|
|
Рекомендации для программ первичной профилактики подростковых девиаций
|
|
> Сверхценные идеи
> Косые взгляды
> Рекомендации для программ первичной профилактики подростковых девиаций
Представленные выводы сделаны на основании проведенного в 1999-2000 гг. специалистами Института Социологии РАН исследования девиантного поведения (алкоголизации, наркотизации, промискуитета) подростков Санкт-Петербурга. Полностью отчет об исследовании с предваряющим его теоретическим введением будет опубликован весной 2001 года. Принимаются предварительные заявки по адресу director@narcom.ru И. Гурвич Результаты анализа, выполненного по всем основным типам исследовательских выборок, используемых для изучения девиантного поведения, позволяют сделать следующие основные выводы.
- Девиантное поведение во всех изучавшихся его формах, т.е аддиктивное поведение и промискуитет, настолько широко представлено в подростковой субпопуляции, что девиантностью следует считать скорее его отсутствие.
- Ввиду систематической совместной встречаемости различных форм девиантного поведения подростков в плане этнологии и превенции его целесообразно рассматривать как единый феномен, сопутствующий подростковой социализации.
- Тяжелые формы подростковой девиантности, являющиеся угрозой для общества, а также для жизни и здоровья самих подростков, представляют собой достаточно редкое явление, присущее 2-4%% подростковой субпопуляции.
- Основные предпосылки формирования тяжелых форм подростковой девиантности заложены в широте распространения девиантных паттернов поведения в общности, и только в незначительной мере связаны с конституционально-генетическими и органическими факторами.
- Ранние или инициальные формы девиантного поведения подростков детерминированы широким кругом противоречиво действующих социальных влияний. Механизмы их воздействия во многом определяются личностной реакцией подростка на осознание своего места в социальном мире.
- Родительская семья оказывает достаточно сложное и противоречивое влияние на формирование подростковой девиантности.
- Сам факт воспитания в семье с обоими родителями в определенной мере предотвращает формирование тяжелых форм девиантного поведения и способен нейтрализовать негативные последствия легких форм девиантного поведения для подростка. Однако около четверти подростков воспитываются в семье с одним родителем.
- При уже сформировавшихся тяжелых формах подростковой девиантности родительская семья “утяжеляет” их проявления и усугубляет их негативные последствия для подростка.
- В семье с обоими родителями подростками чаще всего усваиваются относительно социально приемлемые формы девиантного поведения.
- Воспитание в семье с одним суррогатным родителем (отчимом или мачехой) ослабляет ориентацию подростка на семью и усиливает подверженность влияниям школы и средств массовой информации.
- Сестры и братья в родительской семье способствуют усвоению легких и относительно социально приемлемых форм подростковой девиантности и препятствуют тяжелым ее проявлениям. Кроме того воспитание с ними способствует развитию навыков межличностной коммуникации и принятию подростка группой сверстников.
- Расширенная традиционная семья способствует формированию негативного отношения к любому контролю и как реакции – достаточно тяжелого девиантного поведения подростка. Однако такая семья повышает чувствительность подростка к школьному влиянию.
- Для части подростков характерны ранние устойчивые сексуальные связи с переходом в семью партнера. Такая молодежная семья может быть как институционализированной, так и неинституционализированной.
- Семья брачного партнера утяжеляет проявление подростковой девиантности. Особенно отчетливо это в воздействие прослеживается отношении наркотизма у юношей.
- В подобных молодежных семьях существует тенденция к деторождению, особенно при раннем формировании наркотизма, что еще больше утяжеляет проявления девиантности.
- Сестры и братья брачного партнера, так же как и собственные, способствуют вхождению подростка в группу сверстников.
- Группа сверстников оказывает стабилизирующее воздействие на проявления подростковой девиантности, способствуя ее удержанию в социально приемлемых “рамках”. Особенно выраженное стабилизирующее влияние оказывают смешанные по полу подростковые группы.
- Школьное влияние практически не проявляется в формировании или предупреждении подростковой девиантности. Это обусловлено, прежде всего, негативным отношением большинства подростков к школе как институту социального контроля. Лишь небольшая часть “проблемных” подростков ориентирована на школу. Это дети либо из расширенных патриархальных низкостатусных семей, либо дети из неполных семей и семей с суррогатным отцом или матерью.
- Юноши легче усваивают модели девиантного поведения, чем девушки. Тяжелые формы поведенческих девиаций у девушек чаще, чем у юношей, свидетельствуют о личностно-характерологических нарушениях. У юношей же даже относительно тяжелые проявления девиантности часто могут выступать как заученные реакции на свою социальную ситуацию.
- Наиболее распространены подростковые девиации в крайних социальных классах – низшем и, в меньшей мере, высшем. Такое распределение соответствует классовому распределению ориентации подростков на школу как институт контроля.
- Из этнических групп в петербургской общности наиболее склонны к принятию образцов аддиктивного поведения подростки-представители групп этнических меньшинств, - финно-угорской и тюркской. В финно-угорской этнической группе преобладают "позволяющие” нормы аддиктивного поведения, что утяжеляет исходы аддикции. В тюркской этнической группе такие нормы действуют лишь в отношении алкоголизации, тогда как в отношении наркотизма существует ”запретительные” нормы, что предотвращает тяжелые исходы подросткового наркотизма.
- В кавказской этнической группе действуют “запретительные” нормы в отношении всех форм аддикции, что обуславливает минимизацию девиантных проявлений среди подростков кавказских этнических корней, и, соответственно, минимизацию негативных социальных исходов аддикции.
- У представителей западноевропейских этнических групп существует наиболее высокая толерантность к наркотизму и алкоголизации, что также способствует минимизации тяжелых девиантных проявлений аддикции среди подростков этих этнических групп.
- Эффективность и сам механизм воздействия на подростков культуральных норм в направлении усугубления или минимизации проявлений девиантного поведения подростков определяется их личностной реакцией подростков на социокультуральное давление.
- У подростков-представителей славянских народов, особенно русских, несмотря на раннее усвоение образцов аддиктивного поведения, в т.ч. и как реакции на стресс окружения, тяжелые формы аддикции развиваются сравнительно редко. В отношении наркотизма это обусловлено существованием жестких “запретительных” норм, а в отношении алкоголизации, наоборот, “позволительных” норм в славянской этнической группе.
- Влияние средств массовой информации на подростковую девиантность чрезвычайно велико, и сопоставимо лишь с влиянием отцовской воспитывающей фигуры.
- Такое влияние средств массовой информации обусловлено не ориентацией подростков на их сообщения, а дефицитом родительского влияния и профессиональной психологической помощи.
- Влияние средств массовой информации на подростков носит скорее позитивный "нормализующий" характер, чем негативный, способствующий формированию тяжелых поведенческих девиаций.
- Средства массовой информации используются подростками скорее как источник обучающего материала, нежели как источник моделей поведения. Однако в функции обучающего источника средства массовой информации мало эффективны, а предлагаемые ими модели поведения в основном отвергаются подростками из-за чрезмерного либерализма по отношению к девиантному поведению.
- Утилизации позитивных влияний группы сверстников и средств массовой информации препятствует отягощенность подростков нервно-психических патологией.
- Единственным и не заменяемым никакими другими источником релевантной информации в изучавшихся сферах девиантного поведения являются для подростков профессионалы – медицинские работники. Однако их сообщения отвергаются подростками как из-за общего негативного отношения подростков к институтам контроля, особенно государственным, так и из-за несоответствия их “угрожающих” сообщений индивидуальному опыту, имеющемуся у большинства подростков.
- Ригоризм отдельных социальных групп в петербургской общности по отношению к подросткам-девиантам обусловлен величиной их социальной дистанции от этого явления.
- Ригоризм ассоциирован с восприятием девиантного поведения как “угрозы”, акцентом на карательные меры “борьбы” и предпочтением мер третичной профилактики как приоритетных, по сравнению с мерами первичной и вторичной профилактики.
- В соответствии с общей закономерностью формирования ригоризма, женщины более ригористичны, чем мужчины; представители высоких (но не высших) классовых позиций более ригористичны, чем представители низших классовых позиций.
- Высокий уровень ригоризма, опосредованный негативной личностной реакцией подростка на сопутствующие социальные нормы, несомненно, утяжеляет проявления подростковой девиантности в соответствующих социальных группах.
- Возмущающе влияет на эту общую закономерность экономическая заинтересованность отдельных социальных групп. Так, представители кавказской этнической группы демонстрируют либеральное отношение к подпольному производству алкоголя.
На основе представленных выводов можно предложить следующие направления первичной профилактики подростковых девиаций в петербургской общности.
- Реальной эффективности в сфере первичной профилактики подростковых девиаций можно ожидать только от комплексных программ, направленных и на аддиктивное, и на сексуальное поведение подростков.
- Такие программы в современных условиях нецелесообразно реализовывать на базе средних школ. Наиболее приемлемыми агентами проведения мер первичной профилактики подростковой девиантности сегодня являются специалисты-психологи.
- Необходимо развивать сеть негосударственных лечебно-профилактических учреждений по профилям основных видов подростковой девиантности.
- В полном реформировании нуждается система т.н. гигиенического образования и воспитания подростков. Здесь следует отказаться от “вызывающей страх профилактики”, которая ведет подростка к отказу от ориентации на сообщения профессиональных медицинских работников.
- В переориентации на психокоррекционные и психотерапевтические задачи нуждается и система соматической детской медицины, т.к. подростки, наблюдавшиеся или лечившиеся в детстве, формируют резистентность к профессиональному медицинскому влиянию.
- Система психологической помощи подросткам должна включать в себя семейное консультирование и использовать методы психотерапии с привлечением сверстников и братьев с сестрами.
- В условиях жесткой ограниченности ресурсов работу с подростками целесообразно проводить по “группам риска”. Основными такими группами в петербургской общности являются:
- подростки с нервно-психической отягощенностью;
- подростки из всех семей, по своей структуре отклоняющихся от нуклеарной с обоими родителями;
- подростки, создавшие свою собственную (молодежную) семью;
- подростки, по социальному статусу семьи относящиеся к низшему и высшему социальным классам;
- подростки, по этническим корням относящиеся к группам меньшинств, - финно-угорской и тюркской.
- Необходимо создание и широкое распространение среди подростков профессионально подготовленной и информативной литературы по проблемам аддикции и сексуальности. Такая литература должна быть не только доступна для подростков по уровню изложения материала, но и учитывать имеющийся у них социальный опыт.
- Для обеспечения “принятия” населением программ первичной профилактики подростковой девиантности целесообразно проведение кампании в средствах массовой информации. Такая кампания должна отвечать следующим требованиям:
- формировать у населения представление о наличии у властных структур целенаправленной, обоснованной и потенциально в эффективной политики отношении подростковой девиантности;
- учитывать особенности восприятия ситуации с подростковой девиантностью в гендерных, возрастных, социально-классовых и этнических группах петербургского населения;
- предоставлять объективную и научно обоснованную информацию о причинах, проявлениях и исходах подростковой девиантности.
В заключение необходимо отметить, что изучение подростковой девиантности как социального феномена находится в нашей стране в самом начале. Использование же здесь обширного западного опыта мало продуктивно в силу высокой культуральной специфичности как проявлений подростковой девиантности, так и чувствительности подростков к коррекционным воздействиям.
Конечно, приведенные в работе результаты нуждаются в верификации на различных популяциях и с использованием различных методических приемов. Тем не менее, данные рассмотренного в работе цикла исследований убедительно демонстрируют несоответствие сегодняшней реальности многих устоявшихся взглядов, на которых базируются проводимые сегодня превентивные меры, а, следовательно, и истоки их неэффективности.
Другие интересные материалы:
|