|
|
Сегодня очевидно, что аддиктивные расстройства поведения представляют собой широкий спектр химических и нехимических (поведенческих) зависимостей. Нами была предложена классификация поведенческих аддикций, состоящая из пяти секций: 1) патологический гемблинг; 2) эротические аддикции 3) социально приемлемые аддикции; 4) технологические аддикции; 5) пищевые аддикции. Хотя популярность модификации тела увеличивается, психосоциальные данные о лицах, практикующих пирсинг и татуировки немногочисленны и противоречивы. В некоторых случаях влечение к повторным модификациям тела становится неуправляемым и приносит негативные последствия для жизни, здоровья, социальных обязанностей и межличностных отношений. Модификации собственного тела могут классифицироваться на обратимые: (ношение одежды, ношение украшений, раскраска тела (макияж, боди-арт), манипуляции с волосами (прически, бороды, усы) и ногтями изменение массы тела и необратимые: декорирование кожи татуировками, шрамированием, вживлением инородных предметов (микродермалы, трансдермалы, имплантация), пирсинг, оперативные модификации зубов, языка, половых органов, пальцев руг и ног, вплоть до влечения к ампутациям конечностей, подвешивание, повторные косметические операции. Ведущим мотивом модификаций является получение индивидуумом удовольствия от производимого изменения облика, который частично связан с сексуальным отношением к другому полу. Аномальная модификация тела может классифицироваться как нехимическая аддикция (в разделе социально приемлемых форм) из-за наличия обсессивно-компульсивного характера влечения, невозможности его самостоятельно корригировать, а также того, что оно возникает не столько из социальных обстоятельств, сколько из особенностей личности. Более того, факторы риска возникновения аномального влечения к модификации собственного тела и аддиктивных расстройств, а также их основные клинические проявления в значительной степени пересекаются. Необходимы дальнейшие всесторонние исследования данной поведенческой зависимости. С. Ворошилин, А. Егоров Сегодня очевидно, что аддиктивные расстройства поведения представляют собой широкий спектр химических и нехимических зависимостей. Тем не менее, в МКБ-10 среди аддиктивных расстройств традиционно рассматриваются почти исключительно зависимости от психоактивных веществ (ПАВ). В МКБ-10 рассматриваются лишь гэмблинг, клептомания, пиромания, трихотилломания и расстройства половых влечений. В последней версии американской классификации DSM-5 (2013) нехимические зависимости в лице патологического гемблинга впервые были включены в раздел «Зависимости и сопутствующие расстройства» (Addiction and Related Disorders) из-за сходства основных симптомов (критериев), коморбидных расстройств, общей наследственности/генетики, данных функциональной визуализации и о нейрокогнитивном профиле, эффективных методов лечения (когнитивно-поведенческая терапия, агонисты/антагонисты опиоидных рецепторов) [1]. Сегодня не существует общепринятой классификаций нехимических (поведенческих) зависимостей. В России первая классификация была предложена Ц.П. Короленко [2]. За рубежом также предпринимались попытки систематизировать эти расстройства [3;4]. В 2007 г. мы предложили свою классификацию нехимических зависимостей, которая впоследствии несколько дополнялась [5;6]: 1. Патологическое влечение к азартным играм (гемблинг) 2. Эротические аддикции: 2.1. Любовные аддикция 2.2. Сексуальные аддикция 2.3. Любовно-сексуальная аддикция 3. «Социально приемлемые» аддикции: 3.1. Работоголизм. 3.2. Аддикция упражнений (спортивная аддикция) 3.3. Аддикция отношений 3.4. Аддикция к покупкам (компульсивный шопинг) 3.5. Аддикция к модификации собственного тела 3.6. Религиозная аддикция 4. Технологические аддикции: 4.1. Интернет-аддикции 4.2. Аддикция к мобильным телефонам 4.3. Другие технологические аддикции (телевизионная аддикция, тамагочи-аддикция и др.). 5. Пищевые аддикции. 5.1. Аддикция к перееданию 5.2. Аддикция к голоданию. Раздел 3 включает в себя т.н. «социально-приемлемые» аддикции, которые сознательно или нет используются для коррекции (замещения) химических зависимостей в лечебно-реабилитационных программах. Более того, в ряде случаев их социальная приемлемость может быть весьма условной. В данной статье мы попытаемся обосновать необходимость включения аддикции в форме аномального влечения к модификации собственного тела в систематику поведенческих зависимостей. С середины 1990-х годов в сети интернет появилось большое число файлов, а в дальнейшем целых порталов, посвященных ранее почти неизвестной группе патологических влечений, проявляющихся аномальным влечением к необычным модификациям собственного тела [www.bmezine.com; www.bodymodify.ru; www.devguide.org; www.piercing.ru; www.ultratattoo.ru и др.]. Такие модификации в большинстве своем были известны и ранее, но они были распространены в традиционных субкультурах народов Азии, Африки, Южной Америки и Океании, а не в контингентах населения, принадлежащих к традиционной европейской культуре. В умеренной форме они наблюдаются у значительной части населения, подчиняющегося влиянию моды. В выраженной форме их можно видеть у акцентуированных и психопатических личностей, причем проявления их могут быть таковы, что вызывают у окружающих сомнения в психическом здоровье носителей модификаций. Среди вариантов модификации собственного облика у человека наблюдаются проявления, которые воспринимаются окружающими как непонятные, странные или даже патологические. В литературе все чаще встречаются описания случаев модификации тела, выходящих за пределы от общепринятого, в том числе модификации, включающие применение хирургических операций. Эти расстройства не нашли достаточного отражения ни в международной классификации болезней МКБ-10, ни в американских классификациях DSM-IV и DSM-5.
Феноменология аномального влечения к модификации тела. Если рассматривать все возможные варианты стремления к модификации тела, то очевидно, что это значительно более широко распространенное явление, причем границы запрещенных обществом, «табуированных» видов модификаций, неустойчивы и меняются и во времени, от эпохи к эпохе, от культуры к культуре. Различные варианты модификации тела наблюдались и наблюдаются во всех культурах Homo sapiens от примитивных (50000 – 20000 лет до н.э.) до культуры современного цивилизованного человека [7;8]. Первые признаки его выявляются археологами еще в палеолите, с первых признаков появления Homo sapiens archaic и даже Homo neanderthalensis. Вероятно, древнейшими вариантами были раскраска тела, затем татуировка и украшение шрамами (шрамирование), поскольку первоначально, при проживании людей исключительно в экваториальных широтах ношение одежды было не столько условием выживания, сколько также элементом декорирования тела. Значение одежды существенно возросло и стало обязательным лишь после миграции части человечества из экваториальной Африки, а затем из Южной Азии в северные или более высокоширотные южные широты Азии и Европы, а в дальнейшем в Австралию, острова Океании и на Северо-Американский, а затем на Южно-Американский континент. Постепенно число способов модификации тела значительно возросло. Перечень всех возможных вариантов модификации тела включает следующие виды, которые можно разделить на две подгруппы: 1. модификации тела, которые при изменении внешнего облика человека не наносили телу никаких повреждений, были обратимы и потому оставались приемлемыми даже для современного общества. Таковыми являются раскраска тела (макияж у женщин), ношение на теле украшений, одежды, стрижка волос и иные манипуляции с ними (окраска, плетение косичек), манипуляции с ногтями, ограниченная татуировка (у мужчин) и минимальный пирсинг (чаще сережки в ушах у женщин); 2. модификации тела, проявляющиеся нанесением телу заметных необратимых изменений, с неизбежным причинением боли, а потому приемлемые только для экстремальных групп современного общества. К их числу относятся пирсинг, шрамирование, тоннели, микродермалы, трансдермалы, имплантации,добровольные ампутации частей тела (в основном фаланг пальцев рук и ног), оскопление и кастрация, раздвоение языка, раздвоение фаллоса, эльфийские уши и ряд других. Однако, все эти виды экстремальных для современного человека модификаций наблюдались в различных примитивных человеческих культурах в прошлом и в настоящем. Этнографами были выделены и проанализированы следующие основные функции модификаций тела: (1) маркирующая – обозначение возраста, гендера, социальной или этнической принадлежности носителя, [9] ритуально-социализирующая, (3) эстетическая и (4) апотрическая – функция оберега [7; 8; 9]. По другой трактовке модификации тела являются (1) средством очищения, так как большинство из них направлены на удаление пограничных зон тела (крайней плоти, клитора, зубов и т.д.) и (2) маркером изменения социального статуса своего носителя. Существенно возросло разнообразие вариантов модификаций тела за последние 30 лет. При этом особенно увеличилось разнообразие модификаций из второй подгруппы, которые до этого были мало распространены или были характерны для отдельных, чаще маргинальных групп населения (татуировка и пирсинг). Кроме того, эти варианты некоторыми лицами стали применяться в неумеренном объеме, когда татуировка стала покрывать значительную часть тела, а то и все тело, а украшения пирсинга стали множественными, распространяясь при этом на самые различные части тела, в том числе на половые органы. При этом самым необычным стало появление множества новых, необычных для европейской культуры способов украшения тела, часто весьма травматичных, заимствованных из различных примитивных культур прошлого и настоящего. В их число входят все варианты второй подгруппы. Обе подгруппы модификаций (особенно вторая) включают экстремальные варианты, которые допускают преимущественно явно психопатические личности, и которые вызывают у большинства окружающих неприятие и воспринимаются, как допустимые только больными или «странными» людьми. Распространение экстремальных вариантов модификации тела явилось одним из проявлений возникших на западе направлений молодежной контркультуры 1980-х – 1990-х г.г., выражавших прямой вызов господствующей культуре современного западного общества. Модификации тела распространились на основе таких молодежных направлений контркультуры, как боди-арт и современный или городской примитивизм (modern or urban primitivism), которые, в свою очередь выросли из контркультур 1960-х, таких как движения панков, хиппи, сексуальной революции, движения за сексуальные свободы, за свободу употребления наркотиков и т. д [10]. Примитивизм пропагандирует анархистскую критику истоков и достижений цивилизации, к возвращению к культуре первобытных людей [11;12]. Одним из наиболее серьезных последствий пропаганды примитивистов явилось распространение в 1990-е и последующие годы экстремальных модификаций тела. Как мы уже отмечали, варианты модификации тела можно разделить на обратимые и необратимые. К обратимым относятся раскраска тела (в современных условиях, - это макияж и боди-арт), украшения на теле, одежда, манипуляции с волосами (прически, бороды, усы) и ногтями. Эти модификации очевидно не являются проявлением собственно самоповреждения тела. Необратимые варианты модификации тела отчасти можно отнести к проявлениямвлечения ксамоповреждению тела. По степени выраженности их можно разделить на калечащие и некалечащие варианты: Некалечащие варианты модификаций: 1. Татуировка. Татуировка является древнейшим способом стойкого декорирования тела человека. Впервые европейцы увидели ее у первобытных народов Океании, а археологами были найдены признаки татуировки на телах, захороненных несколько тысяч лет назад. В историческое время у европейских народов татуировка применялась обычно исключительно в мужской среде в условиях ношения однородной одежды, как например, униформы солдат и моряков, у членов мафиозных группировок, или у заключенных и каторжников. Ограниченно она наблюдалась у подростков, как результат подражания авторитетным (антисоциальным) взрослым. В конце XIX – начале ХХ века татуировка стала модной в европейских светских и даже аристократических кругах, в том числе и в России, где, в частности сделали себе японские татуировки наследник престола, будущий император Николай II и его братья великие князья Константин и Алексй. Татуировки в этот период появились у британских королей Георга V и Эдуарда VII, у короля Греции Иоанна I, у короля Швеции Оскара II Бернадотта, у короля Норвегии Хаакона VII Олденбургского, у наследника австрийского престола Франца Фердинанда (убитого в Сараево), у диктатора Венгрии Миклоша Хорти. [29] Маргинальный вариант татуировки состоит в многократном нанесении татуировки, в том числе на лицо, в покрытии татуировкой всего тела. Некоторые испытывают выраженное компульсивное влечение к нанесению новых татуировок. В книгу рекордов Гиннеса попали Том Леппард (человек леопард) из Шотландии, Деннис Анвер из Дакоты (человек-кот), Лаки Даймонд Рич из Австралии, Изабель Варлей из Канады, покрывшие свое тело татуировкой до 100%. Но не стремление к рекорду было мотивом к татуированию, а компульсивное желание снова и снова наносить новые татуировки, несмотря на болезненность и стоимость этой процедуры. 2. Нанесение шрамов, шрамирование, скарификация - этополучение узоровна коже путем специального нанесения на тело шрамов. Этот вид изменения тела возник первоначально в результате полученных ранений и ожогов, которые становились для человека его «особой приметой». Нанесение шрамов часто входило в ритуалы инициации. Они получили большее распространение у темнокожих народов, на коже которых татуировка менее заметна. Современное шрамирование в европейском и американском обществе появилось в результате заимствования примитивистами техники, применяемой в первобытных культурах. Существует много техник нанесения шрамов: надрезами ножом (скальпелем) под разным углом, практикуются прижигания, как термические, так и химические, с помощью кислот или щелочей, нанесение ожогов жидким азотом, интенсивное трение, зацепление верхнего слоя колючками или крючками [8]. 3. Пирсинг. Пирсинг (от англ. pierce - «дырявить») прокалывание ушей, бровей, языка, крыльев носа, надбровных дуг, губ, подбородка, сосков, пупка, половых органов и других частей тела серьгами (пирсами) из хирургической стали [8]. До последнего времени допускаемым в обществе вариантом пирсинга было лишь ношение серег в мочках ушей женщинами. Менее допустимым и достаточно редким было ношение серьги (чаще одной) мужчинами (морской обычай носить серьгу в знак пересечения экватора). В настоящее время наблюдается экспансия пирсинга. В рамках западной молодежной субкультуры стал допустимыми умеренный пирсинг в виде единичных украшений в ноздре, на языке, на губах. Маргинальные варианты включает пирсинг в самых различных участках тела, в том числе на наружных половых органах и мужчин, и женщин, на грудных железах, в том числе в неумеренном количестве, когда в каждый из упомянутых органов вживляется до 10-15 колец, игл или иных украшений. Калечащие варианты модификаций: 1. Модификации зубов. Этнографами были описаны самые разнообразные модификации зубов: окрашивание их в различные цвета, обтачивание или опиливание зубов и придание им определенной формы, инкрустирование зубов, выбивание отдельных зубов. В настоящее время получило распространение в рамках моды приклеивание к их поверхности различных украшений (скайсов, стразов, твинклсов, виниров), татуировка на зубах, вырывание зубов, окрашивание зубов, опиливание зубов, обтачивание зубов с приданием им, например, формы клыков [8]. 2. Тоннели — украшения, которые вставляются в прокол большого размера (до 20 мм) на различных частях тела, чаще в ушах. Наиболее популярны проколы большого размера, сделанные в носу, в том числе и перегородки носа, в ушах — в мочках и хрящах. [8]. 3. Микродермалы, трансдермалы, имплантация. Микродермалы и трансдермалы – эторазновидность пирсинга, отличающаяся от других видов тем, что серьга или иное украшение вживляется под кожу [8]. Такие модификации стали возможны только в современных условиях, когда стало известно значение дезинфекции и стерилизации для проведения операций на теле.Имплантаты в модификации тела представляют собой различные металлические предметы — шарики, штанги, кольца и т. п., которые вживляются под кожу так, чтобы их было хорошо видно. Клиенты получают на голове объемные выступы в форме шишечках, рожек на лбу, гигантские надбровные дуги и иное интересное. Вариантом имплантаций является также помещение бусинок или металлических стержней под кожу пениса или в мошонку у мужчин, бусинок в малые губы у женщин. 4. Раздвоение (сплиттинг) языка - разрезание языка скальпелем от кончика до середины, в результате чего язык становится раздвоенным, как у змеи [8]. После операции движения половинок раздвоенногоязыка напоминают движения языка змеи. Хотя при этом у большинства резко нарушается и становится неразборчивой речь, такое рассечение все больше распространяется. 5. Удаление или расщепление грудных сосков – чаще осуществляется мужчинами [8]. 6. Раздвоение или рассечение пениса. Осуществляется в нескольких вариантах. Раздвоение (bisection) состоит в том, что пенис разрезается продольно от основания до головки, так что после операции у человека оказывается два параллельно лежащих пениса, у каждого из которых имеется своя головка. Инцизия (incision) состоит в разрезании тела пениса от головки до основания так, что после операции у пациента оказываются два тела, соединенные общей головкой. Практикуются также «подрезание» (subincision) - рассечение задней стенки фаллоса и мочеиспускательного канала (заимствовано у аборигенов Австралии) и superincision - рассечение передней стенки пениса и мочеиспускательного канала. Все эти варианты были описаны у различных племен первобытной культуры и все приводят к повышению сексуальной чувствительности. Практикуется также меатотомия – рассечение уретры в пределах головки, а также раздвоение головки (headsplitting) [8]. 7. Нуллификация – полное удаление наружных половых органов – оскопление, кастрация (у мужчин), эксцизия, инфибуляция (у женщин). Крайней степенью самоповреждения и модификации тела у мужчин является удаление наружных половых органов (оскопление) и семенников (кастрация). Во многих странах, где влиятельны ислам и иудаизм, сохраняется практика обрезания крайней плоти у мальчиков. Особой жестокостью проявляется практикуемая в мусульманских государствах (особенно в Африке) практика женского обрезания (с целью лишения женщин оргазма и предотвращения небрачных связей и инцеста от родных). Данная операция («фараоново» обрезание, инфибуляция) включает в максимальном варианте удаление клитора, малых и больших губ у девочек с зашиванием влагалища и оставлением только отверстия уретры [13; 14]. Кстати, этот обряд возник еще до появления ислама. В рамках влечения к модификации у отдельных личностей, исключительно у мужчин, наблюдаются стремление к удалению пениса и даже кастрации. Такое оскопление практиковалось в некоторых сектах (скопцы в России), но у некоторых лиц оно возникает как компульсивное влечение. 8. Добровольные ампутации конечности. Этнографы неоднократно описывали в различных племенах первобытных культур такой вид модификации тела, как ампутации пальцев рук и ног, от одной фаланги на одном пальце до удаления нескольких фаланг на разных пальцах. Такие ампутации чаще всего осуществлялись в память об умерших родственниках (по одной фаланге за умершего), как жертва в знак преданности боссу, или в качестве наказания за провинность Начиная с 1970-х г.г. добровольные ампутации пальцев рук или ног стали наблюдаться в качестве варианта влечения к модификации тела в некоторых молодежных кампаниях. Такие ампутации обычно осуществлялись или с помощью друзей с использованием подручного инструментария (нож, стамеска) и примитивной анестезии пивом, или силами так называемых «художников по ампутациям» (amputation artists), не имеющих медицинского образования. В отдельных случаях отмечалось влечение к частичной или полной ампутации руки или ноги и даже обеих ног. Для феномена, который отмечался еще ранее, было предложено несколько наименований. В 1977 году Джон Мани предложил термин апотемнофилия, которым он обозначил влечение человека к ампутации собственной конечности. Используются также термин амелиотазис, ампутофилия, а лицас таким влечением именуются ваннаби` (wannabees). Отдельную группу составляют претендеры (pretenders) – имитаторы, которые, имея влечение к ампутации руки или ноги, ограничиваются тем, что они имитируют желаемое ими отсутствие конечности [15;16]. Например, женщина появляется на публике с пустым рукавом (спрятав под одеждой руку), или на костылях, с согнутой и спрятанной под юбкой ногой, от чего она испытывает удовлетворение. Некоторые из «претендеров» в дальнейшем иногда становились «ваннаби`» и добивались проведения им ампутации [15;17]. Росту такого влечения определенно способствовала сеть интернет, в которой размещены в большом количестве материалы по различным видам модификации тела (больше пирсинг и тату), но в том числе по добровольным ампутациям [www.anonamp.com; www.bmezine.com; www.bodymodify.ru; www.devguide.org; и др.]. В интернете имеются сотни сайтов с фотографиями и видеоклипами женщин с ампутациями для тех, кто находит их сексуально привлекательными. Сайты, посвященные мужчинам с ампутациями, немногочисленны и составляют не более 5% от общего числа таких сайтов. Кроме того, наблюдались отдельные случаи, когда по желанию пациентов им проводились ампутации ступни или кисти, или более высокие ампутации руки или ноги, на уровне голени, предплечья, бедра, или даже ампутации обеих ног выше колена. Описывались также случаи, когда пациенты сами повреждали себе конечность так, чтобы ее нельзя было не ампутировать [11;18;19]. Также упоминались случаи, когда ампутации конечностей были проведены по рекомендации психотерапевтов, с целью освобождения желающих от мучительного для них компульсивного влечения. При этом проведение такой операции оправдывалось тем, что переживания таких пациентов аналогичны переживаний лиц с транссексуализмом, настаивающих на проведении им операций, изменяющих их наружные половые органы. 9. Пластические операции. В современных условиях обнаружился рост стремления к модификации своего лица и фигуры техникой пластической хирургии. У некоторых стремление к совершению повторных операций приобретает навязчиво-насильственный характер. 10. Похудание, достигаемое значительным ограничением приема пищи. В ХХ веке в связи с распространением моды на стройную женскую фигуру, распространилось сверхценное стремление девушек подросткового и юношеского возраста к похуданию через посредство ограничения приема пищи с дополнительной физической нагрузкой. Степень похудания у многих из таких девушек ведет к значительным нарушениям физического здоровья, а в некоторых случаях может привести их к летальному исходу. Реже встречаются следующие виды модификаций тела, как вставление в верхнюю или нижнюю губу деревянного или керамического диска диаметром до 20 см, наблюдающееся у некоторых народов Центральной Америки и в Африке; уплощение груди бинтованием , удлинение пениса привязыванием к нему тяжестей; уменьшение диаметра талии ношением корсета; увеличение полноты девушек и женщин специальным кормлением [9;20;21]. Совершенно очевидно, что значительная часть необратимых модификаций собственного тела не является социально-приемлемым феноменом, что встречается и среди других форм «социально-приемлемых» поведенческих аддикций. В 1960 - 1990-е г.г. нанесение умеренной татуировки стало распространенным элементом молодежной культуры, и стало допустимым для мужчин из средних слоев общества и даже для женщин. Модификации собственного тела именно в последние десятилетия получили широкое распространение во всем мире, особенно среди молодежи. Как показало американское исследование (2001-2006 гг.) среди студентов пирсинг встречается у 51%, татуировки наносят себе 22% молодых людей. При этом медицинские осложнения пирсинга наблюдались у 19%. [22]. В более позднем исследовании сообщалось, что 23% американцев имеют хотя бы одну татуировку, а у 8% сделан пирсинг в других частях тела, кроме мочек ушей [23]. Одна из последних работ сообщает, что в США более 40% имеют татуировки и более 60% - пирсинг [24]. Согласно немецкому данным, распространенность татуировок и пирсинга среди населения Германии, составляет 8,5% и 6,8% соответственно. При этом у лиц в возрасте 14-44 лет татуировки и пирсинг отмечались в два раза чаще - 15% и 14% [25]. Исследование распространенности этих видов модификации тела у 829 итальянских подростков показало, что у 4% есть татуировки, а у 24% - пирсинг; у 2,5% отмечалось и то, и другое [26]. Чилийское исследование 1329 выявило татуировки у 1,7% и пирсинг - у 30,6% обследованных лиц [27]. В России в настоящее время у 28 % работающих в офисах серьезных кампаний имеются пирсинг или татуировки, причем, у 10% они имеются на открытых частях тела [28]. Но еще 1980-е годы в СССР нанесли себе татуировку во время службы в армии 75-82% (особенно во флоте и стройбате), а число татуированных осужденных составляло 94%. В последние годы появляются исследования, где предпринимаются попытки описать факторы, способствующие возникновению стремления к модификации собственного тела. Показано, что нанесение татуировок и пирсинга достоверно коррелирует с рискованным поведением [29]. Эти данные подтверждаются в другой работе, где выявлена связь этих модификаций и девиантным поведением, включая криминальную активность [31]. Значимая корреляция выявлена между стремлением к модификации тела и потреблением ПАВ (алкоголь, табак), а также наличием семейных конфликтов и высоких баллов по шкале, определяющей тягу к новизне [26]. Помимо злоупотребления различными ПАВ модификация собственного тела четко ассоциируется с наличием психиатрического диагноза и ранним началом половой жизни [27]. Из социальных факторов, способствующих формированию стремлению к модификации собственного тела указывают на безработицу среди молодых женщин и мужчин, а также на нарушения партнерских отношений [32]. В недавней работе того же автора подчеркивается, что у некоторых лиц, перенесших сексуальное насилие, появляется желание преодолеть этот негативный опыт с помощью повторных модификаций собственного тела [33]. Если проанализировать вышеизложенные факторы, способствующие появлению стремления к модификации тела, то обращает на себя внимание, что все они неоднократно описывались в качестве факторов риска формирования аддиктивных расстройств как химических, так и нехимических [см. 1;34;35;36]. Таким образом, все перечисленные модификации тела обнаруживают общие черты: ведущим мотивом модификаций является получение индивидуумом удовольствия от производимого изменения облика, который частично связан с сексуальным отношением к другому полу. Частично он получает удовлетворение в собственных глазах. Этим данное влечение сближается с проявлениями полового фетишизма и в первую очередь с фетишистским трансвестизмом, который также в значительной степени представляет собой изменение облика, т.е. модификацию тела в направлении приобретения признаков лица другого пола. Инстинктивные влечения к модификации тела имеют достаточно сложную природу, поскольку, являясь по своим проявлениям действиями по нарушению целостности тела, они в значительной степени первично развиваются на основе сексуальных инстинктов. Сексуальное влечение включает в себя несколько инстинктов, из которых одни определяют влечение к определенным особям, в норме принадлежащих к противоположному полу, определяют признаки объекта полового влечения. Другие инстинкты определяют непосредственные действия по реализации сексуального поведения – ухаживание, борьбу с соперниками, совершение полового акта. Одной из компонент полового поведения у человека является оценка собственного облика в плане его привлекательности для брачного партнера, стремление к его изменению с целью повышения привлекательности для партнера и стремление демонстрировать себя в новом виде, получая уже от одного этого сексуальное или иное удовольствие. Сексуальный фетишизм проявляется тем, что у подверженного этому расстройству половое удовлетворение достигается созерцанием или манипулированием с неким предметом, принадлежащим лицу другого пола, чаще всего с частью тела или предметом одежды. Фетишем тела чаще всего выступают груди, ягодицы, фигура, волосы, половые органы, а фетишем одежды чаще являются нижнее белье, чулки или колготки, обувь или необычные ткани одежды, такие как, кожа, латекс, шелк, прозрачная ткань. Влечение к модификации тела представляет собой вариант фетишизма, при котором фетишем являются татуировки, шрамы, украшения, а также признаки уродства или повреждения тела, в том числе ампутации и все с ними связанное (костыли, инвалидные коляски, культи). Как и при любом фетишизме первое созерцания фетиша, в том числе вид женщины с ампутацией у них сначала вызывал сексуальное возбуждение, проявлявшееся обычно эрекцией, а в дальнейшем у них сохранялось стойкое возникновение чувства удовольствия при новых созерцаниях таких женщин. Большинство таких фетишистов ограничивается созерцанием картинок в интернете, немногие пытаются установить контакты с ампутированными или удовлетворяются ролью претендеров. Влечение к модификации собственного тела как проявление фетишизма или фетишистского трансвестизма сближает эту аддикцию с группой сексуальных аддикций, проявлением которых могут быть как разнообразные формы гиперсексуального поведения, так и парафилии [37]. Вместе с тем, группа сексуальных аддикций значительно менее социально приемлема, чем большинство модификаций собственного тела. Более 20-ти лет назад Р. Браун [37] указал на шесть универсальных критериев для всех аддиктивных расстройств, которые позже были модифицированы М. Гриффитсом [39]. К ним относятся: (1) особенность, «сверхценность» (salience), отличаемость от общепринятого; (2) изменения настроения (mood changes); (3) рост толерантности (tolerance); (4) симптомы отмены (withdrawal symptoms); (5) конфликт с окружающими и самим собой (conflict); (6) рецидив (relapse). Нам представляется правомерным считать аномальное влечение к модификации собственного тела одной из форм поведенческих зависимостей, поскольку проявления этой патологии вполне соответствуют универсальным критериям аддиктивных расстройств. Как и при других зависимостях при аномальной модификации собственного тела отмечается обсессивно-компульсивный крейвинг к объекту зависимости, который формируется не в результате социальной среды, а в силу личностных характеристик. Поведение человека с этой и другими аддикциями не соответствует представлениям социума о допустимости или недопустимости тех или иных форм отклоняющегося поведения, то есть входит в противоречие с установленной в данном обществе социальной нормой. Кроме того, очевидно, что факторы риска возникновения аномального влечения к модификации собственного тела и аддиктивных расстройств в значительной степени пересекаются. Так же очевидно, что необходимы дальнейшие всесторонние исследования данной поведенческой зависимости.
Литература 1. Егоров АЮ. Современные подходы к терапии игровой зависимости. Журнал неврологии и психиатрии им. С.С. Корсакова. 2014: 114(5-2):46-52. 2. Короленко ЦП., Дмитриева НВ. Социодинамическая психиатрия: М., Академический Проект, Екатеринбург, Деловая книга. 2000: 460 с. 3. Demetrovics Z., Griffiths M. Behavioral addictions: Past, present and future. Journal of Behavioral Addictions. 2012:1(1):1–2. 4. Sussman S. Steve Sussman on Rudolf H. Moo’s “Iatrogenic effects of psychosocial interventions: Treatment, life context and personal risk factors” – A clarification// Substance Use & Misuse. 2012:47:P. 1601–1602. 5. Егоров АЮ. Нехимические аддикции. СПб, Речь. 2007: 190 с. 6. Egorov AY., Szabo A. The exercise paradox: An interactional model for a clearer conceptualization of exercise addiction. Journal of Behavioral Addictions. 2013:2(4):199–208. 7. Медникова МБ. Неизгладимые знаки: татуировка как исторический источник. М.: Языки славянской культуры, 2007: 216 с. 8. Раш ДЭ. История культуры татуировок, скарификации, клеймения и вживления имплантов. СПб.: ИГ «Весь», 2011, 192 с . 9. Гринько ИА. Искусственные изменения тела в системе социо-культурных символов традиционных обществ. Автореф. дисс. на соискание уч. cтеп. канд. ист. наук. М. – 2006. 27 с. 10. Косарецкая СВ., Косарецкий СГ., Синягина Н.Ю. Неформальные объединения молодежи. Профилактика асоциального поведения. М.: Издательство: КАРО, 2006 г., 400 с. 11. Camphausen RC. Return of the Tribal: A celebration of body adornment. Rochester, VT: Park Street Press, 1997:128 p. 12. Fakir Musafar, Thompson M. Fakir Musafar: Spirit + Flesh. Santa Fe, NM: Arena Editions, 2002: 184 p. 13. Heger Boyle E. Female Genital Cutting: Cultural Conflict in the Global Community. Baltimore, Maryland: The Johns Hopkins University Press, 2002: 208 p. http://personalmaster.ru/?p=3214 14. Sexual Mutilations: a human tragedy / ed. by G. Deniston and M.F.Milos. 1997, Lausanne, Switzerland, 229 p. 15. Bruno RL. "Devotees, Pretenders, and Wannabes: Two Cases of Factitious Disability Disorder. Sexuality and Disability. 1997:15(4):243-260. 16. Wise TN, Kalyanam RC. Amputee fetishism and genital mutilation: case report and literature review. J. Sex Marital Ther. 2000 Oct-Dec; 26(4):339-44. 17. Riddle Grant C. Amputees and Devotees. NY: Irvington Publishers Inc., 1990. - 337 p 18. Bensler JM., Paauw DS. Apotemnophilia masquerading as medical morbidity. South Med J. 2003, Jul.; 96(7):674-6. 19. SandbergАMorphological Freedom -- Why We not just Want it, but Need it. 2001. http://www.nada.kth.se/~asa/Texts/MorphologicalFreedom.htm. Retrieved 2007-01-28. 20. Ворошилин С.И. Патологическое влечение к модификации тела. Биологические, психологические и социальные факторы, определяющие его распространение в населении: Психологические проблемы развития и существования человека в современном мире. Сб. научн. трудов. Екатеринбург: Ур. гос. пед. ун-т. 2009. – С. 113 – 146. 21. More M. Technological Self-Transformation: Expanding Personal Extropy. Extropy. 1993: 4(10). http://www.maxmore.com/selftrns.htm 22. Mayers LB, Chiffriller SH. Body art (body piercing and tattooing) among undergraduate university students: "then and now". J Adolesc Health. 2008 Feb;42(2):201-203. 23. Pew Research Center, 2010 http://www.medicaldaily.com/6-extreme-body-modifications-guaranteed-make-you-uncomfortable-299488 24. STAPAW (SupportTattoosandPiercingatWork) http://www.stapaw.com/ 25. Stirn A, Brähler E, Hinz A. [Prevalence, sociodemography, mental health and gender differences of tattooing and body piercing].Psychother Psychosom Med Psychol. 2006 Nov:56(11):445-449. [Article in German] 26. Bosello R, Favaro A, Zanetti T, et al. [Tattoos and piercings in adolescents: family conflicts and temperament]. Riv Psichiatr. 2010 Mar-Apr:45(2):102-106. [Article in Italian] 27. Cossio ML, Giesen LF, Araya G, Pérez-Cotapos ML. [Association between tattoos, piercings and risk behaviors in adolescents]. Rev Med Chil. 2012 Feb;140(2):198-206. [Article in Spanish] 28. Влияет ли наличие татуировки на карьеру офисных работников. // Personal Master, 2015. http://personalmaster.ru/?p=3214 29. Б арановский В.А. Искусство татуировки. М.: Славянский дом книги. 2002, 320 с. 30. Laumann AE., Derick AJ. Tattoos and body piercings in the United States: A national data set . // J Am Acad Dermatol 10.1016/j.jaad.2006.03.026. http://www.bxscience.edu/ourpages/auto/2010/5/13/44313724/TATTOOS.pdf 31. Deschesnes M, Finès P, Demers S. Are tattooing and body piercing indicators of risk-taking behaviours among high school students? J Adolesc. 2006 Jun;29(3):379-393. 32. Stirn A. ["My body belongs to me"--cultural history and psychology of piercings and tattoos]. Ther Umsch. 2007 Feb;64(2):115-119. [Article in German] 33. Stirn A, Oddo S, Peregrinova L, et al. Motivations for body piercings and tattoos - the role of sexual abuse and the frequency of body modifications. Psychiatry Res. 2011 Dec 30;190(2-3):359-363. 34. Ворошилин СИ. Поведенческие нехимические аддикции: пороки, грехи, соблазны или болезни. – Екатеринбург, УГМУ. 2014: 459 с. 35. Иванец НН, Анохина ИП, Винникова МА. Наркология: Национальное руководство. М: ГЭОТАР-Медиа, 2008: 720 с. 36. Руководство по аддиктологии». Под ред. ВД. Менделевича, СПб, Речь. 2007: 768 с. 37. Егоров А.Ю. Сексуальные аддикции: обзор литературы. Наркология. 2015(4):90-101. 38. Brown R.I.F. Some contributions of the study of gambling to the study of other addictions. In W.R. Eadingtone & J.A. Cornclius, Gambling Behavior and Problem Gambling. Reno: University of Nevada Press. 1993:241-272. 39. Griffiths MD. Exercise addiction: a case study// Addiction Research. 1997:5(2):161-168.
Ворошилин С.И.1, Егоров А.Ю.2,3,4 1 Кафедра психиатрии Уральского государственного медицинского университета, г. Екатеринбург (ректор Кутепов С.М.) 2 Лаборатория нейрофизиологии и патологии поведения ФГБУН Институт эволюционной физиологии и биохимии им. И.М. Сеченова, г. Санкт-Петербург (директор М.Л. Фирсов) 3 Кафедра психиатрии и наркологии медицинского факультета Санкт-Петербургского государственного университета (декан П.К. Яблонский) 4 Кафедра психиатрии и наркологии Северо-Западного государственного медицинского университета им. И.И. Мечникова, г. Санкт-Петербург(ректор О.Г. Хурцилава) Ключевые слова: аддиктивные расстройства, нехимические (поведенческие) зависимости, обратимые и необратимые модификации собственного тела, влечение к модификации собственного тела
ANOMALOUS URGE TO OWN BODY MODIFICATION AS A BEHAVIOR ADDICTION ABSTRACT Today it is obvious that the spectrum of addictive disorders consists of at least two groups: chemical (substance use) and behavior (or nonchemical) addictions. We have introduced the classification of behavior addictions with five sections: 1) pathological gambling; 2) erotic addictions; 3) socially acceptable addictions; 4) technological addictions; 5) food addictions Body modification is the permanent or semi-permanent deliberate altering of the human body for non-medical reasons. Though the popularity of body modification is increasing, the psychosocial data about practitioners of body piercing and tattooing are few and controversial. In some cases the repeated body modification becomes uncontrollable and interferes negatively with life responsibilities, health and interpersonal relationships. Body modifications may be classified as Reversible: wearing unusual clothes and jewellery, colouring of the body (make-up, body art), manipulation with the hair, beard, moustaches and nails, weight change, and Irreversible: decorating skin with tattoos, scarification, implantation of foreign objects (mikrodermal and / or transdermal implantation), piercing, operational modifications of the teeth, tongue, genitals, fingers and toes until the desire for amputation, suspension, repeated cosmetic surgery. The leading motive of body modifications is to get pleasure from the inpidually produced changes, which are partly connected with the sexual desire and relationship with partner. Anomalous body modification may be classified as a behavioural addiction (among socially acceptable addiction section up to our classification) because of obsessive-compulsive craving with inability to correct which is based not only on social circumstances but on personality characteristics. Moreover risk factors as well as clinical criteria of body modification are similar to other addictive disorders. Further investigations are needed to elucidate the definition of the body modification addiction. Keywords: addictive disorders, nonchemical (behavioral) addictions, reversible and irreversible modifications of own body, urge to body modification
Источник: Психические расстройства в общей медицине. 2015; 4: 9-15 Другие интересные материалы:
|
|