|
|
Проект концепции профилактики ВИЧ-инфекции, предлагаемый Правительству РФ на утверждение. Документ ещё не окончательно доработан, ещё не вставлены кое-какие цифры, но это не мешает его целостному восприятию. I. Введение Концепция профилактики заболевания, вызываемого вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ-инфекции) в Российской Федерации на 2011-2015 годы разработана с учетом основополагающих концептуальных документов Российской Федерации - «Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации до 2020 г.», «Стратегии национальной безопасности РФ до 2020 г.», «Концепции демографической политики РФ на период до 2025 г.», «Стратегии государственной антинаркотической политики РФ на период до 2025 г.», в которых профилактика ВИЧ-инфекции включена в качестве важного элемента стратегии противодействия пандемии. Базовые федеральные документы являются основной для реализации конкретных программ, как на общегосударственном, так и на региональном уровне. Современное мировое сообщество, неотъемлемой частью которого является Россия, уже в течение нескольких десятилетий предпринимает огромные усилия, пытаясь противостоять пандемии ВИЧ-инфекции. Российская Федерация стремится последовательно выполнять обязательства, взятые в рамках принятой в 2001 году Генеральной Ассамблеей ООН Декларации о приверженности делу борьбы с ВИЧ/СПИДом. За более чем 20-летний период развития эпидемии ВИЧ-инфекции в России сформирована определенная система профилактических мер, направленных на противодействие распространению ВИЧ-инфекции. Предпринимаемые усилия позволили сдержать эпидемию ВИЧ-инфекции в Российской Федерации. В связи с широким внедрением антиретровирусной терапии с 2007 года отмечается тенденция снижения количества смертей от СПИДа в группе больных, получающих терапию и уменьшение числа случаев его развития. Вместе с тем, несмотря на снижение темпов распространения пандемии ВИЧ/СПИД, рост числа ВИЧ-инфицированных продолжается. В Российской Федерации, по официальным данным на 1 января 2010 года, выявлено более XXX XXX ВИЧ-инфицированных, из них X XXX детей в возрасте до 15 лет. При этом с 2000 по 2009 годы в ряде стран СНГ показатель заражения населения вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ) увеличился более чем на 25% что, учитывая тесные миграционные этих стран с Россией, существенно отражается на ВИЧ-ситуации на территории Российской Федерации. По мере того как эпидемия ВИЧ все больше распространяется за пределы реально уязвимых групп (потребители инъекционных наркотиков, мужчины, имеющие секс с мужчинами, лица, практикующие коммерческий секс), увеличивается доля людей молодого возраста, живущих с ВИЧ. Так, несмотря относительно устойчивую тенденцию уменьшения доли молодежи среди впервые выявленных инфицированных ВИЧ, наблюдаемую в последние годы, число случаев инфицирования в возрасте 30 - 40 лет увеличилось с 9% в 2000 году до 36,9% в 2009 году. Таким образом, российское общество оказывается перед угрозой кумулятивного эффекта эпидемии, когда процесс снижения темпов распространения ВИЧ, тем не менее, сопровождается значительным нарастанием абсолютного числа ВИЧ-инфицированных и больных СПИДом. Глобализация мировых процессов, возрастающая социальная мобильность, массовая миграция и продолжающееся, несмотря на огромные финансовые затраты дальнейшее распространение ВИЧ-инфекции выдвигают новые приоритеты по сдерживанию эпидемии. Наряду с задачами повышения эффективности лечения ВИЧ-инфицированных больных на первый план выдвигается стратегия действенной системной и долгосрочной профилактики ВИЧ-инфекции в общенациональном масштабе. В настоящее время речь идет фактически об оперативном менеджменте, в котором ключевое значение приобретают антиинерционные и инновационные подходы, опирающиеся на общероссийский и региональный позитивный опыт борьбы с эпидемией ВИЧ-инфекции и направленные на мобилизацию имеющихся и создание новых ресурсов профилактики и противодействия ВИЧ-инфекции.
II. Цель Концепции Целью Концепции является создание условий для защиты здоровья россиян путем реализации мер, направленных как на снижение риска заражения ВИЧ-инфекцией, так и на обеспечение всеобщего доступа к мерам профилактики, лечения, ухода и поддержки. Достижение данной цели означает формирование общества, в котором: • граждане будут эффективно защищены от угрозы инфицирования ВИЧ; • система действенных мер защиты, профилактики и лечения обеспечит контроль над эпидемической ситуацией; • будут существенно снижены потери репродуктивного здоровья населения, производительности труда, а также финансово-экономических и ресурсных затрат, направляемых на массовое лечение тяжелых заболеваний, связанных с ВИЧ-инфекций. Итогом реализации Концепции является создание объективных условий для устойчивого снижения численности новых случаев инфицирования ВИЧ, в первую очередь среди молодежи и, соответственно, снижения общих показателей заболеваемости и смертности обусловленных ВИЧ-инфекцией.
III. Основные целевые ориентиры В качестве целевых ориентиров при реализации мероприятий по профилактике заражения ВИЧ-инфекцией в Российской Федерации на среднесрочную перспективу к 2015 году должны стать: • существенное замедление темпов распространения ВИЧ-инфекции на территории РФ за счет сокращения новых случаев ВИЧ-инфекции и достижение ежегодного снижения темпов роста заболеваемости; • обеспечение всеобщего доступа к мерам профилактики, лечения ВИЧ/СПИДа, а также ухода и поддержки ВИЧ-инфицированных; • снижение риска передачи ВИЧ-инфекции от матери к ребенку до 3 процентов; • расширение охвата населения тестированием на наличие ВИЧ-инфекции; • формирование в общественном мнении установок на приоритет семейных ценностей, нравственности, отказа от моделей рискованного в отношении заражения ВИЧ поведения; • формирование в обществе негативного отношения к немедицинскому потреблению наркотиков, а также в целом усиление роли гражданского общества и правоохранительных органов по снижению наркодавления на Российскую Федерацию; • повышение осведомленности населения о рисках для здоровья, связанных с ВИЧ-инфекцией и охват профилактическими мероприятиями и информированием не менее 80 процентов взрослого населения.
IV. Основные принципы реализации Концепции Реализация Концепции основывается на следующих основных принципах: • главенство права граждан на обладание высоким уровнем здоровья, признание права граждан на свободный доступ к информации, профилактике, лечению, уходу и поддержке; • комплексность, инновационность, системность профилактических мер; • взаимодействие органов государственной власти, институтов гражданского общества, бизнеса, партийных и профсоюзных организаций в рамках медицинских, социальных, экономических, правовых и иных программ профилактики ВИЧ/СПИДа; • сохранение и развитие международного сотрудничества при усилении роли и значимости национальных профилактических программ; • информационная открытость и независимость оценки результатов реализации Концепции (в том числе с участием представителей гражданского общества и международных организаций); • непрерывность и последовательность в реализации мероприятий, направленных на снижение показателей заболеваемости и смертности от болезней, связанных с ВИЧ/СПИД. Концептуальные подходы в профилактике ВИЧ-инфекции включают также выработку и внедрение в практику следующих принципов и подходов: • региональный подход, который предусматривает при выработке высоких единых базовых стандартов профилактических мер учет регионально-территориальных и этнокультурных особенностей, влияющих на распространение ВИЧ-инфекции в различных субъектах Федерации; • принцип выделения целевых групп заключающийся в разработке целенаправленных адресных программ профилактики с учетом групповых социально-психологических характеристик. Приоритетными целевыми группами следует считать потенциально уязвимые (учащаяся и работающая молодежь, беременные, медицинские работники, военнослужащие, трудовые мигранты, лица, находящиеся в местах лишения свободы,), а также реально уязвимые (потребители инъекционных наркотиков, мужчины, имеющие секс с мужчинами, лица, практикующие коммерческий секс); • принцип государственно-частного партнерства, предполагающий формирование условий для более тесного, предметного взаимодействия государственных и частных структур, государственного и частного капитала на базе реализации конкретных профилактические проектов и программ; • принцип поощрения социальной ответственности и участия бизнеса и гражданского общества в сфере профилактики ВИЧ-инфекции; • конкурентный подход (развитие конкурсной составляющей, соревновательности регионов за лучшие показатели динамики замедления темпов распространения ВИЧ-инфекции); • принцип научной обоснованности и экспертно-аналитического сопровождения программы профилактики ВИЧ-инфекции.
V. Меры, направленные на профилактику ВИЧ-инфекции Приоритетные социально-гуманитарные направления профилактических мер Разработка и реализация системы профилактических мер в целевых группах (потенциально и реально уязвимых группах). Разработка и продвижение проектов, способствующих усилению доступности и действенности профилактических мер, в реально уязвимых целевых группах. Использование потенциала неправительственного сектора и гражданских инициатив в профилактике рискованного поведения, наркомании и ВИЧ-инфекции в этих группах. Формирование тематических молодежных движений, сетей, и общественных объединений, образовательных учреждений, пропагандирующих и закрепляющих позитивные социальные установки, принципы здорового образа жизни. Использование инновационных методов и приемов в профилактических мероприятиях в системе образования. Создание интерактивных, медийных информационно-образовательных и обучающих пособий и программ. Внедрение программ по реализации профилактических мер через малые контактные группы (семья, трудовой, учебный коллектив, устойчивые группы по интересам и т.п.). Разработка и внедрение новых методов в комплексе профилактических мер, осуществляемых правоохранительными органами в борьбе с преступностью, проституцией и незаконным оборотом наркотических средств и психотропных веществ. Сотрудничество гражданского сектора с силовыми ведомствами в пределах их компетенции и выделенных полномочий. Усиление роли православной церкви и других традиционных для Российской Федерации конфессий в деле профилактики распространения ВИЧ-инфекции. Создание, с целью усиления эффективности, в системе профилактических мер волонтерского движения на базе неправительственных организаций и образовательных учреждений, в том числе с использованием потенциала медицинских училищ, находящихся в ведении уполномоченных органов в сфере здравоохранения субъектов Федерации. Разрушение стереотипа вседозволенности и необузданного потребительства как современного и модного атрибута жизни, признание половой распущенности и неверности неприемлемым и губительным для общества поведением. Воссоздание с использованием новых методов положительного примера супружеской верности и семейных ценностей, а также разъяснение родителями и детям реальной угрозы ВИЧ-инфицирования и его трагических последствий для личности. Разработка и установление механизма координации информационно-образовательных и обучающих программ и кампаний по формированию здорового образа жизни среди различных категорий населения, особенно детей, подростков и беременных женщин. Подготовка работников здравоохранения, образования, социальной сферы, средств массовой информации для участия в профилактических мерах. Укрепление инфраструктуры и потенциала организаций, отвечающих за санитарное просвещение и профилактику ВИЧ-инфекции, совершенствование методов их работы и программ обучения. Информационно-просветительское направление профилактических мер Создание федерального портала по вопросам профилактики ВИЧ-инфекции как унифицированной матрицы сайтов региональных представительств. Подготовка и размещение на этом портале системной и разнообразной информации о ВИЧ-инфекции: о «точках доступа» - анонимных кабинетах, о центрах СПИДа, о способах профилактики. Поддержка он-лайн консультаций врачей, психологов и т.д. Формирование национального бренда противодействия ВИЧ-инфекции путем продвижения акций и проектов, реализуемых в рамках Концепции. Создание уникального логотипа, унифицированной стилистики, объединение акций, проектов, программ в единую долгосрочную информационную кампанию. В среднесрочной перспективе — продвижение национального бренда противодействия ВИЧ-инфекции на международный уровень, как эффективного профилактического направления; Разработка и реализация специальных медиапроектов, направленных на различные группы населения (детей, беременных женщин, работников сферы образования, здравоохранения и культуры), с использованием средств коммуникации (почты, прессы, телевидения, радио, транзитной антирекламы, сети Интернет, открытой консультативной телефонной линии). Разработка и размещение социальной рекламы, подготовка и издание научно-популярной литературы, направленной на профилактику ВИЧ-инфекции, распространение их через средства массовой информации, медицинские, образовательные и торговые организации, библиотеки; Привлечение институтов гражданского общества, видных деятелей науки, культуры, искусства, шоу-бизнеса к медийным проектам профилактики с целью формирования в общественном мнении позитивных установок на социально ответственное и безопасное поведение. Создание и продвижение рекламных продуктов по профилактике ВИЧ-инфекции с учетом новейших достижений социальной рекламы в контексте основных направлений, подходов и принципов настоящей Концепции. Широкое использование всего рекламного пространства. Разработка комплексов новейших методических и просветительских материалов для всех категорий и групп, вовлеченных в профилактический процесс. Указанные материалы должны обобщить положительный опыт разработки и реализации просветительских программ как на территории Российской Федерации, так и мирового сообщества в рамках глобальных инициатив. Законодательные аспекты мер профилактики Осуществление мониторинга за соблюдением законности в реализации профилактических мер. Совершенствование на федеральном и региональном уровнях законодательной базы профилактики ВИЧ-инфекции на основе положений Концепции. Создание региональной концептуальной нормативной базы с учетом специфики субъектов Федерации. Контроль за исполнением средствами массовой информации Федерального законодательства о размещение информационных материалов о здоровом образе жизни и доступных мерах по профилактике ВИЧ-инфекции в пределах распространяемой ими социальной рекламы. Выделение фиксированной квоты на социальную рекламу по противодействию ВИЧ-инфекции в рамках региональной законодательной деятельности. Научно-экспертная поддержка и сопровождение профилактических мер Подготовка научно обоснованных и проработанных планов и рекомендаций по формированию высокоэффективной системы профилактических мер. Экспертное сопровождение процессов выработки и принятия управленческих решений в области профилактики ВИЧ-инфекции. Научная экспертиза хода и результатов профилактических мер. Организация и проведение социологических обследований для изучения ценностных установок, уровня знаний, уровня приверженности безопасному и социально ответственному поведению различных целевых групп. Экспертные оценки деятельности неправительственных организаций в сфере профилактики ВИЧ-инфекции. Разработка и внедрение механизмов экспертизы медийных проектов, эффективности социальной рекламы воспитательных, образовательных и игровых программ профилактической направленности. Международное сотрудничество в сфере профилактики ВИЧ-инфекции Поддержка и развитие перспективных направлений и проектов международного сотрудничества. Использование инновационных достижений ведущих научных мировых центров США и ЕС, занимающихся вопросами ВИЧ-инфекции. Утверждение лидирующей роли России в развитии современных профилактических программ и подходов стратегии сдерживания эпидемии ВИЧ-инфекции в странах СНГ. Кооперация в продвижении перспективных инновационных разработок в деле профилактики. Укрепление и развитие сотрудничества с зарубежными НПО, методологические подходы и программы которых отвечают направлениям Концепции и не противоречат российскому законодательству.
VI. Мониторинг и оценка эффективности реализации Концепции Результативность системы противодействия распространению ВИЧ-инфекции является основной целевой функцией и критерием оценки эффективности мероприятий, осуществляемых в рамках данной Концепции. Для принятия эффективных управленческих решений, направленных на существенное замедление темпов распространения ВИЧ-инфекции на территории РФ и достижение ежегодного снижения темпов роста заболеваемости, а также обоснования необходимых ресурсов должна быть сформирована система мониторинга и оценки эффективности реализации Концепции (далее - система мониторинга). Система мониторинга позволит оценить позитивную динамику в процессе замедления темпов распространения ВИЧ-инфекции и сокращения численности ВИЧ-инфицированных для внесения соответствующих корректировок в Концепцию и план по ее реализации. Формирование современной системы мониторинга предусматривает: проведение научных медико-профилактических и социально-экономических, социологических, социально-психологических исследований, направленных на изучение био-социальных, социокультурных и социопсихологических причин и последствий заражения ВИЧ; установление показателей и индикаторов, включающих данные о распространенности ВИЧ/СПИД в различных целевых группах и эффективности различных мер профилактики в соответствующих группах; обеспечение транспарентности мониторинга и его доступности для контроля; использование экспертных методик при реализации мониторинга качества и результативности программ профилактики во взаимодействии с институтами гражданского общества.
VII. Механизмы реализации Концепции Для достижения цели Концепции в ходе реализации профилактических мер используется системный подход, который предполагает: формирование плана мероприятий по реализации Концепции, выработку действенного механизма и алгоритма по его выполнению; эффективное распределение имеющихся ресурсов на достижении значений целевых ориентиров; создание механизма мониторинга, оценки, контроля, а также распознавания и минимизации рисков реализации Концепции. Ответственным за координацию деятельности по реализации Концепции является Министерство здравоохранения и социального развития Российской Федерации. Реализация Концепции осуществляется органами государственной власти в соответствии с их полномочиями в установленной сфере деятельности во взаимодействии с неправительственными организациями. При реализации Концепции соответствующие органы государственной власти представляют в Министерство здравоохранения и социального развития Российской Федерации промежуточную отчетность о фактически достигнутых значениях целевых ориентиров в отношении мер, направленных на профилактику ВИЧ-инфекции в Российской Федерации, проблемах и рисках, а также о предпринимаемых мерах по их преодолению. Для осуществления эффективного управления и контроля выполнения плана мероприятий по реализации Концепции на федеральном уровне в каждом заинтересованном федеральном органе исполнительной власти должны определяться ответственные должностные лица и соответствующие подразделения. В рамках соответствующих проектов и программ должны действовать рабочие группы и ответственные лица. На региональном уровне управление, координация и контроль за ходом выполнения мероприятий по реализации Концепции осуществляются органами управления здравоохранением в субъектах Российской Федерации.
VIII. Объем и источники финансирования мероприятий по реализации Концепции Финансирование мероприятий по реализации Концепции, проводимых федеральными органами исполнительной власти, осуществляется в пределах средств, предусмотренных на эти цели в федеральном бюджете, а также за счет средств, предусмотренных на содержание соответствующих федеральных органов исполнительной власти. Финансирование мероприятий по реализации Концепции, проводимых в субъектах Российской Федерации, осуществляется в соответствии с законодательством субъектов Российской Федерации.
Утвержден распоряжением Правительства Российской Федерации от 2011 г. N ПЛАН МЕРОПРИЯТИЙ ПО РЕАЛИЗАЦИИ КОНЦЕПЦИИ ПРОФИЛАКТИКИ
ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ РАСПОРЯЖЕНИЕ от 2011 г. N 1. Утвердить прилагаемые: Концепцию профилактики заболевания, вызываемого вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ-инфекции) на территории Российской Федерации на 2011-2015 годы; план мероприятий по реализации Концепции профилактики ВИЧ-инфекции на территории Российской Федерации на 2011-2015 годы. 2. Рекомендовать органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации учитывать в своей деятельности положения Концепции профилактики ВИЧ-инфекции на территории Российской Федерации, утвержденной настоящим распоряжением. Председатель Правительства Российской Федерации В.ПУТИН
Другие интересные материалы:
|
|