинаркотической деятельности, которые могут возникать в непосредственной среде их проживания. Все это должно быть совместимо с государственным правом и обычаями, могло бы предоставить возможность позитивной деятельности, обеспечило бы условия для полноправного и всестороннего участия граждан в поиске путей оздоровления общества и его большей безопасности.
3. Снижение спроса на рынке наркотиков
Нам необходимо более эффективное применение законодательства на уровне ЕС для противостояния наркопроизводству и наркотрафику, а также нужно в полной мере использовать возможности Европола и других структур ЕС, использующих подходы, основанные на оперативных расследованиях. Следует поддерживать большую координацию оперативных мероприятий с учетом региональных платформ безопасности.
4. Укрепление международного сотрудничества
Эффективность ЕС, осуществляющего значительный вклад в глобальной войне против наркотиков и в борьбе за более рациональные решения против производства наркотиков, могла бы быть еще выше, если улучшится координация между государствами-членами и Европейским Сообществом в проведении антинаркотических программ.
5. Расширение понимания проблемы
Мы должны расширить знание всех аспектов наркопотребления путем увеличения числа и повышения качества координации научных исследований и баз данных, включая данные по наркопреступности и работе нелегального рынка наркотиков.
Предлагаемый ниже План действий рассматривается как рамочный для обеспечения выполнения указанных приоритетов и для утверждения надлежащих европейских ценностей.
I. КООРДИНИРОВАНИЕ
|
Основные приоритеты: развитие и осуществление более эффективной политики
|
Цель
|
Действие
|
Срок исполнения
|
Ответственная сторона
|
Индикатор
|
1. Принять необходимые меры для отражения в национальных программах и политике ЕС интегративного и сбалансированного подхода с необходимым уважением фундаментальных прав отношениях с 3-ми странами и на международных форумах
|
1. Эффективное координирование антинаркотической политики в государствах-членах и институтах ЕС для приведения их в соответствие целям Антинаркотической Стратегии ЕС 2005—2012 и настоящего Плана Действий
|
Весь период
|
MS
COM
Council
|
Цели Антинаркотической стратегии ЕС и Плана Действий, включенные в национальные программы.
Антинаркотическая политика на уровне ЕС отражает цели Антинаркотической Стратегии
|
2. Принять необходимые меры для эффективной координации на уровне ЕС
|
2. Горизонтальная антинаркотическая группа (HDG) Совета Европы в осуществлении полномочий по координации действует проактивно
|
Весь период
|
Council
|
Соответствующие подразделения Совета активно информируют/подключают к работе Группу HDG и наоборот
|
|
3. Комиссия и Совет обеспечивают согласованность внутренних и внешних аспектов участия в антинаркотической политике
|
2011
|
COM
Council
|
Осуществление согласованности внешней и внутренней антинаркотической политики
|
|
4. Совет раз в год изучает наркоситуацию на основе ежегодного обзора хода выполнения работ Комиссии и соответствующих ежегодных отчетов Европола и EMCDDA
|
Весь период
|
Council
COM
EMCDDA
Europol
|
Заключение Совета
|
3. Принять необходимые меры для эффективной координации на уровне государств
|
5. Администрация Президента организует встречи национальных координаторов (или лиц с эквивалентными функциями) по антинаркотической политике на регулярной основе для усовершенствования взаимодействия по специфическим или неотложным вопросам, требующих ответных действий
|
Дважды в год
|
PRES
MS
|
Эффективное воздействие на политику координации
|
|
6. Государства-члены изучают межведомственное взаимодействие в области антинаркотической политики в целях обеспечения согласования позиций, представляемых на уровне ЕС, и для достижения целей Плана Действий ЕС на более эффективном уровне осуществления
|
Весь период
|
MS
Council
|
Согласование долевого участия государств-членов в работе HDG и других групп
|
4. Принять необходимые меры для обеспечения участия гражданского общества в антинаркотической политике
|
7. Комиссия как минимум один раз в год осуществляет обратную связь с Антинаркотическим Форумом Гражданского Общества в области наркополитики
|
Весь период
|
COM
|
Форум собирается минимум раз в год
Комиссия сообщает о результатах в HDG
|
|
8. Государства-члены вовлекают гражданское общество на все возможные уровни наркополитики с учетом национальных особенностей существующей практики,
на основе «Европейского Антинаркотического Альянса», работающего в целях мобилизации гражданского общества и общественных организаций для повышения понимания рисков
наркопотребления
|
Весь период
|
COM
MS
|
Гражданское общество принимает участие в национальном диалоге
Данные, представляются гражданским обществом
Расширение обязательств Альянса
|
II. СНИЖЕНИЕ СПРОСА НА НАРКОТИКИ
|
Основные приоритеты: повышение качества и эффективности мер по снижению наркопотребления и его последствий особенно в группах риска.
|
Цель
|
Действие
|
Срок исполнения
|
Ответственная сторона
|
Индикатор
|
5. Профилактика наркопотребления и рисков, связанных с ним
|
9. Систематически обеспечивать общедоступность апробированных многоцелевых программ профилактики в различных социальных средах (например, в школах, рабочих коллективах, тюрьмах). Профилактика должна также охватывать лиц с полизависимостью (комбинированное использование легальных и незаконных психоактивных веществ особенно в сочетании с алкоголем).
|
Весь период
|
MS
|
Повышение доступности к апробированным программам и комплексным стратегиям в государствах-членах
Распространенность наркопотребления в молодежных средах и восприятие проблемы наркопотребления в группах сверстников
|
|
10. Осуществлять целевые программы превенции наркопотребления или профилактики первой пробы наркотиков через реализацию апробированных и инновационных проектов
|
Весь период
|
MS
|
Повышение доступности к апробированным программам, направленных на профилактику первой пробы, в государствах-членах
Распространенность наркопотребления в молодежных средах
Возраст первой пробы
|
6. Профилактика наркопотребления, включая инъекционное, проведением целевых превентивных программ
|
11. Дальнейшая разработка методов раннего распознавания и вмешательства, осуществление апробированных селективных программ профилактики в группах высокого риска развития проблемы наркопотребления через раннее распознавание и вмешательство
|
Весь период
|
MS
|
Создание базы данных по проблеме потребления
Тенденции проблемы наркопотребления
Повышение доступности к проверенным и результативным программам превенции в государствах-членах
|
|
12. Дальнейшая разработка и применение апробированных профилактических программ в отношении к специфическим группам нарко(поли)зависимых высокого риска с прогрессирующим наркопотреблением, через предложение понижения порога доступности к консультациям, программам контроля за поведением и краткосрочному вмешательству
|
Весь период
|
MS
|
Создание базы данных по проблеме потребления
Тенденции проблемы наркопотребления
Повышение доступности к проверенным и результативным программам превенции в государствах-членах
|
7. Принять необходимые меры для улучшения эффективности наркологического лечения и реабилитации путем расширения возможностей, повышения доступности и качества услуг
|
13. Дальнейшая разработка и применение методов наркологического лечения, основанных на доказательной медицине, с использованием психологических и медикаментозных подходов, учитывающих специфику наркопотребителей (включая релевантные методы лечения, учитывающее новые типы наркотиков и способы употребления)
|
Весь период
|
MS
|
Тенденции в новых подходах в терапии в отношении способности контролировать потребности в наркотиках
Повышение доступности к диверсифицированному лечению, основанному на доказательной медицине, в государствах-членах
|
|
14. Разработка и осуществление программ реабилитации и социальной реинтеграции, развитие служб, опирающихся на позитивный опыт по предупреждению рецидивов и снижению социальной маргинализации и стигматизации
|
Весь период
|
MS
|
Повышение доступности к реабилитационным и реинтеграционным программам в государствах-членах
|
|
15. Обнародовать информацию о существующем опыте работы терапевтических и реабилитационных служб на национальных, региональных и местных уровнях для потенциальной целевой аудитории
|
Весь период
|
MS
|
Информационная стратегия на местах в государствах-членах
Публичный реестр доступных служб (например, в интернете)
|
8. Принять необходимые меры для повышения качества и эффективности деятельности по снижению спроса на наркотики, принимая во внимание специфику наркопотребителей в соответствии с гендерными, культурными, возрастными и др. особенностями
|
16. Развивать, применять и обмениваться положительным опытом использования принципов и стандартов качества в службах и программах вмешательства в области профилактики, лечения, снижении вреда и реабилитации
|
2009-2012
|
MS
COM
EMCDDA
|
Появление принципов и/или стандартов качества
Уровни применения принципов и/или стандартов качества
|
|
17. Достижение консенсуса на уровне ЕС по стандартам качества и индикаторам для служб и программ вмешательства в области профилактики, лечения, снижении вреда и реабилитации с учетом потребностей специфических групп
|
2012
|
MS
Council
COM
EMCDDA
|
Предложение документа консенсуса ЕС и последующие действия
|
|
18. Государства-члены в деталях изучают возможности и эффективность служб профилактики, лечения, снижении вреда и реабилитации в соответствии со специфическими требованиями. Комиссия при поддержке EMCDDA разрабатывает основы методологии для исследований такого рода
|
2012
|
MS
Council
COM
EMCDDA
|
Количество государств-членов на стадии завершения исследований
|
9. Обеспечить доступ к медицинскому обслуживанию наркопотребителей, находящихся в местах лишения свободы для снижения и предупреждения вреда здоровью, связанного с потреблением наркотиков
|
19. Развитие и применение превентивного лечения, помощи по снижению вреда и реинтеграции для лиц, находящихся в местах лишения свободы, эквивалентным программам, осуществляющимся вне стен исправительных учреждений. Особое внимание должно быть уделено продолжения помощи после освобождения из заключения
|
Весь период
|
MS
|
Осуществление антинаркотических программ, специализированных для распространения в местах лишения свободы и в отношении бывших заключенных после освобождения
|
|
20. Государства-члены утверждают и применяют индикаторы мониторинга наркопотребления, проблем со здоровьем, связанных с наркотиками, и антинаркотической помощи в условиях лишения свободы, осуществляемых с опорой на методологические основы, разработанные Комиссией при поддержке EMCDDA
|
Весь период
|
MS
Council
COM
EMCDDA
|
Снижение уровня проблем со здоровьем, связанных с наркотиками в условиях заключения
|
10. Принять необходимые меры для обеспечения доступа к программам снижения вреда, с целью сокращения распространения ВИЧ/СПИД, гепатита С и других инфекций, передающихся через кровь и связанных с наркотиками, и для снижения уровня смертности от наркотиков в ЕС
|
21. Систематическое обеспечение доступа к помощи и расширение охвата программами снижения вреда как интегральной части политики снижения спроса на наркотики, осуществление в полной мере, когда возможно, интервенции с проверенной эффективностью
|
Весь период
|
MS
|
Комиссия отчитывается о ходе работ
Снижение заболеваемости инфекционными заболеваниями, связанными с наркопотреблением
Расширение охвата программами снижения вреда
|
III. СНИЖЕНИЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ НАРКОТИКОВ
|
Основные приоритеты: измеримое усовершенствование эффективности применения законодательства в антинаркотической деятельности на уровне ЕС. Европол, Евроюст и другие структуры ЕС в полной мере реализуют соответствующие функции, ради которых они создавались, в целях эффективности, совместимости инициатив государств-членов, внутриевропейского взаимодействия и взвешенной политики централизованного контроля.
|
Цель
|
Действие
|
Срок исполнения
|
Ответственная сторона
|
Индикатор
|
11. Повышение эффективности в области правоохранения в ЕС в целях противодействия производству наркотиков и наркотрафику
|
22. Выявление преступных сообществ, представляющих наиболее серьезную угрозу, путем всестороннего использования принципов оперативно-розыскной работы Европейской Модели Уголовного Сыска (European Criminal Intelligence Model — ECIM) и других ее компонентов.
|
Весь период
|
MS
Europol
Eurojust
Council
|
Количество выявленных криминальных сообществ в государствах-членах
|
|
23. Увеличение количества объединенных оперативных штабов из представителей различных правоохранительных и силовых структур с подключением, где это возможно, Европола, а также полиции, таможни, пограничных служб, через создание совместных оперативно-розыскных групп (joint investigation teams — JIT) и объединенных таможенных групп оперативного управления (joint customs operations — JCO)
|
Весь период
|
MS
Europol
Eurojust
|
Увеличение количества JIT и JCO, направленных на противодействие наркотикам
Аналитические отчеты о достигнутых результатах
|
|
24. Повысить качество оперативных данных, передающихся из Национальных Отделений Европола в Антинаркотический Департамент Европола, особое внимание уделять высшим уровням организованной преступности
|
Весь период
|
MS
Europol
|
Согласованность, обоснованность и качество данных и оперативной информации
|
|
25. Полномасштабная реализация проектов COSPOL (героин, кокаин, синтетические наркотики) во взаимосвязи с антинаркотическими проектами Европола, включая скоординированные исследования с использованием Аналитического Досье Европола (Analysis Work Files — AWF)
|
Весь период
|
MS
Council
Europol
|
Увеличение числа конкретных оперативных результатов
|
|
26. Европейский Полицейский Колледж (CEPOL), проводит тренинги повышения квалификации по теме для старших полицейских и таможенных чинов, а также для офицеров, ответственных за взаимодействие и координацию в третьих странах в полицейских учреждениях повышения квалификации государств-членов
|
Весь период
|
CEPOL
MS
|
Учебные планы, разработанные по теме антинаркотического законодательства
Дополнительные тематические программы повышения квалификации, включенные в план работы CEPOL
Количество образовательных программ
Количество офицеров, прошедших переподготовку
|
|
27. Усиление системной работы государств-членов в третьих странах с использованием офицеров, ответственных за взаимодействие и координацию, для обмена информацией и оперативными данными между правоохранительными структурами государств-членов и Европола, когда это возможно
|
Весь период
|
MS
Europol
|
Повышение уровня международного сотрудничества правоохранительных структур в оперативно-розыскной деятельности
|
12. Быстрое и эффективное реагирование на возникающие угрозы (например, новые типы наркотиков, новые маршруты)
|
28. Организовать, где это необходимо, региональные платформы безопасности (как, например, MAOC-N, Baltic Sea TF), для противодействия возникающим угрозам средствами скоординированных оперативных ответов. Эти меры должны соответствовать существующему европейскому законодательству и процессуальным требованиям, а также должны базироваться на специфической оценке угроз (см. также п. 42)
|
Весь период
|
MS
Council
Europol
|
Своевременность оперативных ответов с адекватным использованием мер по упреждающему контролю над рисками и снижению уровня угроз
Количество сорванных преступных деяний (изъятия, разрушение схем наркотрафика)
|
|
29. ЕС сосредоточивается на координации и объединении усилий между государствами-членами, предпринимаемых в наибольшей степени в отношении специфического феномена наркопроизводства/наркотрафика с надлежащим сотрудничеством с Европолом
|
Весь период
|
MS
Europol
Council
|
Тактические и стратегические результаты действий, предпринимаемых государствами-членами
|
13. Снижение производства и сокращение предложения синтетических наркотиков
|
30. Государства-члены активно поддерживают совместные/скоординированные операции правоохранительных структур в этой области, обмениваются оперативно-розыскными данными и положительным опытом. Оптимальные мероприятия должны быть подготовлены Проектом Европола SYNERGY и с соответствующими инициативами COSPOL
|
Весь период
|
MS
Europol
Council
|
Увеличение числа начатых/завершенных совместных проектов
Увеличение количества уничтоженного оборудования подпольных лабораторий, документированных в отчетах для EILCS
Число отчетов SYNERGY
|
|
31. Принять и использовать во всех странах ЕС систему профиля синтетических наркотиков для судебной экспертизы, основанную на опыте работы таких проектов, как SYNERGY и CHAIN, на структуре исследований и экспертиз Европола и Совместного исследовательского центра Комиссии и на существующем опыте деятельности правоохранительных структур государств-членов
|
2012
|
COM
Europol
MS
|
Система разработана и применяется
|
14. Снижение утечки и трафика химических прекурсоров, используемых для изготовления нелегальных психоактивных веществ, особенно прекурсоров синтетических наркотиков
|
32. ЕС должен поддерживать четкую и солидарную позицию по этому вопросу на международном уровне и в рамках ООН, основанную на существующем законодательстве и опыте взаимодействия с частным сектором промышленности
|
Весь период
|
COM
Council
MS
|
Эффективная координация соответствующих комитетов Совета Европы
Солидарная позиция ЕС в международных организациях
|
|
33. Таможенные службы объединяют усилия по контролю прекурсоров на стратегическом уровне, повышая эффективность по организации пограничного контроля и осуществляют более тесное взаимодействие с другими правоохранительными структурами, занятыми в антинаркотической деятельности (взаимная поддержка)
|
Весь период
|
MS
|
Усовершенствование контроля над оборотом прекурсоров, выявление, изъятия и сопоставление ситуации в сравнении с 2008
|
|
34. ЕС оказывает всестороннюю поддержку международному оперативному сотрудничеству по предотвращению оборота прекурсоров, например, таким проектам как PRISM и COHESION, осуществляемых INCB
|
Весь период
|
COM
MS
|
Количество задержанных и/или изъятых грузов
|
|
35. Оценка и применение законодательства ЕС по контролю над оборотом прекурсоров
|
2010
|
COM
MS
|
Завершение оценки законодательства
|
|
36. ЕС достигает по возможности соглашения о взаимодействии со странами с предполагаемыми источниками основных прекурсоров синтетических наркотиков
|
Весь период
|
COM
|
Заключение соглашения
Снижение незаконных грузоперевозок прекурсоров наркотиков из рассматриваемых стран
|
15. Снижение воздействия на общество со стороны организованной преступности, производящей и транспортирующей наркотики
|
37. Упростить процедуры конфискации и возмещения ущерба в делах по наркопреступлениям в ЕС через укрепление политики конфискации и восстановления ущерба на уровне ЕС и государств-членов
|
2012
|
MS
COM
Council
EP
|
Принятие Комиссией предложений
Предложение и принятие законодательных актов
Оценка арестованных активов
|
|
38. Поддержать учреждение эффективных подразделений по восстановлению ущерба, созданных на неофициальной платформе. Поддерживать расследования Бюро по преступным доходам Европола
|
Весь период
|
COM
MS
Europol
|
Платформа утверждена и работает эффективно
Увеличение количества поддержанных расследований по обнаружению следов активов и их идентификации
Увеличение числа и объема конфискованных активов и наличности
|
IV. МЕЖДУНАРОДНОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО
|
Основные приоритеты: повышение эффективности взаимодействия ЕС с третьими странами и международными организациями в антинаркотической деятельности через усовершенствование координации программ в ЕС. Продвижение на международном уровне согласованного, основанного на европейском сбалансированном подходе, перспективного видения проблем наркопотребления.
|
Цель
|
Действие
|
Срок исполнения
|
Ответственная сторона
|
Индикатор
|
16. В отношениях ЕС с третьими странами и соответствующими регионами необходимо включать в рамки повестки обсуждений расширенные вопросы развития и обеспечения безопасности
|
39. Принять необходимые меры для того, чтобы в отношениях ЕС с третьими странами были отражены цели Антинаркотической стратегии и Плана Действий ЕС, основанных на принципах общей ответственности и учитывающие права человека
|
Весь период
|
MS
COM
|
Приоритеты антинаркотической политики расширенно отражаются в отношениях с третьими странами
|
|
40. Повысить эффективность существующих механизмов в антинаркотической деятельности, таких как механизмы взаимодействия и координации между ЕС и LAC, EU-Andean Specialised Dialogue и «Антинаркотической Тройкой», определяя специфические сферы взаимодействия
|
Весь период
|
Council
COM
|
Предложение и реализация инициатив по сотрудничеству
|
|
41. В соответствии с политическими решениями ЕС, согласно стратегии, а также, учитывая поддержку государств-членов и программы помощи Совета Европы, следует обратиться к наркотической проблематике в странах-производителях и странах, на территории которых существуют (появляются) маршруты транспорта наркотиков, через проекты, направленные на снижение спроса-предложения наркотиков и противодействия обороту химических прекурсоров. Эта помощь должна быть увязана с Антинаркотическим Планом Действий в отношениях между ЕС и третьими странами и регионами (см. также действия 46 и 50)
|
Весь период
|
COM
MS
|
Приоритеты Антинаркотической политики отражены в финансируемых проектах
В финансируемых проектах отражено снижение спроса-предложения наркотиков
Отражены согласованные действия в финансировании проектов государств-членов и ЕС
|
|
42. Усилить региональное и внутрирегиональное сотрудничество в целях снижения спроса-предложения наркотиков в третьих странах с поддержкой программ, финансируемых государствами-членами и ЕС, таких как Development Cooperation Instrument, The Regional Strategy
Papers, The Instrument for Stability и The European
Neighbourhood Policy Instrument
|
Весь период
|
COM
MS
|
Предложение и реализация новых внутрирегиональных инициатив сотрудничества
Отражены согласованные действия в финансировании проектов государств-членов и ЕС
Увеличение числа и сумм бюджетов финансируемых проектов
|
|
43. Продвигать предложения альтернативных источников доходов для снижения производства наркотиков с уважением к правам человека, привлекая местные общины, учитывая их специфические обстоятельства и потребности
|
Весь период
|
COM
MS
|
Количество проектов в соответствии с подходом ЕС к
Альтернативному Развитию
(документ 9597/06, CORDROGUE 44, 18.05.2006)
|
|
44. В интересах координации следует обеспечить процедуру мониторинга помощи по антинаркотической проблематике третьим странам, оказываемой ЕС
|
Ежегодно
|
Council
MS
COM
|
Обеспечение процедуры
Обзор антинаркотических проектов ЕС и государств-членов в третьих странах
|
|
45. Обзор сферы деятельности и результатов антинаркотических проектов ЕС в третьих странах
|
2010
|
COM
|
Осуществление обзора
|
|
46. Обновить и использовать Антинаркотический План Действий ЕС для Республик Центральной Азии, Латинской Америки и стран Карибского бассейна
|
Весь период
|
MS
COM
|
Определение приоритетов
Уровень применения Плана Действий
|
17. Усиление координации ЕС в многостороннем контексте и развитие интегративного и сбалансированного подхода
|
47. Принять необходимые меры для лучшей координации и преемственности между Горизонтальной антинаркотической группой (HDG) Совета Европы и делегациями государств-членов в Комиссии по Наркотикам ООН (CND), через назначение постоянного
представителя, ответственного за координацию и взаимодействие
|
2009
|
Council
|
Назначение официального представителя
Усиление координации между Венской делегацией и HDG
|
|
48. Подготавливать, координировать, отражать солидарную позицию в совместных резолюциях ЕС в CND
|
Весь период
|
PRES
MS
COM
|
Количество совместных резолюций
Солидарная позиция ЕС, поддерживаемая другими регионами
|
|
49. Представить позицию ЕС в сегменте высокого уровня на 52-м заседании CND по оценке исполнения постановлений (протокола) UNGASS’98, отразив фундаментальные принципы антинаркотической политики ЕС
|
2009
|
Council
MS
COM
|
Позиция ЕС, отраженная в политической декларации ООН
|
18. Поддержка стран, находящихся в процессе стабилизации или присоединения, а также стран-кандидатов
|
50. Обеспечить необходимую техническую и иную помощь этим странам, с тем, чтобы ознакомить их с приобретенным опытом антинаркотической деятельности ЕС. Помогать им в выполнении требуемых действий, включая Антинаркотический План Действий, принятый по Западным Балканам
|
Весь период
|
MS
COM
Council
EMCDDA
Europol
|
Страны, исполняющие предписания, согласно опыту ЕС
Количество и качество завершенных проектов
Развитие диалога и/или сотрудничества с соответствующими структурами ЕС
Уровень выполнения Плана Действий
|
19. Улучшить сотрудничество со странами-соседями ЕС (European Neighbourhood Policy — ENP)
|
51. Развивать диалог по антинаркотической проблематике со странами-соседями ЕС (European Neighbourhood Policy — ENP) в двустороннем или региональном контексте, особенно через подкомиссии
|
Весь период
|
MS
COM
|
Эффективный результат диалога
|
|
52. Комиссия поощряет использование этими странами инструментов ENP для применения антинаркотических положений Плана Действий ENP
|
Весь период
|
COM
|
Количество антинаркотических проектов, реализованных с применением инструментов ENP
|
V. ИНФОРМАЦИЯ, ИССЛЕДОВАНИЯ И ОЦЕНКА
|
Основные приоритеты: улучшение понимания всех аспектов феномена наркопотребления с целью расширить знания для поддержания общественного порядка и повысить осознание гражданами влияния наркопотребления на здоровье и социальное благополучие, проведение научных исследований
|
Цель
|
Действие
|
Срок исполнения
|
Ответственная сторона
|
Индикатор
|
20. Расширение знаний о феномене наркопотребления через организацию и проведение научных исследований
|
53. Совет и Комиссия определяют будущие приоритеты в исследованиях ЕС в области незаконного оборота наркотиков и в механизмах, необходимых для формирования новых представлений, для развития новых подходов и технологий, а также для укрепления сотрудничества в исследованиях в ЕС
|
2009
|
MS
COM
EMCDDA
|
Выделение исследовательских приоритетов
Определение и использование механизмов
|
21. Принять меры, необходимые для обмена достоверной информацией для антинаркотической политики в области незаконного оборота наркотиков
|
54. Государства-члены продолжают обеспечивать работу сети REITOX (Réseau Européen d'Information sur les Drogues et les Toxicomanies) National Focal Points (NFP) необходимыми ресурсами. Подразделения NFP сотрудничают с EMCDDA на основе принятых стандартов
|
Весь период
|
MS
|
Обмен данными, необходимыми для мониторинга и оценки результатов
Государства-члены финансируют сеть REITOX и обеспечивают другими необходимыми ресурсами
Подразделения NFP сотрудничают на основе принятых стандартов
|
22. Дальнейшее развитие мониторинга наркоситуации и эффективности применяемых ответных мер
|
55. Совершенствовать и применять в дальнейшем пять ключевых эпидемиологических показателей, разрабатывать новые индикаторы и меры для снижения спроса на наркотики
|
2012
|
MS
EMCDDA
COM
|
Увеличение согласия государств-членов разрабатывать критерии ключевых показателей
Усовершенствование методов лечения расстройств влечений и уточнение показателей расстройств, связанных с употреблением наркотиков (DSM-V/ ICD-10)
Индикаторы/мероприятия по реабилитации и реинтеграции
|
|
56. Разработка индикаторов для базы данных, необходимой для правоохранительных органов в видах осуществления антинаркотической политики в области нелегального рынка наркотиков, развитие стратегии сбора и обработки данных
|
Весь период
|
COM
EMCDDA
Europol
Council
MS
|
Определение индикаторов
Развитие применяемых стратегий
|
|
57. Развивать аналитические инструменты для повышения эффективности и усиления воздействия наркополитики
|
2010
|
COM
EMCDDA
MS
|
Развитие аналитических инструментов
Повышение достоверности анализа наркоситуации
|
|
58. Проанализировать эффективность действия Решения Совета 2005/387/JHA по обмену информацией, оценкам риска и контролю новых психоактивных веществ
|
2010
|
COM
Council
EMCDDA
Europol
EMEA
|
Представление оценки и ее возможное развитие и применение
|
|
59. Европол оценивает распространенность преступности на основе данных и информации, представляемых государствами-членами
|
Ежегодно
|
MS
Europol
|
Качественная оценка данных о распространенности
|
23. Принять меры, необходимые для обеспечения текущей оценки наркополитики
|
60. Государства-члены оценивают национальную наркополитику на регулярной основе
|
Весь период
|
MS
|
Количество отчетов с оценкой наркополитики
|
|
61. Предоставлять ежегодные отчеты о ходе выполнения работ по применению Плана Действий в Совет и Европарламент, представлять принятые/уточненные индикаторы и отчеты о механизмах мониторинга и оценки надлежащим образом по необходимости
|
Ежегодно
|
COM
EMCDDA
Europol
MS
|
Предоставление ежегодного отчета о ходе работ
Наличие и доступность соответствующих индикаторов
|
|
62. Получить независимую оценку выполнения и эффекта влияния действующей Антинаркотической Стратегии ЕС 2005—2012 и Антинаркотического Плана Действий ЕС 2009—2012 в рассматриваемом периоде для последующего продолжения
|
2012
|
COM
Council
MS
|
Оценка результатов отдельных действий
Понимание влияния на наркоситуацию в целом
|
СОКРАЩЕНИЯ (в документе Комиссии)
Andean — The Andean Community (CAN) currently comprises four Andean countries (Bolivia, Colombia, Ecuador and Peru) — Страны Андского Пакта
Baltic Sea TF — Baltic Sea Task Force — Целевая группа по борьбе с организованной преступностью в регионе Балтийского моря
CEPOL — European Police College — Европейский Полицейский Колледж
COM — Commission Of The European Communities — Комиссия Европейского Сообщества
COSPOL — Подразделение Европола
EILCS — The Europol Illicit Laboratory Comparison System — Информационная система о подпольных лабораториях
EMCDDA — European Monitoring Centre on Drugs and Drug Addiction — Европейский Центр мониторинга наркопотребления и наркозависимости
EMEA — European Medicines Agency — Европейское медицинской Агентство
EP — European Parliament — Европейский Парламент
Eurojust — Агентство Евросоюза по координации национальных систем правосудия (Eurojust)
INCB — The International Narcotics Control Board — Международная организация по контролю за наркотиками
LAC countries — Latin America and the Caribbean — Страны Латинской Америки и бассейна Карибского моря
MAOC-N — Морской оперативно-аналитический центр по борьбе с наркотиками
MS — Member States — Государства-члены ЕС
PRES — Президент, Администрация Президента
http://ec.europa.eu/health/drugs/policy/index_en.htm
http://ec.europa.eu/justice_home/fsj/drugs/docs/com_2008_567_en.pdf
Пер. А. В. Сырцев, www.narcom.ru
Другие интересные материалы:
|