|
|
Эмоциональное неблагополучие современного подростка - один из объектов пристального внимания школьных психологов, педагогов, родителей. Своевременная и качественная диагностика подобного неблагополучия, адекватные коррекционные меры могут уменьшить риск возникновения нежелательных тенденций в развитии личности. Н. Черепкова Современный подросток живет в мире, сложном по своему содержанию и тенденциям развития. Эмоциональное неблагополучие современного подростка - один из объектов пристального внимания школьных психологов, педагогов, родителей. Своевременная и качественная диагностика подобного неблагополучия, адекватные коррекционные меры могут уменьшить риск возникновения нежелательных тенденций в развитии личности. Одно из ярких проявлений подобного неблагополучия - депрессивность. Психологическое неблагополучие подростков имеет далеко идущие последствия. Многие исследователи связывают некоторые типы нарушения у подростков с различными формами психогенных расстройств, в частности с депрессивными состояниями. Неоднократно демонстрировалась связь подростковой депрессивности с проблемами успеваемости, трудностями общения со сверстниками и старшими. Более того, результаты современных исследований позволяют предположить, что недостаточное внимание к проблеме депрессивности у подростков становится фактором риска во взрослом возрасте. Исследованиями в этой области занимались как отечественные, так и зарубежные ученые: Гирич Я. П., Дмитриева Т.Б., Иовчук Н.В., Северный А. А., Геззел А.. Адлер А., Изард К.Э.. Павлов И.П., Сеченов И.М.. Селье Г., Фрейд 3., Юнг К.. Эриксон Э. и др. Еще античные философы отметили, что в радости человек совершенно другой, чем в горе, и это касается не только его внешности, поведения, поступков, но и характера влияния на других людей. В 60-70 г.г. XX столетия подростковая депрессия упоминалась лишь зарубежными исследователями и только в клиническом смысле (Эйслер, 1958 г., Оффер, 1969 г., Раттер, 1976 г., Ковакс, 1984 г.). В 90-е г.г. XX века и в начале XXI века произошли серьезные изменения в исследовании депрессии у подростков. В зарубежной и отечественной науке наблюдается значительный рост интереса к этой проблеме со стороны психологии - общей, педагогической, возрастной. Появились фундаментальные теоретические труды, крупномасштабные исследования (Коул, 1991 г., Ратерсон и Капалди, 1990 г., Ковакс, 1992г., Хейманс, Подольский, 1996 г.). Депрессия (от лат. depressio — подавление) — аффективное состояние, характеризующееся отрицательным эмоциональным фоном, изменением мотивационной сферы, когнитивных (связанных с познанием) представлений и общей пассивностью поведения. Различаются функциональные состояния депрессии, возможные у здоровых людей в рамках нормального психического функционирования, и патологическая депрессия, являющаяся одним из основных психиатрических синдромов. Использование в нашей работе термина «депрессивность» опирается на психологическую составляющую данного понятия. Термин «депрессивность» относится к классу психических состояний, обладая необходимыми для этого психологическими характеристиками. Делая акцент на подавленном настроении, мы феноменологически имеем дело с психическим состоянием. Настроение - это сравнительно продолжительные, устойчивые психические состояния умеренной или слабой интенсивности, проявляющиеся в качестве положительного или отрицательного эмоционального фона психической жизни индивида. Некоторые авторы рассматривают депрессию как своего рода болезнь цивилизации, подчеркивая большую роль стрессовых факторов в ее возникновении (Синицкий, 1999). Так как социально-политические и экономические изменения в жизни нашего общества влекут за собой и серьезные изменения в личности (Положий, 1996), в отечественной психологической литературе появились исследования, связанные с проблемами адаптации к социальным и культурным изменениям (Абульханова-Славская. 1993; Виттенберг, 1994). Проведены фундаментальные исследования, касающиеся такого аспекта эмоционального развития детей и подростков, как тревожность (Прихожан, 1996). Изучались такие проблемы, как социальный психотравматизм подростков (Ломова. 1994), особенности личностного становления у подростка в условиях социально-экономического кризиса (Фельдштейн. 1994; Лишин 1994). влияние социальных изменений на формирование жизненных планов детей, рефлексия проблемных жизненных ситуаций в юношеском возрасте (Ряшина. 1996). проблемы и переживания подростков, находящихся в экстремальных условиях (Умарова. 1997) и др. Ученые считают, что вероятность возникновения у современных подростков депрессивности повышают следующие факторы: • Негативный образ тела (по мнению многих специалистов, может приводить к депрессии и расстройствам пищевого поведения). • Возросшая способность к критическому осмыслению развивающейся личностью своего будущего (может повышать риск развития депрессивности. когда подростки фиксируются на возможных негативных исходах). • Дисфункция семьи или проблемы психического здоровья родителей (могут вызывать стрессовые реакции и приводить к депрессии и поведенческим расстройствам). • Супружеские разводы или развод и экономические затруднения в семье (вызывают стресс и депрессию). • Низкая популярность среди сверстников (устойчиво связывается с депрессией в подростковом возрасте и служит одним из самых надежных предсказателей депрессии у взрослых). • Низкая школьная успеваемость (ведет к развитию депрессивности и нарушениям поведения у мальчиков, но не сказывается столь негативно на девочках). В подростковом возрасте и юности депрессивные симптомы в большинстве случаев сходны с симптомами депрессии у взрослых. Отчаяние и чувство, что в создавшейся ситуации ничего не может измениться, ведут в этот период жизни к повышенному риску суицида. Иногда такие подростки пытаются улучшить свое психосоматическое состояние с помощью алкоголя или наркотиков. Начиная с пубертатного возраста, отмечается преобладание депрессивных нарушений у девочек по сравнению с мальчиками. Итак, при депрессии страдают практически все сферы - эмоциональная, интеллектуальная, волевая и обязательно мотивационная, что проявляется как субъективно в жалобах подростка, так и объективно - в изменении поведения. Стойкое снижение настроения при депрессии сочетается с утратой интереса к тому, что раньше воспринималось как привлекательное, приносящее удовлетворение или радость - различные формы досуга, общения, чтение книг, хобби и пр. Пропадет не только чувство удовлетворения в результате такой деятельности, у страдающего депрессией нет мотивации, не возникает желание приступить к этой деятельности, а интерес к самой деятельности сменяется равнодушием и раздражением, эти нарушения составляют один из главных диагностических признаков депрессивности, который обозначается как «утрата интереса и удовольствия». Депрессивность у подростков часто сопровождаются потерей интереса к школьным и внешкольным занятиям. Подростки с депрессивными расстройствами часто прогуливают школу. Однако, несмотря на актуальность проблемы, депрессивные состояния у детей и подростков в условиях социально-политических и экономических изменений, происходящих в нашем обществе, изучаются недостаточно, в то время как в зарубежной литературе проблеме депрессии у детей и подростков посвящено огромное количество исследований. Несмотря на большое количество публикаций, в изучении данной проблемы, тем не менее, остается больше вопросов, чем ответов, что существенным образом ограничивает возможности школьных психологов и педагогов в отношении коррекционной работы. Необходимо обратить внимание на проблему самоубийства в подростковом возрасте, так как в последние годы отмечается значительный рост подросткового суицида. В результате многих исследований доказано, что в основе суицидального поведения подростков лежат устойчивые депрессивные состояния. Традиционно депрессия наиболее полно изучалась и наблюдалась в рамках клинического подхода. Психологическая же сущность различных депрессивных явлений не редко оставалась без должного внимания. Возможно, этим объясняется тот факт, что депрессивные состояния в подростковом возрасте часто не распознаются. Следует отметить, что и в медицине распознание психогенной, эндогенной и соматогенной депрессии в этом возрасте является более трудным, чем у взрослых, потому что депрессивная симптоматика подвергается изменениям в зависимости от возрастной стадии развития. Проведенный анализ литературы показал, что депрессии обнаруживают связь с теми характеристиками жизнедеятельности подростка, которые являются для него наиболее значимыми. Это относится к межличностным отношениям в семье и детско-родительским отношениям, комплексу отношений, в которые вступает подросток в процессе школьного обучения, к стрессогенным жизненным событиям. Экспериментальное изучение состояний депрессивности у современных подростков проводилось нами при помощи следующих методик: опросника CD1 («Описание детской депрессии»), шкалы депрессии Бека, методики дифференциальной диагностики депрессивных состояний Зунге (методика адаптирована Балашовой Т. И.). Психологическая диагностика по методике CD1 М.Ковач показала, что почти половине подростков не свойственно состояние депрессии, она выражена лишь у 14,3 % испытуемых, но при этом 5,4 % маскируют свое истинное состояние или не желают признавать у себя его наличие. Легкое снижение настроения у 37,5 % подростков свидетельствует о начинающемся неблагополучии. Отсутствие депрессивных состояний диагностируется у 42,8% испытуемых подростков. Таким образом, неблагополучие эмоциональной сферы, маскированная депрессия и наличие депрессии у некоторых подростков, что в совокупности составляет более 50 % испытуемых, требует со стороны психолога пристального внимания. Для проведения более качественной диагностики были использованы шкала депрессии Бека и методика дифференциальной диагностики депрессивных состояний Зунге, результаты по которым подтвердили ранее полученные данные. При выборе вида коррекции учитывалось, что ведущей деятельностью в подростковом возрасте является общение, и потому при работе с подростками, обнаружившими депрессию, предпочтение было отдано ее групповому варианту. В процессе групповой работы на основе принципа взаимодействия и совместной деятельности повышается уровень психической активности - сначала в групповой ситуации, а затем и в реальной жизни, вырабатываются адекватные способы разрешения личных проблем, новые способы адекватного поведения и выражения чувств, т.е. расширяется диапазон средств и способов саморегуляции поведения, развивается и смысловая структура личности. Одновременно с этим изменяется и сама структура общения. С приобретением ощущения принадлежности к группе, а также идентификации себя с другими подросток получает возможность установления реальных социальных связей и определения своего места в обществе. В связи с этим мы разработали коррекционную программу на основе социально-психологического тренинга и тренинга личностного роста. Цель - оптимизация эмоционального фона у современных подростков с депрессивным фоном настроения, повышение адаптивных возможностей. Задачи: увеличение потенциала личностных ресурсов: формирование позитивной Я-концепции; развитие эмпатии (умения сочувствовать и понимать другого); интернального локуса контроля (умения принимать на себя ответственность за собственные поступки); изменение негативной самооценки; устранить симптомы депрессий; сформировать навыки саморегуляции; способствовать осознанию своей жизненной перспективы, позитивных жизненных целей, путей и способов их адекватного достижения. Коррекционная работа рассчитана на 10 занятий по 2 академических часа (общая продолжительность 20 часов). Вводная часть и завершение обычно занимают примерно по четверти всего времени занятия. Около половины времени чаще всего уделено собственно работе. Вводная часть занятия включает в себя вопросы о состоянии участников и одно-два разминочных упражнения. В начале каждого занятия психологу важно почувствовать группу, диагностировать состояние участников, чтобы скорректировать план работы на предстоящее занятие. В этом могут помочь вопросы к участникам: «Как вы себя чувствуете?», «Что нового (хорошего, необычного) случилось за это время?». «Назовите одно хорошее и одно плохое событие, которые произошли между нашими встречами?», «Что запомнилось с предыдущего занятия?» и т. п. Изменения, произошедшие в ходе коррекции, показали, что процесс психологической коррекции депрессивных состояний у подростков осуществлялся в полной мере. Показатели депрессии уменьшались, что подтверждала вторичная и третичная диагностика. С помощью критерия t-Стьюдента были статистически подтверждены результаты проведенной коррекции депрессивных состояний.
ОБ АВТОРЕ Н.В. ЧЕРЕПКОВА, канд. психол. наук, доцент кафедры коррекционной педагогики и психологии Ставропольского государственного университета, г. Ставрополь
Другие интересные материалы:
|
|