Новости
 О сервере
 Структура
 Адреса и ссылки
 Книга посетителей
 Форум
 Чат

Поиск по сайту
На главную Карта сайта Написать письмо
 

 Кабинет нарколога _
 Химия и жизнь _
 Родительский уголок _
 Закон сур-р-ов! _
 Сверхценные идеи _
 Самопомощь _


Лечение и реабилитация наркозависимых - Нарком рекомендует Клинику

Лечение и реабилитация больных алкоголизмом - Нарком рекомендует Клинику
Решись стать разумным, начни!



Профилактика, социальная сеть нарком.ру





Структурированная оценка рисков в наркопрофилактике (метод «Оценка рисков и возможностей» )

 
> Закон сур-р-ов! > Даешь систему! > Структурированная оценка рисков в наркопрофилактике (метод «Оценка рисков и возможностей» )

Группой московских разработчиков был предложен метод структурированной оценки риска совершения повторных правонарушений и возможностей реабилитации несовершеннолетних. Метод обеспечен соответствующим инструментарием, прошел экспертизу и адаптацию в Государственном научном центре социальной и судебной психиатрии им. В. П. Сербского НЦ неврологии РАМН, апробирован на территории ряда регионов России. В настоящее время метод внедряется в практику образовательных учреждений г. Колпино в рамках проекта «Колпинский район – территория без наркотиков».

А. Сырцев

Группой московских разработчиков был предложен метод структурированной оценки риска совершения повторных правонарушений и возможностей реабилитации несовершеннолетних. Метод обеспечен соответствующим инструментарием, прошел экспертизу и адаптацию в Государственном научном центре социальной и судебной психиатрии им. В. П. Сербского НЦ неврологии РАМН, апробирован на территории ряда регионов России. В настоящее время метод внедряется в практику образовательных учреждений г. Колпино в рамках проекта «Колпинский район – территория без наркотиков».

 

Вставка 1

Локальный пилотный проект «Колпинский район – территория без наркотиков»

Проект «Колпинский район – территория без наркотиков» разработан прокуратурой Санкт-Петербурга совместно с общественными организациями (Международной некоммерческой организацией «Европейские города против наркотиков» (ECAD), БНФ «Здоровое будущее», АНО «Новая жизнь», АН КИО «Центр комплексной профилактики для молодежи Радуга.ру», РОО «Центр помощи зависимым «Мастерская свободы») во исполнение Указа Президента Российской Федерации №690 от 09.06.2010.

 

 

Метод будет представлен ниже в кратком изложении. Но прежде — несколько важных, на наш взгляд, замечаний.

Прикладной аспект любой профилактики — медицинской ли, психологической, криминалистической, социальной и т. д. — в общем виде сводится к следующему положению: «изучение и выявление причин и условий» и их «устранение».

 

Вставка 2

Определения профилактики

В медицинепринято различать психопрофилактику и психогигиену как части общей профилактики, как две стороны одной и той же деятельности [9]. Примечательно происхождение термина психопрофилактика. Изначально использовался термин психопрофилактика социальной патологии, равнозначный термину психогигиена [8]. Психогигиена (психопрофилактика) в медицине и медицинской психологии изучает влияние внешних и внутренних факторов на психическое здоровье. Основные направления дисциплины — исследования этих факторов, разработка нормативов и мер по сохранению и укреплению психического здоровья.

В сфере образованиясодержание понятия профилактика отражено в "Концепции профилактики злоупотребления психоактивными веществами в образовательной среде" (Приказ Минобразования РФ от 28 февраля 2000 г. N 619). Согласно Концепции:

профилактика злоупотребления психоактивными веществами — комплекс социальных, образовательных и медико-психологических мероприятий, направленных на выявление и устранение причин и условий, способствующих распространению и употреблению психоактивных веществ, предупреждение развития и ликвидацию негативных личностных, социальных и медицинских последствий злоупотребления психоактивными веществами…

В криминалистике, в части предупреждения правонарушений, сформировано условное понятие "криминалистическая профилактика", в одном из вариантов определений которого, этот термин понимается как "учение о методах установления причин и условий, способствовавших совершению преступлений, и принятия мер по их устранению [1].

В Федеральном законе "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних" от 24 июня 1999 года N 120-ФЗ понятие профилактика трактуется следующим образом:

профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних - система социальных, правовых, педагогических и иных мер, направленных на выявление и устранение причин и условий, способствующих безнадзорности, беспризорности, правонарушениям и антиобщественным действиям несовершеннолетних...

 

Из вышесказанного следует, что основой любой комплексной профилактической программы или технологии является деятельность, относящаяся к понятию «изучение» — оценка, анализ, исследование, мониторинг. Результаты обработки и интерпретации данных при надлежащем использовании обеспечивают специфичность программ превенции, их уникальность и адаптированность к местным обстоятельствам, что напрямую влияет на эффективность предпринимаемых мер.

Несколько слов о комплексном подходе. Комплексный подход отражает многомерную природу феномена, — в нашем случае, наркопотребления и наркозависимости. Очевидно, что потребление ПАВ не является изолированной девиацией, но всегда связано с различными формами нарушений поведения и развития личности. Эта связь исследуется в рамках различных дисциплин с использованием разных подходов и методологии, но всегда в комплексе.

И, как показывает практика, в ходе исследования наркоситуации специалист сталкивается с широким спектром форм нарушений поведения, взаимосвязанных с наркопотреблением, которые, для того чтобы с ними работать, необходимо распознавать, понимать и оценивать.

Инструмент, который предлагают московские авторы, позволяет производить оценку риска рецидивов и возможностей реабилитации в отношении несовершеннолетних с антисоциальным (криминальным) поведением. Но, несмотря на заявленную специфичность, метод имеет непосредственное отношение к проблемам наркопрофилактики и не только из-за очевидной связи наркопотребления и противоправного поведения.

 

МЕТОД

Объективизация показателей риска нарушений поведения имеет продолжительную историю. Можно вспомнить, например, предложенную в 1991 г. Поповым Ю. В. и Личко А. Е. концепцию саморазрушающего поведения у подростков и инструмент его функциональной диагностики и многоосевой классификации [5; 6].

В зарубежной практике разрабатывались модели структурированной диагностики риска противоправного поведения, учитывающие количественные и качественные оценки. В настоящее время, по сообщению Дозорцевой Е. Г., «зарубежными специалистами используется целый ряд стандартизированных методик, среди которых методики оценки риска криминального поведения у подростков составляют отдельный класс оценочного инструментария» [2].

Так, в 2002 г. группой американских исследователей была представлена методика оценки риска YLS/CMI (The Youth Level of Service / Case Management Inventory. Авторы Hoge, R. D., Andrews D. A., 2002; Hoge, R. D., Andrews D. A., Leschied A. W., 2002), которая, «по данным независимых исследований, позволяет корректно прогнозировать рецидивное поведение от 56 до 59% несовершеннолетних» [4].

Впоследствии на основе ее ранних вариантов была разработана методика «Оценки риска и криминальных потребностей несовершеннолетних» (RNA). В России использовался аналог RNA — метод «Оценка риска и криминальных потребностей» (ОРП), в результате адаптации которой и была разработана предлагаемая методика для работы с несовершеннолетними. Название методики было изменено на «Оценка рисков и возможностей» (ОРВ) [3].

В настоящее время, по сообщению авторов, работа с методикой ОРВ ведется в режиме эксперимента межрегиональной группой специалистов в Чувашии, Ростове, Калининграде, Москве.

Авторский коллектив представлен на вставке 3.

Вставка 3

Предлагаемый инструмент (ОРВ) подготовлен межрегиональной рабочей группой в составе:

 

Дрейзин (Москва, заведующий дневным наркологическим стационаром детско-подросткового реабилитационного комплекса «Квартал», руководитель проекта по пробации, общая координация);

Дозорцева (Москва, руководитель Лаборатории психологии детского и подросткового возраста ГНЦССП им. В.П.Сербского, научно-методическое сопровождение адаптации и апробации),

Зыков (президент Фонда НАН, член Общественной палаты России),

Воронова (Ростов-на-Дону, судья Ростовского областного суда, экспертиза); 

Шипшин (Ростов-на-Дону, заместитель начальника ЮРЦСЭ МЮ РФ, председатель Региональной ассоциации специалистов в поддержку правовой реформы и ювенальной юстиции в Ростовской области, координация по Югу России);

Павлова (Ростов-на-Дону, начальник межрегиональной психологической лаборатории УФСИН);

Ошевский (Москва, старший научный сотрудник Лаборатории психологии детского и подросткового возраста ГНЦССП им. В.П.Сербского);

Шкандыкова (руководитель Калининградского отделения Фонда НАН);

Полятыкин (Москва, руководитель медицинских программ РБФ НАН, руководитель проекта по службе социального сопровождения, эксперт Общественной палаты РФ);

Шипшина (Ростов-на-Дону, ЮРЦСЭ МЮ РФ);

Ивлев (переводчик).

 

Предлагаемый метод структурированной оценки риска совершения повторных правонарушений и возможностей ребёнка пройти реабилитацию (ОРВ) позволяет выявить проблемы несовершеннолетнего и его окружения, приведшие к социальной дезадаптации и определить его индивидуальный реабилитационный маршрут (Примечание. — Здесь и далее, если не указано иначе, курсивом выделены цитаты из «Методического руководства» [3]. — А. С.).

Авторы исходят из того, что «все отклонения в поведении несовершеннолетних — безнадзорность, правонарушения, употребление психоактивных веществ, имеют в своей основе один источник — социальную дезадаптацию», а в качестве основной причины дезадаптации видят проблемы в семье, как оптимальной среде для развития ребенка.

Методология учитывает существующие правовые рамки, регулирующие сопровождение несовершеннолетнего, находящегося в трудной жизненной ситуации и использует био-психо-социо-духовный подход.

Вставка 4

Комплексный подход, предпосылки, функции

«Только комплексный подход к решению этой проблемы, основанный на предварительном анализе проблем, связанных личностью ребёнка и его окружением, может дать реальный положительный результат».

«Духовные (мировоззренческие) предпосылки:

 

·  раздражительность и авторитарное подавление матерью агрессивности ребенка

·  непоследовательность воспитательных действий по отношению к подросткам

·  враждебные, конфликтные межличностные отношения с окружающими

·  понятие «жизнь» не является той доминирующей, абсолютной ценностью, каковой она представляется взрослому»

«Функция КДНиЗП должна сводится к оценке степени риска совершения повторного правонарушения и определению того набора социальных услуг на основе ресурсов реабилитационного пространства с целью создания индивидуальной реабилитационной программы социально-психологического сопровождения на территории проживания ребёнка и его семьи, которые необходимо предоставить подростку (с учётом его возможностей принятия услуг) и его окружению для исправления создавшейся ситуации и снижения риска развития девиантного поведения (совершения правонарушения) в условиях трудной жизненной ситуации».

(разработчики метода ОРВ)

 

По мнению авторов, «при наличии био-психо-социо-духовных предпосылок» существуют «факторы, определяющие характер девиантного поведения, глубину и степень социальной дезадаптации, риск совершения повторного правонарушения».

Авторы выдвигают три принципа вмешательства (принцип риска, принцип потребностей и принцип возможностей), реализовать которые считают возможным при наличии четких указаний и критериев оценки.

Вставка 5

Три принципа

Принцип риска: Чем выше риск совершения повторного правонарушения, тем выше должна быть интенсивность оказываемых услуг (количество видов помощи, их продолжительность, частота общения, степень контроля). Интенсивная помощь предусматривается для случаев более высокого риска, поскольку в них результативность выше в ответ на именно такой вид помощи по сравнению с менее интенсивной, в то время как в случаях с менее выраженным риском, лучшие результаты достигаются при минимальном уровне вмешательства.

Принцип потребностей:  Конкретные виды помощи оказываются в соответствии с криминогенными потребностями правонарушителей. Под криминогенными потребностями понимаются характеристики личности подростка, его окружения, которые, если их изменить в позитивном направлении, уменьшают вероятность совершения повторного правонарушения.

Принцип возможностей: Виды и методы помощи, конкретные услуги приводятся в соответствие с возможностями (ресурсами) реабилитационного пространства и возможностями конкретного правонарушителя. Иными словами, специалист предлагает тип помощи, который соответствует не только проявленным криминогенным потребностям, но и тем свойствам и возможностям (биологическим, психологическим, социальным и духовным) подростка, для которых именно этот вид помощи может оказаться наиболее полезным. Важно подчеркнуть, что необходимая помощь (услуга), не подкреплённая оценкой возможностей ребёнка воспользоваться этой помощь, может только усугубить ситуацию, отвлекая личностные ресурсы ребёнка на её освоение.

(разработчики метода ОРВ)

 

Структурированная оценка, на наш взгляд, имеет большое значение для межведомственного взаимодействия. И, по мнению разработчиков, такой подход «повышает надежность и валидность оценки, возможность контроля и проверки, использования метода специалистами, работающими в разных ведом­ствах, занимающихся вопросами профилактики правонарушений несовершеннолетних».

Помимо достоинств метода, авторы отмечают и некоторые его ограничения.

Вставка 6

Достоинства и ограничения метода

 

К числу досто­инств относятся:

 

·  снижение субъективности и предвзятости в отношении правона­рушителя, чему способствует стандартизированность подходов и оценок;

·  наличие единого стандарта упрощает взаимодействие специали­стов, работающих в разных ведомствах и службах, занимающихся профилактикой правонарушений несовершеннолетних, с учетом специфики решаемых ими задач;

·  использование системности и структурированности при оценке рисков и возможностей обеспечивает полноту и объективность оценки;

·  стандартная оценка обеспечивает возможность обоснованно при­нимать решения и верификацию с целью контроля деятельности специалистов;

·  доказательная база.

 

К числу ограничений можно отнести:

 

·  невозможность выделить все факторы рисков и возможностей для каждого конкретного случая;

·  вероятность проявления субъективизма, поскольку оценка и ее результаты зависят от образования и опыта специалиста;

·  а также определенные затраты времени при проведении оценки на стадии освоения метода.

(разработчики метода ОРВ)

 

Елена Георгиевна Дозорцева — руководитель лаборатории психологии детского и подросткового возраста Государственного научного центра социальной и судебной психиатрии им. В. П. Сербского (один из авторов метода), — ссылаясь на результаты собственных исследований, сообщает, что эти показатели методики ОРВ позволяют

«проводить стандартизованную оценку риска противоправного поведения у несовершеннолетних… без выраженной психической патологии».

«В связи с этим, — отмечает она, — для расширения возможностей применения методики необходимо введение параметров, которые позволили бы учесть не только индивидуальные особенности, социальные условия жизни подростка, которые в ней представлены достаточно подробно, но и клинико-психологические факторы риска противоправного поведения» [2].

В соответствии с вышесказанным разработчики указывают на два важных обстоятельства.

Во-первых, любой разработанный для оценки инструмент должен учитывать накопленный опыт профессионалов.

Во-вторых, любая разработанная система оценки… должна предусматривать «профессиональную осторожность». Окончательное решение относительно клиента принимает специалист, занимающийся сопровождением несовершеннолетнего правонарушителя.

 

ТЕХНИКА

Инструмент ОРВ представлен в виде индивидуальной карты, которую можно отнести к комбинированным многомерным опросникам.

Количественная оценка производится по 42 показателям. Эти индикаторы отражают переменные, которые были описаны в литературе как факторы риска криминальной активности и рецидивности.

В дополнение к количественным шкалам предлагаются 35 параметров для качественной оценки. Общая оценка риска производится по определенной схеме, отдельно фиксируется «уровень контакта», который обосновывает интенсивность вмешательства (сопровождения). И на основании полученных данных строится план работы со случаем.

В карте помимо паспортной части размещены 16 небольших таблиц. В таблицах с количественными и качественными показателями — их 12 — регистрируются и комментируются данные в соответствии с предлагаемым стандартизированным перечнем утверждений в виде номинативной шкалы. Количественные показатели уровня риска фиксируются так — положительный ответ оценивается в 1 балл, отрицательный — 0 баллов. Для облегчения оценки карта снабжена инструкцией и ключом для подсчета баллов с расшифровкой.

Вставка 7

Шесть частей (разделов) методики ОРВ

Часть I: Оценка риска и возможностей

Часть II: Обобщение факторов риска / возможностей

Часть III: Оценка других факторов риска / возможностей

Часть IV: Общая оценка уровня риска сотрудником, отвечающим за случай

Часть V: Уровень контакта

Часть VI: План работы со случаем

(разработчики метода ОРВ)

 

Специалист, работающий с несовершеннолетними, последовательно заполняет все разделы (части) карты.

Коротко по каждому разделу.

Часть I: Оценка риска и возможностей.

Показатели раздела объединены в восемь групп (восемь таблиц), которые представляют собой выделенные корреляты или факторы риска криминальной активности. Это:

1. прошлые и настоящие правонарушения / решения суда;

2. семейные обстоятельства / выполнение родительских функций;

3. образование / трудовая занятость;

4. отношения со сверстниками;

5. злоупотребление психоактивными веществами;

6. свободное время / досуг;

7. личность / поведение;

8. установки / социальные ориентации.

Для факторов риска в группах 2 – 8 указывается потенциальный ресурс работы. Авторы отмечают, что низкий уровень риска не обязательно свидетельствует о наличии ресурса. Это относительно независимые показатели.

Часть II

Раздел 2 — Обобщение факторов риска / возможностей — предназначен для построения общей картины уровней криминологического риска, оцененного в Части I. Здесь представлены четыре уровня риска (низкий, умеренный, высокий и очень высокий), которые определяются в соответствии с общей суммой баллов.

Часть III: Оценка других факторов риска / возможностей.

Показатели этого раздела представляют переменные, не всегда напрямую связанные с криминальной активностью, но составляющие факторы, которые могут быть важными как для понимания «механизма» противоправного поведения несовершеннолетнего, так и для принятия различных решений о подростке (на различных стадиях расследования правонарушения и рассмотрения дела в суде).

Все факторы (их 35) объединены в 4 группы:

Вставка 8

4 группы дополнительных (особых) факторов риска

Первая — социально-психологические факторы риска, которые включают в себя показатели различного уровня — макроуровня (связанные с материальным и социальным положением несовершеннолетнего и его семьи), среднего уровня (школа, сверстники), а также микроуровня (особенности внутрисемейных отношений).

Вторая группа — проблемы физического и психического здоровья. Они, как правило, напрямую не связаны с совершением правонарушений, однако могут негативно влиять на процессы формирования цели, принятия решения, контроля действий и поведения. Также они могут приводить к дисгармоничному развитию личности (особенно в тех случаях, когда ребенок растет в социально опасном окружении).

Третья группа особых обстоятельств, способных усилить риски («Личностные проблемы несовершеннолетнего»), поможет выявлять упомянутую выше дисгармоничность личности, уровень ее зрелости. Этот показатель важен, поскольку может сигнализировать о недостаточной личностной зрелости несовершеннолетнего правонарушителя, а также показывать направления его ресоциализации.

Четвертая группа факторов «Предыстория криминализации» важна для понимания причин девиантного и, впоследствии, криминального поведения несовершеннолетнего.

(разработчики метода ОРВ)

 

Оценка 35 дополнительных (особых) факторов риска… проводится на качественном уровне, с возможностью записи комментариев относительно каждой группы факторов, с приведением еще не упомянутых факторов, которые должны быть учтены при разработке плана работы по конкретному случаю. Они могут относиться к обстоятельствам, определяющим особые риски и возможности, включая потребность в специфической социальной, психологической и иной помощи.

В конечном счете, оценка дополнительных (особых) факторов может корректировать итоговую оценку рисков (часть IV).

Часть IV: Общая оценка уровня риска сотрудником, отвечающим за случай.

Сотруднику, отвечающему за случай, или иному специалисту… предоставляется возможность записи собственной оценки общего уровня риска / возможностей подростка. Если специалист установит, что общий уровень риска должен быть пересмотрен в большую или меньшую сторону, то в этом разделе необходимо привести обоснования и причины для новой оценки. Смягчающие или осложняющие факторы и/или ресурсы часто используются для того, чтобы обосновать пересмотр уровня общего риска.

Часть V: Уровень контакта.

В этом разделе специалист, отвечающий за индивидуальное социально-психологическое сопровождение, выставляет оценку уровня контакта (контроля), необходимую для данного случая. Выделены три уровня: минимальный контроль, средний контроль и максимальный контроль.

Часть VI: План работы со случаем.

Вставка 9

План работы со случаем

В данном разделе обеспечивается возможность указать цели индивидуального социально-психологического сопровождения. Кроме того, план работы составляется с учётом возможностей (ресурсов) реабилитационного пространства и возможностей конкретного ребёнка воспринять ту помощь (услуги), которая планируется. Кроме того, должны быть включены средства достижения цели. Например, одна из целей может состоять в том, чтобы улучшить поведение подростка в классе, а средства для ее достижения - включать разработку программы регуляции поведения в сотрудничестве с классным преподавателем, помощь психолога.

(разработчики метода ОРВ)

 

Разработчики метода помимо этого по данным анализа решений, выносимых Комиссиями по делам несовершеннолетних, выделили пять основных психологических проблем, которые необходимо решать в отношении детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации. Это:

1.  работа с эмоциями, в том числе с неконтролируемым чувством гнева.

2.  повышение самооценки или личностный рост.

3.  обучение конструктивному общению или коммуникативный тренинг.

4.  работа с семьей, оказание помощи по восстановлению нарушенных внутрисемейных отношений.

5.  работа с зависимостями.

 

Результаты работы с методикой ОРВ могут быть представлены в удобном виде — в виде частной и общей количественной и качественной оценки уровней риска несовершеннолетнего, характеристики возможностей его реабилитации и плана работы со случаем. Все итоговые показатели основываются на эмпирической доказательной базе и при необходимости подвергаются проверке.

ОРВ легко встраивается в существующую практику, и не только не конфликтует с другими статистическими формами, но, на наш взгляд, может дополнить и расширить методический арсенал специалиста.

Методика, понятно, не охватывает все задачи, выдвигаемые наркопрофилактикой, и не претендует на универсальность. Более того, как уже было сказано, ее возможности могут быть расширены при введении, например, клинико-психологических показателей риска. Но и в настоящем виде, инструмент может стать частью мониторинга наркоситуации. Поскольку данный класс методов имеет крайне важное достоинство — в его основе лежит непосредственное наблюдение за поведением.

Освоение методики не представляет труда. Более того, сбор данных о различных характеристиках несовершеннолетних — личностных, поведенческих, социальных, — их интерпретация и использование в работе не является чем-то новым.

Так, к примеру, Санкт-Петербургская Академия последипломного педагогического образования (АППО) апробировала в 2001—2004 годах «Региональную модель физиолого-гигиенического и психофизиологического мониторинга», который осуществлялся в 13 школах Санкт-Петербурга. Методология мониторинга предусматривала "диагностику" "состояния здоровья и функциональной напряженности учащихся", проводившуюся по данным анкетирования школьников, родителей, педагогов, школьных психологов, школьных медработников. После обработки 7 анкет, составлявших методический инструментарий, выделялись 170 показателей.

В образовательной сфере ежегодно собираются данные — «Социальная характеристика обучающихся» — по соответствующей форме. Известны и другие формы внутриведомственной статистики.

Использование методики может иметь еще один результат. Из собственного опыта участия в работе межведомственных комиссий по антинаркотической деятельности, мы знаем, как нелегко бывает найти взаимопонимание в обсуждениях. Наибольшую трудность представляет общая оценка наркопрофилактики на основании разрозненных ведомственных данных. Тогда как, если субъекты антинаркотической деятельности принимают, пусть в качестве условных, критерии оценки, предложенные разработчиками, то в этом случае МВК получают инструмент оценки эффективности и мониторинга собственной деятельности.

И наконец. Определение факторов риска или предикторов нарушенного поведения — достаточно трудоемкая и длительная процедура. Не говоря уже о переменных, составляющих тот или иной фактор. С другой стороны, выбора нет. Потому что отслеживать весь имеющийся массив факторов в ходе мониторинга не представляется возможным. И на практике целесообразно регистрировать, например, ведущие или системообразующие факторы риска, установленные надлежащим образом в соответствующих исследованиях.

Настоящая методика предоставляет возможность пользоваться показателями, проверенными квалифицированными специалистами в фундаментальных исследованиях на базе НИИ им. В. П. Сербского.

11 марта 2011

Скачать методические указания "Оценка Рисков и Возможностей" в формате .pdf.

Ссылки

1. Вандышев В.В. Криминалистическая профилактика в системе криминалистики // Правоведение. —1982. — № 2. — С. 86 – 90

2. Дозорцева Е. Г. Серия «Работа с детьми группы риска». Выпуск 17. Методическое руководство по использованию метода «Оценки рисков и возможностей» (ОРВ) в организации социально-психологического сопровождения несовершеннолетних правонарушителей — М: РБФ НАН, 2009 -196 с.

3. Дрейзин А. Н., Дозорцева Е. Г., Зыков О. В. И др. — Метод структурированной оценки рисков совершения повторных правонарушений и воможностей реабилитации несовершеннолетнего «Оценка рисков и возможностей» (ОРВ). — М.: РБФ НАН, — 2010. — 40 с.

4. Онифейд Е., Дэвидсон У., Ливси С. и др. (пер. Дозорцева Е. Г.) — Оценка риска: идентификация моделей риска у несовершеннолетних правонарушителей с помощью методики YLS / CMI // Journal of Criminal Justice. — N 36. – 2008. – С. 165 – 173.

5. Попов Ю. В. Границы и типы саморазрушающего поведения у детей и подростков // Саморазрушающее поведение у подростков  / Под. ред. М. М. Кабанова, А. Е. Личко, Ю. В. Попова. — Л.: НИПИ им. В. М. Бехтерева, 1991.  – С. 5 – 9.

6. Попов Ю. В. Профилактика и коррекция саморазрушающего поведения у подростков (пособие для врачей). – СПб.: НИПИ им. В. М. Бехтерева, 1995. – 21 с.

7. Руководство по психотерапии / Под ред. В. Е. Рожнова. — 3-е изд., доп. и перераб. — Т.: Медицина, 1985. — 719 с.

8. Сидоров П.И. Наркологическая превентология: Руководство. — Изд. 2-е, перераб. и доп. — М.: МЕДпресс-информ, — 2006. — 720 с.

 


Другие интересные материалы:
Проект "Экономическая деятельность работников милиции: масштабы, причины и последствия"
"…милиционеры игнорируют запрет...

Основные результаты и выводы 1....
Совместная программа УНП ООН и ВОЗ по лечению и уходу при наркозависимости
Концепция ООН - обеспечение эффективного...

Немного "фактуры"


Эту главу, в принципе, можно и не читать -...
Современные проблемы профилактических антинаркотических мероприятий (обязательного тестирования)
Вопрос о необходимости внедрения...

Вопрос о необходимости внедрения...
Предупреждение развития наркозависимого поведения
"Психологическая готовность подростка к...

Традиционно первичная профилактика...
 

 
   наверх 
Copyright © "НарКом" 1998-2024 E-mail: webmaster@narcom.ru Дизайн и поддержка сайта Петербургский сайт