|
|
«Получается, что никто не застрахован от того, чтобы в какой-то момент стать преступником, все зависит лишь от «актуальности» обозначения тех или иных действий отклоняющимися от нормы. Тогда как клеймо «врага государства» становится «универсальным средством борьбы государства против своих реальных или мнимых противников». А. Дмитриева Дикое время! Все хотят кайфа и денег... (Из разговора прохожих) Тело потребителя. Возможности и ограниченияРазвитие «общества потребления» изменило представление не только о человеке в целом, но и о назначении его тела, в частности. Например, важным этапом стало появление огромного количества приспособлений для физического облегчения жизни каждого индивида. Даже нажатие на кнопки, как физическое усилие, если его можно назвать таковым, исчезло с появлением сенсорных экранов. Сознание, известное раньше как «клиповое», сменилось сегодня на «кликовое». Время, необходимое индивидам для восприятия информации, занимает время, затраченное на решение о том, «кликать» или нет. Каждое наше усилие теперь приравнивается к клику. Чем больше кликов - тем выше рейтинг, тем популярнее та или иная ссылка, тем важнее и нужнее для нас. Простой клик заменяет любую эмоцию или желание: от «мне нравится» и «+1» до «положить в корзину» и «купить». Таким образом, наши эмоции и желания также все больше сводятся к этим незамысловатым категориям. Физический труд, которым раньше занимались очень многие, или даже большинство, в последние десятилетия стал уделом меньшинства, причем осуждаемого и исключаемого за это. Задача тела сегодня - не производить, а потреблять, тем самым превращаясь из инструмента, способного преодолевать собственные ограничения для получения новых возможностей, в некую потребительскую ценность саму по себе, которая используется как имеющая цену оболочка. Следовательно, эту оболочку нужно украшать, продлевать ее молодость, водить в фитнес-центр и т.п. Не укреплять физическое здоровье, а демонстрировать тело, получая удовольствия, производимые им, и постоянно искать новые. Единственные ограничения, через которые проходит тело современного человека - скорее сконструированные, вроде диет и пластических операций. Но, как пишет Э. Гидденс[1], эти же ограничения создают зависимости, так как, переделывая себя, и получая банальные комплименты вроде - «о, ты отлично выглядишь!», человек стремится воспроизводить и множить еще и еще удовольствия, получаемые от преодоления трудностей и даже страданий на пути к сконструированному «идеалу». Очевидно, что именно общество потребления с его установками на получение новых и новых удовольствий, провоцирует новые и новые зависимости, в числе которых «традиционные» наркотики как «абсолютное зло» вытесняются постоянно обновляющимися способами удовлетворения самых естественных потребностей. Об этих особенностях общества потребления писали многие авторы - от Ж. Бодрийяра, П. Бурдье до Д. Ритцера, и Э. Гидденса, констатировавшего, что: «Сегодня каждый человек в развитых странах, за исключением самых бедных, «сидит на диете»[2]. М. Фуко писал о теле и телесности, как о том, на что посягает или покушается власть, сильно преувеличивая свои контролирующие функции. Он отмечал, что сексуальность, присущую телу, необходимо избавить от этих «оков», чтобы она смогла «раствориться» в обществе, и тем самым как бы «депроблематизироваться»[3]. Однако развитие современного общества потребления с его культом удовольствия, тела и провозглашаемой толерантностью ко всем/всему привело к гипертрофированной сексуальности, выразившейся в нарастающем количестве не только бесполых транссексуальных индивидов, но и кризису гендерной идентичности в целом. Думается, что М. Фуко, писавший о гонимом «мальчике-мастурбаторе» в «Ненормальных»[4], наверняка бы удивился жажде самоудовлетворения, ставшей нормальной в нынешнем обществе. В обществе, все больше похожем на «общество ненасытных мастурбаторов», вечно ищущих новые способы себя удовлетворить. Потребление наркотиков, ставшее столь распространенным сейчас, безусловно, является одним из самых простых и, в то же самое время, эффективных способов получения удовольствия. Логично, что платой за это удовольствие становятся некоторые побочные эффекты и возможность зависимости, которые становятся аналогом ограничений физического тела, о которых пишет Гидденс[5]. Преодолевая их, человек возвращает себе возможность снова получать удовольствие, что в контексте современного общества, оказывается наивысшей целью и наградой. С другой стороны, и тут необходимо упомянуть вновь Фуко, государство, которое в качестве объекта контроля выбирает потребителей наркотиков, в данном контексте опять посягает на тело. Дисциплинарная власть воспринимает тело как механизм, поддающейся точной наладке[6], и считает необходимым управлять желаниями и способностями этого тела получать удовольствие теми способами, которые оказываются для него доступными. Тем более, что эти способы не приносят неудобства и не составляют очевидной проблемы для окружающих, что происходит в случае употребления ограниченного числа наркотиков, да и то косвенно. Более того, само государство, использующее СМИ в качестве инструмента манипуляции общественным мнением, интерпретируя потребление наркотиков как социальную сверхпроблему, пользуется излюбленным механизмом - демонстрацией изувеченных тел наркоманов, гангрен и прочих физиологически отпугивающих проявлений злоупотребления инъекционными наркотиками. Тем самым, во-первых, «играя» на актуальном страхе потери эстетической красоты тела, во- вторых, максимально обобщая последствия, свойственные только инъекционному способу употребления некоторых наркотиков. В-третьих, универсализируя проблему потребления наркотиков, государство, тем не менее, выделяет ее среди других, делая ставку на то, что среди других проблем нет более физически неприятных. Однако, ожирение или чрезмерная худоба, причиной чего становятся легальные пищевые продукты, которые либо переедают, либо намеренно недоедают, вызывает в действительности не меньшее физическое отвращение. Хотя рекламы все новых и новых продуктов, возбуждающих аппетит, и рекламы фитнес-цен- тров, приглашающих заниматься спортом и пить вместо еды белковые коктейли, противоречащих друг другу, становится все больше. Модельный бизнес и индустрия «звезд», имеющих «желанную» внешность и ведущих идеальный, в контексте общества потребления образ жизни, также не только способствуют, но и создают формат нового человека, движимого бесконечно производимыми потребностями и стремлением к недостижимому в реальности идеалу. Таким образом проблема даже не в том, что есть запретные удовольствия, а есть легальные, эти границы на практике уже почти стерлись. Проблема в том, что государство, жестко пресекая потребление наркотиков, лишает индивидов осознанного выбора, способности к рационализации собственной деятельности и управлению их личной жизнью. Но потребление наркотиков, как осознанная акторами практика, имеющая как возможности, так и ограничения, по-гидденсовски дуальна и вполне релевантна ценностям современного общества. А для поколения, сутки напролет занимающегося самолюбованием в социальных сетях, еще и повод выйти из интернета и приобщиться к редким уже реальным, а не виртуальным коммуникациям.
Ненормативные потребители наркотиков в нормативном обществеСовременное общество, интерпретируемое как общество потребления, порождает новые практики, зачастую на границах того, что принято считать «социальной нормой». Дискурс потребления наркотиков, широко развернувшийся в России, особенно в последнее время, является одной из лучших частных иллюстраций к тому, что происходит и как интерпретируются «ненормативные» сегодня. Рассматривая пример наркотиков, мы получаем возможность проследить «от» и «до» континуумы различных уровней - габитус[7] от стиля до образа жизни, девиацию - от нетипичности до преступности, стигматизацию - от межличностно-ком- муникативной до уголовно-правовой. Именно эти протяженные в пространстве и времени процессы становятся преобладающими факторами структурации нового типа, базирующейся на включении/исключении. Такие сложные, многочисленные, детализированные компоненты социальной реальности оборачиваются универсальным, старым, как мир, делением на примитивное «мы» и «они». «Мы», свободные от зависимостей, ведущие здоровый образ жизни, знающие, что правильно потреблять, а что нет. И «они», недостойные, не имеющие права, больные. «Мы» знаем, как жить правильно, а как - нет. И «они», не достойные сожаления, зависимые, больные, неправильные и поэтому лишаемые даже права жить вместе с нами. Показателен пример не так давно проведенного российскими учеными исследования социального исключения ВИЧ-инфицированных[8]. Один из интервьюируемых символически разделяет ВИЧ-инфицированных на «плохих» и «хороших»: «Если наркоман... это совсем не жалко, если человека случайно заразили... стоматология... гинекология и другое... сочувствие и жалость очень сильна» (интервью 3: женщина, ок. 44 лет, специалист в пенитенциарной системе, работник медицинской службы). Данный пример иллюстрирует сложившееся в обществе отношение к наркотикам и наркопотребителям, а не к ВИЧ-инфекции. Ведь если ВИЧ - это стигматизирующая болезнь, то наркотики - это не только стигма, но и зараза, которую нужно искоренить. Доведение некоторых больных до полного исключения из общества напоминает отношение к прокаженным в Средневековье. И хотя синдром зависимости от наркотиков никак не является заразным заболеванием, действия по профилактике наркотизма носят именно «изоляционный» характер. Они основываются на широко растиражированном мнении-мифе, что достаточно один раз «попробовать», как навсегда станешь зависимым или даже можешь умереть. Со времен П. Бергера и Т. Лукмана, заявивших о том, что реальность конструируется посредством ежесекундного ее определения, эта идея не перестает быть популярной, претерпевая, безусловно, различные изменения. Все чаще выступления социологов начинаются со слов о том, что что-то является социальным конструктом: от Я. Гилин- ского и Н. Кристи, провозглашающих, что «преступления не существует»[9], до исследователей гендера, например, J. Lorber, S. A. Farrell, Е. Здравомысловой[10], рассматривающих гендер подобным образом. И, конечно же, наркотики - это то, что общество сегодня определяет в качестве таковых (например, A. Millie, S. Cohen, П. Мейлахс[11] и др.). Современное общество в контексте конструктивистской теории выступает как апофеоз конструирования, так как в самой основе его существования лежит производство социальных конструктов. Взять хотя бы индустрию рекламы - мощнейший конструктор[12] по производству, а скорее, навязыванию, потребностей. Реклама стала неотъемлемой частью общественной жизни, практически сформированным институтом, только со становлением «общества изобилия». С другой стороны, само по себе общество потребления - не что иное, как даже не социальный конструкт, а скорее социологический, исследуемый авторами от Т. Веблена до В. Ильина. Справедливости ради, любое общественное устройство может описываться различным образом и в этом смысле является конструктом, в той или иной степени очевидным. Но, если мы соглашаемся с заявлением о том, что все вокруг нас и для нас сконструировано, то кем являемся мы в данном случае - конструкторами или тоже конструктами? Под «мы» подразумеваются «мы» «нормативные», исключающие всякого, не попадающего под «наши» стандарты нормы. Мы, противопоставляющие себя другим, кем мы сами являемся? Адаптация человека/жителей развитых стран к условиям общества потребления произошла довольно легко, в соответствии с принципом «к хорошему быстро привыкаешь». Однако немногие социологи стали задаваться вопросом о том, какова будет плата за столь кардинальный смысловой переход от производства к потреблению, от выживания к гедонизму. Был ли этот переход действительно осознанным, и как он осознавался, да и осознавался ли вообще? Почему свобода выбора как таковая вдруг стала синонимом свободы потребительского выбора, когда принятие решений и последующие действия детерминируются не тем, чего хочет человек, а тем, что ему предлагает (чаще всего, за деньги) «мир как супермаркет»[13]. Таким образом, «бедное по своему сознанию общество присваивает денежный эквивалент любой ценности, коммерциализирует вещи совсем нематериальные»[14], не осознавая, что тем самым не упрощает ситуацию выбора, а все больше отдаляет себя от самой свободы выбора. Или, как пишет Маркузе: «Для определения степени человеческой свободы решающим фактором является не богатство выбора, предоставленного индивиду, но то, что может быть выбрано и что действительно им выбирается»[15]. Так, торговля предлагает, с небольшими ограничениями доступа, в огромном ассортименте алкоголь и табак. Но, если скажем, кто-то выбирает запрещенные наркотики вместо «предложенных» легальных алкоголя и табака, он исключается не просто как нарушитель нормы, но и как усомнившийся в свободе предоставленного выбора. Очевидно, что здесь мы сталкиваемся с «одним из самых угнетающих аспектов развитой индустриальной цивилизации: рациональным характером его иррациональности»[16]. С одной стороны, все большее расширение спектра повседневных потребностей, все чаще сконструированных СМИ и рекламой, неуемное перепотребление приводит к формированию новых типов идентичности, возникающих на базе потребления определенных товаров, марок, брендов и т.п. Очевидным примером тому служит постоянное совершенствование и распространение «индустрии гаджетов», главным плюсом которых становится «дружественный интерфейс», позволяющий не просто относиться к техническим новинкам хорошо, плохо, или как-то еще, но отождествлять и узнавать в них себя самого или своего лучшего друга. В России процесс «привязывания» общества к системе производства через рост потребления, о котором пишет Маркузе, принимает все более странный характер, так как сопровождается актуализацией наименее общественно приемлемого, с точки зрения прав человека, механизма власти, позволяющий не просто относиться к техническим новинкам хорошо, плохо, или как-то еще, но отождествлять и узнавать в них себя самого или своего лучшего друга. Таким образом, механизмы социального контроля зримо меняются в сторону увеличения производимых обществом потребностей. Но, с другой стороны, не менее очевидно, что производимые потребности настолько разнообразны, насколько это удобно их производителям. И настолько же однообразны и однонаправлены, насколько позволяют удерживать потребителей в едином гомогенном потоке, в котором «интеллектуальный и эмоциональный отказ «следовать вместе со всеми» предстает как свидетельство невроза и бессилия»[17]. И даже лекарством от невроза может быть лишь то, что предложено нормативными медиками, несмотря на то, что в развитых странах широко развернулась критика «чрезмерных медицинских вмешательств и власти медицинских экспертов». Так, «в Великобритании с 1990 по 1995 от передозировки героина погиб 291 чел., а от передозировки транквилизаторов - 1810 чел»[18]. Следовательно, представления об индивидуальной свободе на практике оказываются довольно обманчивыми. Если, конечно, индивид, не предпочитает радостно растворяться в аморфном стандартизированном обществе, оставаясь обманутым в пользу как безмятежного, так и бессмысленного потребительского счастья, что анализировали многие социологи, например, Р. Дарендорф[19]. Таким механизмом является так называемый миф «о твердой руке» [20], который заключается в необходимости индивидуализации власти в личности определенного склада, способной, наконец-то, навести в стране порядок. В этой ситуации президент, обещающий «стабильность» как основу функционирования государства, маркируется как «наш президент»! Таким образом, изначальный, «мифологический» настрой на подчинение в ответ на удобство и стабильность, создает благоприятные условия для распространения авторитаризма и вытеснения понятия личной свободы, как создающего «неудобства», а то и реальные проблемы. Этот механизм отказа от личной свободы в обмен на «удобства» исчерпывающе проанализирован Э. Фроммом[21]. Соглашаясь с существующим порядком, принимая условия актуальной власти, человек, соблазненный потребительскими ценностями и обещаниями нескончаемого удовольствия, лишается мотивации противостоять ограничениям свободы и самостоятельности. «Спонтанное воспроизводство индивидом навязываемых ему потребностей не ведет к установлению автономии, но лишь свидетельствует о действенности форм контроля»[22]. Таким образом, индивид, теряя власть над собственной жизнью, перестает быть не только рациональным актором, как в веберовском, так и в гидденсовом смысле, но и актором как таковым, сохранившим свою «агентность». Все его действия направлены на конструирование собственной социальной оболочки, вопрос только в том остается ли за этой оболочкой что-то еще, или же господство власти настолько сильно, что навязанный конструкт успешно сливается с телом своего носителя? Тем самым, это самое «господство под маской изобилия и свобод распространяется на все сферы частного и публичного существования, интегрируя всякую подлинную оппозицию и поглощая все альтернативы»[23].
Потребление наркотиков – ненормативное или актуальное?Итак, стремительное развитие общества потребления основывается на непрекращающемся желании удовлетворять все новые и новые потребности и получать удовольствие, которое постепенно становится одним из основных смыслов жизни человека. Индивиды стремятся к его получению немедленно, здесь и сейчас, вопреки здравому смыслу и совсем недавним представлениям о том, чем и как должна заполняться жизнь[24]. Естественно, что смена ориентиров социума от трудовой деятельности в сторону гедонистической, приводит к увеличению значимости, распространению и росту популярности тех вещей, которые либо напрямую приносят удовольствие, либо существенно сокращают путь к нему. Таким образом, потребление наркотиков с его наиболее очевидной гедонистической функцией логично становится все более актуальным и повседневным занятием. Предвосхищая будущее, М. Фуко в одном из интервью признавался, ярко определяя смысл употребления психоактивных веществ: «некоторые наркотики по-настоящему важны для меня, потому что они являются чем-то вроде проводников к той невероятно интенсивной радости, которую я ищу и которую не могу пережить, доставить себе»[25]. Желание потреблять, чтобы получать удовольствие, все чаще переходит границы того, что определялось как разумное. Это касается практических всех потребительских благ, находящихся в зоне доступности современного человека. Именно об этом пишет 3. Бауман: «жизнь, организованная вокруг потребления, должна обходиться без норм: она направляется соблазнами, постоянно возникающими и изменчивыми желаниями, а не нормативной регуляцией»[26]. Итак, именно в обществе потребления активизируются соответствующие ему функции наркотиков: > гедонистическая функция, идеально вписывающаяся в «инфраструктуру развлечений» и поддерживаемая самой идеологией общества потребления - «патологической жаждой вновь и вновь получать удовольствие»[27]. Мало кто мог представить, живя в советском обществе, что основной ценностью и смыслом жизни в постсоветском станет удовольствие, достигаемое через потребление. Даже трудовая деятельность, считавшаяся основной в советские годы, в современном обществе принимает совершенно другой вид. Меняется не только характер труда, меняется его смысл, люди готовы работать больше, но не во имя высоких производственных результатов, а для возможности впоследствии освободить время для и всепоглощающего потребления. Наркотики же позволяют получать удовольствие не только от их непосредственного употребления, но и усиливать процессы, со временем утрачивающие свой «гедонизирующий» эффект; > социализирующая, или интегративная функция наркотиков связана с приписыванием им социальной ценности, заключающейся в способности ускорять и упрощать процессы включения в некоторые социальные группы, а также усиливать и улучшать коммуникацию. Более того, наркотики становятся не только социальным «аккумулятором», но и структурирующим элементом, организующим вокруг себя специфические отношения, нормы, ценности и т.д. Таким образом, индивиды, покупая и потребляя наркотики, автоматически включаются в эту социальную сеть; > идентифицирующая функция связана с символической ценностью наркотиков, позволяющей выделиться в «толпе» потребляющих. В этом случае потребление наркотиков становится способом подчеркнуть свою исключительность и включенность в привилегированные группы/ субкультуры, а вовсе не исключенность из нормативного большинства. Будучи продуктом естественного происхождения, наркотики изначально воспринимались как «дар земли и богов», не запрещенный, но открытый для доступа лишь посвященным. Появление синтезированных веществ, в основном с целью медицинского использования, открыло возможности для доступа сначала по медицинским показаниям, а потом и для более широкого круга потребителей. Когда позже потребление наркотиков стало атрибутом субкультурных и контркультурных групп, оно постепенно распространилось и проникло практически во все слои современного общества, сохранив при этом свой символический «протестно-молодежный» оттенок, поддерживаемый нелегальным статусом. Государственная политика «войны с наркотиками» на макроуровне привела к специфической интерпретации распределения ресурсов на микроуровне. Если в «большом» обществе наркотики являются символом исключения из него, то в «маленьком» они же становятся символом включения в привилегированные группы и символом доступности ресурсов, недоступных для большинства; > в некотором смысле объединяющая перечисленные - «стилизирующая функция», т. е. «оформляющая» потребление наркотиков как нечто большее, чем просто потребление - как стиль жизни. Если в формате общепринятого дискурса в связи с наркотиками принято говорить о зависимости и болезни, дискурс общества потребления интерпретирует эти явления в своем ракурсе. Возникает четкое разделение понятий, часть которых сдвигается в область медицины, где речь идет о потреблении опасных физической зависимостью, «тяжелых» наркотиков. Параллельно возникает зона «контролируемого потребления» «легких» наркотиков, вызывающих психологическую зависимость, с которой «можно справиться, если будет необходимо». Из области осуждаемой обществом зависимости наркотики переходят в область привычки, появляется «drugs-lifestyle», в котором они играют особую «стилистическую» роль. В обществе, где «стилистические» различия приобретают все большее значение, естественным образом расширяются представления о нормах и девиациях. «Стиль» отличается управляемостью, которая выражается в возможности его менять «по желанию» - тогда, когда это необходимо. Само это понятие идеально вписывается в контекст современного общества, о котором Бауман говорит следующее: «Рекомендуемая жизненная стратегия сегодня - это то, что на английском языке звучит как flexibility - гибкость и подозрение ко всем долговременным обязанностям»[28]. Стиль становится антиподом социального статуса[29], который довольно редко может быть изменен самим индивидом, скорее это происходит под влиянием обстоятельств извне, которые, однако, он (индивид) может форсировать или замедлять. Таким образом, стиль жизни гораздо более пластичен и динамичен, чем довольно устойчивый статус. Следовательно, разнообразие стилизирующих факторов может выражаться, в том числе, разными степенями отклонения от нормы, причем как в сторону позитивных отклонений (о чем свидетельствует волна исследований микросоциальных групп), так и в сторону негативных (рост преступности, наркомании, проституции и т.д.). Немецкий социолог П.А. Бергер продолжает мысль московского социолога М. Черныша, утверждая, что «когда недостаток материальных благ и нехватка ресурсов утрачивают первостепенное значение, на передний план выходят цели их использования, которые передаются в ходе социализации, но которые не установлены раз и навсегда. Тем самым открываются новые возможности для «стилизации» собственной жизни, а причисление себя и других к тому или иному стилю жизни приобретает все большее значение»[30]. Выделяя в качестве одной из основных черт современного общества процессы стилизации повседневных практик, необходимо также ввести понятие «образа» жизни/потребления. Следуя нашей логике, согласно которой «стиль» становится антиподом статуса, образ, который является продолжением стиля, скорее выступает синонимом статуса. «Категория образа потребления очерчивает область необходимого, принудительного поведения»[31]. Так и статус, изначально существующий как навязанная полем позиция в социальном пространстве, и, следовательно, для «сохранности» требующая «аккуратного» исполнения переданной по наследству или приписанной социальной роли. «Образ жизни и потребления - это необходимость, выскочить за пределы которой можно, лишь покидая пределы поля, породившего соответствующие формы жизнедеятельности»[32]. Потребление разных видов наркотиков создает разные условия для перемещения внутри континуума стиль/образ жизни, основанного на разной степени потенциала зависимости от них, и формирующего разные уровни габитуса - от легко меняющегося до радикального. Протяженность такого «пути» может быть совершенно разной и зависеть не только и не столько от количества употребляемых наркотиков, сколько от степени включенности в это поле и обладания доступа к его ресурсам. Возникший в обществе потребления кризис идентичности или даже экзистенциальный кризис, приводит разочаровавшихся (а такие есть) к естественному желанию искать новые альтернативы существования. Попытка отказаться от навязанного образа жизни, именно образа, так как эти рамки оказываются слишком прочными, оборачиваются неизбежным отклонением от принятых норм. А эти отклонения все чаще пресекаются не только в межличностном общении с нормативным большинством, но и жесткими инструментами подавления всякого проявления свободы - законодательством, медициной, и всеми остальными институтами, регулирующими, производящими и контролирующими нормативный социальный порядок. Примечательно, что трансформации социального порядка, замена одних ценностей другими, новые формы власти и контроля напрочь «отшибают» у многих память и способность к рационализации. По словам А. Леоновой, именно сейчас российское общество испытывает «почти болезненную зависимость от вышестоящей, внешней инициативы»[33]. Это происходит в то же время или, может быть, потому, что «...человек до такой степени превратился в простой винтик сложной социальной системы, что отчуждение от самого себя стало почти всеобщим...»[34]. Из всего спектра возможностей удовлетворить потребности люди выбирают социально одобряемые, считая их единственно правильными и постоянными. Но так ли это? Всемирная история не раз доказывала, что представления о различных явлениях меняются, а континуум норма/девиация - один из самых протяженных и изменяющихся. Взять хотя бы пример караемой мастурбации, виртуозно проанализированный Фуко как высшее проявление посягательства на телесность. В стране, где проституция контролируется правоохранительными органами, мастурбация не может даже близко стоять с чем-то «ненормальным». Но в этой же стране до недавнего времени публичные разговоры о сексе были хотя ненаказуемы, но общественно неприемлемы. Также и наркотики, большинство из которых были открыты/синтезированы для лечения болезней, а теперь их потребление само классифицируется как болезнь и преступление. Причем связывать одно с другим стали после открытия синдрома зависимости, возникшего на фоне фанатического увлечения врачей эффективностью сильнодействующих препаратов, имеющих как невероятный позитивный результат, так и логичное, компенсирующее, негативное воздействие (зависимость). Одним из таких примеров стал длительный эксперимент Фрейда по лечению «душевных» болезней с помощью кокаина, результатом которого была смерть нескольких пациентов от передозировки, произошедших под «авторитетным» контролем врача[35]. Или «модный» сегодня гомосексуализм, рассматривавшийся ранее не только как сексуальное извращение, но и как преступление против морали, за которое в СССР давали срок от трех до восьми лет, а в фашистской Германии расстреливали[36]. Или же предмет гендерных исследований - неравноправие полов, ущемление женских прав. Если вспомнить с чего начиналась эмансипация - с брюк и курения сигарет - разве сейчас кто-нибудь может посчитать ненормальными эти стилистические привычки? Или один из самых «болезненных» вопросов сегодня - курение. Подобных примеров может быть множество, но эффективность такой аргументации все более ничтожна под натиском «слова», исходящего от Государства.
Государство как источник и конструктор социальных номинацийВласть государства определяется широтой власти «номинирования», и в «современном мире лишь государство в лице своих юридических и медицинских институций обладает легитимным правом конструировать системы категорий девиантности и применять их на практике»[37]. Ярким примером деятельности в этой области является российская политика «борьбы» с наркопотреблением, которая с каждым годом все ужесточается. Вплоть до 2020 г. расписана фактически новая политика недифференцированного «усиления» социального исключения потребителей наркотиков. Опасность такой политики заключается не только в том, что она исключает из общества устойчиво сложившуюся и многочисленную группу потребителей наркотиков, настаивая на ее криминализации. Кроме того, учитывая специфику формулировок Уголовного кодекса и коррумпированность полиции, она создает ситуацию принуждения к криминальным отношениям между органами власти и гражданами и еще большему расширению криминальных номинаций. На примере политики «борьбы с наркотиками», даже из названия очевидно (как известно, не все государства с ними борются), что глобализирующиеся теневые рынки и механизмы, сдерживающие их, не всегда сами глобализированы, но локализованы. Так, «политика войны с наркотиками» («war on drugs») и «политика снижения вреда от наркотиков» («harm reduction») - два совершенно разных механизма, параллельно действующих и в редких случаях переплетающихся. Россия и США, как апологеты «войны», и Европа, за редким исключением, применяющая политику снижения вреда, а в некоторых странах допускающая легализацию некоторых видов наркотиков[38]. Все последнее время можно наблюдать ожесточенные дебаты по этому поводу, которые привели к еще большему ужесточению наркополитики в России, тем самым еще дальше удалив ее от глобального потока, и к началу переосмысления этой проблемы в США. Так, доклад директора-исполнителя Управления Организации Объединенных Наций по наркотикам и преступности от 2009 г. был озаглавлен как «Борьба с разрушительным последствием контроля над наркотиками». Его содержание сводилось к выводу, что в современном мире потребители наркотиков составляют «лишь малую часть взрослого населения, причем их значительно меньше, чем потребителей других аддиктивных веществ, таких как табак и алкоголь. Этот неоспоримый успех имеет также одно трагическое и неожиданное последствие - колоссальное расширение криминального рынка»[39]. Интересен тот факт, что периодически директор ФСКН высказывает идеи о гуманизации антинаркотического законодательства в России, в частности, он предлагает правовую систему «нацелить не на их наказание, а через создание альтернативной уголовному наказанию ответственности — на лечение»[40]. Однако пока никаких шагов в эту сторону не заметно, скорее, наоборот. Да и вопрос об альтернативности лечения, в качестве наказания - весьма спорный. С одной стороны, действительно, это могло бы смягчить ситуацию и декриминализировать группу наркозависимых, нуждающихся не в изоляции, а в лечении. С другой же, это поспособствовало бы еще большей медикализации дискурса потребления наркотиков, и в этом случае потребители легких наркотиков или эпизодические потребители из преступников сразу превратятся в стигматизированных больных. Что, как мы отметим дальше, есть смягчение с точки зрения условий, в которых применяется наказание, но очень сходно по дальнейшим последствиям. Больший гуманизм, как нам представляется, проявляется в тех случаях, когда декриминализация не связана с усилением медикализации. Существуют примеры зарубежных стран (Голландия, Чехия, Бельгия, Великобритания, Испания, Португалия, Аргентина), в которых с помощью различных законодательных механизмов[41] был принят курс на декриминализацию потребления некоторых видов наркотиков, которые принято называть «легкими». В частности, самый старый голландский пример доказал эффективность такой политики при необходимости уменьшения потребления инъекционных наркотиков и, в связи с этим, снижения уровня смертности. Во-вторых, такая политика, безусловно, направлена на отток криминальных элементов из этой сферы, так как контроль над ней может, например, частично перейти в руки государства через систему налогообложения (как это происходит с легальным кофешоповым бизнесом в Голландии). Специальная комиссия ООН, в которую вошли бывший генсек ООН К. Аннан, бывший комиссар Евросоюза по внешней политике X. Солана, экс-президенты Мексики, Колумбии и Бразилии и премьер-министр Греции Г. Па- пандреу, также предлагают легализовать марихуану и еще некоторые легкие наркотики, и прекратить применять уголовное наказание в этой области[42]. Итак, «слово государства» становится спусковым рычагом для запуска механизмов социального исключения, распространяющегося на весь континуум стигматизации - от межличностной до уголовно-правовой. Остановимся подробнее на этих механизмах. Уровень межличностной стигматизации, с одной стороны, является наименее прочным, так как может быть подвергнут индивидуальному переосмыслению, и не фиксируется ни в каких документах, кроме личных. С другой стороны, исходя из концепции социального исключения, представляющей собой процесс возникновения социальной дистанции и потери социальных связей, межличностная стигматизация оказывается едва ли не самой действенной, и направляется на стигматизацию именно личности индивида, а не его статуса или других социальных характеристик. Это, в свою очередь, приводит к самостигматизации, самоисключению индивидов и принятию предписанной им роли. Разделение на «мы» и «они» в повседневной жизни происходит на основе формирования специфических черт портрета «ненормативного», которые посредством межличностных коммуникаций становятся доступны для распознавания большинством, и позволяют различать и номинировать «других». Важным подспорьем в формировании таких портретов становится не только и ни сколько личный опыт индивидов, сколько периодически появляющиеся в СМИ инструкции по распознаванию. Так, например, легко узнать «наркомана», если он: ест много сладкого, пьет много воды, скрывает новые интересы и новых знакомых от близких людей, его глаза непривычно блестят[43]. Возникает вопрос - что отличает наркомана от, например, подростка в пубертатном периоде? Таким образом, попасть под подозрение оказывается крайне просто из-за неопределенных, но когда-то и кем-то названных черт. Следующим этапом этого типа стигматизации становится приписывание «опознанным» индивидам некоторых качеств, связанных уже не только с их обозначением или определением, но и с заранее предопределенными последствиями взаимодействия с ними. Причем, эта предопределенность на самом деле выражается в полной неопределенности того, чего следует ожидать, и именно это и вызывает страх, который выражается в желании дистанцироваться, оградиться. Единственный более-менее распознаваемый тип потребителя наркотиков - опиатный, так как именно он является основным объектом «контрпропаганды», и внешне проявлен в следах от инъекций. С другими видами наркотиков ситуация гораздо менее однозначна, но поскольку образ потребителя намеренно универсализируется, большинство относится и действует согласно единой модели стигматизации и отчуждения. Таким образом, эти неявные и неопределенные признаки «наркомана» становятся поводом сначала для осторожного общения, потом для его прекращения, распространения слухов о том, что он - наркоман, и тотальной стигматизации, закрывающей возможности не только для межличностного общения, но и создающей предпосылки для дальнейшей стигматизации. Особенно это проявляется в странах, где общественное устройство подобно российскому, в которых без наличия «личных связей» закрыты практически все социальные «двери». Соответственно, если в процессе межличностного общения и обмена опытом выявляется «наркоман», значит, появляется повод для того, чтобы к нему присмотреться, а потом сделать выводы, либо сразу ограничить или лишить доступа к тем или иным ресурсам. Стигматизацию на межличностном уровне также «провоцирует» закон. Формулировка ст. 230 УК РФ «Склонение к потреблению наркотических средств или психотропных веществ» с разъяснением, что склонением в том числе называется однократное предложение, создает ситуацию при которой особо бдительные граждане РФ, получают возможность содействовать органам правопорядка и самостоятельно выявлять и «сдавать» «преступников». В некотором смысле данная статья легализует право на самосуд, но с формальными санкциями. Примечательно, что в связи с возрастающей контрпропагандой наркотиков и предложениями о введении обязательного тестирования на наркотики и т.д., этот состав преступления приобретает особую актуальность, так как значительно упрощает определение «преступников», и действует четко в контексте буквального устранения беспокойства и неуверенности окружающих. Следствием развивающейся с подачи СМИ общественной паранойи становится жестокое наказание «ограничением свободы на срок до трех лет, либо арестом на срок до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до пяти лет», а при наличии отягчающих обстоятельств - до 12 лет лишения свободы. Номинация «наркоман» на уровне межличностных отношений способна разрушить браки, семьи, соседские или служебные отношения. Вопрос в том, может ли быть иначе, действительно ли потребители наркотиков не могут исполнять нормативные социальные роли? На практике, в случае коллективных отношений, обычно происходит «выталкивание» индивидов, не соответствующих представлениям большинства, например, о способе релаксации или досуга. То есть, если в той или иной компании, дружеской или служебной, принято выпивать по праздникам алкогольные напитки, то появившейся в ней потребитель наркотиков вряд ли сможет гармонично в нее вписаться, как с точки зрения компании, так и с его собственной. Другое дело, что, в случае, более узкого круга знающих о «проблеме» лиц, как в отношениях между начальником и подчиненным, мужем и женой, лучшими друзьями и т.д., если другие социальные роли им корректно исполнятся, то с «наркоманом» смиряются, а то и вместе с ним включаются в эти потребительские практики. Ведь традиционное в России сверхпотребление алкоголя, который является психоактивным веществом, имеет высокий потенциал возникновения зависимости, и представляет опасность, а по статистике более социально опасный продукт, чем любой вид наркотика, никого не удивляет. Наоборот, скорее неупотребление может быть интерпретировано как отклоняющееся поведение, а в некоторых кругах послужить причиной для исключения. Абсолютная нормализация, а в каких-то случаях даже принуждение к употреблению алкоголя («ты что, меня не уважаешь?»), связанные с культурной традицией и легальным статусом, на уровне здравого смысла, вполне закономерно могут вызывать вопрос о необходимости столь однозначного осуждения потребления других наркотиков. Хотя бы на уровне межличностных отношений. Если стилистические различия, как пишет П. Бурдье, становятся все более важными, а в основе стиля жизни лежит стиль потребления, так почему, согласно актуальному направлению на толерантность, российское общество не готово принимать различные стили потребления и жизни, а не только традиционные? Медицинский тип стигматизации задействует механизм документальной фиксации номинации и «отложенного» эффекта. Наличие стигматизирующей записи о постановке на учет в медицинское учреждение чаще всего либо случайно, либо в той или иной мере насильственно. Естественно, речь не идет об общественно принимаемых болезнях, вызывающих сочувствие. В таких случаях, подтверждение болезни индивида может иметь не стигматизирующий, а обратный эффект. Например, в ситуации приема на работу, наличие социально приемлемой болезни интерпретируется не с точки зрения того, что больной индивид может навредить кому-то или чему-то, или не справиться со своими обязанностями, напротив, условия работы могут быть непригодными или даже опасными для такого «особенного» человека. Так, в частности, получение статуса инвалида, пусть даже на основаниях, не мешающих вести активную, трудоспособную жизнь, позволяет получать льготы, пособия, сокращать рабочее время и т.д. Речь, конечно же, не идет об инвалидах-опорниках, или тех инвалидах, «недостатки» которые заметны для окружающих, и которые также нередко подвергаются клеймению. Развитие индустрии социальной работы и специфику «клиентизма» в этой сфере анализирует в своих работах И. Григорьева[44], отмечающая трансформацию социальной работы в успешный бизнес и развитие социальной политики, зашедшее в тупик. К стигматизирующим болезням можно отнести психические заболевания, ВИЧ/СПИД, венерические болезни, туберкулез, синдромы зависимости от психоактивных веществ (алкоголизм, наркомания). Что касается большинства этих болезней, их выявление довольно часто оказывается случайным, например, на фоне обращения по другим поводам, как бывает с венерическими заболеваниями. Психические недуги чаще всего становятся очевидными в процессе изучения наследственной истории больных, но совсем не обязательно из-за обращения по этому поводу. Алкогольная и наркотическая зависимость фиксируется документально обычно в случае обращения не самих больных, а их родственников, т.к. сами больные, во-первых, лишь изредка считают себя таковыми. А во-вторых, осознают неминуемые негативные последствия постановки на учет. Наиболее же часто потребители наркотиков или алкоголя ставятся на учет в процессе медицинского освидетельствования, например, в ситуациях ДТП или проверки документов на дороге, в случае, если у водителя не получается по тем или иным причинам «закрыть вопрос» на месте. Выявленное в крови наличие алкоголя или наркотиков может стать причиной как для штрафа, так и для временного и постоянного лишения прав, так как водитель, находящийся под воздействием этих веществ, опасен для других участников движения. Примечательно, что, поскольку наркотики являются запрещенными средствами, помимо штрафа, лишения прав и постановки на учет в медучреждение, по факту хранения-приобретения-перевозки без цели сбыта (если найдут), могут возбудить административное или уголовное дело. В повседневной жизни запись о постановке на учет в наркодиспансере может послужить поводом для непринятия на престижную и/или высокооплачиваемую работу (например, в банке), независимо от того, когда и при каких обстоятельствах была сделана эта запись, может помешать получить визу или кредит и т.д. Или же, что касается «отложенного» эффекта, примером которого стала ситуация, произошедшая в 2010 г. Вдруг выяснилось, что медицинские справки, предъявляемые при поступлении в школы вождения, в 90% случаев покупаются в этих же школах. Прокуратура разослала во все петербургские наркологические больницы запрос для получения информации о тех, кто за последние пять лет получил права, имея запись о постановке на учет в наркодиспанере[45]. В соответствии с п. 16 «Правил сдачи квалификационных экзаменов и выдачи водительских удостоверений»[46], «подучетные» не имеют права управлять транспортными средствами. В то же время, само устройство ведения медицинского учета, так же как и законодательная система, не дифференцирует потребителей, не только с точки зрения вида зафиксированного наркотика, но и с точки зрения кратности потребления. Соответственно, в одни и те же списки попадают как действительно наркоманы со стажем, испытывающие физическую зависимость, так и случайные, эпизодические потребители. Административно-правовой уровень стигматизации во многом схож по последствиям с медицинским. Хотя отнюдь не каждое явление может квалифицироваться и как социальная проблема, и как болезнь, и как правонарушение, и как преступление одновременно. К разряду таких феноменов относится потребление наркотиков. В российском законодательстве административное право и наркотики связаны, но на практике эта связь гораздо менее очевидна. В Кодексе об административных правонарушениях (КоАП) РФ потребление наркотиков рассматривается как нарушение, карающееся штрафом и арестом до пятнадцати суток[47]. В то же время, количество веществ, необходимых для того, чтобы пересечь границу, отделяющую административное нарушение от уголовного преступления, в Кодексе об административных правонарушениях (КоАП) РФ дифференциация только на крупный (он же является минимальным) и особо крупный размеры, создают ситуацию, в которой практически невозможно эту границу соблюдать. Крупные размеры начинаются со стандартных потребительских количеств, а не тех, которые предназначены для распространения, что на практике приводит к огромному количеству задержаний потребителей, а не продавцов наркотиков, фактически защищенных сложившейся системой «крыше- вания» органами правопорядка. Само построение закона по принципу «юридических казусов» делают эту ситуацию абсурдной и заведомо неэффективной. К такого рода формулировкам относится игра с понятиями потребление- приобретение-хранение без цели сбыта. Пока потребление законодательно не запрещено, так как это нарушает права человека, но запрещены «незаконные приобретение, хранение, перевозка, изготовление, переработка без цели сбыта» (ст.228 УК РФ). Такая формулировка создает условия для различных манипуляций гражданами. Поскольку для всех очевидно, что хуже отбывания срока в российской тюрьме вряд ли можно себе что-то представить, если дело все-таки доходит до суда, и правонарушители и их защитники всеми доступными способами пытаются перевести возбужденные дела из уголовной сферы в административную. В связи со спецификой законодательства и очевидного для здравого смысла его несовершенства, «наркодела» чаще всего пытаются решить «на месте». Так как задержания с проверкой документов являются обычным явлением в российской полицейской практике, и происходят, прежде всего, для обыска с целью обнаружения запрещенных веществ, полицейские, осознающие строгость Закона и нежелание людей связываться с ним, использует эту возможность в качестве источника основного дохода. Таким образом, формируется и наркостатистика с особым уклоном. Откупиться на месте чаще всего не могут менее обеспеченные потребители, к которым обычно относятся потребители героина, либо студенческая молодежь (чаще всего, эпизодически употребляющая марихуану). Следовательно, формируется образ проблемы, которая связана с неблагополучием, бедностью и низшими слоями общества, либо с увеличением количества приверженцев легких наркотиков, потребление которых последнее время все больше проблематизируется. В действительности же, как и в ситуации медицинского освидетельствования, в которую чаще как раз попадают более обеспеченные слои, как минимум имеющие достаточный заработок для покупки и содержания автомобиля, статистический учет не работает, так как все вопросы решаются на месте. Так и в случае потребителей других наркотиков, пусть даже и случайно попавшихся представителям правопорядка на улице. Практически всегда предлагается возможность откупиться, которую большинство использует. И хотя такой порядок дел чрезвычайно распространен и в повседневной жизни не только практически санкционирован, но и предпочтителен, формально он также является криминальным, так как коррупция преследуются по закону. Следовательно, специфика законоприменения в России такова, что попытки избежать правовой стигматизации происходят через построение криминальных отношений. Между тем эффективность криминализации определенных действий и тем более потребления определенных веществ становится все менее явной, так как повальная коммерциализация, и, соответственно, коррумпированность отношений, создает новый «узаконенный незаконный» порядок. Основным стигматизирующим фактором, как на медицинском, так и на административно-правовом уровне, становится отсутствие закона о защите данных. В случае необходимости любую информацию о гражданах РФ можно получить. В свою очередь, справка о наличии судимости может сыграть немаловажную роль как при поступлении на работу (взять хотя бы пример СПбГУ, в котором с 2011 года все вновь оформляющиеся на работу должны предъявить в отдел кадров справку об отсутствии судимости), так и при оформлении каких-либо документов. Таким образом, появляется возможность «отсеивать» отклоняющихся от «установленной» нормы, опять же не вдаваясь в детали. Уголовно-правовой уровень стигматизации очевидно является наивысшей «точкой», как стигматизации, так и наказания. В последнее время представители российского государства все чаще высказываются по поводу введения уголовной ответственности за потребление наркотиков. Так, например, Б. Грызлов, акцентируя внимание на потенциальной опасности потребителей наркотиков, обращается к обществу с вопросом: «Так почему мы должны ждать, когда наркоман совершит преступление? Или все-таки стоит изолировать его, пока он не наломал дров?»[48]. Подобное высказывание Б. Грызлова характеризует отношение государства к проблеме в целом. Она же заключается в том, что установление уголовной ответственности именно за потребление, является явным посягательством на индивидуальное право выбирать. С другой стороны, официальное закрепление этой статьи в законодательстве приведет к узакониванию тех действий, которые уже давно совершаются российской полицией, и вместе с тем еще больше расширит сферу ее влияния и воздействия. Уголовный кодекс предусматривает два вида осуждения: реальное и условное. В случае если дело невозможно перевести из сферы уголовного права в зону административного, другим способом снизить стигматизирующий фактор наказания, и само наказание, является условное осуждение, которое пока нередко применяют в связи с незначительными делами о наркотиках. Под условным осуждением понимается срок, в течение которого может произойти «исправление» провинившегося индивида, находящегося это время под особым наблюдением. Согласно Закону, то есть ст. 73 УК РФ «Условное осуждение», суд практически не ограничивает себя в возможности предписания различных исправительных мероприятий: от традиционной подписки о невыезде и прохождения лечения до тех мер, которые кодекс не учитывает. В постановлении Президиума Верховного Суда РФ от 30 мая 2001 г.[49] также отмечено: «В случае совершения условно осужденным в период испытательного срока умышленного преступления средней тяжести, тяжкого или особо тяжкого суд отменяет условное осуждение. При назначении наказания за преступления, совершенные до условного осуждения, правила ст. 70 УК РФ[50] не применяются и приговоры исполняются самостоятельно». Поскольку основная часть преступлений, связанных с наркотиками[51], классифицируется как средней тяжести, тяжкие или особо тяжкие, и они же являются самыми распространенными, это постановление Президиума Верховного суда может применяться так же часто, как возникают соответствующие условиям прецеденты. Потребление наркотиков в представлении российского общества, имеет все большую тенденцию быть официальным символом принадлежности к социально исключенным и криминализированным социальным группам, вопреки меняющимся ориентирам в европейских обществах, и даже американском. Дискурсивные средства номинации и кодификации, которыми располагает государство, определяют гражданско-правовой статус любой социальной группы. По мнению П. Бурдье, «кодификация - это операция приведения в символический порядок или поддержки символического порядка, которая наиболее часто возлагается на высшие государственные бюрократии»[52]. Получается, что никто не застрахован от того, чтобы в какой-то момент стать преступником, все зависит лишь от «актуальности» обозначения тех или иных действий отклоняющимися от нормы. Тогда как клеймо «врага государства» становится «универсальным средством борьбы государства против своих реальных или мнимых противников»[53]. В современной России таким клеймом постепенно становится клеймо «потребителя наркотиков». [1] Giddens A. All addictions turn from pleasure to dependency//The Guardian. 16.10. 2007.-P. 32. URL: www.guardian.co.uk (дата обращения: 23.09.2011). [2] Гидденс Э. Трансформация интимности: сексуальность, любовь и эротизм в современных обществах / Пер. с англ. В. Анурина. СПб.: Питер, 2004. С. 58
[3] Фуко М. Воля к истине. По ту сторону знания, власти и сексуальности. / Пер. с фр. С. Табачниковой под ред. А. Пузырея. - М.: Магистериум-Касталь, 1996.
[4] Фуко М. Ненормальные: Курс лекций, прочитанных в Колледже де Франс в 1974-1975 учебном году. СПб. Наука 2005 г.
[5] Э. Гидденс пишет о трех значениях понятия «принуждение». Материальные ограничения по Гидденсу - ограничения тела, с которыми сталкиваются все индивиды на протяжении жизни. Поскольку все вводимые автором понятия обладают дуальностью, материальные ограничения как ограничивают, так и при их преодолении создают новые возможности. (Гидденс Э. Устроение общества: Очерк теории струк- турации.-2-е изд.-М.: Академический Проект, 2005.)
[6] Фуко М. Надзирать и наказывать / Пер. с фр. В. Наумова под ред. И. Борисовой. М.: Ad Marginem, 1999.
[7] Габитус - широко распространенный в современной социологии термин. Был введен П. Бурдье в книге «Различение», означает набор повседневных практик, в той или иной степени структурирующих жизнь индивидов или групп индивидов. По определению П. Бурдье является «структурирующей структурой» (Бурдье П. Различение: социальная критика суждения (фрагменты книги) / пер. с фр. О. И. Кирчик // Западная экономическая социология: хрестоматия современной классики. - Москва: РОССПЭН, 2004.)
[8] Рождественская Е.Ю,. Семенова В.В,. Стрельникова А.В,. Андреев А.Н. Отношение россиян к социально незащищенным группам // Социологический журнал. 2007. №4. С. 134.
[9] См., например: Конструирование девиантности / Монография. Составитель Гилинский Я.И.-СПб.:ДЕАН, 2011; Кристи Н. Приемлемое количество преступлений. Под общ. ред. Я. И. Гилинского. - СПб.: Алетейя, 2011.
[10] См.: Lorber J. and Farrell S.A. (eds.). The Social Construction of Gender. Newbury Park: Sage, 1991.; Здравомыслова E.,Темкина А. Социальное конструирование гендера как феминистская теория // Социальное конструирование гендера // Социологический журнал. N 3-4,1999.
[11] См.: Millie A, Anti-Social Behaviour, Open University Press. 2009. 226 p.; Cohen S. Folk Devils and Moral Panics: The Creation of the Mods and Rockers. London: MacGibbon, Kee, 1972.; Мейлахс П. Дискурс прессы и пресс дискурса: конструирование проблемы наркотиков в петербургских СМИ // Журнал социологии и социальной антропологии. 2004. Т. VII. No 4.
[12] Разные источники, напр.: Гилинский Я. Преступность в обществе потребления // Криминологический журнал Байкальского государственного университета экономики и права. 2009, No 4.
[13] Название книги очень популярного и проницательного французского писателя М.Уэльбека (Мир как супермаркет. Пер. с франц. Н. Кулиш, М. - Издательство Ad Marginem, 2003.)
[14] Леонова А. Общество проблематичного взаимодействия // Индекс: досье на цензуру. 22/2005.
[15] Маркузе Г. Эрос и цивилизация. Одномерный человек: Исследование идеологии развитого индустриального общества / Пер. с англ., послесл., примеч. А.А. Юдина; Сост., предисл. В.Ю. Кузнецова,- М: ООО Издательство ACT, 2003. С. 102. [16] Там же. С. 111.
[17] Маркузе Г. Эрос и цивилизация. Одномерный человек: Исследование идеологии развитого индустриального общества / Пер. с англ., послесл., примеч. А.А. Юдина; Сост., предисл. В.Ю. Кузнецова,- М: ООО Издательство ACT, 2003. С. 115.
[18] Плавинский С. Осознала ли медицина свои пределы. К 30-летию «Медицинской Немезиды» Айвана Иллича // Отечественные записки. 2006. T3. №1. С. 38.
[19] Дарендорф Р. К критике социологии и ее истории // Дарендорф Р. Тропы из утопии. М., 2002. С. 85-173.
[20] Упоминается в разных источниках, в том числе, например: Гольберт В.В. Карательный популизм в современном мире // Криминологический журнал Байкальского государственного университета экономики и права. - Иркутск: Изд-во БГУЭП, 2011, N» 1.-С. 42-50.
[21] Фромм Э. Бегство от свободы. Человек для себя / Пер. с англ. Д.Н. Дудинский. М.: Прогресс, 1992.
[22] Маркузе Г. Эрос и цивилизация. Одномерный человек: Исследование идеологии развитого индустриального общества / Пер. с англ., послесл., примеч. А.А. Юдина; Сост., предисл. В.Ю. Кузнецова,- М: ООО «Издательство ACT», 2003. С. 220.
[23] Там же. С. 225.
[24] Давно ли молодежные выступления конца 1960-х - начала 1970-х критиковались, потому что их лозунги были «Мы хотим всего» и «Здесь и сейчас». Они считались свидетельством социальной незрелости, инфантилизма протестующей молодежи. Тот период связывают и с быстрым распространением потребления легких наркотиков.
[25] Фуко М. Я минималист. Перевод Андрея Корбута. Источник: Foucault, М. Politics, Philosophy, Culture: Interviews and Other Writings of Michael Foucault, 1977-1984. L, N.Y.: Routledge, 1988. pp. 3-16: The Minimalist Self. [26] Бауман 3. Текучая современность. СПб: Питер, 2008. - С. 85.
[27] Варывдин М. Только силовыми методами эту проблему никогда не решить// Газета «Коммерсантъ», №67/П (4608), 18.04.2011. URL: http://www.kommersant.ru/doc/1623696/print (дата обращения: 20.08.2011).
[28] Бауман 3.Текучая модерность: взгляд из 2011 года. Лекция Зигмунта Баумана. 06 мая 2011. URL: www.polit.ru/topic/video/ (дата обращения -10.05.2011).
[29] Черныш М. Россия держит марку// Контекст, N 5, 2000, май. URL: http://www.soob.ru/(дата обращения: 11.04.2010)
[30] Бергер П.А. Индивидуализация и изменение значения социальных неравенств - недопонимание и предложения по его устранению // Социальное неравенство. Изменения в социальной структуре: европейская перспектива /под ред. В. Воронкова, М. Соколова. - СПб.: Алетейя, 2008. - С. 13.
[31] Ильин В.И. Поведение потребителей. - СПб.: Питер, 2000. - С. 46.
[32] Там же. С. 48.
[33] Леонова А. Общество проблематичного взаимодействия // Индекс: досье на цензуру. № 22.2005.
[34] Хорни К. Наши внутренние конфликты. М.: Апрель-Пресс; Эскомо-Пресс, 2000. -С. 141.
[35] Жук О. «Тихие обольстители» или «необузданные демоны». Наркотики. История, общество, культура. Издательство: Красный Матрос, 2009.
[36] Гилинский Я.И. Девиантология: социология преступности, наркотизма, проституции, самоубийств и других «отклонений». - СПб.: Издательство «Юридический центр Пресс», 2004. - 520 с.
[37] Цит. по Мейлахс П.А. Социальная рефлексия наркотической ситуации в Санкт- Петербурге. Автореф. диссертации к. с. н. наук. - СПб: СПбГУ, 2007; Брубейкер Р., Купер Ф. За пределами «идентичности» // Ab Imperio, 3/2002.
[38] Под легализацией в данном случае понимается не полное законодательное разрешение некоторых видов наркотиков, а декриминализация их потребления, а также дифференциация наркотиков по видам и степени опасности, исходящей от них, и по размерам. Например, в Голландии курение марихуаны разрешено только совершеннолетним (и за этим следят), в специально отведенных для этого местах, в которых по Закону могут продавать не больше 5 граммов марихуаны в одни руки, а сами кофе-шопы имеют право хранить не более 500 граммов. (Сайт Органов прокуратуры Нидерландов. URL: http://www.om.nl (дата обращения: 15.10.2011).
[39] Доклад директора-исполнителя Управления Организации Объединенных Наций по наркотикам и преступности «Организованная преступность и угроза безопасности. Борьба с разрушительным последствием контроля над наркотиками», 1.05.2009. URL: http://www.unodc.org/documents/commissions/CND-Uploads/CND-52-RelatedFiles/CND-52-Documents/CND52-ECN72009-ECN152009-CRP4-R.pdf (дата обращения: 16.05.2010).
[40] Виктор Иванов призвал к конфискату// Коммерсанть-Online. 25.10.2011. URL: http://www.kommersant.ru/doc/1803232/print (дата обращения: 30.10.2011).
[41] Например: запрет курения марихуаны в общественных местах (в Бельгии); запрет хранения более назначенного количества (в Голландии - до 30 гр„ в Германии - до 5 гр., в Бельгии до 3-х и т.д.; запрет курения конопли в присутствии детей (в Великобритании) и т.д.
[42] Эксперты: глобальная война с наркотиками провалилась// ВВС. Русская служба. 02.06.2011. URL: http://www.bbc.co.uk/russian/intemational/2011/06/110601_ global_war_on_drugs.shtml (дата обращения: 4.06.2011).
[43] Признаки приема наркотиков и предметы, встречающиеся у наркозависимых. (06.06.2011) URL: http://ria.ru/be2narko_know/20110606/384800537.html (дата обращения: 20.06.2011).
[44] Григорьева И.А. Современная социальная политика: возможности и ограничения. СПб.: ЛГУ им. Пушкина, 2011.
[45] Со слов информанта в Городской наркологической больнице Санкт-Петербурга. [46] Правила сдачи квалификационных экзаменов и выдачи водительских удостоверений утвержденных Постановлением Правительства РФ от 15 декабря 1999 года N 1396 (в ред. от 21.11.2001 N 808).
[47] Кодексе об административных правонарушениях (КоАП) РФ
.
[48] Грызлов Б. Наркоторговцев можно ссылать на каторгу. Употребление зелья должно быть уголовно наказуемым// Независимая газета. 2011.06.07
[49] Президиум Верховного Суда РФ от 17.04.2003 № 1П-496/2002 // Бюллетень Верховного Суда РФ. - 2003. - № 7. - С. 56.
[50] Ст. 70 УК РФ - Назначение наказания по совокупности приговоров.
[51] А именно: ст.ст. 228 (4.1); 228.2 (ч.2), 230 (ч.1); 232 (ч.1); 228 (ч.2), 228.1 (ч.1) и 228.1 (ч.2, ч.З) УК РФ и т.д. Если максимальное наказание за умышленные и неосторожные деяния не превышает 5 лет лишения свободы, то преступление считается средней тяжести. Поскольку в большей части статей и их частей речь идет о лишении свободы до трех лет, или больше (за исключением 231.1. Посев или выращивание запрещенных к возделыванию растений, а также культивирование сортов конопли, мака или других растений, содержащих наркотические вещества, - наказываются штрафом в размере до трехсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до двух лет либо лишением свободы на срок до двух лет), все они не попадают под номинацию «преступление малой тяжести», для которых указанное постановление не действует.
[52] Бурдье П. Дух государства. Поэтика и политика. Альманах Российско-французского центра социологии и философии Института социологии Российской академии наук. - М.: Институт экспериментальной социологии, СПб.: Алетейя, 1999. - С. 123.
[53] Ильин В.И. Государство и социальная стратификация советского и постсоветского обществ. 1917-1996 гг.: Опыт конструктивистско-структуралистского анализа. Сыктывкар: Сыктывкарский гос. ун-т, Институт социологии РАН, 1996. С. 201.
Другие интересные материалы:
|
|