|
|
Говорят, что это решение Совета Безопасности от 21 сентября 2001 года вышло с грифом “Для служебного пользования”. Но мы этого грифа не видели, поэтому приводим текст полностью, надеясь, что он будет полезен специалистам для планирования их деятельности по профилактике наркозависимости В. Путин, Б. Грызлов, А. Вялков, Ю. Чайка, К. Тоцкий, М. Ванин, П. Латышев, С. Собянин, Г. Селезнев, Б. Говорин, А. Квашнин, В. Филиппов В. Рассмотрев вопрос "О мерах по совершенствованию государственной политики в сфере борьбы с незаконным оборотом наркотиков и распространением наркомании в стране", Совет Безопасности Российской Федерации отмечает резкое ухудшение наркоситуации в стране, что создает серьезную угрозу национальной безопасности. На 1 января 2001 г. количество только официально зарегистрированных больных наркоманией составило более 269 тыс. человек, что в 9 раз больше, чем в 1990 г. По данным экспертных исследований, в незаконное потребление наркотиков и психоактивных веществ фактически вовлечено не менее 2,5 млн. россиян, или 1,7% населения страны. Отмечается рост числа заболевших наиболее тяжелой формой наркомании - героиновой. Количество потребителей героина за 2000 г. увеличилось в 2,6 раза. Около 70% больных наркоманией вводят наркотики внутривенно. Более половины находящихся на учете в связи с немедицинским потреблением наркотиков составляют лица, не имеющие определенных занятий. Только за последние пять лет удельный вес этой категории возрос более чем на 10%. Наркомания быстрыми темпами распространяется в молодежной среде. Подавляющее большинство наркоманов (67,3%) составляют лица в возрасте до 30 лет. Заболеваемость наркоманией среди подростков за десятилетие увеличилась в 17 раз. Отмечается снижение среднего возраста начала употребления наркотиков. В 2000 г. выявлено свыше 1,3 тыс. заболевших наркоманией детей в возрасте до 14 лет. Неуклонно растет количество молодых людей призывного возраста, употребляющих наркотические средства и психотропные вещества. Ежегодно расширяются масштабы наркопреступности. Ее уровень определяется возросшей активностью организованных преступных группировок, прежде всего этнических, наладивших межрегиональные и международные связи и сформировавших наркорынок России. За истекшее десятилетие количество преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотиков, увеличилось в 15 раз. В первом полугодии 2001 г. зарегистрировано свыше 130 тыс. наркопреступлений, что на 11,3% превышает показатели аналогичного периода прошлого года. Из них почти 61 тыс., или 46,8%, являются тяжкими и особо тяжкими. К уголовной ответственности за преступления, связанные с наркотиками, в 2000 г. привлечено около 135 тыс. человек, что на 4,2% больше, чем в 1999 г., и в 11,7 раза больше, чем в 1991 г. К административной ответственности привлечено свыше 150 тыс. человек, что более чем в 3 раза превышает аналогичный показатель десятилетней давности. Среди преступников, причастных к незаконному обороту наркотиков, преобладают молодежь, а также лица без определенных занятий. Российская Федерация стала объектом экспансии со стороны международного наркобизнеса, в связи с чем отмечаются значительный рост поступления наркотиков контрабандным путем и реструктуризация отечественного наркорынка за счет уменьшения в нем доли маковой соломы, марихуаны и повышения удельного веса высококонцентрированных наркотиков. Определяющими факторами, требующими расширения международного сотрудничества в борьбе с транснациональной наркопреступностью, являются большая протяженность необустроенной государственной границы со странами -производителями наркотиков и значительное увеличение масштабов ввоза героина из государств Центрально-Азиатского региона, прежде всего из Афганистана, через территории Таджикистана, Узбекистана, Киргизии, Туркмении и Казахстана. Продолжающееся ухудшение наркоситуации свидетельствует о том, что задачи государственной политики в этой "сфере, определенные Федеральным законом "О наркотических средствах и психотропных веществах" от 8 января 1998 г., остаются невыполненными. Не в полной мере реализованы основополагающие принципы государственной политики борьбы с наркоманией, среди них такие как: приоритетность мер по профилактике наркомании и правонарушений, связанных с незаконным оборотом наркотических средств; стимулирование работы по антинаркотической пропаганде; координация деятельности федеральных •органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления; привлечение негосударственных организаций и граждан к борьбе с распространением наркомании и развитию сети учреждений медико-социальной реабилитации больных наркоманией. Не достигнуты цели, поставленные соответствующими федеральными программами. Принимаемые меры по противодействию наркомании осуществляются без надлежащей ресурсной поддержки со стороны государства и использования возможностей институтов гражданского общества. Силовые и запретительные способы решения этой сложной социальной проблемы преобладают над профилактикой и предупреждением, а уголовные и административные наказания - над лечением и реабилитацией больных наркоманией. Многочисленные недостатки в правоохранительной деятельности и правоприменительной практике не позволяют вести наступательную борьбу с профессиональными преступниками и их группировками, действующими в сфере наркобизнеса. Исходя из того что масштабы распространения наркомании представляют серьезную угрозу национальной безопасности, придавая особое значение обеспечению эффективной защиты здоровья населения, социального благополучия граждан и будущего страны, а также совершенствованию государственной политики в этой сфере, как важнейшему направлению деятельности органов государственной власти Российской Федерации и институтов гражданского общества, Совет Безопасности Российской Федерации решил: 1. Принять к сведению доклады Министра внутренних дел Российской Федерации Грызлова Б.В. и первого заместителя Министра здравоохранения Российской Федерации Вялкова А.И. 2. Правительству Российской Федерации (Касьянов М.М.): за счет дополнительных доходов федерального бюджета обеспечить до конца 2001 г. финансирование приоритетных мероприятий федеральной целевой программы "Комплексные меры противодействия злоупотреблению наркотиками и их незаконному обороту на 1999 - 2001 гг.", прежде всего предусматривающих создание условий для подготовки и переподготовки преподавателей общеобразовательных школ по вопросам профилактики наркомании; утвердить федеральную целевую программу "Комплексные меры противодействия злоупотреблению наркотиками и их незаконному обороту на 2002 - 2004 гг." и обеспечить начиная с 2002 г. ее приоритетное финансирование с представлением Президенту Российской Федерации ежегодных отчетов о ходе выполнения запланированных мероприятий; при реализации федеральной целевой программы "Комплексные меры противодействия злоупотреблению наркотиками и их незаконному обороту на 2002 - 2004 гг." за счет частичного перераспределения бюджетных ассигнований, выделяемых на выполнение запланированных мероприятий, принять меры по ежегодному повышению уровня ресурсного обеспечения деятельности ФПС России по пресечению контрабанды наркотиков через государственную границу Российской Федерации; в трехмесячный срок образовать при Правительственной комиссии по противодействию злоупотреблению наркотическими средствами и их незаконному обороту постоянно действующий рабочий орган для осуществления на постоянной основе межведомственной координации антинаркотической деятельности, анализа наркоситуации в стране и в мире, контроля за исполнением принятых решений, а также для обеспечения взаимодействия с координационными антинаркотическими органами федеральных округов и субъектов Российской Федерации; до конца 2001 г. решить вопрос о вступлении Российской Федерации в клуб доноров Программы ООН по международному контролю над наркотиками (ЮНДКП); с участием Верховного Суда Российской Федерации (Лебедев В.М.) и Генеральной прокуратуры Российской Федерации (Устинов В.В.) на основе результатов анализа правоприменительной практики разработать план мероприятий по совершенствованию правовой базы в сфере противодействия распространению наркомании, предусматривающий подготовку до 1 июля 2002 г. законопроектов о внесении изменений и дополнений в действующее законодательство, направленных, в частности, на ужесточение уголовной ответственности за наиболее опасные наркопреступления и контрабанду наркотиков, установление уголовной ответственности за пропаганду наркотиков, введение практики замены наказания на лечение наркоманов, совершивших преступления, не представляющие большой общественной опасности, или административные правонарушения, а также принятие нормативных правовых актов в развитие Федерального закона "О наркотических средствах и психотропных веществах"; в первом полугодии 2002 г. на заседании Правительственной комиссии по противодействию злоупотреблению наркотическими средствами и их незаконному обороту проанализировать практику оказания медицинской помощи больным наркоманией в негосударственных лечебных учреждениях и, при необходимости, подготовить изменения в действующее законодательство в части, касающейся наделения указанных учреждений правом на лечение больных наркоманией; совместно с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и местного самоуправления в 2001 - 2002 гг. реализовать комплекс неотложных мер по развитию сети детско-юношеских клубов физической подготовки, спортивных школ и дворцов спорта для детей и юношества с учетом социальных нормативов и норм, одобренных распоряжением Правительства Российской Федерации от 3 июля 1996 г. №1063-р. 3. Полномочным представителям Президента Российской Федерации в федеральных округах для решения задач по реализации государственной политики противодействия распространению наркомании до 1 декабря 2001 г. сформировать окружные координационные антинаркотические комиссии с привлечением к их работе неправительственных организаций, общественных и религиозных объединений. 4. Рекомендовать руководителям органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и местного самоуправления совместно с полномочными представителями Президента Российской Федерации в федеральных округах: с участием Минздрава России (Шевченко Ю.Л.), Минобразования России (Филиппов В.М.), Минтруда России (Починок А.П.), Минкультуры России (Швыдкой М.Е.), Госкомспорта России (Рожков П.А.) и профсоюзных объединений принять дополнительные меры по развитию сети учреждений наркологической службы, учреждений социального обслуживания семьи и детей, созданию реабилитационных центров для больных наркоманией, восстановлению системы медицинского обслуживания и проведения профилактических осмотров в образовательных учреждениях, совершенствованию культурно-досуговой деятельности и физкультурно-оздоровительной работы по месту жительства; принять региональные и муниципальные антинаркотические программы и обеспечить их финансирование; образовать координационные антинаркотические органы - и обеспечить их взаимодействие с соответствующими структурами на федеральном уровне и в федеральных округах. 5. МИД России (Иванов И.С.): совместно с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти: до конца 2001 г. разработать мероприятия, направленные на конкретную реализацию планов мирового сообщества по созданию вокруг Афганистана "пояса безопасности", с учетом возможностей Управления ООН по контролю за наркотиками и предупреждению преступности, других международных и неправительственных организаций; до 1 марта 2002 г. разработать план действий по расширению антинаркотического взаимодействия в рамках Содружества Независимых Государств и Шанхайской организации сотрудничества; с участием СВР России (Лебедев С.Н.), МВД России (Грызлов Б.В.), ФСБ России (Патрушев Н.П.), ФПС России (Тоцкий К.В.) и ГТК России (Ванин М.В.) до конца 2001 г. разработать и довести до соответствующих организаций рекомендации российским гражданам, выезжающим в страны с повышенной наркоугрозой. 6. МПТР России (Лесин М.Ю.),. Минкультуры России (Швыдкой М.Е.), Минобразованию России (Филиппов В.М.), Минсвязи России (Рейман Л.Д.), Минюсту России (Чайка Ю.Я.) до 1 марта 2002 г. разработать комплекс мер, направленных на: недопущение появления в средствах массовой информации, печатных изданиях, компьютерных сетях, художественных и документальных фильмах, на эстраде, в аудио- и видеопродукции материалов, сюжетов, содержащих элементы пропаганды наркотических средств и психотропных веществ; создание правовых и организационных условий для расширения антинаркотической пропаганды, прежде всего, в средствах массовой информации и печатных изданиях, ориентированных на молодежь. 7. Минобразованию России (Филиппов В.М.): в месячный срок в качестве одного из критериев оценки деятельности руководителей образовательных учреждений ввести показатель состояния антинаркотической работы среди учащихся; совместно с Российской академией образования (Никандров Н.Д.) и при участии Минздрава России (Шевченко Ю.Л.) в 2002 г. разработать для средств массовой информации методологию создания и применения материалов антинаркотического содержания с учетом возрастных особенностей психологии детей, подростков и молодежи. 8. Минпромнауки России (Дондуков А.Н.): совместно с МВД России (Грызлов Б.В.), Минздравом России (Шевченко Ю.Л.) и другими заинтересованными федеральными органами исполнительной власти в первом полугодии 2002 г. организовать систему мониторинга производства, импорта, экспорта прекурсоров и выработать меры по ужесточению контроля в этой сфере; совместно с РАН (Осипов Ю.С.), Минздравом России (Шевченко Ю.Л.), Минобразованием России (Филиппов В.М.), Минфином России (Кудрин А.Л.) принять дополнительные меры по обеспечению организации, финансирования научно-исследовательских работ в области наркологии (профилактический, биологический, клинический и социологический аспекты) и внедрения их результатов; совместно с РАН (Осипов Ю.С.), ФПС России (Тоцкий К.В.), ГТК России (Ванин М.В.) и научно-исследовательскими учреждениями заинтересованных федеральных органов исполнительной власти в рамках проведения в 2002 г. профильных научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ определить основные направления создания наиболее рентабельных и эффективных систем инженерно-технического контроля на российско-казахстанском участке государственной границы, а также осуществить разработку современных приборов дистанционного обнаружения наркотических средств в транспортных средствах, товарах и грузах. 9. Рекомендовать Верховному Суду Российской Федерации (Лебедев В.М.) и Генеральной прокуратуре Российской Федерации (Устинов В.В.) проанализировать судебную практику по уголовным делам о тяжких и особо тяжких наркопреступлениях, прежде всего, в части, касающейся назначения основных и дополнительных наказаний, и до 1 марта 2002 г. принять меры по ее совершенствованию. 10. Минюсту России (Чайка Ю.Я.), Минздраву России (Шевченко Ю.Л.), МВД России (Грызлов Б.В.) до 1 июля 2002 г. разработать правовые и организационные меры, направленные на совершенствование практики принудительного лечения больных наркоманией, предусмотренной ст. 54 Федерального закона "О наркотических средствах и психотропных веществах". 11. МВД России (Грызлов Б.В.), ГТК России (Ванин М.В.), ФСБ России (Патрушев Н.П.), ФПС России (Тоцкий К.В.): с участием Минюста России (Чайка Ю.Я.) до конца 2001 г. проанализировать причины низкой эффективности мероприятий по выявлению, предупреждению и пресечению деятельности сбытчиков наркотиков и организованных преступных групп, действующих в сфере наркобизнеса, разработать комплекс мер, направленных на совершенствование этой работы; в первом полугодии 2002 г. реализовать мероприятия по кадровому и материально-техническому укреплению подразделений, непосредственно осуществляющих борьбу с наркопреступностью; принять дополнительные меры по совершенствованию оперативно-розыскной деятельности, прежде всего, на центрально-азиатском направлении, расширить практику проведения международных контролируемых поставок наркотиков; совместно с Генеральной прокуратурой Российской Федерации (Устинов В.В.) до конца 2001 г. пересмотреть критерии оценки эффективности деятельности правоохранительных органов в сфере борьбы с незаконным оборотом наркотиков в целях повышения их объективности и приведения в соответствие с задачей государственной политики по снижению количества больных наркоманией. 12. Контроль за выполнением решения возложить на Секретаря Совета Безопасности Российской Федерации Рушайло В.Б. . Секретарь Совета Безопасности Другие интересные материалы:
|
|