Новости
 О сервере
 Структура
 Адреса и ссылки
 Книга посетителей
 Форум
 Чат

Поиск по сайту
На главную Карта сайта Написать письмо
 

 Кабинет нарколога _
 Химия и жизнь _
 Родительский уголок _
 Закон сур-р-ов! _
 Сверхценные идеи _
 Самопомощь _


Лечение и реабилитация наркозависимых - Нарком рекомендует Клинику

Лечение и реабилитация больных алкоголизмом - Нарком рекомендует Клинику
Решись стать разумным, начни!



Профилактика, социальная сеть нарком.ру





Система образования в США

 
> Сверхценные идеи > Косые взгляды > Система образования в США

Справка

В США отсутствует единая государственная система образования, каждый штат вправе определять ее структуру самостоятельно.

В систему образования США входят:

  • дошкольные учреждения, где воспитываются дети в возрасте 3–5 лет;
  • начальная школа (1–8 классы), в которой обучаются дети в возрасте 6–13 лет;
  • средняя школа (9–12 классы) с задачей обучения юношей и девушек в возрасте 14–17 лет;
  • учебные заведения последнего уровня обучения, входящие в систему высшего образования.

Начальное и среднее образование

По сравнению с большинством европейских стран американская школа устроена более демократично. Например, в Англии, Франции, ФРГ после двух-четырех лет обучения в начальных классах дети распределяются по разным типам школ. Одна часть, меньшая, направляется в академические школы, готовящие в высшие учебные заведения. Так, около 10–15 процентов детей Англии идут в грамматические школы, Франции — в лицеи, ФРГ — в гимназии. Большая же часть детей, главным образом детей простого народа, направляется в “школы-тупики”, не дающие выхода к более высоким ступеням обучения. Это — современные школы в Англии, народные в ФРГ, повышенные начальные во Франции. У них иные задачи, другие учебные программы, чем в академических. В США нет подобной иерархизированной школьной системы. С пятилетнего возраста большинство американских дошкольников воспитываются в детских садах, по существу нулевых классах, в которых детей подготавливают к обучению в начальной школе, постепенно переходя от игр к чтению, письму. Дошкольные отделения общественных школ посещают более 60 процентов всех пятилетних детей. Однако некоторые родители отдают предпочтение частным дошкольным учреждениям. Есть в США и школы для самых маленьких — так называемые школы-ясли, идея необходимости которых была разработана педагогическими колледжами. Школы для детей от трех до шести лет открывали и открывают многие организации, в том числе “дошкольные лаборатории” при колледжах, занятые в основном исследовательской деятельностью и подготовкой учителей, религиозные общины, родительские кооперативы и прочие добровольные объединения.

Начальная школа

Начальная школа — это самостоятельно существующее учебное заведение, где один учитель ведет все занятия с классом. В части начальных школ обучение ведется по традиционному предметному учебному плану, в который включаются: чтение, литература, письмо, орфография, родной язык (устная речь), музыка, изобразительное искусство, арифметика, история, география, естествознание, гигиена, физическое воспитание и ручной труд. Родной язык и чтение занимают почти половину учебного времени, на арифметику отводится столько же времени, сколько на музыку, изобразительное искусство и ручной труд. Примерно шестую часть времени занимают физкультура и гигиена.

Характерным для начальной школы является комплектование классов по способностям учащихся. Малышей, которые только что приступили к занятиям, делят на группы в соответствии с результатами тестов. Тесты представляют собой серию различных заданий, которые ребенок должен выполнить за определенный промежуток времени. После определения “ай-кью” появляются группы А, В и С — “одаренных”, “нормальных” и “неспособных” и обучение дифференцируется. Со способными ведутся серьезные, насыщенные занятия с довольно высокими требованиями к знаниям учащихся. Эти дети “ориентированы на колледж” уже с первых лет обучения в школе.

Средняя школа

Средняя школа в США обычно делится на две ступени младшую и старшую, каждая по три года. В младшей средней школе, как и на других ступенях образования, нет единых учебных планов, программ, учебников. Каждый школьный округ разрабатывает свои рекомендации к распределению учебного времени, подготавливает свои программы по отдельным дисциплинам. Однако среди всего многообразия прослеживаются общие черты обучения в младших средних школах.

Учебный год продолжается в американской школе 170–186 дней; дети обучаются 5 дней в неделю. Продолжительность учебных занятий в день — 5–6 часов (с 8.30 до 15.30). Учебный год, как правило, делится на семестры. В 8-м классе появляется система выбора предметов, а обязательными предметами являются английский язык, математика, обществоведение, естествознание, физкультура с гигиеной, музыка и изобразительное искусство, труд (для мальчиков) и домоводство (для девочек).

Старшая средняя школа является общеобразовательным учебным заведением. Учащиеся заканчивают школу, как правило, в 17–18 лет. В практике подавляющего большинства старших средних школ учебная программа обычно включает изучение математики (2 года), английского языка (4 года), естественных (2 года) и социальных наук (3 года).

Средние школы бывают разных типов: “академические”, “профессиональные” и “многопрофильные”.

В многопрофильной школе, начиная с 9-го класса, существуют различные отделения (профили). Наиболее распространенные из них: “академический”, “общий”, “коммерческий”, “индустриальный”, “сельскохозяйственный”. Академический профиль дает образование, достаточное для поступления в вуз. В начале девятого года обучения все учащиеся подвергаются тестированию на определение “коэффициента умственной одаренности”. Если он окажется ниже 90, то учащимся нецелесообразно учиться на академическом отделении, и им лучше выбрать какой-нибудь практический курс. Профессиональные профили готовят ученика к непосредственной практической деятельности. Так, на индустриальном профиле половина учебного времени отводится на работу в школьных мастерских или же в гараже. Объем общего образования на этих профилях значительно сокращен. Отделение общей подготовки, напротив, дает общие знания, но в объеме, недостаточном ни для поступления в вуз, ни для выбора определенной профессии. В последнее время оно подвергается жесткой критике.

Таким образом, закончив среднюю школу, учащиеся фактически имеют совершенно различную подготовку.

Кроме государственных школ, система обучения включает в себя сеть церковных и частных учебных заведений, в которых обучается около 14 процентов всех школьников. Церковные школы содержатся религиозными организациями, и вся учебно-воспитательная работа в них пронизана религиозным духом. В последнее время число церковных школ заметно возросло.

Оценка знаний

Контроль знаний осуществляется постоянно в ходе тестирования учащихся, по крайней мере, в двух формах:

1. Один раз в году сдаются стандартизированные тесты типа тестов умственных способностей и образовательного развития (Айова), “Тест Хенмон—Нельсон” по проверке умственных способностей и т.п. , принятые во всей стране.

2. Раз в неделю или чаще, а иногда 2–3 раза в семестр (по решению учителя) сдаются зачеты и тесты внутриклассного контроля.

Система оценок обычно буквенная, по первым пяти буквам английского алфавита. В среднем, в школах страны отметки распределяются и характеризуются следующим образом:

А — 15 процентов учащихся — постоянно высокий уровень готовности, глубоких знаний и оригинальность (отлично).

В — 25 процентов учащихся — уровень, откровенно более высокий, чем средний (хорошо).

С — 35 процентов учащихся — средний уровень выполнения заданий (средне).

D — 15 процентов учащихся — минимальный уровень знаний (ниже среднего).

F — 10 процентов учащихся — неудовлетворительные результаты или полное незнание учебного материала.

Степень успеваемости, оцениваемая на С, как правило, необходима для продолжения обучения в довыпускной период; оценка В является обязательной для продолжения обучения выпускником.

Получение диплома по окончании средней школы

Для достижения этой цели выпускникам достаточно получить зачеты по 16 академическим курсам в течение последних четырех лет обучения. Каждый такой курс состоит из одного урока ежедневно в течение 18 или 36 недель. Традиционно учащиеся записываются на изучение 5–6 курсов в течение полугодия и тем самым набирают 20 и более курсов в 9–12-х классах. Каждый обязательный учебный предмет обычно дробится на более мелкие курсы. Особенно это характерно для больших средних школ, где количество таких мелких делений может составлять 20–30 дисциплин. Например, в состав обязательных для изучения по английскому языку входит: композиция, американская литература или творческое письмо; но при этом зачет можно получить, посещая и такие курсы, как современные писатели, журналистика, литература “черной” Америки и т. п. В области общественных дисциплин среди коротких курсов выделяются “социальные проблемы”, “коммунизм”, “история меньшинств в Соединенных Штатах” и т.д.

Во многих школах США для получения аттестата зрелости время, затрачиваемое на изучение кулинарии и вождение автомобиля, равно времени, отводимому на изучение математики, химии, истории, биологии и английского языка.

Комиссия по совершенствованию образования рекомендовала выпускникам средних школ в последние четыре года обязательное изучение пяти “базовых дисциплин”, составляющих ядро современной школьной учебной программы: английский язык (4 года), математика (3 года), естественные науки (3 года), социальные науки (3 года), овладение компьютерной грамотностью (0,5 года). Кроме того, учащиеся, желающие продолжить обучение в высшем учебном заведении, должны пройти 2-летний курс иностранного языка.

В США имеется три тысячи привилегированных частных школ, которые содержатся за счет взносов от частных лиц и взимания платы за обучение. Платить немалые (более 2000 долларов в год) деньги за обучение в течение 8–10 лет могут позволить себе только состоятельные люди. Не удивительно, что частные школы, которые посещают около 3 процентов школьников, являются питомниками будущих руководителей, дипломатов, крупных правительственных чиновников и т.п. Один только диплом об окончании частной аристократической школы открывает перед ее выпускниками двери в высшие круги американского общества.

Практически 99 процентов детей, окончивших детсадовские группы, поступают в школу (с 6 до 13 лет), 94 процента из них продолжают обучение до 17 лет. 29 процентов юношей и девушек в возрасте от 18 до 24 лет становятся студентами колледжей и университетов.

Высшее образование

В США не существует четкого определения самого понятия “высшее учебное заведение”. В принципе любое учебное за ведение, осуществляющее дальнейшую подготовку после окончания средней школы, так называемые “послесредние учебные заведения” (рostsecondary school), могут с равной степенью вероятности называться “колледжем”, “школой”, “институтом” или даже “университетом”. Высшее образование — одна из самых дорогостоящих вещей в США.

Процедура приема и отбора абитуриентов в вузы США зависит от их престижности. В стране отсутствуют единые требования к абитуриентам. В частности, в одни вузы осуществляют отбор путем конкурсных экзаменов, собеседования, тестирования, для других единственным условием является наличие среднего образования (например, открытый прием в 2-годичные колледжи). Общим требованием при поступлении в вуз является представление документов об окончании полной средней школы; перечень изученных в школе предметов и полученных по ним оценок; общее количество баллов по тестам, характеристики, результаты собеседования при поступлении.

Ряд американских университетов и колледжей осуществляют прием студентов по результатам конкурса документов об окончании средней школы. Однако наиболее престижные вузы устраивают конкурсный отбор, тат как количество поступающих значительно превышает возможности учебных заведений.

Планового приема и выпуска специалистов в масштабе страны не существует. Каждый вуз формирует студенческий контингент по своей системе, не заботясь о том, закончат ли все полный курс и куда смогут “самораспределиться”. Формально в вузы США принимаются лица в любом возрасте. Срок обучения также не ограничен. В последние годы наметилась тенденция снижения масштабов поступления как в государственные, так и в частные колледжи и университеты молодежи, принадлежащей к среднему слою населения из-за повышения платы за обучение. Максимальная величина усредненных годовых расходов на одного студента составляет от 7000 долларов в государственных до 15 000 долларов в частных вузах. В США более 1350 местных колледжей и 2000 колледжей и университетов. Из этого числа частных — 65 процентов.

Колледжи: местные, технические и начального образования

Эти учебные заведения предлагают программы обучения, сравнимые с первыми двумя годами обучения в университете. В них можно получить степень по результатам четырехгодичного обучения. Кроме того, особенностью местных колледжей является то, что они предлагают курсы общего образования, технического образования и профессионального обучения, которые дают студентам специальность. Поскольку их задачей является дать возможность образования любому желающему, местные колледжи обычно принимают большинство студентов, отвечающих основным требованиям, и предлагают широкий выбор предметов при сравнительно низкой стоимости обучения.

В последние годы в соответствии с курсом на реформирование образования американская высшая школа постоянно совершенствует организацию учебного процесса. Так, большинство студентов зачисляются в колледжи с правом выбора режима посещаемости и учебного расписания, включая не только обучение по системе “неполного дня”, но и занятия в выходные дни и во время каникул. Студенты неполного учебного дня, в основном, не планируют получить по окончании курса обучения академическую степень.

Четырехгодичные колледжи и университеты

Хотя термины “колледж” и “университет” не идентичны, они часто взаимозаменяемы в Соединенных Штатах. Обычно колледжи предлагают четырехгодичную программу обучения, позволяющую получить степень бакалавра. Колледжи могут существовать независимо, предлагая исключительно программы высшего начального образования, или являться частью университета.

В США существует более двух тысяч традиционных четырехлетних колледжей и университетов, каждый из которых имеет свою специфику. Колледж самостоятельно определяет свои цели, специализацию и правила приема студентов. К примеру, гуманитарные колледжи делают упор на гуманитарные, социальные науки и языки.

Исторически государственные университеты в США подразделялись на две основные категории: научно-исследовательские университеты и университеты типа “ленд-грант” и “си-грант”. Научно-исследовательские университеты уделяют значительное внимание научно-исследовательской, а также педагогической работе. Как правило, их программы обучения в меньшей степени связаны с прикладными исследованиями и в большей — с теоретическими исследованиями. Университеты типа “ленд-грант” и “си-грант”, так называемые “земельные” и “морские” (названия буквально отражают их ориентацию) делали особый упор на прикладное использование знаний в таких областях, как сельское хозяйство, технология и машиностроение (“ленд-грант”), и в области морских исследований (“си-грант”).

Однако сегодня традиционная классификация университетов уже устарела: в условиях довольно жесткой конкуренции (в частности, за источники финансирования) американские университеты уделяют более или менее равное внимание и научно-исследовательским, и прикладным областям знаний.

Многочисленные фонды и неправительственные организации каждый год готовят своеобразный отчет о “котировке” высших учебных заведений страны (например, “Классификация Карнеги”, в которой ранжируются все американские университеты). Традиционно в число лучших входят университеты, входящие в неформальный (изначально футбольный) клуб “Ivy League” — Гарвардский, Пристонский, Йельский, Коламбия, Браун, Дартсмутский, Корнелл и Пенсильвания. Высоко котируются Мичиганский, Стэнфордский, Чикагский, Калифорнийский (Беркли), Иллинойский университеты, а также Массачусетский технологический институт, Уильямс-колледж, Амхерстколледж и Уэллсли-колледж (штат Массачусетс), Помона-колледж (штат Калифорния), Суортмор-колледж (штат Пенсильвания), Миддлбери-колледж (штат Вермонт), Боуден-колледж (штат Мэн). Внутри этой группы “супервузов” частных вузов больше, чем государственных.

Основной формой учебных занятий является лекция, которая читается для потоков, насчитывающих иногда до тысячи студентов.

Понятия “академическая группа” не существует, так как каждый учится по индивидуальной программе и посещает лекции по выбору. Обычно каждому студенту перед лекцией выдается ее конспект, что освобождает студента от ведения конспекта в нашем понимании.

Студенты слушают лектора и делают пометки в розданном им тексте. Продолжается лекция от 50 минут до 2 часов, перемена — 10 минут. Начало занятий в 8 часов утра, выходные — суббота и воскресенье.

Для получения степени бакалавра студенты должны набрать определенное число зачетных единиц и сдать требуемые экзамены.

В отличие от степени бакалавра степень магистра в США ориентируется на специализированную деятельность (музыка, управление бизнесом, техника, педагогика и др.). Лица, имеющие степень бакалавра, должны пройти обучение еще в течение 1–2 лет, написать и защитить “тезисы”, в отдельных университетах требуется знание иностранного языка. Тезисы можно рассматривать как аналитический доклад или отчет соискателя магистерской степени о его научной работе по избранной теме.

Высшим этапом подготовки высококвалифицированных специалистов является обучение по докторским программам, ориентированное на четко специализированное обучение и самостоятельное научное исследование. В докторантуру принимаются лица, имеющие, как правило, степень магистра, хотя в отдельных университетах достаточным является степень бакалавра.

НЕСКОЛЬКО ЦИФР ОБ ОБРАЗОВАНИИ В США

В США действуют около 90 тысяч государственных и около 30 тысяч частных школ, в которых обучаются около 55 миллионов школьников и работают более трех миллионов учителей.

Средняя зарплата учителя в государственной школе превышает 40 тысяч долларов в год, среднегодовая сумма расходов на одного ученика — 6 тысяч 500 долларов.

Число высших учебных заведений в США превышает 4 тысячи. В них около двух миллионов преподавателей обучают более пятнадцати миллионов студентов. Профессор четырехгодичного государственного вуза получает больше 70 тысяч долларов в год.

По расчетам на 1999 год общие расходы государственных колледжей составили 160 миллиардов долларов.


Другие интересные материалы:
"Бизнес по понятиям": об институциональной модели российского капитализма
В первой части статьи автор, используя...

- Автоматически получается. Рынок. - Вот...
Реабилитация наркологических больных на современном этапе.
ФГУ ННЦ наркологии Росздрава

Производные конопли (наркотики, изготовленные из конопли)


Самуил Борисович утверждает, что сейчас...
Причины коррупции и проблемы правовой квалификации нарушений при формировании и использовании средств государственных внебюджетных социальных фондов (краткая характеристика)
научная статья

На современном этапе продолжения...
Социальный работник — "слуга двух господ"?
“…пока мы будем ратовать за социальные...

Утверждение о том, что социальный...
 

 
   наверх 
Copyright © "НарКом" 1998-2024 E-mail: webmaster@narcom.ru Дизайн и поддержка сайта Петербургский сайт